ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР Российский патент 1998 года по МПК F04D17/08 F04D29/28 

Описание патента на изобретение RU2109172C1

Изобретение относится к компрессоростроению и касается конструкции высокоскоростных центробежных машин.

Известен ротор турбомашины, содержащий установленное на валу полуоткрытое рабочее колесо и установленный перед ним по ходу потока обтекатель [1].

Недостатком такого ротора является относительно большая осевая деформация колеса, в частности кромок лопаток, которые сопряжены с неподвижными элементами компрессора. При этом зазоры между лопатками колеса и неподвижными элементами должны быть достаточно большими, что увеличивает перетечки газа и снижает КПД турбомашины.

Известен также центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем неподвижные элементы, ротор с рабочим колесом полуоткрытого типа и установленными перед последним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и (или) обтекателем [2].

Однако КПД такого компрессора недостаточно высок, из-за деформаций рабочего колеса и обусловленных этим относительно больших зазоров между лопатками колеса и неподвижными элементами корпуса.

Кроме того, при высоких окружных скоростях вращения (> 320 м/с) напряжения в рабочем колесе достигают значений, соответствующих упруго-пластическим деформациям материала колеса. Поскольку задача расчета прочности колеса сложна и достаточно приближенна, снижение напряжений в рабочем колесе повысит надежность работы компрессора.

Технической задачей является повышение экономичности и надежности работы компрессора путем уменьшения деформаций рабочего колеса и снижения в нем напряжений.

Указанная задача достигается тем, что в центробежном компрессоре, содержащем корпус, размещенные в нем неподвижные элементы и ротор с рабочим колесом и установленными перед ним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и (или) обтекателем, в ступице рабочего колеса выполнена полость, разделяющая ступицу на внутреннее и наружное кольца, и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца ступицы, а с другой вращающимся направляющим аппаратом или обтекателем, причем соотношение ширины кольцевой полости B толщины перегородки H определяется неравенством
1≤B/H≤5.

На фиг.1 представлен центробежный компрессор, продольный разрез; на фиг. 2 - ротор и неподвижный элемент компрессора; на фиг.3 - то же, вариант исполнения без вращающегося направляющего аппарата.

Центробежный компрессор содержит корпус 1, размещенные в нем неподвижные элементы 2 и ротор 3 с рабочим колесом 4 полуоткрытого типа и установленными перед ним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом 5 и (или) обтекателем 6. Между лопатками 7 рабочего колеса и неподвижным элементом 2 корпуса 1 образован уплотняющий зазор 8.

В ступице рабочего колеса 4 выполнена кольцевая полость 9, разделяющая ступицу на внутреннее 10 и наружное 11 кольца и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой 12, соединяющей внутреннее 10 и наружное 11 кольца ступицы, а с другой вращающимся направляющим аппаратом 5 или обтекателем 6. Соотношение ширины В кольцевой полости 9 и толщины Н перегородки 12 определяется неравенством
1≤B/H≤5.

Выбор соотношения B/H зависит от конкретной формы рабочего колеса и связанного с этим распределения масс, а также от окружной скорости рабочего колеса.

Компрессор работает следующим образом.

При работе компрессора газ поступает к рабочему колесу 4, от которого получает кинетическую энергию и в котором частично сжимается.

Выполнение в ступице кольцевой полости с указанным соотношением ее ширины и толщины кольцевой перегородки обеспечивает при работе компрессора равновесное положение напряженно-деформированного состояния рабочего колеса 4 относительно центра масс. При этом практически нет деформаций дисков и лопаток в осевом направлении и, следовательно, зазоры между лопатками и неподвижными элементами 2 корпуса 1 можно выполнить минимальными. Уменьшение зазоров снижает перетечки газа со стороны областей высокого давления, что повышает КПД компрессора.

Поскольку при такой конструкции деформации колеса в осевом направлении практически отсутствуют, то нет и воздействия рабочего колеса на сопряженную деталь - вращающийся направляющий аппарат.

Кроме того, уровень напряжений в рабочем колесе снизился, так как при выполнении в ступице кольцевой полости масса колеса стала меньше.

Таким образом, такое выполнение компрессора позволило повысить его экономичность за счет уменьшения перетечек, а также повысить надежность его работы за счет снижения напряжений в рабочем колесе.

Похожие патенты RU2109172C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ДИФФУЗОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 1996
  • Петросян Григорий Григорьевич
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Муртазин Рафаэль Файзиевич
  • Старцев Владимир Валентинович
RU2112154C1
РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2000
  • Коханов С.Г.
  • Муртазин Р.Ф.
  • Петросян Г.Г.
  • Сагитов Р.А.
RU2174624C1
РОТОР ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2014
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Еранов Андрей Павлович
RU2546338C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2012
  • Муртазин Рафаэль Файзиевич
  • Футин Виктор Александрович
RU2503854C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2013
  • Евгеньев Станислав Сергеевич
  • Коханов Семён Григорьевич
  • Петросян Григорий Григорьевич
  • Сафиуллин Анас Гадулович
  • Футин Виктор Александрович
RU2529926C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2000
  • Горожанцев В.В.
  • Варин В.В.
  • Шатров В.Б.
  • Горшков Г.Н.
RU2189502C2
Центробежный многоступенчатый компрессор 1990
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Муртазин Рафаэль Фазлыевич
  • Петросян Григорий Григорьевич
SU1780561A3
Ротор центробежного компрессора 1986
  • Петросян Григорий Григорьевич
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Хамидуллин Мубарак Хайдарзянович
SU1366717A1
Газотурбинный двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия 2020
  • Зыбин Александр Тихонович
RU2753941C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2013
  • Евгеньев Станислав Сергеевич
  • Футин Виктор Александрович
  • Коханов Семён Григорьевич
  • Петросян Григорий Григорьевич
RU2544912C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 109 172 C1

Реферат патента 1998 года ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР

Использование: в компрессоростроении и касается конструкции высокоскоростных центробежных машин. Сущность изобретения: в ступице рабочего колеса выполнена кольцевая полость, разделяющая ступицу на внутреннее и наружное кольца и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца ступицы, а с другой вращающимся направляющим аппаратом или обтекателем, причем соотношение ширины В кольцевой полости и толщины H перегородки определяется неравенством: 1 ≤ B / H ≤ 5. 3 илр

Формула изобретения RU 2 109 172 C1

Центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем неподвижные элементы и ротор с рабочим колесом и установленными перед последним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и(или) обтекателем, отличающийся тем, что в ступице рабочего колеса выполнена кольцевая полость, разделяющая ступицу на внутреннее и наружное кольца и ограниченная с одной стороны кольцевой перегородкой, соединяющей внутреннее и наружное кольца ступицы, а с другой - вращающимся направляющим аппаратом или обтекателем, причем соотношение ширины кольцевой полости В и толщины Н перегородки определяется неравенством
1 ≤ В/Н ≤ 5,
где В - ширина кольцевой полости;
Н - толщина перегородки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2109172C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
US, патент, 4053261, F 01 D 5/04, 1977
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Шнепп В.Б
Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин
- М.: Машиностроение, 1995, с
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 109 172 C1

Авторы

Закиев Фарит Кавиевич

Сагитов Радмир Ахметович

Муртазин Рафаэль Файзиевич

Коханов Семен Григорьевич

Петросян Григорий Григорьевич

Даты

1998-04-20Публикация

1995-07-19Подача