Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах.
Наиболее близкой к изобретению является радиальная опора скольжения, содержащая две цилиндрические концентрично расположенные с зазором между собой втулки, во внутренней из которых выполнены каналы с дроссельными элементами для подвода смазки.
Недостаток известной конструкции заключается в том, что она применима лишь в машинах с легкими роторами. Для повышения грузоподъемности опоры с жесткими рабочими поверхностями необходимо увеличивать ее размеры, что сопряжено с увеличением рабочего зазора. Возникающие при работе крупногабаритной опоры силовые и температурные деформации рабочих поверхностей ухудшают ее характеристики: грузоподъемность и жесткость уменьшаются, расход смазки увеличивается.
Техническим результатом является создание радиальной опоры скольжения, имеющей большую грузоподъемность, малый расход смазки, способность к самоустановке.
На чертеже изображен общий вид радиальной опоры скольжения.
Опора содержит неподвижную цилиндрическую втулку 1, которая установлена в статоре машины, и подвижную цилиндрическую втулку 2, соединенную с ротором. Между втулками имеется зазор 3 для заполнения смазкой. Во внутренней втулке выполнены каналы 4 с дроссельными элементами 5 для подвода смазки в рабочий зазор 3.
К неподвижной втулке 1 с наружной стороны прикреплено гибкое опорное средство 6, представляющее собой две одинаковые кольцевые мембраны из гибкого материала, по боковым кромкам соединенные со втулкой и расположенные симметрично относительно плоскости, проходящей через середину опоры перпендикулярно ее оси. В мембранах имеются отверстия для прохода смазки в рабочий зазор опоры.
На неподвижную втулку 1 насажено кольцо 7 из антифрикционного материала для предотвращения касания опорных поверхностей втулки 2 и мембраны 6 при отсутствии смазки в опоре, т.е. в нерабочем состоянии.
При работе опоры смазка (газ или жидкость) от источника питания поступает через каналы 4 и дроссельные элементы 5 в проточную камеру 8, образованную мембраной при ее прогибе и наружной поверхностью втулки 1, затем через отверстия 9 в мембране попадает в проточную область 3, образованную мембраной и втулкой 2, а затем выходит в окружающую среду. Область 3 представляет собой газовую или жидкостную подушку, давление в которой вследствие ее большой толщины не зависит от окружающей координаты.
При подаче смазки мембрана деформируется под действием разности давлений, подобно тому, как деформируется мембрана аэростатической платформы. Между мембраной и подвижной цилиндрической втулкой образуется зона повышенного давления, обычно называемая подушкой. Если радиальная нагрузка на опору отсутствует (например, в машинах с вертикальным расположением вала), то осевая протяженность (ширина) подушки постоянна вдоль окружной координаты. Если же на опору действует радиальная нагрузка, то ширина подушки в нагруженной части возрастает пропорционально нагрузке.
После образования подушки втулка 2, жестко соединенная с ротором, самоустанавливается.
Истечение смазки из подушки в окружающую среду регулируется местным зазором между втулкой 2 и мембраной в месте ее наибольшего прогиба. Этот зазор благодаря гибкости мембраны сводит до минимума расход смазки. При увеличении нагрузки на вал втулка 2 смещается в направлении действия нагрузки, при этом форма мембраны изменяется так, что осевая протяженность подушки в нагруженной части увеличивается, а в ненагруженной - уменьшается. Тем самым обеспечивается увеличение грузоподьемности опоры и минимизация расхода смазки.
Таким образом, эффект изобретения заключается в возможности создания малорасходной самоустанавливающейся радиальной опоры скольжения, обладающей большой грузоподъемностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕГМЕНТ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2595237C1 |
Упорный подшипник скольжения двухстороннего действия | 1988 |
|
SU1550241A1 |
Центробежный насос | 1987 |
|
SU1492085A1 |
Опора скольжения с устройством для контроля ее режима работы | 1987 |
|
SU1530848A1 |
Шариковая опора для прямолинейных перемещений | 1989 |
|
SU1775564A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИЛОЖЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ К ПОСЛЕОЖОГОВЫМ РУБЦАМ | 1992 |
|
RU2082367C1 |
Регулируемый центробежный насос | 1988 |
|
SU1564396A1 |
Электрическая машина | 1988 |
|
SU1704234A1 |
Статор электрической машины | 1988 |
|
SU1711297A1 |
Массивный ротор асинхронного двигателя | 1990 |
|
SU1823075A1 |
Использование: в машиностроении. Сущность: радиальная опора скольжения содержит неподвижную внутреннюю цилиндрическую втулку, которая установлена в статоре машины, и подвижную внешнюю цилиндрическую втулку, соединенную с ротором. Между втулками имеется рабочий зазор для заполнения смазкой. Во внутренней части неподвижной втулки выполнены каналы с дроссельными элементами для подвода смазки в рабочий зазор. К неподвижной втулке с наружной стороны прикреплено гибкое опорное средство, представляющее собой две одинаковые кольцевые мембраны из гибкого материала, по боковым кромкам соединенные со втулкой и расположенные симметрично относительно плоскости, проходящей через середину опоры перпендикулярно ее оси. В мембранах имеются отверстия для прохода смазки в рабочий зазор опоры. На неподвижную втулку для предотвращения касания опорных поверхностей втулки и мембраны при отсутствии смазки в опоре, т.е. в нерабочем состоянии, насажено кольцо из антифрикционного материала. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Ковалев М.П | |||
и др | |||
Опоры приборов | |||
- М.: Машиностроение, 1967, с | |||
Сепаратор-центрофуга с периодическим выпуском продуктов | 1922 |
|
SU128A1 |
Деревянный торцевой шкив | 1922 |
|
SU70A1 |
Авторы
Даты
1998-03-27—Публикация
1995-12-18—Подача