ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Российский патент 1998 года по МПК B60V1/14 B60V3/02 

Описание патента на изобретение RU2114749C1

Изобретение относится к области транспорта и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке для движения по бездорожью.

Известно транспортное средство на воздушной подушке (см. патент РФ N 1762486, B 60 V 3/02, приоритет 29.12.89.), содержащее корпус с установленными на нем движителями, подвижными гибкими боковыми ограждениями, связанными с приводом их перемещения, и торцовые ограждения, при этом движители выполнены в виде гусениц баллонного типа со сквозными окнами, установленными на натяжных барабанах и закрепленными внутренними сторонами на цепной передаче, связанной с приводом, причем верхняя и нижняя ветви гусеницы разделены плитой, закрепленной на кожухе, привод выполнен с кожухом, внутри которого размещена цепная передача, при этом кожух закреплен на корпусе, а наружная боковая стенка этого кожуха выполнена с замкнутой щелевой прорезью, которая расположена против цепной передачи по ее контуру, причем через эту прорезь пропущены прикрепленные к цепной передаче полотнища баллонов гусениц, а наружная стенка каждого звена цепной передачи выполнена со сферическими лунками и запрессованными в них с возможностью вращения шариками, которые выполнены опирающимися изнутри на наружную боковую стенку кожуха.

Недостатком известного транспортного средства являются низкие эксплуатационные качества.

Данный недостаток обусловлен невысокими тягово-сцепными усилиями, развиваемыми бортовыми гусеничными движителями.

Известно также транспортное средство на воздушной подушке (см. патент N 2021931, B 60 V 1/14, опубл. 30.10.94), содержащее корпус с установленными на нем движителями, подвижными гибкими боковыми ограждениями, выполненными в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на натяжных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем, соединен треугольными оттяжками изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища, связанной с тяговой цепью, с возможностью перекрытия зазора между этой данной ветвью и опорной поверхностью.

Недостатком известного транспортного средства являются низкие эксплуатационные качества и значительное сопротивление передвижению по опорной поверхности, вызванное наличием у торцевого переднего и заднего гибких ограждений зацепляющихся за неровности на опорной поверхности рычагов, шарнирно закрепленных с кожухами.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является, принятое за прототип, транспортное средство (см. свидетельство на полезную модель N 1840, B 60 V 1/14, опубл. 16.03.96), содержащее корпус с установленными на нем движителями, подвижными гибкими боковыми ограждениями, выполненными в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на натяжных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, и гироскопическое устройство, состоящее из двух вентиляторов и двух супермаховиков, закрепленных на оси, приводимых через редукторы двигателем, установленным на раме, шарнирно соединенной с корпусом транспортного средства с возможностью углового перемещения в вертикально-продольной к корпусу плоскости.

Недостатком известного транспортного средства являются низкие эксплуатационные качества, вызванные значительным сопротивлением передвижению по опорной поверхности на бортовых гусеничных движителях.

Целью настоящего изобретения является повышение эксплуатационных качеств.

Поставленная цель достигается тем, что в известном транспортном средстве на воздушной подушке, содержащем корпус с бортовыми гусеничными движителями, подвижными гибкими боковыми ограждениями, выполненными в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на натяжных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, и гироскопическое устройство, состоящее из двух осевых вентиляторов и двух супермаховиков, закрепленных на оси и приводимых через редукторы двигателем, установленным на раме, шарнирно соединенной с корпусом транспортного средства, с возможностью углового перемещения в вертикально-продольной к корпусу плоскости, согласно заявляемому изобретению, транспортное средство имеет торцовые ограждения, состоящие из сегментов открытого типа, которые в средней части торцов закреплены верхними кромками снаружи воздушной подушки к основанию корпуса, а изнутри снизу, другой кромкой к днищу корпуса, торцовые ограждения, примыкающие к гусеничным движителям, обращены вовнутрь воздушной подушки снизу с торцов, представляют собой сегментные элементы открытого типа и прикреплены своими верхними кромками спереди и сзади попарно к концам кожуха, и в торцовых ограждениях, примыкающих к гусеничным движителям у их верхних ветвей, переходящих из баллонов в двухслойную ленту в сечении, на натяжных барабанах, представляют собой гармошечно-сжимаемые элементы открытого типа, которые внутренними, обращенными к воздушной подушке сторонами прикреплены к соответствующему им кожуху цепной передачи и прикреплены к днищу корпуса, а наружная задняя кромка такого элемента сжата и прикреплена к корпусу снизу, участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем, соединен треугольными оттяжками изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища, причем нижняя ветвь имеет возможность перекрытия зазора с опорной поверхностью.

