Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях механических передач, в частности, транспортных средств.
Известны муфты с дисковым сцеплением, обеспечивающие передачу крутящего момента от ведущего на ведомый вал с помощью прижимных дисков, закрепленных на валах [1].
Недостатком данных муфт является сложность конструкции, больше габариты и недостаточный ракурс работы, связанный с трением между дисками.
Известны также гидромуфты, обеспечивающие передачу крутящего момента от ведущего на ведомый вал при значительной угловой скорости, но не позволяющие обеспечить устойчивую работу из-за возможности проскальзывания валов, при этом у них существует зависимость передаваемого крутящего момента от числа оборотов [2].
Наиболее близким аналогом данного изобретения является гидравлическая сцепная муфта с коловратным лопастным насосом и золотниковым регулированием, содержащая ротор с выдвижными подпружиненными лопастями, удерживаемыми в убранном положении механическими защелками, охватывающий ротор внешний корпус с эксцентрично выполненной внутренней цилиндрической поверхностью, образующей с ротором зоны высокого и низкого давления рабочей жидкости, золотник со штоком и поршнем, и предохранительный клапан, установленные с возможностью перекрытия сообщения между упомянутыми зонами. [3].
Однако данная муфта также не обеспечивает надежной работы, так как трудно добиться безотказного срабатывания механических защелок для лопастей ротора, всегда существует опасность их заклинивания и поломки муфты. Кроме того, муфта не позволяет изменять направление вращения валов, так как ее лопасти расположены не по радиусу к центру вращения ротора, а с некоторым наклоном.
Задачей изобретения является повышение надежности работы муфты при улучшении массогабаритных характеристик и увеличение ресурса работы, а также возможность обеспечения изменения направления вращения при использовании муфты в реверсивных механизмах.
Указанные технические результаты достигаются за счет использования гидропривода с золотником и поршнем, позволяющим осуществлять изменение эксцентриситета ротора с лопастями относительно специально введенного промежуточного элемента, перемещаемого давлением рабочей жидкости в радиальном направлении между ротором и корпусом, при этом лопасти ротора расположены радиально к центру его вращения.
На фиг. 1 представлен продольный разрез муфты; на фиг.2 - ее поперечное сечение в рабочем положении; на фиг.3 - поперечное сечение в выключенном положении,
Гидравлическая сцепная муфта с коловратным лопастным насосом содержит ротор 1 с прорезями 2 для перетекания рабочей жидкости, пазами для установки лопастей 3, пружины 4 для поджатия лопастей 3, статор 5 с крышкой 6, золотник 7, снабженный штоком и поршнем и установленный с возможностью разобщения зон высокого и низкого давления рабочей жидкости, образующихся при вращении ротора 1, между статором 5 и ротором 1 с зазором размещен промежуточный элемент 16 с внутренней цилиндрической поверхностью, установленный с возможностью диаметрального перемещения в направляющих 21 статора 5. При этом муфта снабжена по меньшей мере двумя предохранительными клапанами 22 и 17, один из которых установлен в зоне высокого давления на промежуточном элементе 16, а другой - на статоре 5 с возможностью дополнительного сообщения между собой зон высокого и низкого давления. Золотник 7 расположен внутри ротора 1 и снабжен поршневым кольцом 8, охватывающим его шток с возможностью перемещения и фиксации посредством штифтов 9, а зона низкого давления между статором 5 и промежуточным элементом 16 сообщена при помощи канала 20 с зоной низкого давления между промежуточным элементом 16 и ротором 1.
Также муфта снабжена рычагами 1-го рода 24, закрепленными на поверхности ротора 5, причем одни концы рычагов 1-го рода 24 шарнирно соединены с тягой 26, закрепленной на промежуточном элементе 16, а другие снабжены балансировочными грузами 23. Рычаги 1-го рода 24 и балансировочные грузы 23 могут при необходимости размещаться как с внешней стороны статора 5, так и с его внутренней стороны в пространстве между статором 5 и промежуточным элементом 16, причем может использоваться лишь один рычаг 1-го рода 24 и один балансировочный груз 23 при наличии на статоре 5 закрепленного противовеса (не показан) балансировочному грузу 23.
Кроме того, муфта содержит круговой поршень 10, шайбу 11 с штифтом 12 и с цапфой для ее перемещения (не показана), заглушки 13, уплотнения 14, кольцевую выточку 15, выполненную в корпусе статора 5, канал 18 в статоре 5, кольцевую выточку 19 в подвижном промежуточном элементе 16, плоские направляющие 21 статоре 5 для диаметрального перемещения промежуточного элемента 16, при этом у муфты образованы зоны (полости) Б, С, D, E, F, G, M, N, G1, G2, причем полость Б заполнена газом, а остальные - рабочей жидкостью.
