Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.
Известно, что для создания экологически чистых автомобильных бензинов, обладающих высокими антидетонационными свойствами, уменьшенным содержанием окислов азота, CO в выхлопных газах и не содержащих соединений свинца, в базовое топливо вводят кислородсодержащие соединения, такие как простые эфиры, спирты, кетоны [1].
Так, известна топливная композиция, содержащая базовое топливо и 2 - 65 об. % добавки, включающей метил-третично-бутиловый эфир, изопропил-трет-бутиловый эфир и дибутил-трет-бутиловый эфир, взятые в соотношении 1:1:1. Кроме того, базовое топливо может содержать до 85 об.% добавки, включающей один или несколько спиртов, а именно: дибутиловый спирт, трет-бутиловый спирт, изопропиловый спирт и метиловый спирт. [2].
Однако недостатком топлив, содержащих значительное количество метил-трет-бутилового эфира, является то, что при сгорании он образует карбонильные соединения, что ухудшает эксплуатационные свойства топлива.
Известна топливная композиция на основе базового топлива, содержащая 5 - 40 об.% спиртов C4 - C8 и 0,1 - 25 об.% воды. Композиция может также содержать метиловый, этиловый, изопропиловый, трет-бутиловый и трет-амиловый спирты [3].
Эта композиция обеспечивает четкую и эффективную работу автомобильных двигателей за счет улучшенных характеристик горения, однако обладает недостаточными антиокислительными и антикоррозионными свойствами.
Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция [4] для двигателей с искровым зажиганием на основе углеводородной фракции, содержащей 23 - 66 об.% ароматических углеводородов и 9 - 16 об.% алканов, которая содержит добавки, об.%:
Метил-трет-бутиловый эфир - 0,6 - 12
Монометиланилин - 0,1 - 2,1
Метанол - 0,8 - 36
Смесь спиртов C2 - C12 (этанол, пропанол, бутанол, пентанол и др. спиртов C6 - C12 - 0,3 - 8,2
Металлорганическое соединение (нафтенат железа, нафтенат меди, ферроцен или их смесь) - 0,001 - 0,2
Недостатком известной топливной композиции являются недостаточно высокие эксплуатационные свойства при использовании и хранении за счет высокого содержания метил-трет-бутилового эфира.
Задачей изобретения является разработка топливной композиции для автомобильных двигателей внутреннего сгорания, обладающей высоким уровнем эксплуатационных свойств, в том числе экологических.
Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция на основе прямогонной фракции 35 - 180oC, выделенной из газового конденсата, содержащей не более 10 мас.% ароматических углеводородов и не более 0,1 мас. % серы, которая в качестве добавок содержит монометиланилин и отход производства этилового спирта при следующем соотношении компонентов, об.%:
Монометиланилин - 0,5 - 5,0
Отход производства этилового спирта - 3,0 - 10,0
Углеводородная фракция - Остальное
Причем топливная композиция может дополнительно содержать до 0,1 об.% моющей присадки.
Новизной заявляемого технического решения является совместное содержание монометиланилина и отхода производства этилового спирта, использование в качестве углеводородной фракции прямогонной фракции 35 - 180oC, выделенной из газового конденсата, определенного качества, а также соотношение компонентов.
Отход производства этилового спирта, так называемые "сивушные масла", выпускаемые по ГОСТ 17071-91, представляют собой смесь спиртов: амилового, изобутилового, н-пропилового, этилового, воды и незначительного количества других органических соединений. Отход получают в процессе ректификации этилового спирта. Независимо от используемого сырья, древесного (опилки) или растительного (сахарная свекла), использование отхода в составе топливной композиции приводит к получению аналогичных результатов.
Содержание отхода производства этилового спирта в составе топливной композиции улучшает ее моющие свойства, детонационную стойкость и способствует снижению содержания CO в отработавших газах.
Монометиланилин, применяемый в топливной композиции в качестве антидетонационной добавки, получают алкилированием анилина метиловым спиртом, поэтому конечный продукт алкилирования может содержать примеси непрореагировавшего анилина и диметиланилина в качестве побочного продукта. Монометиланилин может быть введен в виде антидетонационных присадок "Экстралин" или АДА (ТУ-38.401-58-61-93).
