Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата.
Известно катапультное кресло, обеспечивающее спасение экипажа самолета в случае его аварии, содержащее сиденье, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель, заголовник с уложенным в нем спасательным парашютом, механизм ввода спасательного парашюта, систему автоматического изменения режимов его работы и подвесную - привязную систему (см. Катапультное кресло К-36ДМ сер. 2 Руководство по технической эксплуатации 3АБ-9200-00РЭ).
Недостатком этого кресла является невозможность регулировать действующую на пилота силу катапультирования в зависимости от его массы, что приводит к увеличению перегрузки катапультирования когда масса пилота меньше средней расчетной для кресла.
Технической задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик кресла, путем обеспечения регулирования силы катапультирования в зависимости от массы пилотажа и режима полета самолета в момент аварии.
Задача достигается тем, что известное катапультное кресло, содержащее сиденье, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, стреляющий механизм, пороховой реактивный двигатель и систему автоматического изменения режимов его работы, дополнительно снабжено устройством снижения рабочего давления стреляющего механизма, установленным на торце внутренней трубы стреляющего механизма, устройством изменения величины результирующего вектора тяги порохового реактивного двигателя и переключателем. Дополнительные устройства электрически соединены с системой автоматического изменения режимов работы кресла непосредственно и через переключатель.
Пороховой реактивный двигатель выполнен с двумя поворотными соплами, а его устройство изменения величины результирующего вектора тяги выполнено в виде силового цилиндра с двумя поршнями, соединенными штоками с поворотными соплами и двух, электрически связанных с системой автоматического изменения режимов работы, электропиропатронов, рабочая полость одного из которых соединена с предпоршневой полостью цилиндра, а рабочая полость второго электропиропатрона соединена с запоршневой полостью цилиндра.
Кроме того устройство изменения рабочего давления стреляющего механизма содержит корпус с размещенными в нем двумя электропиропатронами, электрически связанными с системой автоматического изменения режимов работы кресла и двумя плунжерами, которые имеют проточки на их цилиндрических частях и зафиксированы в исходном положении срезными элементами, при этом один плунжер установлен проточкой напротив одного из каналов, соединяющих рабочую полость пирозаряда стреляющего механизма с атмосферой, а другой плунжер перекрывает второй канал.
На фиг. 1 изображен вид кресла сбоку.
На фиг. 2 - сечение устройство снижения рабочего давления стреляющего механизма.
На фиг. 3 - сечение устройства изменения величины результирующего вектора тяги порохового реактивного двигателя
Катапультное кресло имеет сиденье 1, заголовник 2 с размещенным в нем спасательным парашютом, систему автоматического изменения режимов его работы 3, переключатель 4 и стреляющий механизм 5 с устройством снижения его рабочего давления, состоящим из, размещенного на нижнем торце внутренней трубы 6 стреляющего механизма, корпуса 7 с двумя электропиропатронами 8 рабочие полости которых связаны с двумя плунжерами 9 с проточками 10 на их цилиндрических частях. В исходном положении плунжера зафиксированы срезными элементами 11. Рабочая полость А пирозаряда 13 стреляющего механизма имеет для сообщения с атмосферой два канала 13. Кроме того кресло имеет пороховой реактивный двигатель 14 с двумя поворотными соплами 15 и устройством изменения величины результирующего вектора тяги, состоящим из силового цилиндра 16 с двумя поршнями 17, соединенными штоками 18 с поворотными соплами, и двух электропиропатронов 19. Рабочая полость одного из пиропатронов соединена с предпоршневой полостью цилиндра, а рабочая полость второго соединена с запоршневыми полостями цилиндра. В исходном положении штоки поршней зафиксированы срезными элементами 20.
Заявляемое катапультное кресло рассчитано на три весовые категории пилотов и работает следующим образом.
При посадке в кресло пилот устанавливает переключатель 4 в одно из трех положений в зависимости от своей массы.
Рассмотрим вариант, когда переключатель установлен в среднем положении из расчета на среднюю массу пилота.
В случае аварийной ситуации, т.е. при подаче пилотом команды на катапультирование, срабатывает пирозаряд 12 стреляющего механизма 5 и давление газа из рабочей полости А пирозаряда 12 поступает в полость стреляющего механизма 5, при этом часть газа, проходя через канал 13 в корпусе 7 и проточку 10 плунжера 9, поступает в атмосферу, уменьшая тем самым рабочее давление стреляющего механизма 5. Затем, после срабатывания стреляющего механизма, включается пороховой реактивный двигатель 14 и газ, выходя из его рабочей полости через сопла 15, обеспечивает полет кресла по траектории в стабилизированном положении.
Если переключатель 4 установить в положение, соответствующее минимальному весу пилота, то это будет соответствовать минимальной величины нагрузки, действующей на кресло при катапультировании, и кресло работает следующим образом.
