СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В УСТАНОВКАХ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА Российский патент 1998 года по МПК B01D53/60 B01D53/56 B01D53/50 B01D53/34 B01D53/00 

Описание патента на изобретение RU2117523C1

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к сжиганию угля, нефти, и других видов топлива в топках котлов ТЭС, в отопительных котельных и т.д.

Известны способы сжигания топлив, предусматривающие снижение загрязнения отходящих газов на выходе из установки сжигания путем обработки отходящих газов химическими и физико-химическими методами, которые требуют больших капитальных затрат на сооружение очистных установок и расходов на их эксплуатацию [1].

Известны способы снижения концентрации вредных веществ при сжигании топлива непосредственно в камере сгорания путем использования дополнительных веществ, добавляемых к топливам или в топки [2, 3].

В способе [2] для удаления окислов серы и азота из дымовых газов, получаемых при сжигании угля, нефти и других видов топлива, в топочные газы вдувают тонко измельченные частицы оксида магния в избыточном количестве по отношению к количеству, необходимому для полного связывания вредных веществ, в присутствии воды.

Известный способ [3] уменьшения выбросов вредных веществ при сжигании основан на впрыскивании присадки в виде водной суспензии непосредственно в камеру сгорания.

Эти способы позволяют снизить концентрацию окислов азота и серы в отходящих дымовых газах в 2-2,5 раза. Однако в этих способах присадки вносят непосредственно в камеру сгорания, при этом присадки распределяются в камере относительно топлива и окислителя неравномерно, т.е. относительные концентрации воды и присадки к концентрации топлива и окислителя неоднородны и зависят от координаты пространства в камере сгорания. Поэтому подавление образования вредных компонентов отходящих газов и их поглощение происходят неэффективно.

Известны способы снижения выбросов вредных веществ, предусматривающие предварительную обработку топлива и всех добавляемых компонентов перед подачей в камеру сгорания [4, 5] . В этих способах достигается равномерное распределение в пространстве топки всех компонентов и более полное связывание, подавление и удаление вредных выбросов, содержащихся в дымовых газах, являющихся продуктом горения.

Наиболее близким к изобретению по совокупности существенных признаков является способ повышения эффективности сжигания топлива с уменьшенным образованием оксидов азота и серы в отходящих газах путем подготовки топливной дисперсной системы, состоящей из топлива, присадок в виде поглотителя серы и ингибитора и подачи подготовленной топливной дисперсной системы в камеру сгорания [6] . В известном способе также достигается однородность распределения компонентов топлива в камере сгорания, однако в известном способе не предусмотрены условия, обеспечивающие однородность компонентов в топливной дисперсной системе при ее приготовлении, что снижает эффективность использования добавляемых к топливу веществ.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в более полном связывании вредных веществ, образующихся в процессе сжигания топлива.

Указанная задача решается за счет приготовления топливной дисперсной системы с улучшенным распределением в ней присадок, что приводит к более эффективному использованию последних.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе снижения выбросов вредных веществ в установках сжигания топлива, включающем приготовление топливной дисперсной системы, состоящей из топлива, жидких и твердых присадок путем диспергирования и перемешивания компонентов и подачу приготовленной топливной дисперсной системы в камеру сгорания, приготовление топливной дисперсной системы проводят в две стадии, сначала приготавливают суспензию твердой присадки в жидкой присадке или в топливе, а затем в суспензию присадок или в суспензию топлива и присадки вводят оставшиеся компоненты топливной дисперсной системы и диспергируют, при этом диаметр частиц суспензии присадок в топливе не превышает 25 мкм, а диаметр частиц твердой присадки в суспензии не превышает 20 мкм.

Получают сложную топливную дисперсную систему, которая состоит из топлива, внутри которого равномерно распределены капли суспензии твердой присадки в жидкой присадке или капли суспензии топлива с твердой присадкой, в которой равномерно распределены капли жидкой присадки. Топливная дисперсная система в виде капель, включающих капли суспензии, попадая в зону высоких температур камеры сгорания, взрывообразно распадается на еще меньшие капли под действием давления паров жидкой присадки (вскипающей воды) с суспензией, которые находятся в капле топливной дисперсной системы, полученной при ее распылении в камере сгорания топлива. При приготовлении суспензии топлива и твердой присадки и последующего диспергирования с жидкой присадкой (водой) получают топливную дисперсную систему, в которой капли жидкой присадки (воды) находятся в суспензии или смеси присадки и топлива. Распыление капель топливной дисперсной системы в камере сгорания и затем дополнительное распыление при взрывообразном вскипании воды приводит к эффективному взаимодействию с образующимися вредными веществами и уменьшению выбросов в отходящие газы вредных продуктов неполного сгорания, окислов азота и серы. В качестве твердых присадок можно использовать CaCO2, MgO, Ca(OH)2 и др. В качестве жидкой присадки можно использовать воду.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, следовательно заявленное изобретение является новым.

