Изобретение относится к области нефтепереработки и автомобильной промышленности, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в автомобилях с карбюраторными или инжекторными двигателями и нейтрализаторами отработавших газов.
Известно, что эффективными добавками к бензинам, повышающими октановое число и уменьшающими содержание вредных веществ в отработавших газах, являются кислородсодержащие соединения. Наибольший практический интерес представляют добавки на основе этилового спирта. Для повышения антидетонационных свойств топливных композиций, содержащих спирты, в том числе и этиловый, в их состав вводят амины.
Так, например, известна композиция автомобильного топлива на основе бензина марки Супер, содержащая добавку, представляющую собой смесь эфиров с алифатическими спиртами и аминами с добавлением тетраэтилсвинца. В качестве амина композиция может содержать N-монометиланилин, а в качестве спирта - этиловый спирт. (Патент Франции № 2050841, С 10 L 1/00, 1971 г.)
Однако использование в составе композиции тетраэтилсвинца ухудшает ее экологические характеристики.
Известна топливная композиция на основе бензина, содержащая 1-12 мас.% добавки, представляющей собой смесь N-монометиланилина, кротонового альдегида, уксусного альдегида, этилового эфира и этилового спирта. (Патент РФ № 2148077, С 10 L 1/18, 1/22, 2000 г.)
Однако композиция не обладает достаточной физической стабильностью ввиду низких стабилизирующих свойств этилового эфира и альдегидов.
Известна композиция углеводородного топлива на основе низкооктанового бензина, содержащая 10-14 мас.% продукта дистилляции смеси головной фракции этилового спирта и сивушного масла, взятых в соотношении 1:(0,8-1,3). Головная фракция и сивушное масло являются отходами производства этилового спирта. (Патент РФ № 2106391, С 10 L 1/18, 1998 г.).
Однако композиция обладает недостаточно высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами.
Известна топливная композиция на основе углеводородной фракции, содержащая 0,5-5,0 мас.% N-монометиланилина и 3,0-10 мас.% отхода производства этилового спирта. Причем для улучшения моющих свойств в композицию вводят до 0,1 об.% моющей присадки. (Патент РФ № 2117690, С 10 L 1/18, 1/22, 1998 г.)
Эта композиция не обладает требуемыми антикоррозионными свойствами.
Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является топливная композиция на углеводородной основе, содержащая 1,5-5,0 мас.% добавки, включающей в мас.%: N-мoнометиланилин 5-10, ферроцен и/или α-гидроксиизопропил-ферроцен 0,05-0,15, а также этиловый спирт, стабилизированный альдегидоэфироспиртовой фракцией, полученной из отходов производства этилового спирта из древесного сырья. (Патент РФ № 2129141, С 10 L 1/18, 1999 г.)
Однако содержание в составе композиции ферроцена и его производных приводит к повышенному нагарообразованию в камере сгорания и на электродах свечей зажигания, кроме того, добавка не обеспечивает топливной композиции требуемых моющих и антикоррозионных свойств.
Задачей настоящего изобретения является разработка топливной композиции на основе недефицитных продуктов промышленного производства, обладающей высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами.
Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция на углеводородной основе, содержащая в мас.%:
Этиловый спирт 1-10
Стабилизированное сивушное масло 1-5
Присадка на основе ароматического амина 0,3-1,5
Смесь пропоксилированного спирта, легкого нейтрализованного дистиллата и нафталина или продукт взаимодействия высших карбоновых кислот С10-С30 и полиалканоламинов или их алкилпроизводных 0,001-0,1
Углеводородная основа До 100
Причем в качестве основы топливная композиция содержит смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале 25-220°С; и в качестве присадки на основе ароматического амина - N-монометиланилин или присадку АДА.
Отличием заявляемого технического решения является содержание в топливной композиции в качестве отхода производства низших алифатических спиртов стабилизированного сивушного масла и дополнительное содержание присадок, представляющих собой смесь пропоксилированного спирта, легкого нейтрализованного дистиллята и нафталина или продукт взаимодействия высших карбоновых кислот С10-С30 и полиалканоламинов или их алкилпроизводных в заявленном количестве.
Экспериментальным путем было подтверждено, что использование в составе топливной композиции с этанолом стабилизированного сивушного масла дает возможность сохранить гомогенность системы топливо-спирт при температурах ниже минус 40°С, а дополнительное содержание вышеуказанных присадок в заявленном количестве позволит вырабатывать на базе углеводородных фракций, выкипающих в интервале 25-220°С, широкий ассортимент автомобильных топлив, обладающих одновременно высокими антидетонационными, моющими и, что особенно важно, антикоррозионными свойствами.
