Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и касается повышения показателей качества жизни детей, пребывающих на дистанционном обучении.
В настоящее время ввиду саккадического характера перехода на дистанционное обучение детей, получающих образование, в том числе и младших школьников, многие стороны его влияния на формирующийся организм ребенка оказались малоизученным, в связи с чем организационные требования к проведению этой формы образовательного процесса нуждаются в дальнейшей разработке для оптимизации медико-санитарно-гигиенических рекомендаций [1,2,3]. Острая необходимость взаимодействия на основе современных информационно-образовательных технологий с использованием систем компьютерных телекоммуникаций, с одной стороны, и недостаточная изученность вопроса обусловили противоречивость взглядов на дистанционное обучение.
При анализе данных литературы, обнаружено, что основная масса работ представляют результаты анкетирования старшеклассников и студентов [4-5]. Работы последних лет, которые опубликованы в разрезе исследования качества жизни детей младшего школьного возраста во время дистанционного обучения единичны и описывают лишь некоторые показатели [6-8].
Особенно остро стоит проблема о сопутствующих эффектах воздействия цифровых методик на здоровье детей младшего школьного возраста, находящихся в одном из «критических» возрастных периодов становления организма. В значительной мере это связано с наиболее выраженным недостатком рекомендательной базы в системе обучения, касающегося первичного звена образования, что значительно увеличивает энерго-временные затраты и психологическое напряжение как детей, так и их родителей, которые в таких условиях вынуждены сопровождать образовательный процесс ребенка, у которого пока еще не развиты навыки к самостоятельной работе, усидчивости и пр.
Дистанционное обучение и требование самоизоляции привели к ограничению межличностной коммуникации со сверстниками и усилению виртуального общения, активизации детей в социальных сетях, к гиподинамии, к ограничению влияния саногенных факторов окружающей среды. Существенно увеличилось количество времени, проводимое детьми за гаджетами в сравнении с нормами СанПиНа [9-10].
Родители, не владеющие образовательными технологиями, вынуждены выполнять функции педагогов в обучении собственных детей [11]. Указанные факторы приводят к отклонениям во многих аспектах качества жизни школьников.
Анализируя многообразие этиологических факторов и жалоб детей во время дистанционного обучения, следует отметить, что во время длительного пребывания за компьютером, ребенок находится в положении сидя, что требует длительного, практически неподвижного положения. Для детского организма расположение сидя является вынужденным и весьма неприятным: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, что влечет формирование различных нарушений осанки и заболевания позвоночника у детей. Также у тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах. Неправильное расположение ног, а именно отсутствие подставки, при работе за компьютером оказывает давление на мышцы спины, снижает кровоток и приводит к застою крови в нижних конечностях. Еще одна распространенная проблема среди школьников - туннельный синдром запястья [12]. При длительной работе с клавиатурой компьютера и компьютерной мышью в процессе дистанционного обучения, дети отмечали утомление мышц кисти рук. Это проявлялось в форме болей червеобразных мышц кисти, появлении судорог.
Статическое напряжение, длящееся порой по нескольку часов подряд, безусловно, влияет на многие стороны, характеризующие здоровье ребенка, провоцируя множество заболеваний (позвоночника, органов дыхания, зрения и пр.). [13-16]. Длительное напряжение мышц шеи при неправильной позе во время работы за компьютером приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга [17]. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Во время дистанционного обучения у детей весомая доля нагрузки распределена на зрение. На глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком-либо предмете, в данном случае длительное слежение за экраном монитора. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, появляется чувство жжения или сухости, покраснение глаз, либо ухудшается четкость зрения, появляются «мошки», двоится в глазах [18-19].
Кроме того, длительная работа за компьютером способствует сильному переутомлению. Дети нередко предъявляли жалобы на головную боль, наблюдали за собой изменения в настроении в виде раздражительности и нервозности, отмечали нарушения сна.
Немаловажно воздействие излучений монитора, являющегося источником электромагнитного, рентгеновского, инфракрасного, ультрафиолетового излучений.
Вместе с этим у детей легко развивается компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
Вышеперечисленное диктует необходимость разработки врачами различных специальностей, и прежде всего педиатрами оптимальных медико-гигиенических и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В настоящее время существуют основные требования СанПиН 2.4.2.2821-10 к расписанию обучающихся и их учебной нагрузке об использовании «ступенчатого» режима обучения (в первом полугодии детей первого класса - в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый). Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Также необходима организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут [1].
По требованиям, которые изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03), у школьников 1 – 5 классов непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках не должна превышать 15 минут в день. Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (необходимы белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления [2].
Однако, данные требования СаНПиНов разработаны еще до столь широкого внедрения дистанционного обучения с помощью ПК, в связи с чем, представляется достаточно трудным полноценная их реализация в условиях современности. В разработанной нами программе мы интегрировали оба СаНПиНа с целью унификации и максимально эффективной возможности их использования.
В настоящее время предложено несколько способов оптимизировать условия проведения дистанционного обучения, влияющие на здоровье детей [20-25]. Наиболее близким аналогом (прототипом) нашего метода, являются рекомендации представленные Л.В. Гордеевой, О.В. Шевченко (2022) в которых даны общие требования по организации учебного процесса в домашней обстановке [26] для школьников при работе за компьютером в условиях дистанционного обучения: организовать отдельное рабочее место, обеспечить ребёнка регулируемой мебелью, создать необходимый световой и тепловой режим, проводить влажную уборку помещения для занятий, осуществлять контроль длительности занятий, организовать распределение нагрузки, проведение физкульт. минуток, мероприятий для снятия напряжения с органов зрения, режим приёма горячей пищи, обеспечить благоприятный психологический комфорт.
Недостатком данного метода было то, что предписания для учащихся носили общий характер, без учета (в большинстве рекомендациях) возрастных особенностей детей. Например: демонстрация интерактивной гимнастики в соответствии с возрастом.
Во многих рекомендациях отсутствуют конкретные предписания. Так, касательно вопросов питания, даны советы на организацию сбалансированного горячего питания, соблюдение режима приема горячей пищи без указаний на особенности качественно/количественной характеристики отдельных ингредиентов в меню в новых условиях деятельности и распорядка дня ребёнка. Употребление каких продуктов нужно увеличить, а каких уменьшить.
Не уточнено содержание физкульт. минуток и профилактической гимнастики. Не раскрыта суть и продолжительность демонстрации стереограмм, а также интерактивной гимнастики со звуковым сопровождением.
Кроме того, описанные рекомендации не подтверждались исследованиями показателей различных аспектов состояния здоровья и качества жизни детей младшего школьного возраста до проведения здоровьесберегающих технологий и после их внедрения.
