АНТИФРИКЦИОННЫЙ СОСТАВ Российский патент 1998 года по МПК C10M125/18 C10M125/18 C10M125/02 C10N30/06 

Описание патента на изобретение RU2120959C1

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к модификаторам трения, антифрикционным составам, вводимым в смазочные материалы.

Известны различные антифрикционные составы, снижающие коэффициент трения и уменьшающие износ трущихся поверхностей деталей машин.

Известен универсальный модификатор (УМ) - специальная одноразовая присадка к моторным и иным маслам, покрывающая трущиеся детали "скользким" слоем на основе фторопластов, в несколько раз продлевающим срок их службы, защищающим от коррозии, снижающим расход топлива и масла (см. рекламу "Аспект-Модификатор").

Недостатками универсального модификатора является его высокая стоимость (на 01.07.94 - 19$ за 100 мл для обработки 5 л моторного и 2,5 л трансмиссионного масла) и недостаточная эффективность при тяжелых условиях работы трущихся пар типа поршневое кольцо - втулка цилиндра. Условия работы такой пары трения требуют периодического ввода модификатора, что связано с большими расходами.

Известно применение металлоплакирующих смазочных композиций, реализующих режим избирательного переноса (Гаркунов Д.Н., Крагельский И.В. Открытие N 41 - Бюллетень изобретений и товарных знаков, 1965, N 17). Однако более поздние исследования (Бершадский Л. И. Самоорганизация и надежность трибосистем. - Киев: Общество "Знание" Укр. ССР, 1981) показали, что металлоплакирование не имеет никакого отношения к избирательному переносу. В чистом виде применение таких композиций в тяжелых условиях работы двигателей не нашло применения.

Наиболее близким к предлагаемому составу и достигаемому результату являются антифрикционный состав АМГ-3 "Квалитет" (ТУ-100-599-92) - густотекшее вещество черного цвета, представляющее собой концентрированную стабильную дисперсию алмазо-графитного кластерного материала и графита в индустриальном масле. Общий процент кластерного материала в АМГ-3 составляет 1%. Алмазная фракция - ультрадисперсный корацковый материал с размерами частиц 20 - 500 сенгстрем, получаемый взрывным способом из смесей тротила с гексогеном, октогеном и т. п. взрывчатыми веществами. Состав включает в себя также поверхностно-активные вещества и металлоплакирующую составляющую, образующие на трущихся поверхностях модифицированный слой. Проверка эксплуатационных свойств состава показала хорошие результаты. Этот антифрикционный состав принят за прототип.

Недостатком прототипа является нестабильное, в пределах 5 - 7% повышение энергоемкости процесса трения через некоторое время после подачи смазки. Этот органический недостаток был обнаружен во время проверки антифрикционных свойств компонента на модернизированной машине трения 77-МТ-1 с возвратно-поступательным скольжением образцов и подогревом. Периодическая подача смазки имеет место во многих механизмах, в частности в двигателях с возвратно-поступательным движением. Поэтому проведенные исследования имитировали условия работы трибологической пары поршневое кольцо-втулка со скоростями, подачей мала в зону трения, температурой и давлением в зоне верхней мертвой точки 1-го поршневого кольца, где наблюдаются максимально эксплуатационные износы. Вышеотмеченное периодическое повышение энергоемкости процесса, связанное с подачей масла, можно объяснить действиями кислотной и кластерной составляющих компонент 1, воздействующих наиболее эффективно в начальной стадии процесса после ввода смазки.

Целью предлагаемого изобретения является стабилизация и снижение энергоемкости процесса.

Поставленная цель достигается приданием модифицированному слою, образующемуся на трущихся поверхностях, дополнительных свойств путем добавки в ингредиенты компонента АМГ-3 в качестве стабилизатора фторуглерода.

Добавление фторуглерода в компонент АМГ-3 уменьшало рассматриваемое повышение энергоемкости процесса, начиная с 0,5 мас.% содержания фторуглерода. В зависимости от режима трения, периодичности подачи смазки и дисперсной среды наибольшая эффективность от ввода фторуглерода имела место при его добавлении в количестве 0,5 - 2,0 мас.%.

