СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЛАДШИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ Российский патент 2008 года по МПК A61B5/00 

Описание патента на изобретение RU2326585C1

Предлагаемое изобретение относится к медицине и педагогике и может быть использовано в учебном процессе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с нарушением слуха.

Материалы Государственных докладов о состоянии здоровья населения Российской Федерации, в том числе детей, свидетельствуют об устойчивой тенденции к росту интенсивных показателей его заболеваемости в целом и по большинству нозологических форм патологии. В Краснодарском крае состояние здоровья населения во многом повторяет тенденции, характерные для России в целом. Так, заболеваемость населения Краснодарского края по всем классам болезней на 100000 населения в 2003 г. составила 116330,5; в 2004 г. - 116941,5; в том числе по болезням уха и сосцевидного отростка соответственно 2826,7 и 3029,3 (Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003 году. // Здравоохранение Рос. Федерации. - 2005. - №5. - С.3-19; Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 году. // Здравоохранение Рос. Федерации. - 2006. - №3. - С.3-23, №4. - С.3-32, №5. - С.3-25; Заболеваемость населения России в 2004 г. Статистические материалы. // Здравоохранение Российской Федерации. - 2006. - №1. - С.43-51, №2 - С.41-51.)

Рост заболеваемости способствует увеличению инвалидизации детского населения. На 01.01.04 г. в Российской Федерации насчитывалось 604944 ребенка-инвалида в возрасте до 17 лет включительно.

Организация обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями является важной гигиенической и социальной проблемой. Общеобразовательные специализированные (коррекционные) учреждения сочетают учебный процесс с лечебно-оздоровительной и социально-психологической их реабилитацией и требуют учета специфики дефекта (Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков. // Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С.7-11; Кучма В.Р., Милушкина С.Ю. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков. // Гигиена и санитария. - 2004. - №2. - С.47-50).

Учебный процесс в общеобразовательных учреждениях предусматривает соблюдение соответствующих гигиенических требований к составлению расписания уроков, так как от него в значительной степени зависит степень утомления школьников, их работоспособность и результативность школьных занятий (Каневская Л.Я. Гигиеническое обоснование особенностей организации обучения слабослышащих детей: Автореф. дис... канд.мед.наук. - М., 1967. - 13 с.; Пляскина И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового типа. // Гигиена и санитария. - 2000. - №1. - С.62-64; Александрова И.Э., Степанова М.И. Утомительность школьных уроков: новый взгляд на старую проблему. // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции. - М. - 2002. - С.29-32).

Традиционной формой гигиенической оценки расписания уроков является использование ранговой шкалы трудности предметов, предложенной Сивковым И.Г. (Сивков И.Г. Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов. // Гигиена и санитария. - 1979. - №4. - С.77-79).

Недостатки: отсутствие в шкале трудности современных общеобразовательных предметов, таких как информатика, профильные дисциплины, невозможность использования данной шкалы для оценки расписания уроков в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях, в т.ч. для детей с нарушением слуха, возможность использования только для здоровых учащихся. В связи с этим снижена эффективность преподавания и усвояемости материала школьниками с нарушением слуха.

Вишневский В.А. при оценке расписания уроков, используя методику Сивкова И.Г., предложил учитывать состояние здоровья детей (Вишневский В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей. // Гигиена и санитария. - 2005. - №1. - С.43-44). Для этого автор рекомендует определять уровень физиологического напряжения по реактивности сердечно-сосудистой системы в ортостатической пробе, психическое напряжение по степени тревожности, уровень учебных достижений и физической подготовленности.

Недостатки: практическая нереальность проведения таких исследований для каждого отдельного школьного предмета и при составлении расписания для каждого отдельного класса, малый объем проведенных автором наблюдений (12 детей начальной школы и 14 учащихся старших классов) и отсутствие конкретных рекомендаций.

Учитывая вышесказанное, за ближайший аналог принят способ оценки расписания с учетом степени трудности предметов в баллах (Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М., «Медицина». - 2001. - С.126-138).