Между отличительными признаками и достигаемым техническим результатом существует следующая причинно-следственная связь. Предложенная взаимосвязь уплотняющих воздушную подушку элементов спереди и сзади бортовых гусеничных движителей подвижных гибких ограждений обеспечивает движение транспортного средства без зацепления за неровности на опорной поверхности, при этом также обеспечивается большее отношение площади контакта движителей с грунтом по отношению к общей площади контакта всего гибкого ограждения с опорной поверхностью, что снижает трение сопротивления передвижению транспортного средства.

По имеющимся у автора сведениям совокупность существенных признаков, характеризующих изобретение, не известны на уровне техники, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого изобретения критерию "новизна".

Применение такого сочетания уплотнений воздушной подушки с бортовыми гусеничными движителями подвижными гибкими ограждениями является на дату подачи заявки новым.

Транспортное средство предназначено для движения в труднопроходимой болотистой сильно пересеченной местности.

Имеется возможность изготовления его в заводских условиях с помощью известных средств и методов. Предлагаемое изобретение "Транспортное средство на воздушной подушке" обеспечивает повышение ходовых качеств и является "промышленно применимым".

Сущность предлагаемого изобретения поясняется примером конкретного выполнения, где на фиг. 1 изображено транспортное средство в изометрии, вид сверху, общий вид; на фиг.2 - транспортное средство в изометрии - вид снизу; на фиг.3 - продольное сечение гироскопического устройства с вентилятором; на фиг. 4 - вид сбоку на транспортное средство с обрывами; на фиг.5 - выносной элемент торцового уплотнения гибкими ограждениями с обрывами в изометрии; на фиг.6 - сечение транспортного средства по натяжным барабанам; на фиг.7 - торцовое уплотнение гибкими ограждениями движителя, вид снизу в изометрии с обрывами.

Транспортное средство (фиг.1,2...) содержит корпус 1 с бортовыми гусеничными движителями подвижными гибкими боковыми ограждениями, выполненными в виде гусениц баллонного типа 2, открытых к полости воздушной подушки, установленных на натяжных барабанах 3 и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями 4, связанной с приводом 5, причем нижние и верхние ветви гусениц 2 разделены плитой 6, закрепленной на кожухе 7, шарнирно соединенном продольными рычагами 8 с корпусом 1, а участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем 10, соединен треугольными оттяжками 11 (фиг.2,5,7) изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища 12, связанной с тяговой цепью 4 и приводом 5, причем нижняя ветвь имеет возможность перекрытия ее зазора с опорной поверхностью. На транспортном средстве установлены дополнительные шнековые передние 13 и задние 14 движители с приводом. Гироскопическое устройство 15 (фиг.1,3...) состоит из двух осевых вентиляторов 16, двух супермаховиков 17, закрепленных на оси и приводимых через редукторы 19 двигателем 18, установленным на раме 20, шарнирно соединенной с корпусом 1 транспортного средства, гидроцилиндры 22 создают угловое перемещение в вертикально-продольной по отношению к корпусу 1 плоскости. Гироскопическое устройство 15 (фиг. 1,3. .) помещено в кожух 23, который направляет сжатый осевыми вентиляторами 16 воздух в полость воздушной подушки транспортного средства через гибкий воздуховод 24. Торцовые уплотнения воздушной подушки (фиг. 2,4,5,6,7) состоят из сегментов открытого типа 25, которые в средней части торцов закреплены верхними кромками снаружи воздушной подушки к основанию корпуса 1, а снизу изнутри к воздушной подушке они прикреплены другой кромкой к днищу корпуса (фиг.5,7). Торцовые ограждения, примыкающие к гусеничным движителям 2, обращены вовнутрь воздушной подушки снизу с торцов, представляют собой сегментные элементы 26 открытого типа и прикреплены своими верхними кромками спереди и сзади попарно к концам кожуха 7. При этом боковая кромка "д " полотнища 10, параллельная опорной поверхности и переходящая в двухслойную ленту на натяжных барабанах 3, касается боковой стенки сегмента 26 и таким образом уплотняет воздушную подушку. Уплотнение воздушной подушки на верхней ветви гусеничного движителя 2 (фиг.5,6), переходящей в двухслойную ленту на натяжных барабанах, осуществляется специальными гармошечно- сжимаемыми элементами 27 открытого к воздушной подушке типа, которые внутренними к воздушной подушке сторонами прикреплены к кожуху 7 цепной передачи и закреплены к днищу корпуса 1, а задняя наружная кромка такого элемента сжата и прикреплена к корпуса снизу, в точке "е".