Дальнейшее увеличение содержания фторуглерода нецелесообразно из-за наступающей стабилизации энергоемкости процесса и повышения стоимости компонента.

Предлагаемый антифрикционный состав позволяет стабилизировать и снизить энергоемкость процесса трения.

Так же, как и прототип, антифрикционный состав включает алмазо-графитный кластерный материал, графит, поверхностно-активные вещества (ПАВ), металлоплакирующие составляющие и дисперсионную среду.

Отличие предлагаемого антифрикционного состава состоит в том, что он дополнительно содержит фторуглерод при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
Фторуглерод - 0,5 - 2,0
Кластерный материал - 0,1 - 1,0
Графит - 0,1 - 5,0
Поверхностно-активные вещества - 2,0 - 10,0
Металлоплакирующие составляющие - 1,0 - 5,0
Дисперсионная среда - Остальное
Технический результат при использовании предлагаемого антифрикционного состава заключается в снижении коэффициента трения, уменьшении энергоемкости процесса, повышении долговечности и надежности узлов трения и механизмов.

Применение предлагаемого антифрикционного компонента в двигателях внутреннего сгорания обеспечивает снижение расхода топлива и улучшает техническое состояние двигателя.

В антифрикционном составе в качестве ингредиентов можно использовать следующие:
Фторуглерод по ТУ-301-02.271-29-94, кластерный материал по ТУ-080-177-21-90, графит - ГОСТ 8295-73, поверхностно-активные вещества - ГОСТ 29213-91, дисперсионная среда - масло, например, масло индустриальное - ГОСТ 20799-75.

Антифрикционный состав готовят следующим образом.

Дисперсной средой состава обычно являются индустриальные масла ГОСТ 20799-75, либо (по требованию заказчика) другие масла, в этом случае необходимы дополнительные испытания компонента. Для предотвращения поглощения влаги из воздуха после получения кластерного материала его после очистки сразу заливают дисперсной средой. Полученный продукт тщательно размешивают с использованием, например, ультразвуковых генераторов, нагревают до 50 - 60oC и, продолжая интенсивное размешивание, добавляют фторуглерод, поверхностно-активные вещества и металлоплакирующие составляющие. Добавление фторуглерода в компонент АМГ-3 уменьшало рассматриваемое повышение энергоемкости процесса, начиная с 0,5 мас.% содержания фторуглерода. В зависимости от режима трения, периодичности подачи смазки и дисперсионной среды наибольшая эффективность от ввода фторуглерода имела место при его добавлении в количестве 0,5 - 2,0 мас.%. Дальнейшее увеличение содержания фторуглерода нецелесообразно из-за наступающей стабилизации энергоемкости процесса и повышения стоимости компонента.

Результаты испытания представлены на фиг. 1 и 2.

Испытания проводились на возвратно-поступательной машине трения 77-МГ-1 с подогревом, с целью максимально приблизить условия имитации работы трибологической пары поршневое кольцо-втулка.

Стенд оборудован каналами регистрации: частоты циклов, температуры и силы трения. Построение графиков выполнено плоттером.

Обработка данных в компьютере заключалась в вычислении энергоемкости процесса в зависимости от изменения внешних условий: применяемого масла, компонента, температуры, скорости перемещения образцов и нагрузки.

На предлагаемых фигурах по оси ординат - работа трения J, Дж, на оси абсцисс - продолжительность процесса τ, ч. Линиями со звездочками обозначено время подачи АМГ-3 и предлагаемого состава. Из рассмотрения графиков следует, что как в первом, так и во втором случае добавление антифрикционного компонента резко снижает (примерно на 20%) работу трения, после чего происходит повышение энергоемкости процесса. Смазка на поверхность трибопары подавалась эпизодически, через каждые 4 - 5 часов. Из графиков фиг. 2 следует, что подача на поверхность трибопары смазки, содержащей компоненты АМГ-3, приводит к колебательному процессу: сначала к снижению, затем к повышению работы трения. В то же время подача смазки, включающей АМГ-3 и фторуглерод, см. фиг. 1, значительно стабилизирует процесс трения при некотором (на 3 - 5%) снижении энергоемкости процесса.

