СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ РАДОНА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ Российский патент 2008 года по МПК E21F1/00 

Описание патента на изобретение RU2342534C2

Изобретение относится к способу удаления радона из железнодорожных тоннелей большой протяженности.

Известен способ искусственной вентиляции глубоких карьеров конвективными потоками воздуха (1). Сущность его заключается в том, что в карьерном пространстве вентиляционного потока создается вентиляционный поток направленным действием установок, генерирующих свободные струи. Управление потоком и поддержание необходимой для выноса загрязненного воздуха за пределы карьера дальнобойности воздуховыдающей струи, при этом скорость и направление вентиляционного потока регулируют с помощью размещаемых в воздушном пространстве карьера плавучими надувными заграждениями.

Заграждения удерживаются и управляются с земли тросами посредством передвижных лебедок. Необходимую дальнобойность воздуховыдающей струи поддерживают созданием восходящего конвективного потока воздуха от нагреваемой поверхности надувного заграждения.

Данный способ применить для удаления радона из железнодорожного тоннеля не предоставляется возможным. В тоннелях не разместить надувные заграждения, а следовательно, нельзя создать вентиляционные потоки.

Известен также способ вентиляции рудника (2), включающий подачу воздуха в рудничную вентиляционную сеть в нормальном и реверсивном направлениях.

Целью предлагаемого способа вентиляции является обеспечение необходимого распределения воздуха при переходе на реверсивное направление воздушной струи с учетом аварийных ситуации или выхода людей из шахты.

Поставленная цель достигается тем, что в вентиляционной сети устанавливают перемычки, которые пропускают воздух в нормальном направлении и ограничивают его проход в реверсивном направлении. Благодаря чему ограничивается проход воздуха по одним горным выработкам и усиливается за счет перераспределения по другим.

Использовать данный способ для удаления радона из железнодорожного тоннеля сложно и дорого, особенно при большой длине тоннеля.

Наиболее близким аналогом является изобретение «Способ тоннельной вентиляции (3).

Целью данного изобретения - повышение эффективности вентиляции тоннеля большой протяженности за счет снижения энергозатрат и увеличение количества свежего воздуха, подаваемого в тоннель.

Для этого проходят вентиляционную шахту, соединяют ее с тоннелем. Перед или после входа поезда во входной портал перекрывают проходное сечение тоннеля на участке между порталом и вентиляционной шахтой. Отработанный воздух отводят по вентиляционной шахте.

При подходе поезда к вентиляционной шахте открывают проходное сечение тоннеля на этом участке и перекрывают его на участке между вентиляционной шахтой и входным порталом. При этом по вентиляционной шахте подают свежий воздух. После этого вновь открывают проходное сечение на этом участке. То есть использование поршневого эффекта от движущихся в тоннеле поездов повышают экономичность системы вентиляции.

Данное изобретение позволяет улучшить вентиляцию воздуха в тоннеле, в месте с тем в железнодорожных тоннелях особенно большой длины, где скапливается внизу радон, этой вентиляции явно не достаточно.

Целью данного способа является удаление радона из тоннеля путем создания турбулентных воздушных потоков, которые захватывают радон и в месте с общим потоком воздуха выбрасываются в атмосферу.

Цель достигается тем, что способ удаления радона из тоннеля, согласно которому струю воздуха, образованную движением поезда, направляют в действующую вентиляционную систему, отличающийся тем, что часть потока воздуха с помощью дверей-отсекателей направляют в сбойку, связанную с разведочной транспортно-дренажной штольней, из которой поток воздуха вновь возвращают в тоннель по другой сбойке благодаря всасывающему эффекту «поршня», образованному после прохождения поезда, обеспечивая таким образом турбулизацию нижних слоев воздуха в тоннеле для захвата радона и его удаления в действующую вентиляционную систему.

Устройство для удаления радона из тоннеля, содержащее тепловентиляционную систему, включающую сбойку с тоннелем, отличающееся тем, что оно снабжено дверью-отсекателем в сбойку, выполненную в нижней части из двух одинаковых половин, соединенных посередине между собой шарниром с возможностью поворота на угол 110-130° при прохождении поезда и с возможностью плотного закрытия после прохождения поезда.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 - общий план тоннеля и разведочной транспортно-дренажной штольни.

