ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР Российский патент 2002 года по МПК F04D17/08 F04D29/28 

Описание патента на изобретение RU2189502C2

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к конструкции высокоскоростных центробежных машин.

Известен ротор турбомашины (США, патент 4053261, F 01 D 5/04), содержащий установленное на валу полуоткрытое рабочее колесо и установленный перед ним по ходу потока обтекатель.

Недостатком такого ротора является относительно большая осевая деформация колеса, в частности кромок лопаток, которые сопряжены с неподвижными элементами компрессора. При этом зазоры между лопатками колеса и неподвижными элементами должны быть достаточно большими, что снижает КПД турбомашины.

Известен также центробежный компрессор (Шнепп В.В. Конструкция и расчет центробежных компрессорных машин. - М.: Машиностроение, 1995, с. 39, рис. 1.23), содержащий корпус, размещенные в нем неподвижные элементы статора, ротор с рабочим колесом полуоткрытого типа и установленными перед последним по ходу потока вращающимся направляющим аппаратом и (или) обтекателем.

Однако КПД такого компрессора недостаточно высок из-за деформаций рабочего колеса и обусловленных этим относительно больших зазоров между лопатками колеса и неподвижными элементами корпуса.

Известен также центробежный компрессор (а.с. 1671982, кл. F 04 D 17/08), содержащий корпус, установленное в нем рабочее колесо с основным и покрывным дисками и радиальными лопатками и диффузор, ось которого смещена в меридианальной плоскости относительно oси симметрии лопаток, причем ось диффузора смещена в сторону основного диска на расстояние 0,05...0,2 ширины лопаток на выходе рабочего колеса.

Однако КПД такого компрессора также недостаточно высок из-за разной деформации рабочего колеса при изменении оборотов в широком диапазоне и рассогласования при этом сориентированного взаиморасположения поверхностей рабочего колеса и диффузора, выставленного для оптимального режима работы компрессора. Неизменными остаются высокие напряжения в покрывном диске и ступице колеса, что снижает надежность работы компрессора из-за усталостных напряжений.

Негативным явлением является и тот факт, что максимальные динамические напряжения, накладывающиеся на высокие статические напряжения, возникают преимущественно в периферийных сечениях покрывного диска вблизи лопаток, то есть там, где имеются концентраторы напряжений: заклепки, паяные или сварные швы.

Кроме того, при высоких окружных скоростях вращения напряжения в рабочем колесе локально достигают значений, соответствующих упругопластическим деформациям материала колеса. Поскольку задача расчета прочности колеса сложна и достаточно приближенна, снижение напряжений в рабочем колесе повысит надежность работы компрессора.

Технической задачей является повышение экономичности и надежности работы компрессора путем уменьшения деформаций рабочего колеса (снижение в нем напряжений, обусловленных вращением колеса).

Технический результат достигается тем, что в центробежном компрессоре, содержащем корпус, размещенные в нем статор и ротор, у которого рабочее колесо выполнено из составных частей, по меньшей мере периферийная часть колеса выполнена составной из аксиальных колец, соединенных между собой по цилиндрическим поверхностям одним из известных способов, например с использованием натяга или склейки по сопрягаемой поверхности, в каждом кольце выполнены радиальные отверстия, примыкающие друг к другу, противоположные стенки которых попарно являются лопатками или боковыми стенками дисков с образованием общего профиля межлопаточного канала колеса.

На фиг. 1 представлен центробежный компрессор; продольный разрез; на фиг. 2 - рабочее колесо центробежного компрессора, продольный разрез; на фиг. 3 - отдельные элементы периферийной части рабочего колеса до выполнения сборки.

Центробежный компрессор содержит корпус 1, размещенные в нем неподвижные статорные элементы с диффузором 2, ротор 3 с рабочим составным колесом 4 закрытого типа, имеющем входную часть в виде входного кольца покрывного диска 5 и ступицы 6, соединенных между собой входными участками лопаток 7, и установленную по ходу потока периферийную часть колеса, выполненную из колец 8, 9, 10, соединенных с входной частью и между собой по цилиндрическим поверхностям 11, 12, 13, например, с использованием натяга или склейки. В каждом кольце 8, 9, 10 периферийной части выполнены радиальные отверстия 14, примыкающие друг к другу, противоположные стенки которых попарно являются лопатками 15, 18, 17 или боковыми стенками дисков 18, 19 с образованием общего профиля межлопаточного канала колеса.

При работе рабочее тело поступает по внутренним каналам компрессора к колесу в осевом направлении. В рабочем колесе 4 при обтекании лопаток 7, 15, 16, 17 к рабочему телу подводится энергия, в процессе чего давление рабочего тела повышается. При выходе из рабочего колеса, как показывают экспериментальные данные, максимум в эпюре скоростей смещен в сторону основного диска. Для предотвращения отрыва потока, выходящего из рабочего колеса, от входной поверхности диффузора 2 используется рабочее колесо, составные части которого не приводят к осевым деформациям колеса.

Поскольку при такой конструкции рабочего колеса деформации в осевом направлении практически отсутствуют, то нет смещения поверхностей при работе компрессора и, как следствие, газодинамических потерь от воздействия газового потока из рабочего колеса на неподвижную сопряженную деталь статора - поверхность диффузора, что способствует повышению КПД компрессора.