Известен способ оздоровления организма детей 7-10 лет в условиях общеобразовательной школы № 2 462 224, опубликовано: 27.09.2012, бюл. № 27, характеризующийся рекомендацией проведения урока по физическому воспитанию. Выполняют упражнения в условиях насыщения помещения спортивного зала аэрозолем морской воды. Авторы указывают, что способ обеспечивает существенное улучшение состояния здоровья детей младшего школьного возраста, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, улучшение показателей физической подготовленности и функциональных показателей основных систем организма. К недостаткам данного метода является невозможность использования данного метода в условиях дистанционного обучения, а также отсутствие воздействия на все стороны жизни ребенка.
Известен способ проведения массовых профилактических и оздоровительных мероприятий в детских коллективах № 2 197 976, опубликовано: 20.10.2002, бюл. № 4, характеризующийся введением в рацион питания биологически активной пищевой добавки «Адаптовит» в дозе 2 капли в день за два приема в течение двух недель в начале каждого трехмесячного цикла, например учебной четверти, с последующей оценкой состояния детей с помощью метода акупунктурной диагностики с применением компьютерного аппаратного комплекса «РОФЭКС». Изобретение позволяет проводить весь цикл оздоровления без стационарных условий, с минимальными затратами. К недостаткам данного метода можно отнести одностороннее направление оздоровление, также данный метод не апробирован, что ограничивает его широкое использование.
Таким образом, проведенный нами поиск научной и патентной информации свидетельствует об актуальности изучаемой проблемы в связи со значительной распространенностью дистанционного формата преподавания, предопределяющего высокие требования к организму ребенка, а также отсутствием четких рекомендаций по организации режима дня и обучения. Последний факт указывает на необходимость создания подобных предписаний с целью повышения качества жизни детей, улучшению успеваемости и сохранению их здоровья.
Задачей настоящего изобретения является создание комплексной интегративной программы, направленной на повышение качества жизни младших школьников (1-4 классов), обучающихся при помощи компьютерных телекоммуникаций в режиме дистанционного обучения на основе: 1) оптимизации организации учебного процесса с учетом особенностей психологического и физиологического воздействия кибертехнологий и изоляции на организм младших школьников во время дистанционного обучения; 2) использования комплекса медико-психолого-оздоровительных мероприятий для улучшения качества жизни детей младшего школьного возраста во время онлайн обучения; 3) введения контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм во время дистанционной формы усвоения знаний учащимися младших классов в соответствии с правилами и нормами СанПиНа при взаимодействии с родителями; 4) осуществления гибкой системы коррекции медико-психолого-оздоровительных мероприятий исходя из мониторинга показателей качества жизни; 5) разработки памятки для родителей, учителей и младших школьников временно обучающихся в дистанционном формате.
Поставленная задача решается благодаря использованию комплексных оздоровительных мероприятий, что позволяет оптимизировать многие показатели аспектов качества жизни детей младшего школьного возраста, длительно находящихся на дистанционном формате обучения.
Учитывая, длительное нахождение детей в помещении при недостаточной солнечной инсоляции, оздоровительные мероприятия проводились на фоне приема детского рыбьего жира, который содержит витамин D – 10 МЕ, витамин А – 70 МЕ, витамин Е – 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 – 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).
По данным литературы известно, что в детском возрасте происходят интенсивный рост и напряженные обменные процессы, что и определяет высокую потребность организма ребенка как в витаминах, так и в минеральных веществах. Несмотря на отсутствие дефицита свежих овощей и фруктов, у 80–90% населения России обнаруживается дефицит витамина С, у 40–60% — снижены уровни витаминов А, В1, В2, D, у 30–40% детей наблюдается дефицит железа и кальция, у 70–80% — дефицит йода [27]. Поскольку у значительной части детского населения имеется мультимикронутриентная недостаточность (сочетанный недостаток одновременно нескольких витаминов и минеральных веществ), а в организме существуют межвитаминные метаболические взаимосвязи, логично и обосновано обогащение рациона не отдельными микронутриентами, а комплексом недостающих витаминов и микроэлементов. Адекватная обеспеченность одним витамином способствует эффективному превращению другого витамина в его биологически активную коферментную форму. Необходимым условием осуществления витамином D своих как кальцемических (по поддержанию гомеостаза кальция и ремоделированию скелета), так и многочисленных внескелетных функций является достаточная обеспеченность организма витаминами, участвующими в образовании гормонально активной формы витамина D. Недостаток витаминов С, В6 , В2 , фолата, Е, нарушая превращение этого витамина в его метаболически активные гормональные формы, приводит к функциональной недостаточности витамина D [28].
Введение витамина D основано не только на его участии в кальциево-фосфорном обмене, что весьма значимо в момент интенсивного роста ребенка для укрепления зубов, костей, хрящей при повышенной нагрузке на костно-суставную систему при длительном статическом положении сидя во время занятий, но и для оптимизации функционирования ЦНС.
Многогранное действие витамина D, будучи нейроактивным стероидным гормоном, отражается в стимулирующем влияние на мозговую активность, что отражается в когнитивных и мнестических способностях; регуляции деятельности нейронных кругов, а также двигательном и эмоциональном поведении, что весьма значимо в период дистанционного обучения у детей младшего школьного возраста [29]. Витамин D осуществляет также регуляцию нейротрофических факторов и проявляет нейропротекторные эффекты [30]. Развитые нейрональные сети – необходимое условие для формирования ассоциативного мышления, беглости речи, успешного обучения. Поэтому достаточная обеспеченность детского организма витамином D является принципиально важным звеном в период обучения, обуславливая устойчивый психоэмоциональный фон, когнитивные способности, память, тонкую моторику, ассоциативное мышление, успешную школьную успеваемость. Наоборот, низкая обеспеченность витамином D усугубляет сезонные колебания настроения, депрессивные состояния, способствует формированию персеверативного ошибочного поведения, способствует формированию заболеваний, зависимости и неустойчивого психоэмоционального поведения [31].
Поскольку структуры зрительного аппарата подвергаются дополнительной нагрузке, а иногда перегрузке при работе с монитором у детей во время дистанционного обучения, то весьма значимо применение витамина А, что влияет на здоровье глаз посредством двух отдельных функций. Ретинол является важным фактором в том, что палочковидные клетки и колбочки в сетчатке реагируют на воздействие света, посылая нервные сигналы в мозг. Ранним признаком дефицита витамина А является куриная слепота. Кроме того, недостаток данного вещества в организме может провоцировать высыхание клеток роговой оболочки, а также выражаться в повышенной слезоточивости и постоянном ощущении усталости глаз [31]. Витамин А в форме ретиноевой кислоты необходим для нормального функционирования эпителиальных клеток. Дефицит витамина А провоцирует развитие ксерофтальмии, что характеризуется сухостью эпителия конъюнктивы и роговицы [32].
Витамины А и D обладают высокой биологической активностью и усиливают эффект Омега-3 жирных кислот.
Витамин Е усиливает эффекты витамина А.