На фиг.2 - расположение двери-отсекателя в сбойку.

На фиг.1 показаны тоннель 1, разведочная транспортно-дренажная штольня 2, сбойка 3, поезд 4, порталы тоннеля А и Б.

На фиг.2 показана дверь-отсекатель 5 в сбойку 3 и шарнир 6.

Способ осуществляется следующим образом.

Для создания турбулентных потоков воздуха образованных движением поезда 4 в тоннеле 1 используется дверь-отсекатель 5 воздушных потоков.

Особенностью этого процесса является установка дверей-отсекателей 5, работающих при движении поезда 4 в двух разных направлениях.

Одновременно дверь-отсекатель 5 является створками металлических дверей, которые закрывают вход в сбойку 3.

Дверь-отсекатель 5 в сбойку 3 выполнена из двух одинаковых половин, соединенных посредине между собой шарниром 6, который находится в углублении стойки 3. Половинки в зависимости от условий могут поворачиваться на угол 110-130°.

При движении поезда 4 в тоннеле 1 перед ним образуется мощный поток сжатого воздуха, который движется впереди поезда 4.

С помощью дверей-отсекателей 5 часть потока воздуха направляют в сбойку 3 разведочной транспортно-дренажной штольни (РТДШ).

Поток воздуха, двигаясь по РТДШ, после прохождения поезда 4 вновь возвращается по другой сбойке 3 в тоннель 1. Этому способствует тот факт, что после прохождения поезда 4 образуется разреженное пространство, которое создает всасывающий эффект, и воздух из РТДШ вновь возвращается в тоннель 1.

Образованный таким образом поток воздуха создает турбулизацию нижних слоев воздуха в тоннеле 1 и интенсивное перемешивание газообразных составляющих.

Тяжелый газ (радон), находящийся в нижних слоях воздуха в тоннеле 1, благодаря турбулентности перемешивается с потоком воздуха, образованного движением поезда 4, и выбрасывается через систему вытяжки.

После прохождения поезда 4 дверь-отсекатель 5 плотно закрывает вход в сбойку 3.

Проведенные исследования в модельных экспериментах, в частности на Северо-Муйском тоннеле, показали достаточно высокую эффективность удаления радона из железнодорожного тоннеля даже при прохождении нескольких поездов в сутки.

Литература

1. Патент RU №2172839, МПК E21F 1/00, дата приоритета 06.05.2000 г.

2. Патент RU №2124130, МПК E21F 1/00, дата приоритета 13.05.1997 г.

3. Авт. свид. SU №1588874, МПК E21F 1/00, дата приоритета 01.08.1988 г.

Похожие патенты RU2342534C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ РАДОНА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ 2006
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Дьяченко Анатолий Алексеевич
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Каргапольцев Сергей Константинович
RU2332571C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 1997
  • Гендлер С.Г.
  • Горшков Ю.М.
  • Шибалин В.Н.
RU2124131C1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ВЛИЯНИЯ ПОРШНЕВОГО ЭФФЕКТА В СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2017
  • Ажнов Глеб Иванович
  • Данилян Арсений Валерьевич
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Синцов Алексей Анатольевич
  • Юрасова Ирина Генриховна
RU2645036C1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей 1982
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Фисенко Анна Петровна
SU1090886A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД 1998
  • Гендлер С.Г.
  • Терентьев Р.П.
RU2134353C1
Способ регулирования теплового режима железнодорожных тоннелей в зимний период 1989
  • Гендлер Семен Григорьевич
  • Беспалов Станислав Евгеньевич
  • Горшков Юрий Максимович
  • Соколов Валерий Анатольевич
  • Юшковский Эдуард Михайлович
SU1627723A1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Ракинцев Юрий Михайлович
  • Ракинцев Дмитрий Юрьевич
RU2608962C1
СПОСОБ ТОННЕЛЬНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ 2011
  • Красюк Александр Михайлович
  • Лугин Иван Владимирович
  • Павлов Станислав Александрович
  • Чигишев Александр Николаевич
RU2463452C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА 2011
  • Елгаев Сергей Григорьевич
  • Ершов Александр Владимирович
  • Земельман Александр Маркович
  • Королев Евгений Григорьевич
  • Мутушев Михаил Адольфович
RU2462595C1
СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ УГЛЕНОСНОЙ ТОЛЩИ 2008
  • Толстунов Сергей Андреевич
  • Мозер Сергей Петрович
RU2382882C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 342 534 C2

