СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД Российский патент 1998 года по МПК E21F3/00 E21F1/00 

Описание патента на изобретение RU2124131C1

Изобретение относится к области вентиляции горных выработок и может быть использовано для управления тепловым режимом железнодорожных тоннелей, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями.

Известен способ регулирования теплового режима угольных шахт, работающих в зоне вечной мерзлоты, основанный на подогреве воздуха в зимнее время до отрицательных температур, обеспечивающих принцип нулевого теплового баланса (см. Дядькин Ю.Д. Основы горной теплофизики для шахт и рудников Севера, М., "Недра", 1968, с. 173).

Недостатком данного способа регулирования применительно к железнодорожным тоннелям является создание благоприятных условий для образования панелей, т.к. в результате теплообмена с наружным холодным воздухом происходит замерзание воды, дренирующейся в тоннель.

Известен способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей, включающий подачу нагретого до положительной температуры наружного воздуха в тоннель по шахтному стволу и отвод его через порталы тоннеля (см. Цодиков В. Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. М., "Недра", 1975, с. 375).

Недостатком этого способа является то, что он не обеспечивает безаварийную эксплуатацию тоннелей, так как приводит к созданию условий, гарантирующих отсутствие наледеобразования у порталов тоннеля. Это связано с тем, что воздух, достигающий порталов тоннеля, имеет температуру, недостаточно высокую для компенсации холода, вносимого поездами в тоннель, в период действия поршневого эффекта.

Известен способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей (авт. свид. СССР N 1090886, М.Кл. 5 E 21 F 3/00, 1984), в котором подачу нагретого наружного воздуха в тоннель осуществляют периодически в периоды отсутствия поезда в тоннеле и прекращают в течение времени его движения по туннелю, причем подачу воздуха осуществляют в сечение тоннеля с температурой тоннельного воздуха, близкой к нулю, и обеспечивают его перемещение в направлении, обратном движению поезда, а количество воздуха и необходимую температуру его подогрева устанавливают по полученным соотношениям.

Недостатками этого способа являются сложный режим организации проветривания, приводящий к необходимости периодического включения и выключения вентиляторов, что негативно сказывается на их работоспособности, высокие энергетические затраты на подогрев воздуха и обеспечение его перемещения в заданном направлении в необходимом количестве.

Известен способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период (авт. свид. N 1627723, М.Кл. 5 F 21 F 3/00, 1/00, 1991), принятый за прототип, включающий подачу наружного воздуха в тоннель под действием естественной тяги, подогрев его до положительной температуры за счет смешения с тоннельным воздухом, предварительно отбираемым из сечения тоннеля с положительной температурой, направляемым к порталу с входящей вентиляционной струей, нагреваемым у него до необходимой температуры, и вывод исходящей струи наружу через противоположный портал.

Недостатки этого способа связаны со значительными затратами энергии на подогрев рециркуляционного воздуха до температуры, которая при его смешении с холодным наружным воздухом приведет к результирующей положительной температуре смеси. Снижение энергозатрат обеспечивается за счет сокращения количества наружного воздуха, подающегося в тоннель в период отсутствия в нем транспортных средств. Вместе с тем такое сокращение расхода воздуха приведет к ухудшению условий эксплуатации обделки тоннеля, примыкающей к порталу с исходящей вентиляционной струей. Это объясняется тем, что уменьшение расхода воздуха одновременно приводит к увеличению времени удаления из тоннеля воздуха, внесенного в него при движении транспортных средств в направлении, противоположном перемещению по тоннелю воздушной среды, что, в свою очередь, повышает время теплового взаимодействия холодного воздуха с бетонной обделкой тоннеля и увеличивает вероятность образования наледей.

Задачей предлагаемого изобретения является уменьшение энергетических затрат на подогрев воздуха при одновременном снижении вероятности обмерзания бетонной обделки во всей длине тоннеля.

