Изобретение относится к способу очистки углеводородного сырья, в частности бензина висбрекинга или крекинг-бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ гидроочистки крекинг-бензина в смеси с дизельным топливом или вакуумным дистиллятом на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 360-400oС, общем давлении 30-50 ати, объемной скорости подачи сырья 1-3 ч-1 и соотношении водорода к сырью 500 нм3/м3. Выделение бензина из гидроочищенного продукта производится известным способом. Содержание серы в гидроочищенном бензине составляет 0,1-0,2 мас.% [1].
Недостатком способа является накопление коксовых отложений на поверхности катализатора и на поверхности нагревательной аппаратуры, в результате чего снижается эффективность процесса гидроочистки и возможна закупорка теплообменной аппаратуры и нагревателя углеродистыми отложениями.
Содержание серы в очищенном бензине составляет 0,1 мас.%, что превышает нормы для экологически чистой продукции (0,05 мас.%).
Наиболее близким к предлагаемому является способ очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений путем смешения его с дизельным топливом с последующей каталитической гидроочисткой в присутствии алюмоникельмолибденового или алюмокобальтмолибденового катализатора при температуре 360-410oС и давлении 30-50 ати. С целью снижения степени закоксования катализатора перед гидроочисткой в смесь крекинг-бензина с дизельным топливом добавляют легкий газойль каталитического крекинга или замедленного коксования (фракция 170-360oС) в количестве 5-15% от сырья гидроочистки. В результате получают бензин, характеризующийся содержанием серы 0,02-0,05 мас.% (фракция НК-180oС) и йодным числом 2-4 г I2/100 г и дизельное топливо с содержанием серы 0,05-0,23 мас.% [2].
Недостатком способа является накопление коксовых отложений на поверхности нагревательной и теплообменной аппаратуры, образующихся в результате протекания реакций полимеризации и конденсации непредельных углеводородов, содержащихся в смесевом сырье.
Указанное обстоятельство существенным образом удорожает процесс гидроочистки за счет повышения капитальных и эксплуатационных затрат, что связано с уменьшением эффективности теплообмена, сокращением срока службы катализатора и оборудования, межремонтного цикла и увеличением расхода энергоресурсов.
Задачей изобретения является улучшение качества целевого продукта за счет углубления очистки сырья и предотвращение образования углеродистых отложений на стенках нагревательной аппаратуры и активной поверхности катализатора.
Это решается за счет того, что в предлагаемом способе гидроочистки углеводородного сырья, включающем смешение бензина с дизельным топливом или вакуумным дистиллятом и контактирование смеси с водородсодержащим газом в присутствии алюмоникель(кобальт)молибденового катализатора при повышенных температуре и давлении, бензин висбрекинга или крекинг-бензин перед смешением нагревают до температуры 150-200oС, дизельное топливо или вакуумный дистиллят до 340-410oС и количество бензина в смеси составляет 2-50%.
Предварительный нагрев бензина осуществляют путем смешения его с горячим водородсодержащим газом.
Гидроочистку смеси осуществляют при общем давлении 2,5-4,5 МПа, температуре 300-400oС, объемной скорости подачи сырья 0,5-4,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ:сырье 200-500 нм3/м3. В качестве катализатора используют алюмоникельмолибденовые или алюмокобальтмолибденовые композиции.
При этом из исходного смесевого сырья получают гидроочищенный бензин с содержанием серы не более 0,02-0,04 мас.% и йодным числом 1-2 г I2/100 г, дизельное топливо с содержанием серы не более 0,04 мас.% или вакуумный газойль с содержанием серы не более 0,2-0,35 мас.%.
Бензиновые фракции могут служить сырьем для установок каталитического риформинга или использоваться в качестве компонента товарного автобензина.
Дизельное топливо используют как товарный продукт, а вакуумный газойль - в качестве сырья для каталитического крекинга.
Пример 1. Бензин висбрекинга гудрона западно-сибирской нефти (фракции 50-180oС) с содержанием серы 0,8 мас.% и йодным числом 73 г I2/100 г продукта, предварительно нагретый до температуры 200oС, смешивают с вакуумным газойлем, нагретым до температуры 360oС (фракция 350-560oС, содержание серы 1,5 мас.%). Количество бензина в смеси составляет 2,0 об.%.
Полученную смесь с содержанием серы 1,4 мас.% и йодным числом 16,3 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмоникельмолибденовом катализаторе при температуре 370oС, давлении 4,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1, соотношении водород : сырье 500 нм3/м3.
В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин, характеризующийся содержанием серы 0,03 мас.% и йодным числом 2 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.% и вакуумный газойль с содержанием серы менее 0,35 мас.%.