Задачей настоящего изобретения явилось составление ранговой шкалы трудности предметов для формирования ежедневной учебной нагрузки для детей-инвалидов с нарушением слуха с целью повышения эффективности преподавания за счет научно обоснованного расписания уроков с учетом физиологических возможностей восприятия материала согласно Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида Российской Федерации (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. №29/2065-п).

Базисный учебный план кроме общеобразовательных предметов включает коррекционный блок, представленный индивидуальными и групповыми занятиями по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, социально-бытовую ориентировку, дополнительные коррекционные занятия с психологом.

При составлении шкалы трудности предметов использованы результаты опроса учащихся, оценки сложности предметов преподавателями-дефектологами, материалы пробных оценок в натурных условиях.

Сущностью изобретения заключается в следующем.

У детей младших классов на фоне развития слуха, речи и уроков труда изучаемым предметам присваивают:

- первоначальное обучение грамоте, развитие речи, формирование грамматического строя речи, развитие слухового восприятия - по 8 баллов;

- русский язык, чтение, литература - по 7 баллов;

- математика - 6 баллов;

- ознакомление с окружающим миром (природоведение) - 5 баллов;

- социально-бытовая ориентировка - 4 балла;

- музыкально-ритмическое занятие, развитие речи на музыкально-ритмическом занятии - по 3 балла;

- искусство (рисование), предметно-практическое обучение (трудовые навыки) - по 2 балла;

- физкультура - 1 балл.

Затем принимают недельный коэффициент нагрузки за 100%, распределяют коэффициент недельной нагрузки по дням в процентах:

понедельник Кн=15%;

вторник, пятница Кн = по 16,7%;

среда Кн=19,4%;

четверг Кн=18%;

суббота Кн - 14,2%.

Или определяют коэффициент учебной нагрузки (Кн) в баллах за день как отношение суммы баллов за неделю и коэффициента нагрузки в процентах к недельной нагрузке в процентах и формируют для младших классов:

понедельник - Кн=19-21 баллов,

вторник, пятница - Кн = по 22-24 баллов,

среда - Кн=25-28 баллов,

четверг - Кн=23-25 баллов,

суббота - Кн=18-20 баллов.

У детей старшего возраста на фоне развития психических функций основным предметам присваивают:

- развитие коммуникативной функции речи, развитие психических функций (занятия с психологом), русский язык, литература - по 11 баллов;

- история, география - по 10 баллов;

- экономика, обществознание - по 9 баллов;

- математика - 8 баллов;

- физика, химия, астрономия - по 7 баллов;

- информатика - 6 баллов;

- биология, экология - по 5 баллов;

- искусство, рисование - по 4 балла;

- черчение - 4 балла;

- труд - 3 балла;

- физкультура - 2 балла;

- цветоводство - 1 балл.

Определяют Кн и занятия формируют по шкале трудности с условием наименьшего значения Кн в понедельник, нарастания значения коэффициента в среду и последующего снижения к субботе.

В процентном соотношении нагрузку распределяют так, как в младших классах, а в баллах следующим образом:

понедельник - 38-40 баллов;

вторник, среда - по 43-45 балла;

четверг - 50-52 балла;

пятница - 46-48 баллов;

суббота - 36-38 баллов.

Способ состоит в диагностике уровня развития слуха по результатам медицинских заключений и формировании классов слабослышащих и глухих учащихся, а также школьников со сложным дефектом - глухие с задержкой психического развития. Анализ результатов динамики работоспособности учащихся с использованием корректурных таблиц и таблиц для определения кратковременной памяти позволил выявить дни максимальной и низкой работоспособности детей и подростков с нарушением слуха и при принятии недельной работоспособности за 100%, предложить нагрузку при составлении расписания занятий, определять нагрузку следующим образом: понедельник - 15%, вторник, пятница - 16,7%, среда - 19,4%, четверг - 18%, суббота - 14,2%. Уровень нагрузки в процентах получен для младших школьников на фоне развития слухового восприятия и речи и присвоено каждому предмету следующее количество баллов:

- первоначальное обучение грамоте, развитие речи, формирование грамматического строя речи, развитие слухового восприятия - по 8 баллов;

- русский язык, чтение, литература - по 7 баллов;

- математика - 6 баллов;

- ознакомление с окружающим миром (природоведение) - 5 баллов;

- социально-бытовая ориентировка - 4 балла;

- музыкально-ритмическое занятие, развитие речи на музыкально-ритмическом занятии - по 3 балла;

- искусство (рисование), предметно-практическое обучение (трудовые навыки) - по 2 балла;

- физкультура - 1 балл.

