Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешного обучения студентов медицинского вуза.
Известно, что успешность обучения зависит от общего уровня интеллекта [3, 5, 11] и мотивационной составляющей этой деятельности [7]. Причем эти зависимости не носят линейного характера [11, 12]. Известно, также, что успешность обучения зависит от личностной тревожности [6, 8, 9], содержащей мотивационные аспекты деятельности [7]. Учет каждого фактора в отдельности не позволяет в полной мере прогнозировать успешность обучения в вузе.
Цель изобретения - повышение надежности прогноза успешности обучения студентов в медицинском высшем учебном заведении.
Поставленная цель достигается тем, что наряду с оценкой интеллекта и ранга основных мотивов мотивационной структуры личности осуществляется оценка личностной тревожности.
Способ осуществляется следующим образом. У студентов в процессе обучения с помощью психодиагностических тестов оцениваются следующие характеристики: общий уровень интеллекта (например, с помощью шкалы B теста 16PF [2]), структуру мотивации (например, с помощью опросника для оценки структуры мотивации [1]), а также личностную тревожность (например, с помощью теста MAS [10, 4])
Высокую успешность обучения по критерию успеваемости демонстрируют студенты со следующими психодиагностическими характеристиками (табл. 1).
Низкую успешность обучения по критерию успеваемости демонстрируют студенты со следующими психологическими характеристиками (возможны два варианта). См. табл. 2.
Представленные оценочные критерии получены в результате факторного анализа данных о результате обучения по критерию успеваемости на кафедре нормальной физиологии Рязанского государственного медицинского университета 80 студентов, наблюдение за которыми велось в течение учебного года.
Прогноз высокой успешности обучения студентов в высшем медицинском учебном заведении строят на основе оценки интеллекта по психологическому тесту 16PF - 6 и более баллов, личностной тревожности по тесту MAS - 20 и более баллов, ранговом расположении основных мотивов в следующей последовательности: состязательный мотив, познавательный мотив.
Литература.
1. Гербачесвский В.К. Оценка уровня притязаний // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Ред. А.А.Крылова. - Л. - 1990. - С. 38-44.
12. Кэттелл Р.Б., Эбер Г.В. Руководство по проведению и оценке теста 16 PF. - Братислава. - 1968. - 34 с.
3. Малешина М. С. Влияние индивидуально-психологических особенностей взрослых на успешность их учебной деятельности // Орган. и клин. вопросы пограничной психиатрии. - М. : ВНИИ общей и суд. психиатрии. - 1990. - С. 83-87.
4. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Ред. Н.М.Пейсахов. - Казань, КГУ. - 1977. - 296 с.
5. Чайченко Г.М., Томилина Л.И. Некоторые механизмы эффективности умственной деятельности // Физиол. человека. - 1991. - 17, N 3. - С. 14-18.
6. Eliasz H. Yrwina Sarasona koncepcij leku egzaminacyjnego // Prz. psychol. - 1977. - 20, N. - P. 655-667.
7/ Lazarus R.S., Averill J.R. Emotion and cognition: with special reference to anxiety // Anxiety, current trends in theory and research / Ed. Ch. D. Spielberger. - New-York-London/ - 1972, v. 2. - p. 241.
8. Mandler G. , Sarason S.B. A study of anxiety and learning // J. Abnorm. and Soc. Psychol. - 1952. - 47.
9. Sewell T.E., Farley F.H., Sewell F.B., Anxiety, cognitive style and mathematics achievement // J. Gen. Psychol/ - 1983/ - 109, N 1, - P. 59-66.
Taylore S.F. A personality scale of manifest anxiety // J. Abnorm. Soc. Psychol. - 1953. v. 48. - P. 285-290.
11. Tyler L.E. Human abilities // Ann. Rev. Psychol., - 1972. - 23. - P. 177-206.
12. Yerker R., Dodson J. The relation of streungth of stimulus to rapidity of habit formation // J. Comp. Neyrol Psyhol. - 1908. - N 18. - P. 459-462.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ прогнозирования успешности обучения студентов в медицинском вузе | 2023 |
|
RU2825052C1 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2003 |
|
RU2230490C1 |
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
Мультиплексный набор маркеров как инструмент для разработки генетического тестирования подверженности к шизофрении, алкоголизму и связи с особенностями личности в молодом и умственными способностями в пожилом возрасте | 2022 |
|
RU2819816C1 |
Способ лечения нарушений осанки | 2020 |
|
RU2740266C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2016 |
|
RU2621278C1 |
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) | 2019 |
|
RU2717200C1 |
Способ оценки адаптивных возможностей детей к воздействию учебно-образовательной нагрузки | 2022 |
|
RU2801608C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ | 2013 |
|
RU2557698C2 |
Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов. Способ позволяет повысить эффективность прогноза. Для этого у студентов в процессе обучения исследуют общий интеллектуальный уровень, мотивационную структуру личности и уровень личностей тревожности по психологическим тестам. При оценке интеллекта по тесту 16PF-6 и более баллов, личностной тревожности по месту MAS-20 и более баллов, ранговом расположении основных мотивов в следующей последовательности: состязательный мотив, познавательный мотив - прогнозируют успешность обучения в медицинском высшем учебном заведении. 2 табл.
Способ прогнозирования успешности обучения студентов в медицинском высшем учебном заведении, включающий предъявление психодиагностических тестов, исследование общего интеллекта и структуры мотивации, отличающийся тем, что дополнительно оценивают уровень личностной тревожности и при оценке интеллекта по психологическому тесту 16РF равным 6 и более баллов, личностной тревозности по тесту МАS равным 20 и более баллов, ранговом расположении основных мотивов в последовательности, состязательный мотив, познавательный мотив - прогнозируют успешность обучения в медицинском высшем учебном заведении.
Чайченко Г.М., Томилина Л.А | |||
Некоторые механизмы эффективности умственной деятельности | |||
Физиология человека, 1991, 17, 3, с | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Авторы
Даты
1998-03-20—Публикация
1993-12-15—Подача