ПНЖК являются важнейшим субстратом для структурного и функционального развития нервной системы, что особенно важно в младшем школьном возрасте, при адаптации к школьным нагрузкам, для улучшения памяти, концентрации внимания и способности к обучению.
Жирные кислоты, содержащиеся в рыбьем жире, очень легко расщепляются, поэтому для защиты от окисления необходим витамин Е.
Таким образом, комплекс витаминов необходим для оптимизации мнестических функций и интеллекта ребенка при умственных нагрузках во время дистанционного обучения, для поддержки иммунной системы при коронавирусной эпидемии и для оптимизации состояния нервной системы в период повышенной умственной и стрессовой нагрузки.
Техническим результатом настоящего изобретения является уникальная персонифицированная интеграционная многокомпонентная программа, позволяющая значительно улучшить качество жизни детей, находящихся на дистанционном обучении, способствуя повышению их психосоциального благополучия, успеваемости и усвояемости полученных знаний и уровня здоровья в целом. Указанный результат реализуется за счет активации метаболических процессов в клетках тканей мозга и его вегетативных центров, усиление энергообеспечения организма, что обуславливает повышение работоспособности и устойчивости организма ребенка к физическим, интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, снижение утомляемости, а также повышение адаптационных реакций организма за счет улучшения функционального и эмоционального состояния детей во время проведения комплексных оздоровительных мероприятий, проводимых у школьников во время дистанционного обучения.
Таким образом, предложенный нами способ оптимизации показателей качества жизни детей 1-4 классов, пребывающих на дистанционном обучении, имеет изобретательский уровень и в перспективе может быть широко применим в практическом здравоохранении.
Технический результат оценивался следующим образом. Первоначально определялся исходный уровень составляющих аспектов качества жизни спустя месяц дистанционного обучения с использованием опросника PedsQL™ 4.0, надежность, валидность и чувствительность которого доказана в ряде исследований. Он включает определение физического, эмоционального, социального, ролевого функционирования, а также сводную оценку психосоциального здоровья и подсчета общего балла [34]. Кроме того, при анкетировании отмечались клинические проявления, возможно связанные с дистанционным форматом обучения, а именно, повышенная утомляемость, головные боли, сниженная работоспособность, гиперестезия в сочетании с раздражительностью, диссомния, забывчивость и пр.
Затем каждому ребенку разрабатывалась персонифицированная интегральная программа, включающая в себя:
1) регламентацию и контроль продолжительности занятий за компьютером во время уроков со средней непрерывной продолжительностью учебной деятельности обучающихся не более 10 минут, чередованием различных видов нагрузок у школьников 1 – 4 классов и непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках не более 15 минут;
2) индивидуальную настройку монитора по показателям яркости и контрастности с оптимальным подбором цвета фона и шрифта (белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне) и размера шрифта;
3) проведение физкультминутки на 12 - 20 минуте от начала урока дважды за урок с продолжительностью 1 - 3 минуты в зависимости от класса обучения. Комплекс состоит из 4 упражнений, повторяемых 4 раза. Подбор упражнений соответствовал комплексам: 1. Оздоровительно-гигиенический; 2. Физкультурно-спортивный; 3. Танцевальный; 4. Подражательный; 5. Двигательно-речевой. Были включены также упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж. Содержание упражнений зависело от характера урока. Так, во время и после письменных заданий обязательно включалась гимнастика для рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Замена комплекса проводилась 1 раз в 2 недели, поскольку у детей младшего школьного возраста чрезвычайно важно сохранить интерес к занятиям, избегая их однообразие для удержания внимания, а также мотивации, что повышало их эффективность;
4) внеурочный родительский контроль использования электронных устройств в течение дня;
5) индивидуальную программу мероприятий, направленных на профилактику малоподвижного образа жизни, избытка или недостатка массы тела, коммуникативного дефицита, социальной депривации, которая предусматривала: оптимизацию распорядка дневной активности и отдыха, в том числе ночного сна ребенка в течение 10 часов, выполнение ежедневно утренней гимнастики;
6) назначение рыбьего жира, который содержит витамин D – 10 МЕ, витамин А – 70 МЕ, витамин Е – 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 – 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).
После окончания дистанционного обучения, а, следовательно, реализации разработанной программы, повторно оценивались параметры составляющих аспектов качества жизни согласно опроснику PedsQL™ 4.0, включая физическое, эмоциональное, социальное, ролевое функционирование, а также сводную оценку психосоциального здоровья и подсчета общего балла с целью оценки.
Эффективность предложенного нами изобретения подтверждена экспериментальными данными.
В исследование было включено 79 человек младших школьников, находящихся на дистанционном обучении и вошедших в оздоровительную программу. Контрольную группу составили младшие школьники, также находящиеся на дистанционном обучении, но по разным причинам не вошедшие в оздоровительную программу (103 человек). Целевая выборка составила 182 ребенка, обучение которых проходило в дистанционном формате в течение 5 месяцев (с октября по март включительно) в средних общеобразовательных школах №1, №2 и №5 г. Луганска. Гендерная составляющая исследования была представлена следующим образом: в основной группе было 41 мальчик и 38 девочек, 50 мальчиков и 53 девочки вошли в группу контроля.
Группу сопоставления составило 117 младших школьников (55 мальчиков и 62 девочки), обучающихся офлайн из № 48, №3, №54 школ.
Критерии включения в основную группу: возраст от 7 до 10 лет включительно, обучение в онлайн формате, отсутствие декомпенсированных состояний и хронических заболеваний, подписание соглашения на исследование ребенка и проведение оздоровительных мероприятий родителями/опекунами.
Критерии включения в контрольную группу: возраст от 7 до 10 лет включительно, обучение в онлайн формате, отсутствие декомпенсированных состояний и хронических заболеваний, подписание соглашения на исследование ребенка родителями/опекунами.
Опросник PedsQL 4.0 (надежность, валидность и чувствительность которого доказана в ряде исследований [34]) включает 23 вопроса, ответы на которые позволяют оценить КЖ по 4 шкалам: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), школьное функционирование (ШФ). На основании показателей этих шкал рассчитывался суммарный балл (СБ). Полученное количество баллов подвергались процедуре перекодирования по алгоритму в 100-балльной системе.
Инструментом для определения состояния психоэмоциональной сферы у детей нами использовался детский опросник неврозов (ДОН) (Седнев В.В. и др., 1997 г.) [35]. Он позволил исследовать шесть основных шкал проявления невротических расстройств у детей: депрессии, астении, нарушения поведения, вегетативных расстройств, нарушения сна и тревожности. Большое значение имеет то, что данная методика позволяет оценивать вышеназванные категории нервно-психического состояния детей не только с патологией, но и для выявления субклинических, донозологических форм, являющихся основой формирования пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.