Муфта работает следующим образом.
В рабочем положении (сцепление включено) при вращении ротора 1 в зонах высокого давления G1 (вращение по часовой стрелке) или G2(вращение против часовой стрелки) между ротором 1 и подвижным промежуточным элементом 16 образуется замкнутый объем с повышенным давлением, создающий за счет эксцентриситета подвижного промежуточного элемента 16 крутящий момент на этом элементе, который передается на статор 5. При повышении давления выше допустимого срабатывает предохранительный клапан 22 и жидкость из полости M через предохранительный клапан 17 и канал 20 поступает в зону низкого давления G2 (вращение по часовой стрелке). В этом случае при максимальном допустимом крутящем моменте будет иметь место проскальзывание ротора 1 относительно статора 5.
В рабочем положении балансировочные грузы 23 смещены относительно оси вращения ротора 1 и статора 5 в противоположном направлении относительно смещения промежуточного элемента 116.
Для выключения муфты золотник 7 с помощью шайбы 11 передвигается влево вместе с поршнем 8, жидкость из полости M всасывается через канал 18 в полость E, а вытесняемая поршнем 8 жидкость из полостей D и C через прорези 2 попадает в полости G и через канал 20 поступает в полость N, тем самым уменьшая эксцентриситет промежуточного элемента 16 до нуля - свободное вращение ротора 1. Одновременно балансировочные грузы 23 с помощью тяги 26 приводятся в симметричное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА С КОЛОВРАТНЫМ ЛОПАСТНЫМ НАСОСОМ | 1997 |
|
RU2112161C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА С КОЛОВРАТНЫМ ЛОПАСТНЫМ НАСОСОМ | 1997 |
|
RU2127381C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СЦЕПНАЯ МУФТА С КОЛОВРАТНЫМ ЛОПАСТНЫМ НАСОСОМ | 1997 |
|
RU2126915C1 |
ГИДРООБЪЕМНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 1998 |
|
RU2136993C1 |
КОЛОВРАТНЫЙ ГИДРОНАСОС ПЕРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ | 1997 |
|
RU2118711C1 |
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2136989C1 |
КОЛОВРАТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2123123C1 |
ГИДРОВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2107858C1 |
ОБЪЕМНАЯ МАШИНА САВИНА | 1992 |
|
RU2016241C1 |
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ), МЕХАНИЗМ КАЧАНИЯ ЛОПАСТЕЙ, УЗЕЛ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОПАСТЕЙ И ПОДШИПНИКОВАЯ ОПОРА МЕХАНИЗМА КАЧАНИЯ ЛОПАСТЕЙ | 1999 |
|
RU2159342C1 |
Использование: в области машиностроения, в частности в трансмиссиях механических передач транспортных средств. Сущность изобретения: гидравлическая сцепная муфта с коловратным лопастным насосом содержит статор, размещенный внутри статора ротор с подпружиненными лопастями, установленный с возможностью вращения и образования при работе зон высокого и низкого давления рабочей жидкости, и золотник, снабженный штоком и поршнем и установленный с возможностью разобщения упомянутых зон, при этом между статором и ротором с зазором размещен промежуточный элемент с внутренней цилиндрической поверхностью, установленный с возможностью диаметрального перемещения в направляющих статора, кроме того, муфта снабжена, по меньшей мере, двумя предохранительными клапанами, один из которых установлен в зоне высокого давления на промежуточном элементе, а другой - на статоре с возможностью дополнительного сообщения между собой зон высокого и низкого давления, золотник расположен внутри ротора и снабжен поршневым кольцом, охватывающим его шток с возможностью перемещения и фиксации посредством штифтов, а зона низкого давления между статором и промежуточным элементом сообщена при помощи канала с зоной низкого давления между промежуточным элементом и ротором, причем муфта может быть снабжена рычагами 1-го рода, закрепленными на поверхности статора, при этом одни концы рычагов шарнирно соединены с тягой, закрепленной на промежуточном элементе, а другие снабжены балансировочными грузами. 3 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Политехнический словарь, изд | |||
третье, М.: Советская инциклопедия, 1989, стр | |||
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПУСКА В ХОД АВИАЦИОННЫХ МОТОРОВ | 1924 |
|
SU577A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Краткий политехнический словарь | |||
М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1955, стр.212 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
SU, авторское свидетельство, 36735, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1998-03-20—Публикация
1997-03-18—Подача