МОТОРНОЕ МАСЛО Российский патент 1999 года по МПК C10M163/00 C10M163/00 C10M135/10 C10M159/16 C10M129/54 C10M137/10 C10M155/02 C10N40/25 

Описание патента на изобретение RU2127751C1

Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин.

Особенностью моторных дизельных масел является высокий уровень моющих и антикоррозионных свойств. Специфические высокотемпературные воздействия в поршневой зоне дизельного двигателя требуют применения высокоэффективных моющих присадок, способных предотвратить рост лако- и нагарообразования [Кламанн Д. Смазки и родственные продукты, М., Химия, 1988, с. 289 (1)].

Основой современных дизельных масел является дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, получаемые из малосернистых или сернистых нефтей. В базовую основу, как правило, вводят многофункциональные присадки или композиции присадок [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочник /Под ред. В.М.Школьникова. М. Химия, 1989 (2) с. 126].

Известно масло М-20 Бп /ТУ 38 101593-75/ для смазывания судовых дизелей, которое готовят путем добавления к нефтяному маслу композиции присадок: дисульфидалкилфенолята бария, сульфоната бария, диалкилдитиофосфата бария, полученного на основе высокомолекулярных спиртов, и полиметилсилоксана [2, с. 127 - 130].

Известное масло обладает низкими моющими и антикоррозионными свойствами и не удовлетворяет современным требованиям, предъявленным к дизельным маслам.

Наиболее близким по составу и назначению к заявляемому является моторное масло МТ-16 п /ГОСТ 6360-83/, которое применяют для смазывания транспортных дизелей и готовят на основе нефтяного масла с добавлением многозольного сульфоната кальция и многофункциональной присадки - кальциевой соли производного диалкиларилдитиофосфорной кислоты, полученного обработкой алкилфенола монохлоридом серы с последующим взаимодействием бис/алкилфенол/ дисульфида с пятисернистым фосфором /4,3 - 4,7 мас.%/, а также депрессорной /до 4,0 мас. %/ и противопенной присадки - полиметилсилоксана /0,002 мас.%/. [2, с. 127, 366, 369 - 370].

Известное масло обладает недостаточными моющими свойствами и относительно невысокой термоокислительной стабильностью и поэтому не может применяться в высокофорсированных дизелях транспортных машин с наддувом.

Разработано и промышленно выпускалось масло для транспортных дизелей М-16 ИХП-3, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками, однако состав его неизвестен, опубликованы лишь данные о свойствах [2, с. 131].

Задачей изобретения является создание новой композиции моторного масла, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками по показателям моющих свойств и термоокислительной стабильности и соответствующего требованиям, предъявляемым современной техникой к дизельным маслам для высокофорсированных двигателей скоростных транспортных машин /с наддувом/.

Поставленная задача решена в заявляемом изобретении на состав моторного масла, которое содержит нефтяное масло, сульфонат щелочноземельного металла, соль щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфатных кислот и полиметилсилоксан, и отличается от прототипа тем, что в его состав дополнительно введен алкилсалицилат бария и продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, и в качестве соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот масло содержит смешанную бариевую соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфатных кислот, а в качестве сульфата щелочноземельного металла содержит сульфонат бария, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
сульфонат бария - 0,5 - 3,0
алкилсалицилат бария - 3,5 - 6,0
смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 2,5 - 4,0
продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 1,0 - 3,0
полиметилсилоксан - 0,02 - 0,005
нефтяное масло - до 100
Как подтверждают приведенные ниже /см. табл. NN 2,3/ результаты лабораторных и стендовых испытаний, введение в состав масла композиции бариевых присадок и основания Манниха, модифицированного бором, указанных в отличительной части формулы изобретения, в сочетании с известными компонентами масла и найденное авторами количественное соотношение компонентов позволили создать новую композицию моторного масла для высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом, которое по своим качественным характеристикам соответствует требованиям, а по моющим свойствам и термоокислительной стабильности превосходит масло аналогичного назначения.

Предлагаемое моторное масло готовят простым смешением компонентов: в базовую основу - нефтяное масло вводят расчетное количество присадок и тщательно перемешивают.

Для приготовления масла могут быть применены выпускаемые промышленностью товарные присадки либо продукты, получаемые известным способом.

В качестве сульфонатной присадки могут быть использованы нейтральные, средне- или высокощелочные сульфонаты, например, товарные присадки СБ-3у /ТУ 38. 1011318-90/, ПМС /бариевая/ /ТУ 38. 101574-75/.

В качестве алкилсалициловой присадки может быть использована товарная присадка - алкилсалицилат бария АСБ по ТУ 38101422-77.

Многофункциональную присадку - смешанную бариевую соль производных салициловых алкиларилдитиофосфорных кислот вводят в виде товарной присадки КАСП-13 /ТУ 38. 101831-85/, которую получают фосфоросернением продукта конденсации смеси алкилсалициловых кислот и алкилсалициловых кислот и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком с последующей нейтрализацией его гидроксидом бария.

В качестве продукта конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанного борной кислотой, может быть использована товарная присадка Борин по ТУ 38. 101617-80.