Способность сердечно-сосудистой системы ребенка адаптироваться к физическим нагрузкам малой мощности (переносимость динамической нагрузки) определяли с использованием пробы Руфье. Индекс Руфье (ИР) рассчитывался по формуле: 4×(Р1 + Р2 + Р3) - 200/10, где P1 - частота пульса в покое, Р2 - частота пульса за первые 15 секунд первой минуты восстановления, Р3 - частота пульса за последние 15 секунд первой минуты восстановления.
Оценку функционального состояния кислородообеспечивающих систем организма исследовали при помощи пробы Генчи – максимального времени задержки дыхания после глубокого выдоха [36]. За показатели нормы у мальчиков в возрасте 7, 8, 9 и 10 лет были приняты: 14, 18, 19 и 22 с, у девочек соответственно: 15, 17, 18 и 21 с [37].
Умственную работоспособность младших школьников исследовали при помощи таблиц Шульте, определяя степень врабатываемости, эффективность работы и утомляемость [38].
Оценку вегетативных функций проводили по показателям вариабельности сердечного ритма, методом временного и частотного анализа с помощью аппаратно-программного комплекса «Поли-Спектр-12» компании «НейроСофт» (г. Иваново).
Оздоровительная программа включала: здоровье сберегающие технологии, ежедневное взаимодействие с семьёй по формированию ЗОЖ, контроль за соблюдением СанПиНа. У всех детей проводились физкультминутки на 12-20 минуте от начала урока дважды за урок с продолжительностью 1-3 минуты, которые включали комплекс 4 упражнений, повторяемых 4 раза. Подбор упражнений соответствовал комплексам: 1. Оздоровительно-гигиенический; 2. Физкультурно-спортивный; 3. Танцевальный; 4. Подражательный; 5. Двигательно-речевой.
Замена комплекса проводилась 1 раз в 2 недели.
У детей основной подгруппы были включены упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж.
Содержание упражнений зависело от характера урока. Так, во время и после письменных заданий обязательно включалась пальчиковая гимнастика (движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.).
Кроме того, учитывая осенне-зимний период, дети основной группы получали детский рыбий жир содержащий D – 10 МЕ, витамин А – 70 МЕ, витамин Е – 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 – 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).
Статистическая обработка данных выполнена с помощью программного обеспечения STATISTICA 10 (StatSoft, США). Описательная статистика, представленная в тексте и таблицах, имеет следующие обозначения: n - абсолютное количество лиц в группе; M - среднее арифметическое значение, SD – стандартное отклонение. За критический уровень статистической значимости принимали значение p<0,05.
Анализ эффективности комплексной реабилитационной программы путём сопоставления результатов качества жизни до и после её проведения позволил установить, что у мальчиков основной группы показатели физического функционирования увеличились на 16,1±2,3 балла, что соответствует 26,18% (таблица 1). Уровень статистической значимости различий со значениями контрольной группы в конце исследования составил 0,021. Кроме того, у них на 9,8±1,2 балла (р=0,023) отмечался рост эмоционального функционирования (13,57%), что обусловило разницу показателей с контрольной группой по завершении оздоровительной программы на уровне 0,018. Возрастание социального общения в игровой форме занятий привело также оптимизации психосоциального здоровья, показатели которого увеличились на 10,8±2,4 балла (16,24%). Статистическая достоверность отличий с уровнем данного аспекта качества жизни младших школьников контрольной группы составила 0,029. Также в результате анализа ролевого аспекта качества жизни нами было установлено увеличение значений школьного функционирования на 5,9±0,91 балла, что соответствует 8,63% (р=0,029). Уровень значимости различий показателей между основной и контрольной группой в данном аспекте при повторном исследовании составил 0,023. Поскольку рост показателей был установлен среди всех аспектов качества жизни, это нашло отражение и в результатах общего балла, прирост которого составил 10,8±2,1 балла (16,1%). P-value между значениями повторного тестирования мальчиков основной и контрольной группы соответствовал 0,027.
Ни по одному из перечисленных аспектов качества жизни в контрольной группе статистически значимых изменений мы не наблюдали на всем протяжении нашего исследования.
Статистически значимая разница показателей качества жизни после внедрения комплексных реабилитационных мероприятий также была определена и среди девочек, пребывающих на дистанционном обучении (таблица 2). Наиболее значимое возрастание зарегистрировано в эмоциональном аспекте КЖ (21,79%). P-значение между основной и контрольной группы при повторном исследовании соответствовало 0,014.
Таблица 1
Изменения показателей качества жизни у младших классов в основной и контрольной группах
Примечание. Данные представлены средним арифметическим (М) и стандартным отклонением (SD). ФФ - Физическое функционирование, ЭФ - эмоциональное функционирование, СФ – социальное функционирование, ШФ – школьное функционирование, ЭФ – эмоциональное функционирование, ОБ – общий балл. D1 и D2 - разность между каждой парой значений: исходных данных и по окончании вмешательства; РD1-2 - парный t-критерий Стьюдента для разностей D1 и D2 выполнено для независимых выборок.
Таблица 2
Изменения показателей качества жизни у младших классов в основной и контрольной группах
Примечание. Данные представлены средним арифметическим (М) и стандартным отклонением (SD). ФФ - Физическое функционирование, ЭФ - эмоциональное функционирование, СФ – социальное функционирование, ШФ – школьное функционирование, ЭФ – эмоциональное функционирование, ОБ – общий балл. D1 и D2 - разность между каждой парой значений: исходных данных и по окончании вмешательства; РD1-2 - парный t-критерий Стьюдента для разностей D1 и D2 выполнено для независимых выборок.
Второе ранговое место по оптимизации результатов отмечалось в социальном функционировании, рост которого составил 17,14%. В результате, если при первичном обследовании статистической разницы у младших школьников основной и контрольной групп данного аспекта качества жизни мы не наблюдали, то при повторном таковая появилась. P-value составило 0,021.
Третье ранговое место заняли улучшения показателей физического функционирования (рост на 16,0%). Уровень статистической значимости различий у девочек основной группы со значениями контрольной в конце исследования составил 0,018.
Физическое, эмоциональное и психосоциальное здоровье отразилось на школьном функционировании и общем бале, что показано в таблице 2.
Среди детей группы контроля не отмечались улучшения данных показателей качества жизни.
Анализ невротических расстройств у детей на дистанционном обучении после внедрения комплексной реабилитационной программы позволил установить статистическую разницу показателей при повторном исследовании в сопоставлении с исходными значениями.
Если до проведения оздоровительной программы показатели астении колебались на уровне 16 - 17 баллов, то после её проведения, значения снизились на 39,9%, что сделало их сопоставимыми с таковыми у детей на очном обучении (таблица 3).
В контрольной группе значения астении сохранялись на прежнем уровне.