Похожие патенты RU2120959C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1995
  • Николаева Н.М.
  • Пахомов А.Л.
  • Никитин М.Н.
RU2103334C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1993
  • Николаева Н.М.
  • Никитин М.Н.
  • Рогалев А.Т.
  • Макаров Ю.П.
  • Булкатова В.Р.
RU2088638C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ РЕЗЬБОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ОТ КОРРОЗИИ 1992
  • Рослик Я.Ф.
  • Ярош В.И.
RU2048608C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НЕФТЯНОЙ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ ДЛЯ СЖИГАНИЯ ЕЕ В ДИЗЕЛЕ 1994
  • Большаков В.Ф.
  • Карпов Л.Н.
RU2088790C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ СУСПЕНЗИЯ 2009
  • Гороховский Александр Владиленович
  • Палагин Анатолий Иванович
  • Сафонов Валентин Владимирович
  • Азаров Александр Сергеевич
RU2412980C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ УТИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРОВОЙ КОТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1995
  • Смольник А.Ю.
RU2084758C1
АНТИФРИКЦИОННАЯ МОДИФИЦИРУЮЩАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЭМУЛЬГИРУЕМАЯ В СМАЗОЧНЫХ СРЕДАХ ДЛЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, "АСПЕКТ-МОДИФИКАТОР" (АМ) 1991
  • Рябинин Н.А.
  • Савинков В.К.
  • Саркисян Д.Г.
  • Косторной Н.А.
RU2031907C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРЕЗАНИЯ ЛУНОК НА РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИЛИНДРОВОЙ ВТУЛКИ СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ 1992
  • Карпов Л.Н.
  • Бурьянов В.Н.
RU2077047C1
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 1993
  • Пинус И.Я.
  • Суслов П.Г.
  • Яковлев Г.М.
RU2075660C1
МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЙ СМАЗОЧНЫЙ КОНЦЕНТРАТ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Пастухов В.П.
  • Смирнов Б.Н.
  • Смирнов Л.А.
  • Селетков А.И.
  • Латош Н.И.
RU2139319C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 120 959 C1

Реферат патента 1998 года АНТИФРИКЦИОННЫЙ СОСТАВ

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к модификаторам трения, антифрикционным составам, вводимым в смазочные материалы. Антифрикционный состав содержит, мас.%:
Фторуглерод - 0,5 - 2,0
Кластерный материал - 0,1 - 1,0
Графит - 0,1 - 5,0
Поверхностно-активные вещества - 2,0 - 10,0
Металлоплакирующие составляющие - 1,0 - 5,0
Дисперсионная среда - Остальное
Изобретение позволяет обеспечить снижение расхода топлива в двигателях внутреннего сгорания, стабилизацию процесса трения и улучшить техническое состояние двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 120 959 C1

Антифрикционный состав, содержащий алмазо-графитный кластерный материал, графит, поверхностно-активные вещества, металлоплакирующие составляющие и дисперсионную среду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит фторуглерод при следующем соотношении ингредиентов, мас.%:
Фторуглерод - 0,5 - 2,0
Кластерный материал - 0,1 - 1,0
Графит - 0,1 - 5,0
Поверхностно-активные вещества - 2,0 - 10,0
Металлоплакирующие составляющие - 1,0 - 5,0
Дисперсионная среда - Остальное,

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2120959C1

АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ДЛЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ АМГ-3 1992
  • Меджибовский А.С.
  • Хутиев А.П.
  • Ксеневич И.П.
RU2054458C1
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ 1991
  • Громаковский Д.Г.
  • Макаров Н.Г.
  • Амосов А.П.
  • Макаренко А.Г.
  • Аверкиева В.И.
  • Кириленко Л.Н.
  • Скачек А.Б.
  • Дубман М.Н.
  • Шацких М.В.
  • Комаров Г.Л.
  • Отражий В.И.
  • Тыркаев В.В.
RU2027745C1
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1

RU 2 120 959 C1

Авторы

Большаков В.Ф.

Большаков А.В.

Волосов М.И.

Меджибовский А.С.

Даты

1998-10-27Публикация

1996-07-17Подача