Использование в качестве основы топливной композиции прямогонной фракции 35 - 180oC, выделенной из газового конденсата, содержащей не более 10 мас.% ароматических углеводородов и не более 0,1 мас.% серы, позволяет снизить содержание CO, бензпирренов, сажи и серного ангидрида в отработавших газах. Эта фракция вырабатывается в промышленности по ТУ-51-00158623-32-95 и используется как сырье для производства этилена.
В качестве моющей присадки предлагаемая топливная композиция может содержать различные моющие присадки на основе поверхностно-активных веществ, таких как амины, амиды, полиэфиры или их смесь в сочетании со специальными минеральными или синтетическими маслами - это присадки типа "Лубризол", "Керопур". Для приготовления образца предлагаемой топливной композиции была использована присадка "Керопур-3222". Моющие присадки указанного типа предлагается вводить в количестве до 0,1 об.%. Дальнейшее увеличение содержания присадки является нецелесообразным, т.к. эффективность ее действия практически не увеличивается, а стоимость композиции возрастает.
Для повышения антиокислительной стабильности добавки и всей топливной композици можно в ее состав вовлекать антиокислительные присадки типа "Агидол-12" и другие.
В качестве основы при приготовлении образцов предлагаемой топливной композици была использована прямогонная фракция, выделенная из газового компонента, со следующими характеристиками:
1. Фракционный состав, oC НК - 54
10% перегоняется при - 75
50% перегоняется при - 95
90% перегоняется при - 124
КК - 154
Остаток в колбе, % - 0,5
Остаток и потери, % - 1,0
2. Давление насыщенных паров. мм рт.ст. - 335
3. Содержание ароматических углеводородов, мас.% - 5,0
4. Содержание нафтеновых углеводородов, мас.% - 39,0
5. Содержание парафиновых углеводородов, мас.% - 56,0
в т.ч. нормальных - 28,0
6. Массовая доля серы, мас.% - 0,022
7. Плотность при 20oC, кг/м3 - 703,7
Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и постоянном перемешивании. Было приготовлено три образца предлагаемой топливной композиции, состав которых приведен в табл. 1.
Приготовленные образцы были испытаны по комплексу методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, результаты испытаний приведены в табл. 2.
Результаты, приведенные в табл. 2, показывают, что предлагаемая топливная композиция полностью соответствует требованиям ГОСТа на автомобильный бензин А-76. Предлагаемая топливная композиция может быть использована как товарный бензин А-73, а также как добавка к бензину А-76 для улучшения его экологических характеристик.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДОБАВКА К ТОПЛИВАМ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2119939C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2230775C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2008 |
|
RU2374303C1 |
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2001 |
|
RU2184138C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ | 2002 |
|
RU2263135C2 |
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2004 |
|
RU2260034C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2008 |
|
RU2374304C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2011 |
|
RU2471857C1 |
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2015 |
|
RU2605952C1 |
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышлености. Предлагается топливная композиция на основе углеводородной фракции, представляющая собой прямогонную фракцию 35oС - 180oС, выделенную из газового конденсата, содержащую не более 10 мас.% ароматических углеводородов и не более 0,1 мас.% серы, которая в качестве добавок содержит монометиланилин и отход производства этилового спирта при следующем соотношении компонентов, об.%:
Монометиланилин - 0,5 - 5,0
Отход производства этилового спирта - 3,0 - 10,0
Углеводородная фракция - Остальное
Причем топливная композиция может дополнительно содержать до 0,1 об.% моющей присадки. Предлагаемая топливная композиция соответствует требованиям ГОСТа на автомобильный бензин А-76 и может быть использована как товарный бензин А-76, так и в качестве добавки к бензину А-76 для улучшения его экологических характеристик. 2 табл., 1 з.п. ф-лы.
Монометиланилин - 0,5 - 5,0
Отход производства этилового спирта - 3,0 - 10,0
Углеводородная фракция - Остальное
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит до 0,1 об.% моющей присадки.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
EP, патент, 0121089, C 10 L 1/02, 1984 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
EP, патент, 0064253, C 10 L 1/02, 1982 | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
US, патент, 3822119, 44-51, 1974 | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
PL, патент, 108076 | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1998-08-20—Публикация
1996-06-20—Подача