При подаче сжатого воздуха под днище транспортного средства гибкое ограждение раздувается. Торцовые уплотнения (фиг.7), которые уплотняют бортовые гусеничные движители 2, обращены вовнутрь воздушной подушки снизу с торцов, выполненных в виде сегментных элементов 26 открытого типа, которые спереди и сзади транспортного средства прикреплены к концам кожухов 7 цепной передачи своими верхними кромками. Нижняя кромка полотнища 10 бортового гусеничного движителя "д" сбегает на концах в ленту на натяжных барабанах 3, поэтому ее траектория отрывается от опорной поверхности и скользит по боковой стенке сегмента 26, закрепленного на кожухе цепной передачи. Кромка "д" полотнища 10 поджата сжатым в воздушной подушке воздухом боковой стенкой сегмента 26 и таким образом уплотняет воздушную подушку. Сегмент 26 конструктивно выполнен так, что его скошенная боковая стенка узкой полоской выступает наружу за кромку "д" полотнища 10 по всей длине этой кромки от начала отрыва ее от опорной поверхности до перехода в ленту на натяжных барабанах 3. Так как выступающая наружу полоска сегмента 26 за кромку "д" узка, то под действием эластичности материала оболочка сегмента 26 незначительно выгибается наружу воздушной подушки. При смещении подвески движителей при движении по неровностям на опорной поверхности другая боковая стенка сегмента 26 смещается относительно боковой стенки сегмента 25, при этом уплотнение воздушной подушки сохраняется, так как их боковые стенки прижаты друг к другу избыточным давлением воздуха в воздушной подушке. Смещение кромки "д" полотнища 10 движителя и обращенной к ней боковой стенки сегмента 26 не происходит, так как они обе смонтированы на одном движителе и перемещаются совместно с подвеской.

Применение предложенного транспортного средства на воздушной подушке позволит значительно снизить сопротивление передвижению по опорной поверхности, тем самым обеспечить высокие эксплуатационные качества транспортного средства.

Похожие патенты RU2114749C1

название год авторы номер документа
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1991
  • Конушин Владимир Михайлович
RU2021931C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1988
  • Конушин В.М.
SU1589515A1
Транспортное средство на воздушной подушке 1991
  • Конушин Владимир Михайлович
SU1825341A3
Движитель повышенной проходимости на пневмогусенице на воздушной подушке 2016
  • Пржевский Сергей Сергеевич
RU2675725C2
АМФИБИЙНОЕ ОПОРНО-ДВИЖИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2010
  • Азовцев Анатолий Иванович
  • Семенов Виталий Сергеевич
  • Карпушин Иван Сергеевич
  • Самсонов Сергей Викторович
RU2458800C2
ДВИЖИТЕЛЬ С ГРУЗОВОЙ ПЛАТФОРМОЙ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 2015
  • Тенищев Александр Юрьевич
RU2592754C1
Гусеничный движитель 1989
  • Змеев Анатолий Николаевич
SU1652167A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1991
  • Прохоров Владимир Михайлович[Ua]
  • Приходько Владимир Иванович[Ua]
  • Ехнич Александр Алексеевич[Ua]
  • Дедушенко Анатолий Яковлевич[Ua]
  • Власкин Виктор Андреевич[Ua]
  • Русских Владимир Николаевич[Ua]
  • Бондаренко Виктор Яковлевич[Ua]
  • Лобода Виталий Андреевич[Ua]
RU2041094C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КАТКОВО-ГУСЕНИЧНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1992
  • Суржиков А.Ф.
  • Бабин В.А.
  • Бобов Г.С.
  • Конушин В.М.
  • Лемонджава Т.Ш.
RU2070127C1
АППАРАТ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 2003
  • Долгополов А.А.
  • Гуськов В.Н.
  • Ташкаев В.И.
  • Вишневский Г.А.
  • Мерзликин Ю.Ю.
  • Близнюк А.М.
  • Волостных В.Н.
RU2256567C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 114 749 C1