Реферат патента 2008 года СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ РАДОНА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ

Группа изобретений относится к способу и устройству для удаления радона из железнодорожного тоннеля. Согласно способу струю воздуха, образованную движением поезда, направляют в действующую вентиляционную систему. Часть потока воздуха с помощью дверей-отсекателей направляют в сбойку, связанную с разведочной транспортно-дренажной штольней, из которой поток воздуха вновь возвращается в тоннель по другой сбойке благодаря всасывающему эффетку «поршня», образованному после прохождения поезда. Обеспечивает турбулизацию нижних слоев воздуха в тоннеле для захвата радона и его удаления в действующую вентиляционную систему. Устройство содержит тепловентиляционную систему, включающую сбойку с тоннелем. Снабжено дверью-отсекателем в сбойку, выполненную в нижней части из двух одинаковых половин, соединенных посередине между собой шарниром с возможностью поворота на угол 110-130° при прохождении поезда и с возможностью плотного закрытия после прохождения поезда. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 342 534 C2

1. Способ удаления радона из тоннеля, согласно которому струю воздуха, образованную движением поезда, направляют в действующую вентиляционную систему, отличающийся тем, что часть потока воздуха с помощью дверей-отсекателей направляют в сбойку, связанную с разведочной транспортно-дренажной штольней, из которой поток воздуха вновь возвращают в тоннель по другой сбойке, благодаря всасывающему эффекту «поршня», образованному после прохождения поезда, обеспечивая таким образом турбулизацию нижних слоев воздуха в тоннеле для захвата радона и его удаления в действующую вентиляционную систему.2. Устройство для удаления радона из тоннеля, содержащее тепловентиляционную систему, включающую сбойку с тоннелем, отличающееся тем, что оно снабжено дверью-отсекателем в сбойку, выполненную в нижней части из одинаковых половин, соединенных посередине между собой шарниром с возможностью поворота на угол 110-130° при прохождении поезда и с возможностью плотного закрытия после прохождения поезда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2342534C2

Способ тоннельной вентиляции 1988
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Красюк Александр Михайлович
  • Петров Нестер Никитович
  • Сарычев Сергей Петрович
SU1588874A1
Способ реверсивной тоннельной вентиляции метрополитенов с частичной рециркуляций воздуха 1982
  • Цодиков Вениамин Яковлевич
  • Котов Владимир Васильевич
  • Маковский Илья Вениаминович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Васюков Петр Александрович
  • Сандуковский Эзар Владимирович
  • Россовский Владилен Григорьевич
  • Земцов Георгий Александрович
SU1090884A1
Устройство для проветривания подземных тоннелей с односторонним движением 1986
  • Рогалев Виктор Антонович
  • Фомичев Владислав Иванович
  • Медведев Иннокентий Иннокентьевич
  • Горшков Лев Капитонович
  • Стрельцов Владимир Викторович
  • Смирнов Владимир Александрович
SU1446335A1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ ПРИ ИХ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 1996
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Прусс Г.И.
  • Калинин В.П.
  • Теленков Н.Н.
  • Соколов В.А.
RU2105098C1
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ РУДНИКА 1997
  • Стукалов В.А.
  • Минин В.В.
  • Алыменко Н.И.
RU2124130C1
Способ проветривания тоннелей и устройство для его осуществления 2003
  • Зайцев С.В.
  • Кобзев Г.Н.
  • Конных А.А.
  • Кривенко А.А.
  • Ланчиков К.В.
  • Левина Н.П.
  • Муравин Г.И.
  • Степанова В.А.
  • Тригубова Л.Р.
RU2225511C1

RU 2 342 534 C2

Авторы

Хоменко Андрей Павлович

Воротилкин Алексей Валерьевич

Каргапольцев Сергей Константинович

Елисеев Сергей Викторович

Быкова Наталья Михайловна

Миронов Сергей Георгиевич

Даты

2008-12-27Публикация

2006-10-02Подача