Изобретение относится к машиностроению, в частности к ракетному двигателестроению и может быть использовано при создании двигателя для одноступенчатых средств выведения полезных нагрузок на околоземную орбиту.
Известен ЖРД РД - 701, в котором используется кислородно-керосиново-водородное топливо на первом режиме работы и кислородно-водородное на втором. Двигатель имеет две линии горючего с собственными насосами керосина и водорода соответственно, что является для двухкомпонентных ЖРД недостатком, и привод ТНА осуществляется окислительным кислородно-керосиновым генераторным газом на обоих топливах. Наиболее близким к предлагаемому ракетному двигателю по его схеме, является кислородно - водородный двигатель США J-2, состоящий из камеры, ТНА подачи окислителя ТНА подачи горючего, газогенератора, вырабатывающего восстановительный генераторный газ, агрегатов автоматики и регулирования параметров двигателя. Двигатель работает по "открытой" схеме, т. е. генераторный газ, подводимый к турбинам ТНА, после них не достигается в камере сгорания, а сбрасывается в закритическую часть сопла. Схема охлаждения регенеративная, в качестве хладоагента используется горючее. Однако, без переделки основных агрегатов двигателя (ТНА, газогенератора и камеры сгорания) и дополнения его узлом последовательного подвода метана и водорода, позволяющего в одном испытании питать насос горючего метаном, а затем водородом, невозможно обеспечить требуемых режимов его работы на кислородно-метановом и кислородно-водородном топливах.
Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, состоит в повышении надежности и эффективности средств выведения полезных нагрузок на околоземную орбиту благодаря замене двухступенчатого ракеты-носителя на одноступенчатый с предлагаемым метаново - водородно - кислородным ЖРД.
Поставленная задача решена с помощью того, что в способе работы ЖРД агрегаты магистрали горючего работают последовательно и непрерывно на метане и водороде, причем все горючее превращается в восстановительный генераторный газ, небольшая часть которого подается на турбины ТНА и далее сбрасывается в закритическую часть сопла, а остальная часть генераторного газа дожигается жидким кислородом.
При этом двигатель дополнительно снабжен узлом последовательного подвода жидких метана и водорода, установленным перед насосом горючего, а газогенератор расположен перед камерой соосно ей, причем выход газогенератора является одновременно входом камеры.
На чертеже 1 приведена схема двигателя, последовательно работающего на кислородно - метановом и кислородно-водородном топливах. На схеме изображены узел последовательного подвода жидкого метана и жидкого водорода 1, насос горючего 2, турбина ТНА горючего 4, насос окислителя 3, турбина ТНА окислителя 5, первая (газогенератор) 6 и вторая зона камеры сгорания с регенеративным трактом охлаждения, выход которого соединен с внутренней полостью камеры, главные отсечные клапаны 8-10, перепускной клапан генераторного газа 11, коллектор сброса генераторного газа в сопло 12, регулятор расхода генераторного газа 13, регулятор соотношения компонентов топлива 14, газовод 15, штуцер отбора рабочего тела на наддув бака окислителя 16 и штуцер отбора рабочего тела на наддув бака горючего 17.
ЖРД работает следующим образом. Горючее, жидкий метан или жидкий водород, поступают из соответствующих баков ракеты к узлу подвода 1 и далее к насосу 2, который подает горючее в тракт охлаждения камеры 7, в котором температура горючего существенно повышается. Горючее поступает в смесительную головку первой зоны 6 камеры сгорания (газогенератор), где при небольшом добавлении кислорода превращается в восстановительный кислородно - метановый (на первом режиме работы двигателя) или восстановительный кислородно - водородный (на втором режиме) генераторный газ. Затем небольшая часть генераторного газа первой зоны камеры направляется через регулятор расхода 13 на турбину 4 насоса горючего и далее через газовод 15 на турбину 5 жидкого кислорода, после чего этот генераторный газ сбрасывается в закритическую часть сопла. Основная часть генераторного газа из первой зоны поступает в форсунки смесительной головки второй зоны 7, где дожигается жидким кислородом при оптимальном соотношении компонентов кислородно-метанового или кислородно - водородного топлив, обеспечивая тем самым устойчивую и экономичную ее работу. Окислитель, жидкий кислород из бака ракеты поступает в насос окислителя 3, затем часть кислорода через регулятор соотношения компонентов топлива 14 возвращается на вход насоса. Остальная часть делится на две неравные части: меньшая часть секундного расхода кислорода подается в первую зону камеры 6, вырабатывающую восстановительный генераторный газ, а большая часть секундного расхода кислорода подается в смесительную головку второй зоны камеры 7. Режимы работы двигателя метановый и водородный обеспечиваются при помощи комплексного воздействия агрегатов системы автоматики и регулирования параметров двигателя 8 - 11, 13, 14.
