СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ Российский патент 1998 года по МПК C10G45/08 

Описание патента на изобретение RU2114897C1

Изобретение относится к способу очистки углеводородного сырья, в частности бензина висбрекинга или крекинг-бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ гидроочистки крекинг-бензина в смеси с дизельным топливом или вакуумным дистиллятом на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 360-400oС, общем давлении 30-50 ати, объемной скорости подачи сырья 1-3 ч-1 и соотношении водорода к сырью 500 нм33. Выделение бензина из гидроочищенного продукта производится известным способом. Содержание серы в гидроочищенном бензине составляет 0,1-0,2 мас.% [1].

Недостатком способа является накопление коксовых отложений на поверхности катализатора и на поверхности нагревательной аппаратуры, в результате чего снижается эффективность процесса гидроочистки и возможна закупорка теплообменной аппаратуры и нагревателя углеродистыми отложениями.

Содержание серы в очищенном бензине составляет 0,1 мас.%, что превышает нормы для экологически чистой продукции (0,05 мас.%).

Наиболее близким к предлагаемому является способ очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений путем смешения его с дизельным топливом с последующей каталитической гидроочисткой в присутствии алюмоникельмолибденового или алюмокобальтмолибденового катализатора при температуре 360-410oС и давлении 30-50 ати. С целью снижения степени закоксования катализатора перед гидроочисткой в смесь крекинг-бензина с дизельным топливом добавляют легкий газойль каталитического крекинга или замедленного коксования (фракция 170-360oС) в количестве 5-15% от сырья гидроочистки. В результате получают бензин, характеризующийся содержанием серы 0,02-0,05 мас.% (фракция НК-180oС) и йодным числом 2-4 г I2/100 г и дизельное топливо с содержанием серы 0,05-0,23 мас.% [2].

Недостатком способа является накопление коксовых отложений на поверхности нагревательной и теплообменной аппаратуры, образующихся в результате протекания реакций полимеризации и конденсации непредельных углеводородов, содержащихся в смесевом сырье.

Указанное обстоятельство существенным образом удорожает процесс гидроочистки за счет повышения капитальных и эксплуатационных затрат, что связано с уменьшением эффективности теплообмена, сокращением срока службы катализатора и оборудования, межремонтного цикла и увеличением расхода энергоресурсов.

Задачей изобретения является улучшение качества целевого продукта за счет углубления очистки сырья и предотвращение образования углеродистых отложений на стенках нагревательной аппаратуры и активной поверхности катализатора.

Это решается за счет того, что в предлагаемом способе гидроочистки углеводородного сырья, включающем смешение бензина с дизельным топливом или вакуумным дистиллятом и контактирование смеси с водородсодержащим газом в присутствии алюмоникель(кобальт)молибденового катализатора при повышенных температуре и давлении, бензин висбрекинга или крекинг-бензин перед смешением нагревают до температуры 150-200oС, дизельное топливо или вакуумный дистиллят до 340-410oС и количество бензина в смеси составляет 2-50%.

Предварительный нагрев бензина осуществляют путем смешения его с горячим водородсодержащим газом.

Гидроочистку смеси осуществляют при общем давлении 2,5-4,5 МПа, температуре 300-400oС, объемной скорости подачи сырья 0,5-4,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ:сырье 200-500 нм33. В качестве катализатора используют алюмоникельмолибденовые или алюмокобальтмолибденовые композиции.

При этом из исходного смесевого сырья получают гидроочищенный бензин с содержанием серы не более 0,02-0,04 мас.% и йодным числом 1-2 г I2/100 г, дизельное топливо с содержанием серы не более 0,04 мас.% или вакуумный газойль с содержанием серы не более 0,2-0,35 мас.%.

Бензиновые фракции могут служить сырьем для установок каталитического риформинга или использоваться в качестве компонента товарного автобензина.

Дизельное топливо используют как товарный продукт, а вакуумный газойль - в качестве сырья для каталитического крекинга.

Пример 1. Бензин висбрекинга гудрона западно-сибирской нефти (фракции 50-180oС) с содержанием серы 0,8 мас.% и йодным числом 73 г I2/100 г продукта, предварительно нагретый до температуры 200oС, смешивают с вакуумным газойлем, нагретым до температуры 360oС (фракция 350-560oС, содержание серы 1,5 мас.%). Количество бензина в смеси составляет 2,0 об.%.