В способе регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период, включающем подачу наружного воздуха в тоннель под действием естественной тяги, подогрев его до положительной температуры за счет смешения с тоннельным воздухом, предварительно отбираемым из сечения тоннеля с положительной температурой, направляемым к порталу с входящей вентиляционной струей, нагреваемым у него до необходимой температуры, и вывод исходящей струи наружу через противоположный портал, тоннельный воздух разделяют на две части, устанавливая в центральной части тоннеля вентиляционный затвор, частично перекрывающий сечение тоннеля при отсутствии в нем транспортных средств, причем одну часть тоннельного воздуха у портала с исходящей вентиляционной струей забирают из тоннеля, подогревают до положительной температуры и подают к центральной части, где смешивают со второй частью тоннельного воздуха со стороны портала с входящей вентиляционной струей.

Предлагаемый способ поясняется чертежом, где изображена одна из возможных вентиляционных схем его реализации. Схема вентиляции включает железнодорожный тоннель 1, вентиляционную штольню 2, ствол 3, подходящую штольню 4, кроссинг 5, техническую сбойку 6, обечайки 7, камеру вентиляторов 8, камеру вентиляционного затвора 9, вентиляционный затвор 10, вентиляторы 11, калориферы 12, вентиляционные ворота 13. Ствол 3 и кроссинг 5 в основном используют для проветривания в летний период.

В зимний период при отсутствии транспортных средств холодный наружный воздух под действием естественных факторов затекает в один из порталов железнодорожного тоннеля 1, где смешивается с подогретым в калориферах 12 тоннельным воздухом, который с помощью вентиляторов 11 через сбойку отбирается из сечения железнодорожного тоннеля с положительной температурой воздуха и по вентиляционной штольне 2 и технологической сбойке 6 выдается в тоннель 1. После смешения воздух, имеющий положительную температуру, движется к противоположному порталу. Расход воздуха при этом регулируется с помощью вентиляционного затвора 10, который в момент отсутствия в тоннеле транспортных средств частично перекрывает тоннель. За вентиляционным затвором воздух в тоннеле смешивается с воздухом, поступающим из штольни 2, и продолжает движение к противоположному порталу, где часть воздуха отбирается с помощью вентиляторов 11 из тоннеля 1, также по сбойке 6 и штольне 2 направляется к центральной части тоннеля. При необходимости, а именно сразу после прохода по тоннелю транспортного средства в направлении, противоположном перемещению воздуха, что приводит к образованию со стороны портала с исходящей воздушной струей зоны с отрицательной температурой, воздух, подаваемый в штольню, предварительно подогревают в калориферах 12 до положительной температуры. Длительность работы калориферов определяется протяженностью этой зоны, а их мощность в течение этого периода уменьшается от максимального значения, вычисляемого по температуре наружного воздуха, до нуля.

При появлении в железнодорожном тоннеле 1 транспортных средств вентиляционный затвор 10 убирается в камеру 9, открывая тоннель 1 для прохода поезда. В зависимости от направления движения поезда поступление в тоннель холодного наружного воздуха и образование зоны отрицательных температур происходит то у портала с входящей вентиляционной струей, то у портала с исходящей из тоннеля вентиляционной струей.

Использование предлагаемого способа регулирования позволяет повысить безопасность эксплуатации железнодорожных тоннелей, расположенных в районах с суровым климатом, при одновременном снижении энергетических затрат.

