СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Российский патент 1998 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2107462C1

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, позволяет прогнозировать возможные нарушения состояния здоровья младших школьников под влиянием повышенной учебной нагрузки в школах с углубленным изучением иностранного языка.

Необходимость способа обоснована высокой частотой нарушений здоровья младших школьников, а особенно учащихся 2-х классов специализированных школ, т. к. именно в этот период их организм подвергается воздействию повышенной учебной нагрузки, связанной с началом интенсивного изучения иностранных языка. Ведущими проявлениями нарушения состояния здоровья детей в этот являются частые ОРВИ, невротические реакции, снижение остроты зрения, аномалия осанки, недостаточная прибавка массы тела. Нами установлено, что у второклассников специализированной школы указанные нарушения здоровья диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у детей обычной общеобразовательной школы.

Наиболее близким по своей сущности к предлагаемому способу относится способ прогнозирования срыва адаптации к началу обучения в школе у 7-летних первоклассников посредством подсчета суммы диагностических коэффициентов 21 фактора социального и биологического анамнеза по формализованной таблице, составленной с помощью последовательного анализа Вальда. При значении суммы диагностических коэффициентов более +13 делается прогноз о неблагоприятном течении адаптации.

Недостатками прототипа являются:
1 - возможность прогнозировать только выраженные невротические реакции, а не нарушения состояния здоровья в виде частых ОРВИ, снижения остроты зрения, аномалии осанки, недостаточной прибавки массы тела;
2 - прогноз осуществляется на основании социально-биологических факторов; культурный уровень, социальное положение родителей, погрешности в воспитании ребенка и др. Эти факторы являются нестабильным и клиническим не подтвержденным материалом. Оценка данных анамнеза для определения диагностических коэффициентов в значительной степени субъективна:
3 - большая трудоемкость способа, определяемая необходимостью оценки большого числа признаков (более 20);
4 - точность способа прототипа при его проверке по предлагаемому способу - 60%.

Предлагаемый способ лишен этих недостатков, поскольку для прогнозирования нарушений состояния здоровья младших школьников используется один объективный показатель - коэффициент точности умственной работоспособности (i), характеризующий адаптированность ребенка к обучению. Обращает на себя внимание простота способа и его доступность для массового обследования первоклассников.

Цель изобретения - повышение точности прогноза.

Указанная цель достигается тем, что определяются критические значения показателей умственной работоспособности младших школьников на 17-й неделе первого учебного года путем проведения корректурных проб по таблицам Анфимова. Вычисляется коэффициент точности работы (i) и при его значении менее 60 баллов прогнозируются неблагоприятные нарушения состояния здоровья детей в течение 2-го года обучения, в период начала интенсивного изучения иностранного языка.

Новизна способа заключается в том, что впервые уровень умственной работоспособности использован для прогнозирования возможных нарушений состояния здоровья младших школьников в специализированной школе с интенсивным изучением иностранного языка, где учебная нагрузка заведомо больше, чем в обычной общеобразовательной школе. Определены критические значения коэффициента точности i (60 баллов) и оптимальные сроки прогнозирования (17-я неделя 1-го учебного года).

Способ осуществляется следующим образом:
На 17 неделе 1-го учебного года (конец 2-тй четверти 1 класса), в пятницу, после 3-го урока определяется уровень умственной работоспособности детей по результатам выполнения корректурных проб. Корректурные пробы проводятся по фигурным таблицам Анфимова объемом 100 знаков. Работа с таблицами по определенному заданию выполняется в течение 2 мин. Результаты выполнения корректурных проб оценивались по следующим показателям: количественному - количество просмотренных знаков и качественному - количество допущенных ошибок. По этим показателям рассчитывался интегральный показатель: коэффициент точности (i) М.В. Антропова (1977). Рассчет проводился по формулам

где
a - количество проверенных заданных знаков;
b - количество пропущенных заданных знаков;
c - количество допущенных ошибок;
d - количество всех знаков в проверенном тексте.

При значении i менее 60 баллов прогнозировались нарушения состояния здоровья детей в период их перехода к интенсивному изучению иностранного языка в виде: частых ОРВИ, невротических реакций, снижения остроты зрения, недостаточной прибавки массы тела на 2-мо году обучения.

Пример 1. Анисимов Семен, 7 лет. На 17 неделе 1-го года обучения коэффициент точности работы (i) - 17,7 балла (менее 60 баллов). Спрогнозировано неблагоприятное изменение состояния здоровья во 2-ом классе. На 2-ом году обучения мальчик 5 раз переболел ОРВИ, отмечалась недостаточная прибавка массы тела (менее 1500 г за год), развилась значительно выраженная невротическая реакция (соматовегетативный, астенический, фобический синдромы). Прогноз подтвердился.

Пример 2. Маринцев Вова, 7 лет. На 17 неделе 1-го учебного года коэффициент точности работы (i) - 120,5 балла (более 60 баллов). Спрогнозировано отсутствие нарушений состояния здоровья на 2-ом году обучения. Во 2-ом классе нарушения состояния здоровья не сформировались. Прогноз подтвердился.