Полученную смесь с содержанием серы 1,4 мас.% и йодным числом 16,3 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмоникельмолибденовом катализаторе при температуре 370oС, давлении 4,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1, соотношении водород : сырье 500 нм33.

В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин, характеризующийся содержанием серы 0,03 мас.% и йодным числом 2 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.% и вакуумный газойль с содержанием серы менее 0,35 мас.%.

Пример 2. Бензин термического крекинга (фракция НК-200oС) с содержанием серы 1,1 мас. % и йодным числом 90 г I2/100 г продукта после нагревания до температуры 170oС смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 0,7 мас. % и нагретым до температуры 340oС. Количество бензина в смеси составляет 50 об.%.

Полученную смесь с содержанием серы 0,9 мас.% и йодным числом 50 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 330oС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0 ч-1, соотношении водород : сырье 300 нм33.

В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,02 мас.% и йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.%.

Пример 3. Бензин висбрекинга с содержанием серы 0,8 мас.% и йодным числом 73 г I2/100 г продукта, нагретый до температуры 150oС, смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 0,7 мас.%, нагретым до температуры 355oС. Количество бензина в смеси составляет 25 об.%.

Смесь с содержанием серы 0,7 мас.% и йодным числом 20 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при общем давлении 2,5 МПа, температуре 390oС, объемной скорости подачи сырья 4,0 ч-1 и соотношении водород : сырье 200 нм33.

В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,04 мас.%, йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта и дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.%.

Пример 4. Бензин висбрекинга с содержанием серы 0,8 маc.% и йодным числом 73 г I2/100 г продукта, нагретый до температуры 175oС, смешивают с вакуумным газойлем с содержанием серы 1,5 мас.%, выкипающим в пределах 350-560oС, нагретым до температуры 380oС. Количество бензина в смеси составляет 15 об.%.

Смесь с содержанием серы 1,4 мас.% и йодным числом 24 г I2/100 г подвергают гидроочистке на алюмоникельмолибденовом катализаторе при общем давлении 4 МПа, температуре 400oС, объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1, соотношении водород : сырье 400 нм33.

Из полученного гидроочищенного продукта известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,02 мас.% и йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы 0,04 мас.% и вакуумный газойль с содержанием серы 0,2 мас.%.

Пример 5. Бензин термического крекинга (фракция НК-200oС) с содержанием серы 1,1 мас. % и йодным числом 90 г I2/100 г продукта после нагревания до температуры 160oС смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 0,7 мас. % и нагретым до температуры 410oС. Количество бензина в смеси составляет 10 об.%.

Полученную смесь с содержанием серы 0,7 мас.% и йодным числом 10 г I2/100 г продукта подвергают гидроочистке на алюмокобальтмолибденовом катализаторе при температуре 385oС, давлении 3,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,5 ч-1, соотношении водород : сырье 350 нм33.

В результате получают гидроочищенный продукт, из которого известным способом выделяют бензин с содержанием серы 0,02 мас.% и йодным числом 1,0 г I2/100 г продукта, дизельное топливо с содержанием серы менее 0,04 мас.%.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет вырабатывать бензин, отвечающий экологическим требованиям, с содержанием серы не выше 0,04 мас.%; экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы не выше 0,04 мас.% или вакуумный газойль с содержанием серы не более 0,35 мас.%, использование которого в качестве сырья каталитического крекинга позволяет получить компонент автомобильного бензина с содержанием серы не более 0,04 мас.%.

Наряду с вышеперечисленным предлагаемый способ гидроочистки углеводородного сырья предотвращает забивку слоя катализатора и нагревательной аппаратуры коксовыми отложениями.