Возможность последовательной работы предлагаемого двигателя на метане и водороде достигается благодаря тому, что основные его агрегаты (ТНА горючего и окислителя, газогенератор, камера) спроектированы под кислородно-метановое топлива. Второй кислородно-водородный режим работы двигателя, примерно составляющий 40% от первого, легко обеспечивается при таком решении проблемы последовательной работы на кислородно-метановом и кислородно-водородном топливах.
Техническая возможность перевода двигателя с метана на водород проверены экспериментально на модельном двигателе тягой 20 кН, в котором смесительные головки газогенератора и камеры и тракта охлаждения камеры выполнены под кислородно-метановое топливо. При этом подтверждена его надежная и высокоэффективная работа как на метановом, так на водородном режимах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2187684C2 |
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗАКРЫТОГО ЦИКЛА С ДОЖИГАНИЕМ ОКИСЛИТЕЛЬНОГО И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРНЫХ ГАЗОВ БЕЗ ПОЛНОЙ ГАЗИФИКАЦИИ И ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2801019C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ И ЖИДКОСТНОЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1994 |
|
RU2084677C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ЖРД (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2117813C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧЕЙ КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2166661C1 |
ТУРБОНАСОСНАЯ СИСТЕМА ПИТАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2246023C2 |
СПОСОБ РАБОТЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧЕЙ КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2209993C2 |
ДРОССЕЛИРУЕМЫЙ КИСЛОРОДНО-УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДОЖИГАНИЕМ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ГАЗА | 2002 |
|
RU2238423C2 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА КРИОГЕННОМ ТОПЛИВЕ | 1996 |
|
RU2118684C1 |
Криогенный жидкостный ракетный двигатель комбинированной схемы (варианты) | 2020 |
|
RU2755848C1 |
Двигатель предназначен для использования в ракетостроении, а также для одноступенчатых средств выведения полезных нагрузок на околоземную орбиту. Он содержит газогенератор, трубонасосные агрегаты горючего и окислителя, камеру с трактом регенеративного охлаждения, агрегаты системы автоматики и регулирования параметров двигателя. Агрегаты магистрали горючего работают последовательно и непрерывно на метане и водороде. Все горючее превращается в восстановительный генераторный газ, небольшую часть которого подают на турбину и далее сбрасывают в сопло камеры, а остальную часть дожигают жидким кислородом. Двигатель снабжен узлом последовательного подвода жидких метана и водорода, установленным перед насосом горючего, а газогенератор расположен соосно камере. Причем выход из него одновременно является входом камеры. Применение двигателя позволяет повысить надежность и эффективность средств выведения полезных нагрузок на околоземную орбиту благодаря замене двухступенчатой ракеты - носителя на одноступенчатую предлагаемым метаново-водородно-кислородным двигателем. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Космонавтика: Энциклопедия/ Под ред | |||
В.П.Глушко | |||
- М.: Советская энцик лопедия, 1985, с | |||
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА КРИОГЕННЫХ КОМПОНЕНТАХ | 1989 |
|
RU2024777C1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1992 |
|
RU2040703C1 |
Прибор для очистки паром от сажи дымогарных трубок в паровозных котлах | 1913 |
|
SU95A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Дмитриев В.М | |||
Двигатели конструкции НПО "Энергомаш" как основа для создания РД-701: Тезисы докладов на 1-й Международный авиакосмической конф еренции | |||
- М., 1992, с | |||
Пожарный двухцилиндровый насос | 0 |
|
SU90A1 |
Авторы
Даты
1998-07-27—Публикация
1996-03-26—Подача