СПОСОБ ОБКАТКИ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 1998 года по МПК F02B79/00 

Описание патента на изобретение RU2119588C1

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к обкатке силовых агрегатов (СА).

Известен способ обкатки по заданному закону, при котором с целью повышения качества приработки нагрузка увеличивается по закону, характеризующемуся корреляционной функцией экспоненциально-косинусного вида (SU, авт. свид. 1456815, кл, F 02 B 79/00, 1989).

Недостаток этого способа заключается в том, что обкатка занимает значительное время и не учитывает техническое состояние конкретного обкатываемого двигателя.

Наиболее близким техническим решением является способ (SU, авт. свид. 1359451, кл.F 02 B 79/00, 1987) выбора режима и программы обкатки ДВС, заключающийся в том, что ведут обкатку n двигателей на заданных режимах, контролируют степень приработки и в качестве параметра обкатки принимают работу сил трения в цилиндро-поршневой группе Aцпг, обеспечивающую заданную степень приработки, причем
Aцпг = Pцпг • Vp • N • t
где
Pцпг - среднее давление механических потерь ЦПГ,
Vp - рабочий объем двигателя,
N - число рабочих циклов в единицу времени,
t - продолжительность обкатки.

По этому способу строят график множества режимов обкатки, обеспечивающих выполнение определенной ранее работы Aцпг при заданной продолжительности обкатки, в качестве параметра эффективности обкатки принимают отношение экспериментально определенного часового расхода топлива к часовой работе сил трения в ЦПГ, программу обкатки выбирают в указанном множестве, ограниченном внешней характеристикой двигателя, а нагрузку выбирают на уровне, обеспечивающем прогрев воды и масла до эксплуатационного уровня.

Однако известный способ имеет следующие недостатки: контроль эффективности обкатки ведется по одному параметру и в качестве режимов обкатки используют жестко заданные режимы, которые не позволяют достичь большей надежности для каждого конкретного двигателя.

Задачей предложенного способа является улучшение качества обкатки СА, увеличение надежности, производительности и сокращения времени обкатки за счет введения адаптивного управления режимами обкатки.

Технический результат изобретения достигается тем, что в способе обкатки СА, заключающемся в том, что обкатку ведут на режимах, используя в качестве параметров обкатки работу сил трения - A, обеспечивающую заданную степень приработки, в качестве параметров обкатки используют также параметры T, Mc, W, Pm, которые одновременно отражают техническое состояние СА и задают адаптивный процесс обкатки, до их стабилизации, где
T - температура агрегата, как параметр является контрольным и управляющим,
Mc - момент на валку, как параметр является управляющим и контролирующим,
W - обороты на валу силового агрегата, как параметр является контролирующим и управляющим,
Pm - давление в масляной магистрали, как параметр является контрольным и дополнительным (в качестве дополнительного, контрольного параметра можно принять любой другой контрольный параметр).

Обкатку по предложенному способу осуществляют по следующим зависимостям и условиям:
1.
где
A = Mc • W • t;
Mc = момент на валу;
W - обороты на валу силового агрегата;
t - продолжительность обкатки.

2. Tопт = T = Tуст.

3. Mcminдоп ≤ Mc ≤ Mcmaxдоп
4. Wminдоп ≤ W ≤ Wmaxдоп.

5. Pmminдоп ≤ Pm ≤ Pmmaxдоп,
где
Tопт - температура (оптимальная), которую принимает СА при номинальной нагрузке, при его эксплуатации;
T - текущее значение температуры СА при обкатке;
Tуст - температура СА, установившаяся при стабилизации всех параметров обкатки;
T, Mc, W, Pm - текущие параметры;
Mcminдоп, Mcmaxдоп - минимально и максимально допустимые значения моментов согласно техническим условиям,
Wminдоп, Wmaxдоп - минимально и максимально допустимые обороты обкатываемого СА в соответствии с Техническими условиями и особенностями конструкции,
Pmminдоп, Pmmaxдоп - минимально и максимально допустимые значения давлений согласно Техническим условиям.

Рассмотрим в качестве примера СА двигатель, состояние которого наиболее полно отражает параметры T, Mc, W, Pm.

Эти параметры являются исходными для процесса обкатки в ее начале, с помощью которых задают адаптивные режимы, ведущие процесс обкатки от исходного состояния двигателя, держа параметры в граничных для каждого из них пределах, до стабилизации параметров T, Mc, W, Pm. После стабилизации этих параметров, т.е. их значения практически не меняются, процесс обкатки завершен.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет провести процесс обкатки более качественно, за более минимальное время с меньшими затратами.