Выявленные, в процессе предварительного наблюдения, повышенные показатели вегетативных расстройств, после внедрения оздоровительных мероприятий при повторном исследовании, статистически значимо снизились в основной группе до уровней значений, соотносящихся к значениям группы сопоставления, что не имело место в контрольной группе.
Полноценный сон ночью во время обучения в школе является крайне важным, поскольку происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребенка: линейный рост костей, формирование устойчивых межнейрональных связей, восстановление состояния органов и систем, процессы, направленные на успешность в обучении и запоминание информации.
Таблица 3
Показатели невротизации у детей на дистанционном обучении
(методика «ДОН», Седнев В.В., Збарскин З.Г., Бурцев А.К., 1992), М±SD
(n=79)
(n=103)
Примечания: с – статистическая значимость отличий с группой сопоставления; к – с контрольной группой; * – повторного исследования с первичным.
Нарушения сна мы зарегистрировали у 148 (81,32%) младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении. После реализации комплексных реабилитационных мероприятий, показатели нарушений сна снизились на 28,39%, что обусловило статистическую разницу с контрольной группой (р = 0,007).
Исследование депрессивной шкалы у детей, обучающихся в дистанционном формате, позволило выявить повышенные значения показателей, что на наш взгляд было обусловлено обеднением непосредственных контактов и отсутствием ярких эмоций от активных игр, однообразным образом жизни. При повторном исследовании было установлено, что проявления депрессии у детей основной группы статистически значимо снизились в 2 раза. В результате нивелировалась разница с показателями группы сопоставления.
Влияние разработанной комплексной оздоровительной программы на вагосимпатический баланс вегетативной нервной системы мы оценивали путём исследования вегетативного индекса Кердо (ВИК). Анализ результатов позволил установить, что, если до её реализации у детей, пребывающих на дистанционном обучении значения ВИК превышали таковые у школьников на офлайн обучении (группа сопоставления), то в дальнейшем в основной группе отмечалось снижение показателей уровня ВИК вдвое (таблица 4).
Среди детей же контрольной группы отмечался прирост уровня ВИК на 16,6%.
Учитывая, что функциональное вегетативное состояние отражается на работоспособности всех органов и систем, и в первую очередь, на сердечной деятельности, мы исследовали способность сердца адаптироваться к физическим нагрузкам по показателю сердечной деятельности (ПСД) в пробе Руфье. У детей основной группы отмечалось снижение показателя индекса Руфье на 21,06% после внедрения здоровьесберегающей комплексной программы, что свидетельствовало об оптимизации адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы. Также анализ результатов показал отсутствие достоверной разницы между значениями первого и второго исследования индекса Руфье у детей контрольной группы.
Оценить функциональное состояние дыхательной системы нам позволила проба Генчи, определяющая реакцию на дефицитарность кислорода и позволяющая судить о кислородном обеспечении организма.
Таблица 4
Показатели функционального состояния организма у детей на онлайн обучении под влиянием оздоровительных мероприятий, М±SD
(n=79)
(n=103)
усл. ед.
Примечания: 1 и 2 – номер исследования; с – статистическая значимость отличий с группой сопоставления; к – с контрольной группой; * – повторного исследования с первичным.
Исследование продемонстрировало, что, во время дистанционного обучения у детей определялись более низкие значения, указывающие на недостаточную устойчивость организма к гипоксии. На фоне оздоровительной программы при повторном исследовании было установлено, что среди детей основной группы отмечалось увеличение показателя пробы Генчи на 51,35%, чего не наблюдалось в контрольной группе.
Дальнейшее исследование было направлено на изучение умственной работоспособности, что проявляется в концентрации внимания, скорости мышления и эффективности мыслительного процесса. После реализации комплексной реабилитационной программы отмечался динамичный рост производительности среди детей основной группы, что составило 17,33%, о чем свидетельствуют меньшее количество времени, затраченного на решение интеллектуальных задач. Среди детей группы контроля наблюдалось снижение эффективности когнитивной работы на 41,4%.
Анализ коэффициентов мнестической выносливости позволил выявить, что устойчивость внимания у детей основной группы возросла в 1,26 раз, что на 19% выше по сравнению с результатами детей контрольной группы.
Исследование спектрального анализа вариабельности сердечного ритма позволило установить, что дети, которые обучались дистанционно, при первоначальном обследовании имели статистически значимо более высокие значения вагосимпатического взаимодействия (LF/HF), как в покое (на 31,58%), так и при ортопробе (в 2 раза) в сравнении с группой сопоставления (таблица 5). Такие показатели означенного соотношения были обусловлены разницей значений его составляющих: более высоким низкочастотным компонентом на 25,11% и более низким уровнем высокочастотного компонента на 8,98% по сравнению с группой сопоставления. Кроме того, установлено, что показатели очень медленных волн, отражающих напряжение на фоне активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, также имели более высокие значения на 23,92% по сравнению с группой сопоставления.
Повторное исследование позволило установить, что у детей контрольной группы по-прежнему регистрировалась более высокие результаты вагосимпатического взаимодействия (LF/HF), что превышало результаты детей группы сопоставления на 24,15% в покое и в 1,84 раза при проведении ортостатической пробы.
Таблица 5
Динамика спектральных показателей вариабельности сердечного ритма у младших школьников, пребывающих на дистанционном обучении в покое и при ортостатической нагрузке (М±σ)
(n=79)
(n=103)
Примечания: с – статистическая значимость отличий с группой сопоставления; к – с контрольной группой; * – статистическая значимость отличий повторного исследования с первичным, п – показатели в покое, о – показатели после ортопробы; 1 и 2 – первичное и повторное исследование.
При этом данные показатели в основной группе младших школьников потеряли статистическую разницу с таковыми у детей, обучающихся офлайн.
Снижение симпатовагального индекса у детей, при реализации интегральной программы, способствовало появлению статистически значимой разницы основной группы и контроля на 15% в покое и в 1,72 раза при проведении ортостатической пробы.
Дополнительный сбор жалоб у детей основной группы выявил нивелирование таких проявления как: повышенная утомляемость, головные боли, сниженная работоспособность, гиперестезия в сочетании с раздражительностью, диссомния, забывчивость и пр.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствует о высокой эффективности разработанной нами интегральной программы. В основной клинической группе было отмечено значительное статистически значимое повышение как общего балла уровня качества жизни, так и всех компонентов функционирования, независимо от гендерной принадлежности (табл. 1,2). В группе контроля, наоборот, отмечалось снижение качество жизни в сравнении с исходными показателями.
После внедрения комплексных мероприятий у детей основной группы проявления астении и «вегетативных расстройств» снизились на 39,9%, значения нарушений сна снизились на 28,39%. При повторном исследовании было установлено, что проявления депрессии у детей основной группы уменьшились в 2 раза (табл. 3). У детей основной группы после реализации здоровьесберегающей комплексной программы отмечались также оптимизация показателей уровня ВИК, индекса Руфье, пробы Генчи. Наблюдались повышения умственной эффективности работы и её производительности.