Всего обследовано 46 детей в период первых двух лет обучения в специализированной школе. Полученные результаты показывают, что предлагаемый способ позволяет прогнозировать нарушения состояния здоровья младших школьников с точностью 90%, что выше точности способа прототипа (60%) - см. таблицу.

Существенные отличия способа:
1. Использование для прогнозирования одного объективного показателя - коэффициента точности умственной работоспособности (i), характеризующего адаптированность ребенка к обучению.

2. Применение в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка.

Преимущества предлагаемого способа:
1. Повышение точности прогноза до 90% (по прототипу - 60,7%).

2. Простота способа и доступность для массового обследования первоклассников.

Похожие патенты RU2107462C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ 1995
  • Одинцов С.Б.
  • Жданова Л.А.
  • Филькина О.М.
  • Шанина Т.Г.
  • Воробьева Е.А.
  • Пыхтина Л.А.
  • Нежкина Н.Н.
RU2125833C1
Способ оценки вероятности формирования у школьников сколиоза, связанного с сочетанным комплексным воздействием таких факторов окружающей среды, как марганец и свинец, современного образовательного процесса, питания и образа жизни 2021
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Вандышева Александра Юрьевна
  • Эйсфельд Дарья Александровна
RU2767925C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ 2004
  • Кучма Владислав Ремирович
  • Храмцов Петр Иванович
  • Краковский Максим Михайлович
  • Федоров Виктор Александрович
  • Гребенко Юрий Александрович
RU2319445C2
Способ прогнозирования осложненного течения адаптации к школе у детей шестилетнего возраста 1988
  • Русова Татьяна Валентиновна
  • Жданова Людмила Алексеевна
  • Шиляев Рудольф Ростиславович
SU1561953A1
Способ прогнозирования течения адаптации к обучению у 6-летних первоклассников 1988
  • Русова Татьяна Валентиновна
  • Жданова Людмила Алексеевна
  • Шиляев Рудольф Ростиславович
SU1698762A1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЛАДШИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ 2006
  • Нефедов Петр Владимирович
  • Кутумова Наталья Борисовна
RU2326585C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ 2009
  • Порецкова Галина Юрьевна
  • Печкуров Дмитрий Владимирович
  • Емелина Анна Александровна
  • Басис Людмила Борисовна
  • Тюмина Ирина Альбертовна
RU2396904C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2203103C2
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ 2013
  • Ветлугина Тамара Парфеновна
  • Никитина Валентина Борисовна
  • Лобачева Ольга Анатольевна
  • Стоянова Ирина Яковлевна
  • Менявцева Татьяна Александровна
  • Семке Валентин Яковлевич
  • Бохан Николай Александрович
RU2528886C1
Способ психолого-педагогической коррекции психоэмоционального состояния 2022
  • Стрельников Игорь Анатольевич
  • Стрельникова Наталья Викторовна
  • Малеева Светлана Юрьевна
  • Блинов Леонид Викторович
  • Сафронова Елена Викторовна
  • Блинова Любовь Николаевна
  • Ковальчук Михаил Александрович
  • Ратникова Василиса Игоревна
  • Калинкина Полина Андреевна
RU2797851C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 107 462 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Способ позволяет повысить эффективность прогнозирования нарушений состояния здоровья младших школьников на 2-ом году обучения, в период начала интенсивного изучения иностранного языка и своевременно проводить профилактические мероприятия. Для этого у первоклассников специализированной школы с углублением изучением иностранного языка на 17-ой неделе учебного года с помощью корректурных проб определяют уровень умственной работоспособности. Рассчитывают коэффициент точности. При значении коэффициента менее 60 баллов прогнозируют нарушения состояния здоровья детей в виде снижения остроты зрения, развития невротических реакций, недостаточной прибавки массы тела на 2-ом году обучения. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 107 462 C1

Способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших школьников путем количественной оценки уровня умственной работоспособности, отличающийся тем, что уровень умственной работоспособности определяют по корректурной пробе с использованием фигурных таблиц Анфилова на семнадцатой неделе первого года обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка, рассчитывают коэффициент точности i по формуле

где a - количество проверенных заданных знаков;
b - количество пропущенных заданных знаков;
c - количество допущенных ошибок;
d - количество всех знаков в проверенном тексте,
и при значении коэффициента менее 60 баллов прогнозируют нарушение состояния здоровья детей на втором году обучения в период начала интенсивного изучения иностранного языка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2107462C1

Жданова Л.А
Диагностика и прогнозирование клинико-функциональных отклонений у детей на первом году обучения в школе - дисс.канд.мед.наук, Иваново, 1984, с
Приспособление для удаления таянием снега с железнодорожных путей 1920
  • Строганов Н.С.
SU176A1

RU 2 107 462 C1

Авторы

Нежкина Н.Н.

Шиляев Р.Р.

Русова Т.В.

Даты

1998-03-27Публикация

1994-01-10Подача