Предлагаемый способ ведения обкатки реализован в Оренбургском государственном техническом университете на стенде КИ-2118А мощностью 100 кВт. В качестве конкретного примера СА взят двигатель ЗИЛ-130, отремонтированный и отрегулированный в соответствии с техническими условиями. Установленный на стенд двигатель прокручивается на холодную, при следующих параметрах: Pm - 0,14 МПа, Mc - 132 Нм, T - 74oC. Процесс идет постепенно с увеличением W от 480 об/мин, до 1430 об/мин, до тех пор, пока не наступила стабилизация параметров: Mc, Pm. После чего двигатель запускается и увеличивается число оборотов одновременно с нагрузкой. При достижении максимально допустимых для двигателя ЗИЛ-130 числа оборотов - 3000 мин и нагрузки до 66 кВт обкатка велась до стабилизации параметров: T, Mc, W, Pm.

Стабилизация произошла при следующих значениях параметров: Mc - 115 Нм, Pm - 0,23 МПа. Следовательно, данный двигатель обкатан. Предлагаемый способ ведения обкатки может быть реализован для любой модели СА.

Использование предлагаемого способа ведения обкатки СА обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества:
повышает качество обкатки;
увеличивает производительность;
уменьшает время обкатки.

Похожие патенты RU2119588C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Бондаренко В.А.
  • Абдрашитов Р.Т.
  • Бондаренко Е.В.
  • Дурнев К.Ф.
  • Ерискин В.И.
  • Маслеев Р.В.
RU2150592C1
СПОСОБ ОБКАТКИ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2002
  • Бондаренко Е.В.
  • Филиппов А.А.
  • Коротков М.В.
  • Коротков Д.В.
  • Короткова С.К.
  • Лаврухин А.Г.
  • Ахмедьянов И.Ф.
RU2229611C2
СТЕНД ОБКАТКИ И ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Бондаренко В.А.
  • Бондаренко Е.В.
  • Дурнев К.Ф.
  • Карманов К.Н.
  • Цыбакин В.В.
  • Чикризов И.А.
RU2118680C1
СТЕНД ОБКАТКИ И ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Бондаренко В.А.
  • Бондаренко Е.В.
  • Дурнев К.Ф.
  • Цыбакин В.В.
RU2209987C2
СИСТЕМА ОБКАТКИ И ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Бондаренко В.А.
  • Бондаренко Е.В.
  • Дурнев К.Ф.
  • Цыбакин В.В.
  • Якунин Н.Н.
RU2206762C2
СТЕНД ОБКАТКИ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1994
  • Бондаренко В.А.
  • Бондаренко Е.В.
  • Дурнев К.Ф.
  • Белицкий В.А.
  • Жилкин С.В.
RU2105176C1
СТАНЦИЯ ОБКАТКИ И ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Бондаренко В.А.
  • Бондаренко Е.В.
  • Дурнев К.Ф.
  • Ефанов А.М.
  • Ефанов С.А.
RU2139999C1
СТЕНД ОБКАТКИ И ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Бондаренко Е.В.
  • Филиппов А.А.
  • Коротков М.В.
  • Коротков Д.В.
  • Короткова С.К.
  • Лаврухин А.Г.
  • Ахмедьянов И.Ф.
RU2229612C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФРИКЦИОННО-МЕХАНИЧЕСКОГО НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ 2000
  • Бондаренко В.А.
  • Фот С.А.
RU2177052C1
Способ обкатки транспортного двигателя 1991
  • Волченков Алексей Васильевич
  • Буше Николай Александрович
  • Никитин Анатолий Петрович
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Пивоваров Владимир Иванович
  • Белогор Валентин Михайлович
  • Олейник Александр Куприянович
SU1776348A3

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ОБКАТКИ СИЛОВЫХ АГРЕГАТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Способ обкатки агрегатов (СА) транспортных средств, применяемый для улучшения качества обкатки силовых агрегатов, увеличения надежности, производительности и сокращения времени обкатки за счет введения адаптивного управления режимами обкатки. Обкатку СА ведут на режимах, используя в качестве параметра обкатки работу сил трения А, обеспечивающую заданную степень приработки, и в качестве параметров обкатки принимают также параметры: Т - температура агрегата, Mc - момент на валу W - обороты на валу силового агрегата, Pм - давление в масляной магистрали до их стабилизации. Такой способ улучшает качество обкатки СА, увеличивает надежность СА.

Формула изобретения RU 2 119 588 C1

Способ обкатки силовых агрегатов транспортных средств, заключающийся в том, что обкатку ведут, используя в качестве параметра обкатки работу сил трения, обеспечивающую заданную степень приработки, отличающийся тем, что в качестве параметров обкатки используют также параметры, Т, Мс, W, Pм до их стабилизации, где Т - температура агрегатов; Мс - момент на валу; W - обороты на валу силового агрегата; Pм - давление в масляной магистрали, а
W = A/Mc • t,
где t - продолжительность обкатки,
A - работа сил трения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2119588C1

SU, авторское свидетельство 1359451, F 02 B 79/00, 1987.

RU 2 119 588 C1

Авторы

Бондаренко В.А.

Бондаренко Е.В.

Дурнев К.Ф.

Лобашкин С.В.

Карманов К.Н.

Цыбакин В.В.

Даты

1998-09-27Публикация

1995-07-11Подача