Все вышеописанные процессы происходили на фоне восстановления вегетативного равновесия.
Возможность осуществления заявляемого изобретения демонстрируют также следующие примеры.
Клинический пример №1.
Мальчик К., 8 лет, ученик 1 класса ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 1 имени Л.М. Лоповка», наблюдался на кафедре педиатрии и детских инфекций ФГБОУ ВО «Луганского государственного медицинского университета им. Св. Луки» Минздрава России. Жалобы: общий усталый вид, подавленность настроения, дневная сонливость, замкнутость, снижение аппетита. Родители ребенка отмечают изменения в состоянии ребенка в будние дни, во время длительного пребывания за компьютером во время дистанционного обучения. Во время опроса установлено, что большую грусть мальчик испытывает из-за невозможности посещения секции по футболу, куда они ходили с лучшим другом до самоизоляции во время дистанционного обучения.
Наблюдение позволило установить, что во время первоначального исследования показателей качества жизни при помощи опросника PedsQL 4.0 (надежность, валидность и чувствительность которого доказана в ряде исследований [34]) у мальчика были снижены все составляющие его параметры функционирования.
Назначена комплексная оздоровительная программа. Она включала родительский контроль за продолжительностью занятий и использованием как инструмента для обучения только компьютер с жидкокристаллическим монитором не более 15 минут (с индивидуальной настройкой монитора по показателям яркости, контрастности с оптимальным подбором фона и шрифта) и неиспользованием других гаджетов.
В комплекс оздоровительной программы вошли по 4 упражнения, повторяемых 4 раза следующих составляющих:
- физкультминутка (1. Исходное положение – стоя. С шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. Затем с поворотом туловища направо хлопаем в ладони. Исходное положение. Затем то же в другую сторону. 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки на поясе. Пружинящие движения тазом вправо, затем влево, сохраняя исходное положение плечевого пояса (как будто танцем). 3. Исходное положение – стоя. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. 4. Исходное положение – сидя. Голову наклонить вправо. Вернуться в исходное положение. Голову наклонить влево. Вернуться в исходное положение. Голову повернуть направо. Вернуться в исходное положение. Голову повернуть налево. Вернуться в исходное положение.);
- гимнастика для глаз (1. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно в положении сидя (голова неподвижно). 2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 3. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. 4. Частые моргания в течении 15-30 сек.);
- пальчиковая гимнастика (1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.). 2. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.). 3. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»). 4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу);
- дыхательные упражнения (1. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать наклонов в каждую сторону. 2. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». 3. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». 4. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м»);
- элементы самомассажа (Ручки растираем и разогреваем (растирают и хлопают в ладоши), лицо теплом своим нежно умываем (руки умывают лицо), пальчики сгребают все плохие мысли, (пальчиками- граблями проводят по голове), ушки растираем сверху вниз мы быстро (пальчиками точечными движениями проводим по ушкам).
Кроме того, имело место назначение рыбьего жира, который содержит витамин D – 10 МЕ, витамин А – 70 МЕ, витамин Е – 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 – 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).
При повторном исследовании было установлено, что значения физического функционирования увеличились на 20,12 баллов, эмоционального – 17,98 баллов, социального – 16,34, школьного – 4,97, способствовало возрастанию общего балла качества жизни на 14,85 баллов (таблица 6).
Таблица 6
Динамика показателей качества жизни под влиянием оздоровительного комплекса
Значения астении снизились на 28,84%, показатель вегетативных расстройств стал меньше на 35,42%. Как родители, так и дети отмечали улучшение сна. Значения депрессии снизились на 47,87% (таблица 7).
Таблица 7
Динамика показателей невротизации под влиянием оздоровительного комплекса
Исследование функциональных показателей позволило установить, что индекс Руфье стал выше на 32,16%, Результат пробы Генчи улучшился на 26,83%. Статистически значимо повысилась эффективность когнитивной работы (таблица 8).
Таблица 8
Динамика показателей функционального состояния под влиянием оздоровительного комплекса
Проведение кардиоинтералографии выявило снижение VLF волн, что свидетельствовало о снижении напряжения. Динамика изменений низко- и высокочастотных волн под влиянием оздоровительного комплекса способствовала нормализации индекса вагосимпатического равновесия как в покое, так и при ортопробе (таблица 9).
Таблица 9
Динамика спектральных показателей вариабельности сердечного ритма под влиянием оздоровительного комплекса
По мимо этого, у ребенка исчез общий усталый вид, лицо приобрело бодрое выражение. Исчезли быстрые смены настроения. Появился стабильный положительный эмоциональный фон. Перестала беспокоить дневная сонливость. Нивелирована, сопровождавшая ребёнка замкнутость, При выходе в эфир с учителем и одноклассниками мальчик стал более общительный. Улучшился аппетит.
Клинический пример 2.
Девочка Д., 10 лет, ученица 3 класса ГУ ЛГМУ «ЛОУСШ №5 имени В.И. Даля» наблюдалась на кафедре педиатрии и детских инфекций ФГБОУ ВО «Луганского государственного медицинского университета им. Св. Луки» Минздрава России. Предъявляемые жалобы: беспокойный ночной сон; покраснение глаз; быстрая утомляемость; болезненный цвет лица; нервозность. Во время беседы с мамой девочки, установлено, что наибольшую тревогу у родителей вызвало снижение школьной успеваемости. При анкетировании ребенка с помощью опросника PedsQL 4.0 для оценки качества жизни, было установлено, что показатель школьного функционирования составил 60,02±2,63 баллов.
По уровню значимости понижения, второе ранговое место заняло такое звено качества жизни, как эмоциональное состояние. Девочка отмечала связь его ухудшения во время дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, поскольку ее крайне беспокоили мысли о возможности заражения вирусом членов ее семьи. Показатель ЭФ составил 64,36±12,37 баллов.
Были сниженными также другие показатели качества жизни: физическое и социальное функционирование менее 70 баллов.
Был предложен комплекс оздоровительных мероприятий. Родители и девочка охотно согласились на его проведение и дали письменное согласие.
Он включал родительский контроль за продолжительностью занятий и использованием как инструмента для обучения только компьютер с жидкокристаллическим монитором не более 15 минут (с индивидуальной настройкой монитора по показателям яркости, контрастности с оптимальным подбором фона и шрифта) и неиспользованием других гаджетов.