При подаче команды на катапультирование срабатывает правый электропиропатрон 8 устройства снижения рабочего давления стреляющего механизма (см. фиг. 3), и под действием давления газа правый плунжер 9, срезая правый фиксирующий элемент 11, перемещается в левое положение, при этом его проточка 10 устанавливается напротив канала 13, связывая полость А с атмосферой и снижая до минимума рабочее давление стреляющего механизма 5. Одновременно с этим срабатывает правый электропиропатрон 19 устройства изменения величины результирующего вектора тяги порохового реактивного двигателя (см. фиг. 4), и давление его газа, поступая в предпоршневую полость цилиндра 16, перемещает поршень 17 в крайние положения, при этом срезаются фиксирующие элементы 20 и сопла 15 раздвигаются на максимальный угол, уменьшая величину результирующего вектора тяги порохового реактивного двигателя 14.
При установке переключателя 4 в положение, соответствующее максимальному весу пилота, величина нагрузки, действующая на кресло при катапультировании, будет максимальной и кресло будет работать следующим образом.
Команда на катапультирование вызывает срабатывание левого электропиропатрона 8 (см. фиг. 3). Под действием давления газа левый плунжер 9, срезая фиксирующий элемент 11, перемещается вправо и переключает своей цилиндрической частью связь канала 13 рабочей полости А пирозаряда 12 с атмосферой, повышая рабочее давление стреляющего механизма 5 до максимума. Одновременно срабатывает левый электропиропатрон 19 (см. фиг. 4), и давление его газа, поступая в запоршневые полости, перемещает поршни 17 к центру цилиндра 16, при этом срезается фиксирующий элемент 20 и сопла 15 сдвигаются на минимальный угол, увеличивая до максимума величину результирующего вектора тяги порохового реактивного двигателя 14.
Электропитание на срабатывание электропиропатронов 8 и 19 (при установке переключателя в положение малый и большой вес пилота) подает система автоматического изменения режимов работы кресла. Однако, поскольку дополнительные устройства соединены с ней непосредственно и через переключатель, при аварии на некоторых режимах полета самолета автоматического изменения режимов работы кресла может поменять режим работы стреляющего механизма и порохового реактивного двигателя, установленный переключателем. Например, при малой скорости полета самолета и наличии запаса высоты для ввода парашюта она реализует режим работы стреляющего механизма и порохового реактивного двигателя, соответствующий малой массе пилота независимо от положения переключателя 4.
Предлагаемое техническое решение позволяет решить поставленную задачу, т.е. улучшить эксплуатационные характеристики кресла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 2003 |
|
RU2238222C1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1997 |
|
RU2116937C1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1997 |
|
RU2116938C1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 1989 |
|
SU1760731A1 |
КАТАПУЛЬТНОЕ КРЕСЛО | 2003 |
|
RU2236990C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ РАБОТЫ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА | 1997 |
|
RU2116939C1 |
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2540133C1 |
СПОСОБ КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ЛЕТЧИКА (ПАССАЖИРА) ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2538481C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПАРАШЮТ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА | 2004 |
|
RU2275313C2 |
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ КОМАНДЫ НА ВВОД ПАРАШЮТА КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА | 2004 |
|
RU2280592C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Кресло имеет сиденье, заголовник со спасательным парашютом, систему автоматического изменения режимов работы, переключатель и стреляющий механизм с устройством изменения его рабочего давления, состоящий из размещенного на нижнем торце внутренней трубы стреляющего механизма корпуса с двумя электропиропатронами, рабочие полости которых связаны с двумя плунжерами с проточками на их цилиндрических частях. Рабочая полость пирозаряда стреляющего механизма имеет для сообщения с атмосферой два канала. Кроме того, кресло имеет пороховой реактивный двигатель с двумя поворотными соплами и устройством изменения величины результирующего вектора тяги, состоящим из силового цилиндра с двумя поршнями, соединенными штоками с поворотными соплами, и двух электропиропатронов. Рабочая полость одного из пиропатронов соединена с предпоршневой полостью цилиндра, а рабочая полость второго соединена с запоршневыми полостями цилиндра. Предлагаемое кресло позволяет регулировать силу катапультирования в зависимости от массы пилота и режима полета самолета в момент аварии, что позволяет улучшить его эксплуатационные характеристики. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Коридорная многокамерная вагонеточная углевыжигательная печь | 1921 |
|
SU36A1 |
Руководство по технической эксплуатации, ЗАБ-9200-ООРЭ, 1975 | |||
SU, A1, 1760731, 20.10.95 | |||
GB, A1, 1531710, 08.11.78 | |||
GB, А1, 1105379, 06.03.68 | |||
US, A1, 3437293, 08.04.69 | |||
US, A1, 4706909, 17.11.87 | |||
DE, A1, 2629247, 20.01.77 | |||
DE, A1, 1965978, 31.01.80 | |||
EP, A1, 0221337, 13.05.87. |
Авторы
Даты
1998-10-10—Публикация
1997-04-16—Подача