Похожие патенты RU2124131C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 1998
  • Гендлер С.Г.
  • Терентьев Р.П.
RU2134353C1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Горшков Юрий Максимович
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
SU1627723A1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1982
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Фисенко Анна Петровна
SU1090886A1
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ, ПО КОТОРЫМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ДИЗЕЛЬНОЙ ТЯГЕ 2010
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Плескунов Василий Анатольевич
RU2451184C1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЗАТВОР ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 1997
  • Гендлер С.Г.
  • Макаров В.А.
  • Соловьев А.Н.
  • Яковлев А.В.
RU2123116C1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЗАТВОР ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 2001
  • Гендлер С.Г.
  • Макаров В.А.
  • Рохлин А.Е.
  • Соловьев А.Н.
  • Самсонов Е.Я.
  • Комиссар О.Н.
  • Шабалин В.Н.
RU2191264C1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЗАТВОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 1991
  • Гендлер С.Г.
  • Горшков Ю.М.
  • Макаров В.А.
  • Хоминский В.А.
RU2013559C1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Нам Лариса Адольфовна
  • Соколов Валерий Анатольевич
SU1716164A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ РАДОНА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 2006
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Миронов Сергей Георгиевич
RU2342534C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЬДА В ТРАНСПОРТНЫХ ТОННЕЛЯХ 1997
  • Гендлер С.Г.
  • Макаров В.А.
  • Лексин В.П.
RU2123117C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Изобретение относится к области вентиляции горных выработок и может быть использовано для управления тепловым режимом железнодорожных тоннелей, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями. Задачей изобретения является снижение энергетических затрат на подогрев воздуха при одновременном уменьшении вероятности обмерзания бетонной обделки по всей длине тоннеля. Для этого в тоннель под действием поршневого эффекта от транспортных средств и естественной тяги подают наружный воздух. Предварительно его нагревают до положительной температуры за счет смешения с тоннельным воздухом, отбираемым из сечения тоннеля с положительной температурой, направляемым к порталу с входящей вентиляционной струей. Исходящую струю выводят наружу через противоположный портал. При этом тоннельный воздух разделяют на две части, устанавливая в центральной части тоннеля вентиляционный затвор, частично перекрывающий сечение тоннеля при отсутствии в нем транспортных средств. Часть тоннельного воздуха у портала с исходящей вентиляционной струей забирают из тоннеля, подогревают до положительной температуры и подают к центральной части. Здесь его смешивают со второй частью тоннельного воздуха со стороны портала с входящей вентиляционной струей. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 124 131 C1

Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период, включающий подачу наружного воздуха в тоннель под действием поршневого эффекта от транспортных средств и естественной тяги, подогрев его до положительной температуры за счет смешения с тоннельным воздухом, предварительно отбираемым из сечения тоннеля с положительной температурой, направляемым к порталу с входящей вентиляционной струей, нагреваемым у него до необходимой температуры, и вывод исходящей струи наружу через противоположный портал, отличающийся тем, что тоннельный воздух разделяют на две части, устанавливая в центральной части тоннеля вентиляционный затвор, частично перекрывающий сечение тоннеля при отсутствии в нем транспортных средств, причем одну часть тоннельного воздуха у портала с исходящей вентиляционной струей забирают из тоннеля, подогревают до положительной температуры и подают к центральной части, где смешивают со второй частью тоннельного воздуха со стороны портала с входящей вентиляционной струей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2124131C1

Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Горшков Юрий Максимович
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
SU1627723A1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1982
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Фисенко Анна Петровна
SU1090886A1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Нам Лариса Адольфовна
  • Соколов Валерий Анатольевич
SU1716164A1
Способ регулирования теплового режима тоннелей метрополитена 1988
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
  • Быстрова Татьяна Сергеевна
SU1567793A1
Способ регулирования температуры тоннельного воздуха метрополитена 1983
  • Ракинцев Юрий Михайлович
SU1093822A1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЗАТВОР ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 1991
  • Хоминский В.А.
  • Макаров В.А.
  • Соколов В.А.
  • Горшков Ю.М.
  • Гендлер С.Г.
  • Покрывалов М.Л.
  • Салан А.И.
RU2029872C1
ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЗАТВОР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ 1991
  • Гендлер С.Г.
  • Горшков Ю.М.
  • Макаров В.А.
  • Хоминский В.А.
RU2013559C1
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РАН РОГОВИЦЫ С ДЕФИЦИТОМ ТКАНИ 2007
  • Белый Юрий Александрович
  • Терещенко Александр Владимирович
  • Юдина Нина Николаевна
RU2343887C1
Контейнер для плодоовощной продукции 1988
  • Марупов Мирсалих Мадиевич
  • Пулатходжаев Зиядулла Сагдуллаевич
  • Фисунов Борис Николаевич
SU1570963A1
Верньерное устройство 1984
  • Кремер Мендель Абрамович
SU1279055A1
Дядькин Ю.Д
Основы горной теплофизики для шахт и рудников Севера.-М.: Недра, 1968, с.173.

RU 2 124 131 C1

Авторы

Гендлер С.Г.

Горшков Ю.М.

Шибалин В.Н.

Даты

1998-12-27Публикация

1997-06-10Подача