Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при изготовлении лопастей и лонжеронов лопастей летательных аппаратов и других полых изделий из композиционных материалов.
Известен способ изготовления лопастей, лонжеронов лопастей воздушных винтов летательных аппаратов и других полых изделий из слоистых материалов, пропитанных связующим, с применением замкнутой пресс-формы [1]. Слоистый материал раскрывают по шаблонам, набирают в отдельные элементы-пакеты открытого контура, пакеты укладывают на оправки и подвергают предварительной опрессовке с частичной полимеризацией связующего. При сборке пакетов перед предварительной опрессовкой в них укладывают конструктивные элементы изделия: балансировочные грузы, антиобледенительную, износостойкое покрытие и т. п. Из подготовленных пакетов собирают заготовку изделия, которую с эластичным мешком для подачи давления внутри, помещают в пресс-форму для окончательного прессования изделия.
Способ обеспечивает надежное крепление конструктивных элементов непосредственно в теле изделия, но включает много ручных операций и не позволяет полностью автоматизировать процесс формирования изделия, улучшить условия труда, сократить время изготовления и стоимость лопасти.
Известен способ изготовления лонжерона лопасти методом намотки лентой, пропитанной связующим, на оправку [2] с помощью станка для спиральной намотки с последующей установкой заготовки в пресс-форму для полимеризации связующего. При этом конструктивные элементы: противообледенительная накладка, противовес, а также хвостовые отсеки лопасти обычно крепятся к лонжерону с помощью клеевого соединения [3], что снижает надежность устройства, в том числе и в случае применения секционного противовеса в оболочке из композиционного материала, являющейся армирующим элементом, повышающим надежность противовеса.
Целью изобретения является снижение трудоемкости способа и повышение надежности крепления в изделии таких высоконагруженных элементов, как противовесы и хвостовики, что в итоге снижает стоимость изготовления и повышает ресурс лопастей.
Указанная цель достигается тем, что в способе изготовления лопастей и лонжеронов лопастей воздушных винтов летательных аппаратов и других полых изделий из композиционного материала путем намотки ленты из композиционного материала, пропитанной связующим, на оправку до получения заготовки изделия расчетной толщины с последующей полимеризацией материала и включающем установку конструктивных элементов изделия, например, противовеса, установку конструктивного элемента изделия осуществляют после намотки части расчетной толщины заготовки, соответствующей месту установки конструктивного элемента, предварительно поместив его в технологическую оболочку с фиксирующими крыльями, после чего продолжают намотку заготовки изделия до расчетной толщины заготовки с использованием крыльев технологической оболочки для фиксации установленного конструктивного элемента и полимеризуют изделие.
Способ изготовления лонжерона из композиционного материала поясняется чертежами, где на фиг. 1 - вид лопасти в плане; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез противовеса, заключенного в технологическую оболочку; на фиг. 4 - разрез частично намотанной заготовки лонжерона с установленным противовесом в оболочке; на фиг. 5 - разрез заготовки лонжерона расчетной толщины.
Лопасть воздушного винта состоит из лонжерона 1 и хвостовых отсеков 2 (фиг. 1, 2). В теле лонжерона в его носовой части установлен противовес 3.
Способ изготовления лонжерона осуществляется следующим образом.
Противовес 3 помещают в технологическую оболочку 4 (фиг. 3) из двух слоев композиционного материала, раскроенную по шаблону, с боковыми фиксирующими крыльями 5. Толщина такой технологической оболочки составляет 0,2 - 1,5 мм.
В зависимости от типа конструктивного элемента, помещаемого в технологическую оболочку, количество, форма и расположение фиксирующих крыльев, образуемых материалом технологической оболочки, может варьироваться из соображений оптимальной фиксации элемента при последующей намотке ленты.
Намотку заготовки лонжерона 1 лентой из композиционного материала, пропитанной связующим, производят следующим образом.
Оправка устанавливается и закрепляется на станке. Задается программа перемещения раскладчика станка для автоматического формирования заготовки изделия с учетом своевременной остановки для установки конструктивных элементов изделия.
После формирования на оправке части тела заготовки лонжерона толщиной δ1 (фиг. 4), соответствующей месту установки противовеса, намотка приостанавливается.
Противовес в сборе 6 устанавливается на частично намотанную заготовку лонжерона (фиг. 4) и продолжается намотка заготовки до ее расчетной толщины δ2 (фиг. 5).
Программа задается с таким расчетом, чтобы после установки противовеса оставшаяся толщина δ3 наматываемого материала тела лонжерона была достаточной для надежного крепления устанавливаемого конструктивного элемента. В случае установки противовеса, например, величина δ3 составляет 0,5 - 3,0 мм.
Затем заготовка помещается в пресс-форму и полимеризуется.
Использование предлагаемого способа при изготовлении разрабатываемых лопастей показало его эффективность: сократилось количество технологических операций, снизилась трудоемкость изготовления и соответственно стоимость изделий, повысилась надежность закрепления противовеса, увеличился ресурс.
Использование: изобретение относится к авиационной технике. Сущность: в способе изготовления лопастей и лонжеронов лопастей воздушных винтов летательных аппаратов и других изделий из композиционного материала путем намотки ленты из композиционного материала, пропитанной связующим, на оправку до получения заготовки изделия расчетной толщины с последующей полимеризацией материала и включающем установку конструктивных элементов изделия, данная установка осуществляется после намотки части расчетной толщины заготовки, соответствующей месту установки элемента, например, противовеса в носовой части лопасти, предварительно поместив его в технологическую оболочку с фиксирующими крыльями, после чего продолжают намотку заготовки изделия совместно с установленным элементом до ее расчетной толщины и полимеризуют изделие. Изобретение повышает надежность крепления противовеса, снижает трудоемкость изготовления и, соответственно, стоимость изделий, увеличивает ресурс лопастей. 5 ил.
Способ изготовления лопастей и лонжеронов лопастей воздушных винтов летательных аппаратов и других изделий из композиционного материала путем намотки ленты из композиционного материала, пропитанной связующим, на оправку до получения заготовки изделия расчетной толщины с последующей полимеризацией материала и включающий установку конструктивных элементов изделия, отличающийся тем, что установку конструктивных элементов изделия осуществляют после намотки части расчетной толщины заготовки, соответствующей месту установки элемента, например, противовеса в носовой части лопасти, предварительно поместив его в технологическую оболочку с фиксирующими крыльями, после чего продолжают намотку заготовки изделия совместно с установленным элементом до ее расчетной толщины и полимеризуют изделие.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство SU N 413733, B 64 C 27/46, 1982 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Резниченко В.И | |||
Изготовление лопастей вертолетов из неметаллических материалов | |||
/Под ред.А.Л.Абибова - М.:МАИ, 1977, с | |||
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
RU, патент, 1363699, B 64 C 27/46, 1987. |
Авторы
Даты
1998-07-20—Публикация
1996-10-14—Подача