Пример 2. Бензин термического крекинга (фракция НК-200oС) с содержанием серы 1,1 мас. % и йодным числом 90 г I2/100 г продукта после нагревания до температуры 170oС смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 0,7 мас. % и нагретым до температуры 340oС. Количество бензина в смеси составляет 50 об.%.
Полученную смесь с содержанием серы 0,9 мас.% и йодным числом 50 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 330oС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0 ч-1, соотношении водород : сырье 300 нм3/м3.
В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,02 мас.% и йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.%.
Пример 3. Бензин висбрекинга с содержанием серы 0,8 мас.% и йодным числом 73 г I2/100 г продукта, нагретый до температуры 150oС, смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 0,7 мас.%, нагретым до температуры 355oС. Количество бензина в смеси составляет 25 об.%.
Смесь с содержанием серы 0,7 мас.% и йодным числом 20 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при общем давлении 2,5 МПа, температуре 390oС, объемной скорости подачи сырья 4,0 ч-1 и соотношении водород : сырье 200 нм3/м3.
В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,04 мас.%, йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта и дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.%.
Пример 4. Бензин висбрекинга с содержанием серы 0,8 маc.% и йодным числом 73 г I2/100 г продукта, нагретый до температуры 175oС, смешивают с вакуумным газойлем с содержанием серы 1,5 мас.%, выкипающим в пределах 350-560oС, нагретым до температуры 380oС. Количество бензина в смеси составляет 15 об.%.
Смесь с содержанием серы 1,4 мас.% и йодным числом 24 г I2/100 г подвергают гидроочистке на алюмоникельмолибденовом катализаторе при общем давлении 4 МПа, температуре 400oС, объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1, соотношении водород : сырье 400 нм3/м3.
Из полученного гидроочищенного продукта известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,02 мас.% и йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы 0,04 мас.% и вакуумный газойль с содержанием серы 0,2 мас.%.
Пример 5. Бензин термического крекинга (фракция НК-200oС) с содержанием серы 1,1 мас. % и йодным числом 90 г I2/100 г продукта после нагревания до температуры 160oС смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 0,7 мас. % и нагретым до температуры 410oС. Количество бензина в смеси составляет 10 об.%.
Полученную смесь с содержанием серы 0,7 мас.% и йодным числом 10 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 385oС, давлении 3,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,5 ч-1, соотношении водород : сырье 350 нм3/м3.
В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,02 мас.% и йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.%.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет вырабатывать бензин, отвечающий экологическим требованиям, с содержанием серы не выше 0,04 мас.%; экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы не выше 0,04 мас.% или вакуумный газойль с содержанием серы не более 0,35 мас.%, использование которого в качестве сырья каталитического крекинга позволяет получить компонент автомобильного бензина с содержанием серы не более 0,04 мас.%.
Наряду с вышеперечисленным предлагаемый способ гидроочистки углеводородного сырья предотвращает забивку слоя катализатора и нагревательной аппаратуры коксовыми отложениями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ | 1995 |
|
RU2089590C1 |
КАТАЛИЗАТОР ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ И СПОСОБ ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО И КОКСОХИМИЧЕСКОГО СЫРЬЯ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 1996 |
|
RU2102139C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2008 |
|
RU2378322C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА | 2009 |
|
RU2418844C2 |
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2018 |
|
RU2691067C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 1994 |
|
RU2072387C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННОГО МАСЛА | 1997 |
|
RU2123028C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА | 1994 |
|
RU2074233C1 |
Способ гидрооблагораживания вакуумного газойля (варианты) | 2020 |
|
RU2753597C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2002 |
|
RU2205200C1 |
Изобретение относится к способу очистки углеводородного сырья, в частности бензина висбрекинга или крекинг-бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Способ гидроочистки углеводородного сырья, включает смешение бензина, предварительно нагретого до температуры 150-200oC, с дизельным топливом иди вакуумным газойлем, нагретыми до температуры 340-410oC, и контактирование смеси с водородсодержащим газом в присутствии алюмоникель(кобальт)молибденового катализатора при количестве бензина в смеси 2-50%. Способ позволяет получить бензин с содержанием серы не более 0,04 мас.%, экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы не более 0,04 мас.% или вакуумный газойль с содержанием серы не выше 0,35 мас.%; предотвращает забивку слоя катализатора и нагревательной аппаратуры коксовыми отложениями. 2 з.п.ф-лы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
SU, авторское свидетельство 336994, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
SU, авт орское свидетельство 1549986, кл | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1998-07-10—Публикация
1997-06-20—Подача