Так как при выполнении периферийной части составной по цилиндрическим поверхностям массовые силы инерции охватывающих колец при вращении не передаются охватываемым кольцам, то масса центральной части колеса может быть значительно снижена.

Такое исполнение компрессора позволяет повысить его экономичность за счет исключения возмущений потока в зоне входа в диффузор, полученного, в свою очередь, за счет исключения (сведения к минимуму) осевых деформаций колеса, обусловленных действием изгибающего момента при вращении ротора, а также повысить надежность его работы за счет снижения напряжений в рабочем колесе.

Похожие патенты RU2189502C2

название год авторы номер документа
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2007
  • Горожанцев Владимир Владимирович
  • Ризнык Роман Сергеевич
RU2345252C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2010
  • Горожанцев Владимир Владимирович
  • Ризнык Роман Сергеевич
RU2426010C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Горожанцев Владимир Владимирович
  • Ризнык Роман Сергеевич
RU2296245C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2001
  • Шатров В.Б.
  • Шиляев В.М.
  • Жаков А.И.
  • Бутолина А.В.
RU2195583C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЫ 2005
  • Горожанцев Владимир Владимирович
  • Ризнык Роман Сергеевич
  • Варин Валентин Васильевич
RU2305799C1
ПУЛЬПОВЫЙ ПОГРУЖНОЙ НАСОС 2011
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Житенёв Алексей Иванович
  • Косякова Наталья Владимировна
  • Печкуров Сергей Владимирович
  • Феропонтов Максим Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2472036C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ И ВОЗДУШНЫЙ НАСОС-КОМПРЕССОР 2007
  • Бобров Аркадий Васильевич
RU2352826C2
ПУЛЬПОВЫЙ ПОГРУЖНОЙ НАСОС (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Валюхов Сергей Георгиевич
  • Житенёв Алексей Иванович
  • Косякова Наталья Владимировна
  • Печкуров Сергей Владимирович
  • Феропонтов Максим Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2472037C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2010
  • Касьянов Сергей Владимирович
RU2428589C1
СТУПЕНЬ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2001
  • Наконечный Святослав Иванович
RU2243417C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 189 502 C2

Реферат патента 2002 года ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР

Изобретение относится к компрессоростроению, в частности к конструкции высокоскоростных центробежных машин. Центробежный компрессор содержит корпус и размещенные в нем статор и ротор. Рабочее колесо ротора выполнено из составных частей. По меньшей мере периферийная часть колеса выполнена составной из аксиальных колец, соединенных между собой по цилиндрическим поверхностям, например, с натягом. При этом в каждом кольце выполнены радиальные отверстия, примыкающие друг к другу. Противоположные стенки отверстий попарно являются лопатками или боковыми стенками дисков с образованием общего профиля межлопаточных каналов, покрывного и основного дисков колеса. Составные кольца периферийной части колеса выполнены из материалов с разными коэффициентами линейного расширения. Изобретение направлено на повышение экономичности компрессора за счет снижения напряжений в рабочем колесе. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 189 502 C2

1. Центробежный компрессор, содержащий корпус, размещенные в нем статор и ротор, у которого рабочее колесо выполнено из составных частей, отличающийся тем, что, по меньшей мере, периферийная часть колеса выполнена составной из аксиальных колец, соединенных между собой по цилиндрическим поверхностям, например, с натягом, при этом в каждом кольце выполнены радиальные отверстия, примыкающие друг к другу, противоположные стенки которых попарно являются лопатками или боковыми стенками дисков с образованием общего профиля межлопаточных каналов, покрывного и основного дисков колеса. 2. Центробежный компрессор по п. 1, отличающийся тем, что составные кольца периферийной части колеса выполнены из материалов с разными коэффициентами линейного расширения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2189502C2

Центробежный компрессор 1987
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
SU1671982A1
SU 1485719 A1, 30.12.1990
Сборное лопастное колесо 1990
  • Стесин Савелий Павлович
  • Бим-Бад Борис Максович
  • Кабаков Михаил Григорьевич
  • Окунь Анатолий Андреевич
SU1724950A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 1995
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Сагитов Радмир Ахметович
  • Муртазин Рафаэль Файзиевич
  • Коханов Семен Григорьевич
  • Петросян Григорий Григорьевич
RU2109172C1
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СТУПЕНЬ КОМПРЕССОРА 1997
  • Журавлев Ю.И.
RU2132002C1
Ротор центробежного насоса 1986
  • Чегурко Леонид Ефимович
  • Габов Борис Александрович
  • Шаров Генрих Александрович
SU1399512A1
Рабочее колесо центробежного насоса 1985
  • Лубенский Станислав Кузьмич
SU1270423A1
Трансформаторный датчик угловых перемещений 1975
  • Чернявский Борис Викторович
SU511518A1
DE 4321173 A1, 12.01.1995
DE 4420227 A1, 23.12.1993
US 4759690 A, 26.07.1988.

RU 2 189 502 C2

Авторы

Горожанцев В.В.

Варин В.В.

Шатров В.Б.

Горшков Г.Н.

Даты

2002-09-20Публикация

2000-07-12Подача