Предлагаемую топливную композицию готовят путем введения присадок в углеводородную основу при перемешивании.
Для иллюстрации существа изобретения было приготовлено 3 образца предлагаемой топливной композиции, состав которых приведен в таблице 1.
Для приготовления образцов были использованы следующие компоненты:
Спирт этиловый денатурированный по ТУ 2421-117-00151727-98.
Сивушное масло стабилизированное с пределами выкипания 35-200°С, массовой долей воды не более 2% по ТУ 025729-001-43819331-01.
Присадка на основе ароматического амина: N-монометиланилин технический по ТУ-2471-269-00204-168-96 и присадка АДА по ТУ-38.401-58-61-93.
Смесь пропоксилированного спирта, легкого нейтрализованного дистиллята и нафталина - присадка ADIBIS 5007 (ADX 5007):
Вязкость при 40°С, сСт 14,4
Содержание азота, % 0,35-0,45
Удельная масса при 15,6°С 0,911-0,941
Продукт взаимодействия высших карбоновых кислот С10-С30 и полиалканоламинов или их алкилпроизводных - присадка DSI 11:
Плотность при 15°С, кг/дм3 0,94
Вязкость кинематическая, сСт:
при 40°С 30
при 20°С 71
В качестве основы может быть использована смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале 25-220°С, содержащая в мас.%: бензин прямой перегонки 5-20; бензин каталитического риформинга до 80; бензин каталитического крекинга до 50; алкилбензин до 90; изопентан 1-8; ароматические углеводороды до 20. При приготовлении образцов предлагаемой топливной композиции в качестве основы использовали, мас.%:
Образец 1.
Бензин каталитического риформинга 55
Бензин каталитического крекинга 20
Бензин прямой перегонки 16
Ароматические углеводороды 4
Изопентан 5
Образец 2.
Бензин каталитического риформинга 56
Бензин каталитического крекинга 15
Бензин прямой перегонки 12
Ароматические углеводороды 2
Изопентан 3
Образец 3.
Бензин каталитического риформинга 65
Бензин каталитического крекинга 15
Алкилбензин 20
Физико-химические характеристики и результаты испытаний приготовленных образцов приведены в таблице 2. Приведенные данные подтверждают, что использование изобретения позволяет получать высококачественные топлива для автомобилей марок: АИ-92 (Регуляр-92) - образец 1; АИ-95 (Премиум-95) - образец-2; АИ-98 (Супер-98) - образец 3.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2008 |
|
RU2374303C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2015 |
|
RU2602077C1 |
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2016 |
|
RU2641108C1 |
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ТОПЛИВО И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2015 |
|
RU2605952C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2117690C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2002 |
|
RU2231538C1 |
ДОБАВКА К ТОПЛИВАМ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2119939C1 |
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2005 |
|
RU2276682C1 |
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2099395C1 |
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2001 |
|
RU2184138C1 |
Изобретение относится к области нефтепереработки и автомобильной промышленности, конкретно к топливной композиции, предназначенной для использования в автомобилях с карбюраторными или инжекторными двигателями и нейтрализаторами отработавших газов. Топливная композиция содержит 1-10% этилового спирта, 1-5% стабилизированного сивушного масла, 0,3-1,5% присадки на основе ароматического амина, 0,001-0,1% смеси пропоксилированного спирта легкого нейтрализованного дистиллята и нафталина или продукта взаимодействия высших карбоновых кислот С10-С30 полиалканоламинов или их алкилпроизводных и до 100 углеводородной основы. Топливная композиция в качестве углеводородной основы содержит смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале 25-220°С, а в качестве присадки на основе ароматического амина - N-монометиланилин или присадку АДА. Использование изобретения позволит получать высококачественные топлива для автомобилей марок: АИ-92 (Регуляр-92), АИ-95 (Премиум-95), АИ-98 (Супер-98). 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Этиловый спирт 3-10
Стабилизированное сивушное масло 1-5
Присадка на основе ароматического амина 0,5-1,5
Смесь пропоксилированного спирта,
легкого нейтрализованного дистиллята и
нафталина или продукт взаимодействия
высших карбоновых кислот С10-С30 и
полиалканоламинов или их
алкилпроизводных 0,001-0,1
Углеводородная основа До 100
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1998 |
|
RU2129141C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2117690C1 |
0 |
|
SU121089A1 | |
МОТОРНОЕ ТОПЛИВО | 1996 |
|
RU2120470C1 |
Авторы
Даты
2004-06-20—Публикация
2003-02-28—Подача