Реферат патента 1998 года ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке. Сущность изобретения состоит в том, что транспортное средство на воздушной подушке, содержащее корпус с бортовыми гусеничными движителями подвижных гибких боковых ограждений, выполненных в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на натяжных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, и гироскопическое устройство, состоящее из двух осевых вентиляторов и двух супермаховиков, закрепленных на оси и приводимых через редукторы двигателем, установленным на раме, шарнирно соединенной с корпусом транспортного средства, согласно изобретению оно имеет торцовые ограждения, состоящие из сегментов открытого типа, которые в средней части торцов закреплены верхними кромками снаружи воздушной подушки к основанию корпуса, а изнутри снизу другой кромкой к днищу корпуса. Торцовые ограждения, примыкающие к гусеничным движителям, могут выполняться в виде сегментных элементов открытого типа, обращаться вовнутрь воздушной подушки снизу с торцов и прикрепляться своими верхними кромками спереди и сзади попарно к концам кожуха. Технический результат от реализации настоящего изобретения состоит в повышении эксплуатационных качеств транспортного средства на воздушной подушке. 3 з.п. ф-лы, 7 ил. .

Формула изобретения RU 2 114 749 C1

1. Транспортное средство на воздушной подушке, содержащее корпус с бортовыми гусеничными движителями подвижных гибких боковых ограждений, выполненных в виде гусениц баллонного типа, открытых к полости воздушной подушки, установленных на натяжных барабанах и закрепленных на цепной передаче с тяговыми цепями, связанной с приводом, причем верхние и нижние ветви гусениц разделены плитой, закрепленной на кожухе, шарнирно соединенном продольными рычагами с корпусом, и гироскопическое устройство, состоящее из двух осевых вентиляторов и двух супермаховиков, закрепленных на оси и приводимых через редукторы двигателем, установленным на раме, шарнирно соединенной с корпусом транспортного средства, отличающееся тем, что оно имеет торцовые ограждения, состоящие из сегментов открытого типа, которые в средней части торцов закреплены верхними кромками снаружи воздушной подушки к основанию корпуса, а изнутри снизу другой кромкой к днищу корпуса. 2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что торцовые ограждения, примыкающие к гусеничным движителям, обращены вовнутрь воздушной подушки снизу с торцов, представляют собой сегментные элементы открытого типа и прикреплены своими верхними кромками спереди и сзади к концам кожуха. 3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что торцовые ограждения, примыкающие к гусеничным движителям у их верхних ветвей, переходящих из баллона в двухслойную ленту в сечении на натяжных барабанах, представляют собой гармошечно-сжимаемые элементы открытого типа, которые внутренними, обращенными к воздушной подушке сторонами прикреплены к соответствующему им кожуху цепной передачи и прикреплены к днищу корпуса, а наружная задняя кромка такого элемента сжата и прикреплена к корпусу снизу. 4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что участок каждой из нижних ветвей гусеничных движителей, параллельный опорной поверхности и примыкающий к ней своим полотнищем, соединен треугольными оттяжками изнутри с замыкающей соответствующий баллон кромкой этого полотнища, причем нижняя ветвь имеет возможность перекрытия ее зазора с опорной поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2114749C1

RU, свидетельство РФ на полезную модель N 1840, B 60 V 1/14, 16.03.96

RU 2 114 749 C1

Авторы

Конушин Владимир Михайлович

Даты

1998-07-10Публикация

1996-08-07Подача