Затем рассчитывают суммарную недельную учебную нагрузку в баллах согласно Базисного плана обучения и затем определяют должный коэффициент ежедневной нагрузки (Кн) как отношение суммы баллов за неделю и процента нагрузки за день к 100% и формируют:

понедельник, Кн=(134×15):100=20,7 баллов (Min-Max=19-21 баллов);

вторник, пятница, Кн=(134×16,7):100=по 23,0 балла (Min-Max=22-24 баллов);

среда, Кн=(134×19,4):100=26,7 баллов (Min-Max=25-28 баллов);

четверг, Кн=(134×18,0):100=24,8 баллов (Min-Max=23-25 баллов);

суббота, Кн=(134×14,2):100=19,0 баллов (Min-Max=18-20 баллов).

У детей старшего возраста на фоне развития психических функций основным предметам присваивают:

- развитие коммуникативной функции речи, развитие психических функций (занятия с психологом), русский язык, литература - по 11 баллов;

- история, география - по 10 баллов;

- экономика, обществознание - по 9 баллов;

- математика - 8 баллов;

- физика, химия, астрономия - по 7 баллов;

- информатика - 6 баллов;

- биология, экология - по 5 баллов;

- искусство, рисование - по 4 балла;

- черчение - 4 балла;

- труд - 3 балла;

- физкультура - 2 балла;

- цветоводство - 1 балл.

Определяют Кн и занятия формируют по шкале трудности с условием наименьшего значения Кн в понедельник, нарастания значения коэффициента в среду и последующего снижения к субботе.

Техническим результатом изобретения является обоснованный учет физиологического восприятия каждого предмета детьми с нарушением слуха и речи, что позволяет повысить эффективность обучения и профессиональной подготовки учащихся данного контингента инвалидов.

Пример 1. Краснодарский краевой центр образования для детей и подростков с нарушением слуха и речи, г.Краснодар, 2001 г., 2 класс (слабослышащие школьники).

Предусмотрено преподавание за неделю 25 предметов. На основании разработанного предложения предметам присвоены баллы и расписание составлено следующим образом:

Понедельник:

формирование грамматического строя речи (8 баллов);

математика (6 баллов);

развитие речи (8 баллов);

физкультура (1 балл);

всего за день: 23 балла (Кн фактический = 17,2%, Кн должный = 15,0%).

Вторник:

математика (6 баллов);

развитие речи (8 баллов);

ознакомление с окружающим миром (5 баллов);

труд (2 балла);

музыкально-ритмическое занятие (3 балла);

всего за день: 24 балла (Кн фактический = 17,9%, Кн должный = 16,7%).

Среда:

формирование грамматического строя речи (8 баллов);

математика (6 баллов);

чтение (7 баллов);

искусство (2 балла);

всего за день: 23 балла (Кн фактический = 17,2%, Кн должный = 19,4%).

Четверг:

математика (6 баллов);

чтение (7 баллов);

ознакомление с окружающим миром (5 баллов);

музыкально-ритмическое занятие (3 балла);

всего за день: 21 балл (Кн фактический = 15,6%, Кн должный = 18,0%).

Пятница:

математика (6 баллов);

развитие речи (8 баллов);

чтение (7 баллов);

труд (2 балла);

всего за день: 23 балла (Кн фактический = 17,2%, Кн должный = 16,7%).

Суббота:

формирование грамматического строя речи (8 баллов);

физкультура (1 балл);

чтение (7 баллов);

социально-бытовое ориентирование (4 балла);

всего за день: 20 баллов (Кн фактический = 14,9%, Кн должный = 14,2%).