Похожие патенты RU2114897C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ 1995
  • Еркин Владимир Никифорович[Ru]
  • Мелик-Ахназаров Талят-Хорсов[Ru]
  • Токарев Юрий Илларионович[Ru]
  • Ливенцев Валерий Тихонович[Kz]
  • Вайнбендер Владимир Рейнгольдович[Kz]
  • Бронников Владимир Николаевич[Kz]
RU2089590C1
КАТАЛИЗАТОР ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ И СПОСОБ ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО И КОКСОХИМИЧЕСКОГО СЫРЬЯ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ 1996
  • Вайль Ю.К.
  • Нефедов Б.К.
  • Дейкина М.Г.
  • Ростанин Н.Н.
RU2102139C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Лядин Николай Михайлович
  • Пушкарев Юрий Николаевич
  • Барков Вадим Игоревич
RU2378322C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 2009
  • Тульчинский Эдуард Авраамович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
RU2418844C2
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ 2018
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Болдушевский Роман Эдуардович
  • Гусева Алёна Игоревна
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Алексеенко Людмила Николаевна
  • Овсиенко Ольга Леонидовна
  • Наранов Евгений Русланович
  • Голубев Олег Владимирович
RU2691067C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Каминский Э.Ф.
  • Радченко Е.Д.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Шафранский Е.Л.
  • Рабинович Г.Б.
  • Карташов М.В.
  • Гуляева Л.А.
RU2072387C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННОГО МАСЛА 1997
  • Рогов С.П.
  • Кузина Т.А.
  • Школьников В.М.
  • Андреев В.С.
  • Морошкин Ю.Г.
  • Афанасьев А.Н.
RU2123028C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Радченко Е.Д.
  • Демьяненко Е.А.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.О.
  • Стуре Н.Н.
  • Бирюков Ф.И.
  • Карибов А.К.
  • Хандархаев С.В.
  • Оразсахатов К.С.
  • Гончаров А.Н.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Санников А.Л.
RU2074233C1
Способ гидрооблагораживания вакуумного газойля (варианты) 2020
  • Логинова Анна Николаевна
  • Морозова Янина Владиславовна
  • Баканев Иван Александрович
  • Свидерский Сергей Александрович
  • Фадеев Вадим Владимирович
RU2753597C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Демьяненко Е.А.
  • Санников А.Л.
  • Дружинин О.А.
  • Твердохлебов В.П.
  • Бирюков Ф.И.
  • Хандархаев С.В.
  • Каминский Э.Ф.
  • Мелик-Ахназаров Талят Хосров Оглы
  • Лощенкова И.Н.
  • Хавкин В.А.
  • Гуляева Л.А.
  • Бычкова Д.М.
RU2205200C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Изобретение относится к способу очистки углеводородного сырья, в частности бензина висбрекинга или крекинг-бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Способ гидроочистки углеводородного сырья, включает смешение бензина, предварительно нагретого до температуры 150-200oC, с дизельным топливом иди вакуумным газойлем, нагретыми до температуры 340-410oC, и контактирование смеси с водородсодержащим газом в присутствии алюмоникель(кобальт)молибденового катализатора при количестве бензина в смеси 2-50%. Способ позволяет получить бензин с содержанием серы не более 0,04 мас.%, экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы не более 0,04 мас.% или вакуумный газойль с содержанием серы не выше 0,35 мас.%; предотвращает забивку слоя катализатора и нагревательной аппаратуры коксовыми отложениями. 2 з.п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 114 897 C1

1. Способ гидроочистки углеводородного сырья, включающий смешение бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем и контактирование смеси с водородсодержащим газом в присутствии алюмоникель(кобальт)молибденового катализатора при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что перед смешением бензин нагревают до температуры 150 - 200oC, дизельное топливо или вакуумный газойль - до 340 - 410oC и количество бензина в смеси составляет 2 - 50 об.%. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют бензин висбрекинга или крекинг-бензин. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что гидроочистку углеводородного сырья осуществляют при общем давлении 2,5 - 4,5 МПа, температуре 330 - 400oC, объемной скорости подачи сырья 0,5 - 4,0 час-1, соотношении водородсодержащий газ : сырье 200 - 500 нм33.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2114897C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство 336994, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
SU, авт орское свидетельство 1549986, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 114 897 C1

Авторы

Гимбутас Альбертас

Ранько Петр Тимофеевич

Василавичюс Виктор Стасевич

Барильчук Михаил Васильевич

Осипов Л.Н.(Ru)

Виноградова Н.Я.(Ru)

Черняк А.Я.(Ru)

Курганов В.М.(Ru)

Рушкис Кястутис

Даты

1998-07-10Публикация

1997-06-20Подача