Оздоровительная программа включала 4 упражнения, повторяемых 4 раза:
- физкультминутка (1. Исходное положение - стойка ноги врозь. По счету - вначале руки к плечам, затем - руки поднять вверх, прогнуться, после этого - руки через стороны опустить вниз, затем - вернуться в исходное положение. На счете 1 - 2 - вдох, на счете 3 - 4 - выдох. 2. Исходное положение – стоя. С шагом вправо руки в стороны, ладони кверху. Затем с поворотом туловища направо хлопаем в ладони. Исходное положение. Затем то же в другую сторону. 3. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки на поясе. Пружинящие движения тазом вправо, затем влево, сохраняя исходное положение плечевого пояса (как будто танцем). 4. Исходное положение – сидя. Голову наклонить вправо. Вернуться в исходное положение. Голову наклонить влево. Вернуться в исходное положение. Голову повернуть направо. Вернуться в исходное положение. Голову повернуть налево. Вернуться в исходное положение.);
- гимнастика для глаз (1. Положение сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев в течение 30 секунд. 2. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно в положении сидя (голова неподвижно). 3. Круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. 4. Частые моргания в течении 15-30 сек.);
- пальчиковая гимнастика (1. «Замок» (на счет «раз» – ладони вместе, а насчет «два» – пальцы соединяются в «замок»). 2. «Лиса и заяц» (лиса «крадется» – все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» – перебирая пальцами, быстро движутся назад). 3. «Паук» (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 4. «Счет до четырех» (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными);
- дыхательные упражнения (1. Упражнение «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у». 2. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать наклонов в каждую сторону. 3. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». 4. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х»;
- элементы самомассажа (1. Ручки растираем и разогреваем (растирают и хлопают в ладоши), 2. лицо теплом своим нежно умываем (руки умывают лицо), 3. пальчики сгребают все плохие мысли, (пальчиками- граблями проводят по голове), 4. ушки растираем сверху вниз мы быстро (пальчиками точечными движениями проводим по ушкам).
Кроме того, имело место назначение рыбьего жира, который содержит витамин D – 10 МЕ, витамин А – 70 МЕ, витамин Е – 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 – 60 мг в 1 капсуле (по 10 капсул ежедневно во время еды).
После проведения оздоровительных мероприятий показатели по качества жизни возросли по всем аспектам (таблица 10).
Таблица 10
Динамика показателей качества жизни под влиянием оздоровительного комплекса
Уровень ШФ возрос на 8,21 балла. Показатели ЭФ стали выше на 11,43 балла. Параллельно возрастали значения, как физического (на 6,23 балла), так и социального (7,67 балла) функционирования.
Значения астении по шкале невротизации снизились на 31,17% (таблица 11).
Таблица 11
Динамика показателей невротизации под влиянием оздоровительного комплекса
Показатель вегетативных расстройств стал меньше на 29,77%. Значения нарушения сна 34,49%. Проявления тревоги уменьшились на 45,3%.
Результат пробы Генчи улучшился на 16,12%. Эффективность когнитивной работы повысилась на 12,15%. Коэффициент мнестической утомляемости повысился на 15,57% (таблица 12).
Таблица 12
Динамика показателей функционального состояния под влиянием оздоровительного комплекса
У девочки улучшился психоэмоциональный фон, исчезло чувство тревоги, слабость, апатия, повысилась социальная активность, нивелировалась сонливость, депрессивность, улучшился аппетит.
В результате проведенных оздоровительных мероприятий у девочки восстановился вегетативный баланс (таблица 13).
Таблица 13
Динамика спектральных показателей вариабельности сердечного ритма под влиянием оздоровительного комплекса
Литература:
1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/documents/2011/03/16/sanpin-dok.html
2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://64.rospotrebnadzor.ru/bytag6/-/asset_publisher/0Cfn/content/гигиенические-требования-к-работе-на-компьютере-для-детеи-разных-возрастных-групп
3. Умхажиева Х.Т. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. 2019;50(288):399–401.
4. Гордиенко У.А., Гуменюк О.И., Черненков Ю.В. Оценка состояния здоровья школьников в условиях дистанционного обучения. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020; 65(4):340.
5. Городецкая Н.И. Дистанционное обучение: здоровьесберегающий аспект / Н. И. Городецкая. — Текст: непосредственный. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2008. — № 14. — С. 134–138.
6. Богомолова Е.С., Котова Н. В., Лангуев К. А. Влияние дистанционного обучения на состояние здоровье учащихся. Церковь и Медицина. 2021; 1(20):134-137.
7. Рещиков В.А., Ершова И.Б. Гиподинамия детей младшего школьного возраста в период дистанционного обучения. Российский педиатрический журнал. 2021;24(4):274-275.
8. Орлова И.И., Бортникова Г.Н., Гольм Л.А., Уланов В.Н., Григорьев В.В. Влияние дистанционного формата обучения на физическую активность и образ жизни школьников в период пандемии. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022;3(205):337-342. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3. 337-342
9. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №64-4. – С. 133-135.
10. Фролова П.И. Проблемы цифровизации образования в условиях трансформации современного общества // Вопросы педагогики. – 2019. – № 11-2. – С. 260-263.
11. Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Фролова П.И. Влияние дистанционного обучения на состояние физического здоровья обучающихся. Педагогика: 294-296.
12. Халимова А. А. Туннельный синдром запястья (обзор литературы) // Вестник АГИУВ. 2013. Спецвыпуск. С. 94–101.
13. Бушенева И.С. Проблемы формирования здорового образа жизни у школьников в современных российских условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
14. Гордиенко У.А., Гуменюк О.И., Черненков Ю.В. Оценка состояния здоровья школьников в условиях дистанционного обучения
Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 4. С. 340.
15. Осипова А.А., Лысенко Н.А., Бородин И.А. Цифровизация в начальной школе: психолого-педагогические проблемы. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. 2020;3(2):125-140
16. Герасимова А.А. Оздоровительная эффективность занятий физическими упражнениями в начальной школе при напряженных когнитивных нагрузках
НИР: грант № 17-06-00162. Российский гуманитарный научный фонд. 2017.
17. Жукембаева А. М., Садуов А. Т., Сарсенбаева А. О. и др. Влияние компьютера на здоровье детей и подростков // Вестник КазНМУ. 2016. № 4. С. 237–239.
18. Сетко И. М., Сетко Н. П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания // Оренбургский медицинский вестник. 2018. № 2 (22). С. 4–13.
19. Porcar E., Pons A. M., Lorente A. Visual and ocular effects from the use offlat-panel displays // Int J Ophthalmol. 2016. № 9(6). P. 881–885.
