Изобретение относится к компрессоростроению и касается конструкции высокоскоростных центробежных машин.
Известен ротор турбомашины, содержащий установленное на валу полуоткрытое рабочее колесо и установленный перед ним по ходу потока обтекатель [1].
Недостатком такого ротора является относительно большая осевая деформация колеса, в частности кромок лопаток, которые сопряжены с неподвижными элементами компрессора. При этом зазоры между лопатками колеса и неподвижными элементами должны быть достаточно большими, что увеличивает перетечки газа и снижает КПД турбомашины.
Известен также центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем неподвижные элементы, ротор с рабочим колесом полуоткрытого типа и установленными перед последним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и (или) обтекателем [2].
Однако КПД такого компрессора недостаточно высок, из-за деформаций рабочего колеса и обусловленных этим относительно больших зазоров между лопатками колеса и неподвижными элементами корпуса.
Кроме того, при высоких окружных скоростях вращения (> 320 м/с) напряжения в рабочем колесе достигают значений, соответствующих упруго-пластическим деформациям материала колеса. Поскольку задача расчета прочности колеса сложна и достаточно приближенна, снижение напряжений в рабочем колесе повысит надежность работы компрессора.
Технической задачей является повышение экономичности и надежности работы компрессора путем уменьшения деформаций рабочего колеса и снижения в нем напряжений.
Указанная задача достигается тем, что в центробежном компрессоре, содержащем корпус, размещенные в нем неподвижные элементы и ротор с рабочим колесом и установленными перед ним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и (или) обтекателем, в ступице рабочего колеса выполнена полость, разделяющая ступицу на внутреннее и наружное кольца, и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца ступицы, а с другой вращающимся направляющим аппаратом или обтекателем, причем соотношение ширины кольцевой полости B толщины перегородки H определяется неравенством
1≤B/H≤5.
На фиг.1 представлен центробежный компрессор, продольный разрез; на фиг. 2 - ротор и неподвижный элемент компрессора; на фиг.3 - то же, вариант исполнения без вращающегося направляющего аппарата.
Центробежный компрессор содержит корпус 1, размещенные в нем неподвижные элементы 2 и ротор 3 с рабочим колесом 4 полуоткрытого типа и установленными перед ним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом 5 и (или) обтекателем 6. Между лопатками 7 рабочего колеса и неподвижным элементом 2 корпуса 1 образован уплотняющий зазор 8.
В ступице рабочего колеса 4 выполнена кольцевая полость 9, разделяющая ступицу на внутреннее 10 и наружное 11 кольца и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой 12, соединяющей внутреннее 10 и наружное 11 кольца ступицы, а с другой вращающимся направляющим аппаратом 5 или обтекателем 6. Соотношение ширины В кольцевой полости 9 и толщины Н перегородки 12 определяется неравенством
1≤B/H≤5.
Выбор соотношения B/H зависит от конкретной формы рабочего колеса и связанного с этим распределения масс, а также от окружной скорости рабочего колеса.
Компрессор работает следующим образом.
При работе компрессора газ поступает к рабочему колесу 4, от которого получает кинетическую энергию и в котором частично сжимается.
Выполнение в ступице кольцевой полости с указанным соотношением ее ширины и толщины кольцевой перегородки обеспечивает при работе компрессора равновесное положение напряженно-деформированного состояния рабочего колеса 4 относительно центра масс. При этом практически нет деформаций дисков и лопаток в осевом направлении и, следовательно, зазоры между лопатками и неподвижными элементами 2 корпуса 1 можно выполнить минимальными. Уменьшение зазоров снижает перетечки газа со стороны областей высокого давления, что повышает КПД компрессора.
Поскольку при такой конструкции деформации колеса в осевом направлении практически отсутствуют, то нет и воздействия рабочего колеса на сопряженную деталь - вращающийся направляющий аппарат.
Кроме того, уровень напряжений в рабочем колесе снизился, так как при выполнении в ступице кольцевой полости масса колеса стала меньше.
Таким образом, такое выполнение компрессора позволило повысить его экономичность за счет уменьшения перетечек, а также повысить надежность его работы за счет снижения напряжений в рабочем колесе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИФФУЗОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА | 1996 |
|
RU2112154C1 |
РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА | 2000 |
|
RU2174624C1 |
РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА | 2014 |
|
RU2546338C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА | 2012 |
|
RU2503854C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2013 |
|
RU2529926C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2000 |
|
RU2189502C2 |
Центробежный многоступенчатый компрессор | 1990 |
|
SU1780561A3 |
Ротор центробежного компрессора | 1986 |
|
SU1366717A1 |
Газотурбинный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия | 2020 |
|
RU2753941C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2013 |
|
RU2544912C2 |
Использование: в компрессоростроении и касается конструкции высокоскоростных центробежных машин. Сущность изобретения: в ступице рабочего колеса выполнена кольцевая полость, разделяющая ступицу на внутреннее и наружное кольца и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца ступицы, а с другой вращающимся направляющим аппаратом или обтекателем, причем соотношение ширины В кольцевой полости и толщины H перегородки определяется неравенством: 1 ≤ B / H ≤ 5. 3 илр
Центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем неподвижные элементы и ротор с рабочим колесом и установленными перед последним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и(или) обтекателем, отличающийся тем, что в ступице рабочего колеса выполнена кольцевая полость, разделяющая ступицу на внутреннее и наружное кольца и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца ступицы, а с другой - вращающимся направляющим аппаратом или обтекателем, причем соотношение ширины кольцевой полости В и толщины Н перегородки определяется неравенством
1 ≤ В/Н ≤ 5,
где В - ширина кольцевой полости;
Н - толщина перегородки.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
US, патент, 4053261, F 01 D 5/04, 1977 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Шнепп В.Б | |||
Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин | |||
- М.: Машиностроение, 1995, с | |||
Машина для изготовления проволочных гвоздей | 1922 |
|
SU39A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1998-04-20—Публикация
1995-07-19—Подача