Таким образом, имеет место равномерное распределение нагрузки в недельном цикле, при незначительном подъеме во вторник и снижении в субботу, очень низкая нагрузка в среду - день максимальной работоспособности учащихся, что позволило оценить расписание уроков слабослышащих школьников 2 класса как «нерациональное» (Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М., «Медицина». - 2001. - С.132-135), и сделать соответствующие рекомендации. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется один подъем в среду или четверг или два - в среду и пятницу.

Пример 2. 10 класс слабослышащие школьники; сумма баллов по ранговой шкале трудности предметов в отдельные дни недели составила:

понедельник - 39 баллов (Кн фактический = 14,9%, Кн должный = 15,0%);

вторник - 43 балла (Кн фактический = 16,5%, Кн должный = 16,7%);

среда - 55 баллов (Кн фактический = 21,1%, Кн должный = 19,4%);

четверг - 50 баллов (Кн фактический = 19,1%, Кн должный = 18,0%);

пятница - 41 балл (Кн фактический = 15,7%, Кн должный = 16,7%);

суббота - 33 балла (Кн фактический = 12,7%, Кн должный = 14,2%);

что позволило оценить школьное расписание положительно, так как образуются два подъема в среду и четверг при наименьшей сумме баллов в понедельник и субботу.

Апробация предлагаемого способа в течение 2-х лет по сравнению с контрольными классами (обучение по базовому способу) выявила повышение успеваемости в среднем на 20-25%. Кроме того, у детей повысилась работоспособность, снизилась заболеваемость на 15-18%, улучшилась дисциплина.

Похожие патенты RU2326585C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
Способ диагностики у школьников атопического дерматита, ассоциированного с комплексным воздействием техногенных химических соединений: формальдегида и бенз(а)пирена, с наличием негативных факторов образовательной среды и образа жизни и с нарушением структуры питания 2022
  • Валина Светлана Леонидовна
  • Штина Ирина Евгеньевна
  • Макарова Венера Галимзяновна
  • Кобякова Ольга Алексеевна
  • Маклакова Ольга Анатольевна
  • Устинова Ольга Юрьевна
RU2784352C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ 1994
  • Бергер Нина Александровна
RU2090938C1
Способ развития речи у детей старше 4 лет после операции кохлеарной имплантации 2023
  • Бурнос Светлана Викторовна
  • Королева Инна Васильевна
RU2809692C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яновская Н.Н.
RU2178204C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2008
  • Гидзинская Людмила Борисовна
RU2402821C2
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИЯНО 2006
  • Прохорова Ольга Владимировна
RU2349964C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ В КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 2011
  • Баранов Александр Александрович
  • Волынец Галина Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Ильин Александр Геннадьевич
  • Альбицкий Валерий Юрьевич
  • Яковлева Татьяна Владимировна
  • Маслова Ольга Ивановна
  • Кузенкова Людмила Михайловна
  • Конова Светлана Романовна
  • Пузин Сергей Никифорович
  • Днепрова Любовь Ивановна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Потапов Александр Сергеевич
RU2462178C1
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 2011
  • Заикин Николай Иванович
  • Заикина Наталья Евгеньевна
  • Боровинский Дмитрий Владимирович
  • Волков Сергей Александрович
RU2474439C1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ СОЗРЕВАНИЯ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ 2005
  • Пуляевская Ольга Владимировна
  • Дзятковская Елена Николаевна
RU2286181C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЖЕДНЕВНОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА МЛАДШИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Изобретение относится к медицине и педагогике и может быть использовано в учебном процессе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений для детей с нарушением слуха. Учебный процесс включает развитие слуха, речи, уроки труда в младших классах и развитие психических функций в старших классах. Изучаемым предметам присваивают в младших классах с учетом физиологического восприятия: первоначальное обучение грамоте, развитие речи, формирование грамматического строя речи, развитие слухового восприятия - по 8 баллов; русский язык, чтение, литература - по 7 баллов; математика - 6 баллов; ознакомление с окружающим миром (природоведение) - 5 баллов; социально-бытовая ориентировка - 4 балла; музыкально-ритмическое занятие, развитие речи на музыкально-ритмическом занятии - по 3 балла; искусство (рисование), предметно-практическое обучение (трудовые навыки) - по 2 балла; физкультура - 1 балл; в старших классах: развитие коммуникативной функции речи, развитие психических функций (занятия с психологом), русский язык, литература - по 11 баллов; история, география - по 10 баллов; экономика, обществознание - по 9 баллов; математика - 8 баллов; физика, химия, астрономия - по 7 баллов; информатика - 6 баллов; биология, экология - по 5 баллов; искусство, рисование - по 4 балла; черчение - 4 балла; труд - 3 балла; физкультура - 2 балла; цветоводство - 1 балл, а уровень должной нагрузки распределяют следующим образом: понедельник - 15%, вторник, пятница - 16,7%, среда - 19,4%, четверг - 18,0%, суббота - 14,2%, что соответствует для младших классов: понедельник - 19-21 балл; вторник, пятница - по 22-24 балла, среда - 25-28 баллов, четверг - 23-25 баллов, суббота - 18-20 баллов; для старших классов: понедельник - 38-40 баллов, вторник, пятница - по 43-45 баллов, среда - 50-52 балла, четверг - 46-48 баллов, суббота - 36-38 баллов. Способ позволяет повысить эффективность обучения и профессиональной подготовки учащихся данного контингента инвалидов.