20. Сечкина В.И. Дистанционное обучение и здоровьесбережение обучающихся. Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77468/
21. Татьяненко А.А., Татьяненко С.А. Здоровье студентов в период дистанционного обучения // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 2. – С. 26-30;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12021
22. Ахметвалеева А.М. «Влияние дистанционного обучения на здоровье обучающихся» https://infourok.ru/statya-po-psihologii-na-temu-vliyanie-distancionnogo-obucheniya-na-zdorove-obuchayushihsya-5413848.html
23. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник РГМУ. 2020; (3): 85-91. DOI: 10.24075/vrgmu.2020.037
24. Прохорова И.А., Горпенюк А.С. Новый взгляд на отношение к здоровью в условиях дистанционного образования с применением информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://med-obr.info/med-organisation/thesis/novyy_vzglyad_na_otnoshenie_k_zdorovyu_v_usloviyakh_distantsionnogo_obrazovaniya_s_primeneniem_inform.php?clear_cache=Y
25. Волков А.В. Памятка по сохранению здоровья ребёнка при дистанционном обучении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/11/25/pamyatka-po-sohraneniyu-zdorovya-rebyonka-pri
26. Гордеева Л.В, Шевченко О.В. Организация здоровьесберегающей среды обучающихся в условиях дистанционного обучения. https://multiurok.ru/files/organizatsiia-zdorovesberegaiushchei-sredy-obuchai.html
27. Старостина Л.С. Роль обеспеченности детей витаминами и минеральными веществами с позиции педиатра. РМЖ. Мать и дитя. 2020. Т. 3. № 4. С. 319-325.
28. Коденцова В.М. Способы коррекции витаминной обеспеченности населения и преимущества поливитаминных комплексов. Журнал Гродненского государственного медицинского университета, Том 16, № 4, 2018; 383-387. doi: 10.25298/2221-8785-2018-16-4-383-387
29. Новотный Д.А., Жукова Н.Г., Шперлинг Л.П., Столярова В.А., Жукова И.А., Агашева А.Е., Штаймец С.В., Дружинина О.А. Витамин D (стероидный гормон) и заболевания нервной системы (обзор литературы). Сибирский научный медицинский журнал. 2020; 40 (5): 24–37. doi: 10.15372/SSMJ20200503
30. Громова О.А., Пронин А.В., Торшин И.Ю., Калинский Д.П., Гришина Т.Р., Громов А.Н. Развитие мозга и когнитивный потенциал витамина D. Фарматека. 2016. № 1 (314). С. 27-36.
31. Мальцев С.В. Современные данные о витамине D — метаболизм, роль в организме, особенности применения в практике врача. Практическая медицина. 2020. Том 18, № 4, С. 8-22) DOI: 10.32000/2072-1757-2020-4-8-22
32. Blaner WS (2020). "Vitamin A". In BP Marriott, DF Birt, VA Stallings, AA Yates (eds.). Present Knowledge in Nutrition, Eleventh Edition. London, United Kingdom: Academic Press (Elsevier). pp. 73–92. ISBN 978-0-323-66162-1
33. Whitcher JP, Srinivasan M, Upadhyay MP (2001). "Corneal blindness: a global perspective". Bull World Health Organ. 79 (3): 214–21. PMC 2566379. PMID 11285665
34. Денисова Р.В., Алексеева Е.И., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В., Валиева С.И., Бзарова Т.М., Лисицин А.О., Гудкова Е.Ю. Надежность, валидность и чувствительность русских версий опросников PedsQL Generic Core Scale и PedsQL Rheumatology Module. Вопросы современной педиатрии. 2009; 8(1):30-40.
35. Овчинникова И.В., Кирмач Г.А. Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Методическое пособие. Луганск: СПД Резников B.C., 2009. 356 с.
36. Прокопьев Н.Я., Гуртовая М.Н., Шатилович Л.Н., Дуров А.М. Индивидуальная минута и ее корреляционная связь с показателями центральной гемодинамики мальчиков второго детства г. Тюмени, страдающих аллергическим ринитом, занимающихся греко-римской борьбой. Молодой ученый. 2015;8(88):113-116.
37. Мерденова Л.А., Такоева Е.А., Тагаева И.Р., Нартикоева М.И. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени. Вестник новых медицинских технологий. 2018;25(4):96-100.
38. Прокопьев Н.Я., Гуртовая М.Н., Шатилович Л.Н., Дуров А.М. Индивидуальная минута и ее корреляционная связь с показателями центральной гемодинамики мальчиков второго детства г. Тюмени, страдающих аллергическим ринитом, занимающихся греко-римской борьбой. Молодой ученый. 2015;8(88):113-116.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Предлагается способ оптимизации показателей качества жизни детей 1-4 классов, пребывающих на дистанционном обучении, заключающийся во внедрении комплексной программы, в соответствии с которой непрерывная продолжительность учебной деятельности обучающегося за компьютером составляет 10-15 минут. Проводят физкультминутку дважды за урок с продолжительностью 1-3 минуты, состоящую из 4 упражнений, повторяемых 4 раза. При этом замену комплекса упражнений проводят 1 раз в 2 недели. Ребенок принимает рыбий жир по 10 капсул в сутки ежедневно во время еды. При этом одна капсула содержит витамин D - 10 МЕ, витамин А - 70 МЕ, витамин Е - 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 - 60 мг. Осуществляют внеурочный родительский контроль использования электронных устройств в течение дня. Оптимизируют распорядок дневной активности и отдыха: ночной сон продолжительностью 10 часов, выполнение ежедневно утренней гимнастики. Способ позволяет значительно улучшить качество жизни детей, находящихся на дистанционном обучении, способствуя повышению их психосоциального благополучия, успеваемости и усвояемости полученных знаний и уровня здоровья в целом. 1 з.п. ф-лы, 13 табл., 2 пр.
1. Способ оптимизации показателей качества жизни детей 1-4 классов, пребывающих на дистанционном обучении, заключающийся во внедрении комплексной программы, в соответствии с которой непрерывная продолжительность учебной деятельности обучающегося за компьютером составляет 10-15 минут, проводят физкультминутку дважды за урок с продолжительностью 1-3 минуты, состоящую из 4 упражнений, повторяемых 4 раза, при этом замену комплекса упражнений проводят 1 раз в 2 недели; ребенок принимает рыбий жир по 10 капсул в сутки ежедневно во время еды, при этом одна капсула содержит витамин D - 10 МЕ, витамин А - 70 МЕ, витамин Е - 0,2 мг и ПНЖК Омега 3 - 60 мг; осуществляют внеурочный родительский контроль использования электронных устройств в течение дня, оптимизируют распорядок дневной активности и отдыха: ночной сон продолжительностью 10 часов, выполнение ежедневно утренней гимнастики.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в рамках физкультминутки выполняют упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику рук, дыхательные упражнения, самомассаж.
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ | 2011 |
|
RU2462224C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2336068C2 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ | 2000 |
|
RU2197976C2 |
ЗАБОЛОТСКИХ Н.В | |||
и др | |||
Влияние дистанционного обучения на психоэмоциональное состояние школьников г | |||
Краснодара / Кубанский научный медицинский вестник, 2020, т, 27, N 6, стр | |||
Шкив для канатной передачи | 1920 |
|
SU109A1 |
НЕСВИТ В.Д | |||
и др | |||
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / |
Авторы
Даты
2025-03-10—Публикация
2023-10-30—Подача