Анализ известных из уровня техники решений в отношении отличительных признаков заявленного изобретения показал, что заявленное решение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники, т.е. соответствует требованию изобретательского уровня.

Обеспечиваемый изобретением технический результат по сравнению с прототипом заключается в следующем.

Уменьшаются коэффициенты механического и химического недожога, и увеличивается степень сгорания топлива, за счет тонкого распыления предварительно подготовленного топлива в окислителе в топочном пространстве устройства сгорания топлива. Увеличивается поверхность контакта топлива с окислителем, а это приводит к тому, что продукты неполного сгорания топлива, которые являются вредными и содержатся в отходящих газах, образуются в уменьшенном количестве.

Понижается максимальная (пиковая) температура в устройствах сжигания топлива, уменьшается градиент температуры, температурное поле становится более однородным, что приводит к уменьшению образования вредных соединений - окислов азота и продуктов неполного сгорания топлива.

Увеличивается интенсивность горения мелких капель топливной дисперсной системы, дополнительно распыленной парами воды, что, кроме уменьшения коэффициентов механического и химического недожога, то есть уменьшения расхода топлива и выброса сажи, вызывает уменьшение длины факела горения, стабилизацию горения факела, что приводит к возможности уменьшения длины и объема установки сжигания топлива и капитальных затрат.

При сжигании используют топливную дисперсную систему со следующими компонентами: топливо - жидкий серусодержащий нефтепродукт типа мазута, жидкая присадка - ингибитор реакции образования окислов азота - вода, серусвязующая твердая присадка - измельченный оксид магния. Кроме того, в камеру сжигания подают окислитель - кислород воздуха. На первой стадии измельченный оксид магния до размеров частиц не более 20 мкм, взятый в избыточном количестве по отношению к стехиометрическому в 1,5-1,8 раза, которого достаточно для связывания содержащейся в топливе серы, смешивают с водой, взятой в количестве 30%. Полученную суспензию твердой присадки в воде и мазут в диспергатор. В случае использования суспензии топлива и присадки на первой стадии измельченный оксид магния с размером частиц не более 20 мкм, взятый в количестве в соответствии с вышеуказанным, смешивают с топливом, затем полученную суспензию и воду подают в диспергатор. В диспергаторе непрерывного действия, при необходимости с линией рециркуляции, получают топливную дисперсную систему, в которой дисперсная фаза - суспензия присадки в воде - равномерно распределена в виде мелких частиц размером до 25 мкм в топливе. При сжигании топлива происходит относительное однородное распределение всех подаваемых компонентов системы. Капли топлива с каплями суспензии присадки в воде взрывообразно разбиваются на еще более мелкие капли топлива, сгорающие за меньшее время, что обеспечивает уменьшение коэффициентов механического и химического недожога, уменьшение количества продуктов неполного сгорания и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. При проведении испытаний мода распределения частиц суспензии в мазуте изменялась от 7 мкм до 15 мкм в зависимости от режима работы диспергатора и содержания воды. При добавлении воды учитывалась вода, находящаяся в обводненном топливе.

Таким образом, предварительное диспергирование присадки с водой или топливом позволяет равномерно распылять в камере сгорания не только топливо, но и равномерно вводить присадки, что ведет к увеличению эффективности связывания вредных компонентов и уменьшению их образования.

Источники информации
1. Русанов А. А., Урбах И.И., Анастасиади А.П. Очистка дымовых газов в промышленной энергетике. М., Энергия, 1969.

2. Патент ФРГ N 3410731, кл. B 01 D 53/34, 1985.

3. Патент ФРГ N 3444469, кл. C 01 L 10/00, 1986.

4. Патент ФРГ N 3409014, кл. C 01 L 10/00, 1985.

5. Патент ФРГ N 3325570, кл. C 01 L 10/00, 1985.

6. Заявка RU N 94003846/26, кл. B 01 D 53/60, 1995.