Формула изобретения RU 2 326 585 C1

Способ формирования ежедневной учебной нагрузки детей-инвалидов с нарушением слуха младших и старших классов, включающий развитие слуха, речи, уроки труда в младших классах и развитие психических функций в старших классах, отличающийся тем, что изучаемым предметам присваивают с учетом физиологического восприятия в младших классах: первоначальному обучению грамоте, развитию речи, формированию грамматического строя речи, развитию слухового восприятия - по 8 баллов; русскому языку, чтению, литературе - по 7 баллов; математике - 6 баллов; ознакомлению с окружающим миром (природоведение) - 5 баллов; социально-бытовой ориентировке - 4 балла; музыкально-ритмическим занятиям, развитию речи на музыкально-ритмическом занятии - по 3 балла; искусству (рисование), предметно-практическому обучению (трудовые навыки) - по 2 балла; физкультуре - 1 балл; в старших классах: развитию коммуникативной функции речи, развитию психических функций (занятия с психологом), русскому языку, литературе - по 11 баллов; истории, географии - по 10 баллов; экономике, обществознанию - по 9 баллов; математике - 8 баллов; физике, химии, астрономии - по 7 баллов; информатике - 6 баллов; биологии, экологии - по 5 баллов; искусству (рисование) - по 4 балла; черчению - 4 балла; труду - 3 балла; физкультуре - 2 балла; цветоводству - 1 балл, а уровень должной нагрузки распределяют: понедельник - 15%: для младших классов - 19-21 балл, для старших классов - 38-40 баллов; вторник, пятница - 16,7%: для младших классов - по 22-24 балла, для старших классов - по 43-45 баллов; среда - 19,4%: для младших классов - 25-28 баллов, для старших классов - 50-52 балла; четверг - 18,0%: для младших классов - 23-25 баллов, для старших классов - 46-48 баллов; суббота - 14,2%: для младших классов - 18-20 баллов, для старших классов - 36-38 баллов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2326585C1

КУЧМА В.Р
Гигиена детей и подростков
М., «Медицина», 2001, с.126-138
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Яновская Н.Н.
RU2231975C2
СИВКОВ И.Г
Гигиеническая оценка расписания уроков с помощью ранговой шкалы трудности предметов
Гигиена и санитария
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт 1914
  • Федоров В.С.
SU1979A1
ВИШНЕВСКИЙ В.А
Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей
Гигиена и санитария
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 326 585 C1

Авторы

Нефедов Петр Владимирович

Кутумова Наталья Борисовна

Даты

2008-06-20Публикация

2006-12-07Подача