Похожие патенты RU2117523C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СЖИГАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ 2008
  • Колпаков Юрий Алексеевич
  • Новиков Игорь Кимович
  • Спиридонов Михаил Ираклиевич
  • Колпакова Виктория Семеновна
  • Рак Валентин Александрович
  • Ануфриев Александр Алексеевич
RU2409614C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ И СОСТАВ ПРИСАДКИ К ЖИДКОМУ ТОПЛИВУ 2013
  • Куликов Игорь Николаевич
RU2502790C1
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ОБЪЕМОВ 2006
  • Дыбок Василий Васильевич
  • Дыбок Максим Васильевич
  • Капустин Александр Александрович
RU2321759C2
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ И СЖИГАНИЯ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УГЛЯ, В ТОПКЕ КИПЯЩЕГО СЛОЯ ИНЕРТНОГО МАТЕРИАЛА 2004
  • Ашуров Феликс Мордухаевич
  • Кондратьев Александр Сергеевич
  • Лавров Сергей Иванович
  • Листратов Игорь Васильевич
  • Листратов Ярослав Игоревич
  • Наумова Елена Александровна
  • Скуйбеда Александр Григорьевич
RU2270957C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ТОПЛИВУ 2015
  • Якобашвили Давид
  • Ревенко Игорь Анатольевич
  • Коростелев Вячеслав Викторович
RU2577857C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО УГОЛЬНОГО ТОПЛИВА 2014
  • Лунев Владимир Иванович
  • Лунев Сергей Владимирович
  • Загнеев Петр Степанович
  • Загнеев Денис Петрович
  • Усенко Александр Иванович
  • Усенко Андрей Александрович
RU2552016C2
Способ сжигания топлива в кипящем слое 1987
  • Беляев Альберт Александрович
  • Гершкович Вольф Львович
  • Тоболин Анатолий Степанович
  • Скопец Василий Сергеевич
  • Ильченко Лидия Николаевна
  • Варенко Владимир Иванович
  • Клинин Владимир Михайлович
  • Краснов Эдуард Яковлевич
  • Биленко Геннадий Андреевич
SU1451456A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИДКОГО УГОЛЬНОГО ТОПЛИВА 2014
  • Лунев Владимир Иванович
  • Лунев Сергей Владимирович
  • Загнеев Петр Степанович
  • Загнеев Денис Петрович
  • Усенко Александр Иванович
  • Усенко Андрей Александрович
RU2550818C2
МЕТАЛЛСОДЕРЖАЩАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВАМ, СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ 2010
  • Колбанев Игорь Владимирович
  • Борисов Анатолий Александрович
  • Стрелецкий Андрей Николаевич
  • Трошин Кирилл Яковлевич
  • Фролов Сергей Михайлович
RU2444560C1
Способ уменьшения выброса вредных продуктов горения в окружающую среду при сжигании обезвоженного осадка сточных вод 2016
  • Циркуновс Олегс
  • Петров Станислав Викторович
  • Шульц Вячеслав Михайлович
RU2650936C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В УСТАНОВКАХ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА

Может быть использовано при сжигании угля, нефти и других видов топлива. Готовят топливную дисперсную систему, состоящую из топлива, жидких и твердых присадок путем диспергирования и перемешивания компонентов, подают приготовленную систему в камеру сгорания, причем приготовление топливной дисперсной системы проводят в две стадии, сначала готовят суспензию твердой присадки в жидкой присадке или в топливе, а затем в суспензию присадок или в суспензию топлива и присадки вводят оставшиеся компоненты топливной дисперсной системы, диспергируют, диаметр частиц суспензии не превышает 25 мкм, а диаметр частиц твердой присадки в суспензии не превышает 20 мкм. Позволяет повысить эффективность использования присадок.

Формула изобретения RU 2 117 523 C1

Способ снижения выбросов вредных веществ в установках сжигания топлива, включающий приготовление топливной дисперсной системы, состоящей из топлива, жидких и твердых присадок путем диспергирования и перемешивания компонентов и подачу приготовленной топливной дисперсной системы в камеру сгорания, отличающийся тем, что приготовление топливной дисперсной системы проводят в две стадии, сначала приготавливают суспензию твердой присадки в жидкой присадке или в топливе, а затем в суспензию присадок или в суспензию топлива и присадки вводят оставшиеся компоненты топливной дисперсной системы, диспергируют, при этом диаметр частиц суспензии не превышает 25 мкм, а диаметр частиц твердой присадки в суспензии не превышает 20 мкм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2117523C1

RU 94003846 A1, 1995
RU 94010682 A1, 1996
DE 3037943 A1, 1981
DE 3131959 A1, 1983
DE 3040078 A1, 1982.

RU 2 117 523 C1

Авторы

Юдаев Василий Федорович

Подъяпольский Виктор Сергеевич

Овсейчук Григорий Иванович

Мурашкин Валерий Вячеславович

Савельев Алексей Александрович

Киктев Игорь Ильич

Козлов Сергей Иванович

Даты

1998-08-20Публикация

1997-05-15Подача