В качестве антипенной присадки можно использовать полиметилсилоксан, выпускаемый под маркой ПМС-200 А /ОСТ 6-02-20-79/.

Примеры состава заявляемого моторного масла приведены в табл. 1.

В таблице 2 представлена характеристика свойств образцов заявляемого масла в сравнении с известными маслами, а в таблице 3 - результаты стендовых испытаний заявляемого масла в сравнение с маслами-аналогами.

Приведенные в таблице 2 данные показывают, что заявляемое масло превосходит известные масла по показателям моющим и антиокислительным свойствам, а также по антикоррозионным свойствам.

Приведенные в таблице 3 результаты моторных испытаний образца 1 заявляемого масла и товарных масел на двигателе 1 ЧНВ/11 показывают, что по антинагарным и моющим свойствам предлагаемое масло превосходит известные масла. Противоизносные и антикоррозионные свойства оценивали по относительной скорости поступления продуктов износа при работе на заявляемом масле и масле-прототипе по сравнению с маслом М-16 ИХП-3. По этим показателям заявляемое масло превосходит масло МТ-16п и не уступает маслу М-16 ИХП-3.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Д.Кламанн. Смазки и родственные продукты. М., Химия, 1988.

2. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочное издание под ред. В.М.Школьникова, М., Химия, 1989.

Похожие патенты RU2127751C1

название год авторы номер документа
МОТОРНОЕ МАСЛО 2000
  • Антонов Владимир Николаевич
  • Багатченко Галина Семеновна
  • Ищук Юрий Лукич
  • Стахурский Александр Дмитриевич
  • Македонский Олег Александрович
  • Загубыгорилка Валерий Леонидович
  • Гаврюшенко Раиса Ивановна
  • Рязанцев Николай Карпович
  • Щербаненко Григорий Васильевич
  • Оверко Татьяна Александровна
RU2198205C2
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ 2003
  • Фомин В.Н.
  • Суздальцев Н.И.
  • Типушков Е.В.
  • Тарасов А.В.
  • Катренко Т.И.
  • Школьников В.М.
  • Колесник И.О.
  • Береговский А.М.
  • Пашкова Л.В.
  • Милованова А.И.
RU2245900C1
ПАКЕТ ПРИСАДОК К ДИЗЕЛЬНЫМ МАСЛАМ И ДИЗЕЛЬНОЕ МАСЛО ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ 2013
  • Лейметер Тибор Дьордь
  • Радченко Людмила Анатольевна
  • Жумлякова Маргарита Алексеевна
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Власова Елена Михайловна
RU2507244C1
МОТОРНОЕ МАСЛО 2011
  • Школьников Виктор Маркович
  • Резников Виктор Давидович
  • Мещерин Евгений Михайлович
  • Цветков Олег Николаевич
RU2456335C1
Пакет присадок к моторным маслам и масло его содержащее 2021
  • Жумлякова Маргарита Алексеевна
  • Еремин Михаил Сергеевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Галкина Ольга Владимировна
  • Бескова Анастасия Викторовна
  • Ларюхин Михаил Владимирович
  • Шигаев Николай Николаевич
  • Хорошев Юрий Николаевич
  • Лукша Сергей Викторович
  • Мордасов Сергей Михайлович
RU2791220C1
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ 2015
  • Бартко Руслан Владимирович
  • Золотов Владимир Александрович
  • Михин Валерий Иванович
RU2600325C1
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ 2000
RU2223303C2
МОТОРНОЕ МАСЛО 1980
  • Благовидов И.Ф.
  • Вольский Э.П.
  • Ворожихина В.И.
  • Григорьев А.И.
  • Евстафьев В.П.
  • Иванова Е.А.
  • Кондратьев Б.М.
  • Мерзликин Ф.Н.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Рязанов Л.С.
  • Шипулина Э.Н.
  • Школьников В.М.
  • Фуфаев А.А.
  • Юрченко П.Ф.
SU875842A1
МОТОРНОЕ МАСЛО 1997
  • Кондратьев В.М.
  • Лисенков Ю.Г.
  • Мещерин Е.М.
  • Морозова И.А.
  • Резников В.Д.
  • Школьников В.М.
RU2123515C1
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ 1992
  • Новиков Г.А.
  • Бережанский З.Б.
  • Малышева Т.Г.
  • Мышалова А.А.
  • Климчук Г.Н.
  • Микутенок Ю.А.
  • Сибарова И.И.
  • Никифоров О.А.
  • Егоркин В.Т.
  • Вунгис В.А.
  • Иванов В.Н.
  • Лахши В.Л.
  • Ечин А.И.
RU2010839C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 127 751 C1

Реферат патента 1999 года МОТОРНОЕ МАСЛО

Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин. Моторное масло содержит, в мас. %: 0,5-3,0 сульфата бария, 3,5-6,0 алкилсалицилата бария, 2,5-4,0 смешанной бариевой соли производных салициловой и алкиларилдитиофосфорной кислот, 1 - 3 продукта конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, 0,002-0,005 полиметилсилоксана, остальное - нефтяное масло. Новая композиция моторного масла обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками по показателям моющих свойств и термоокислительной стабильности. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 127 751 C1

Моторное масло на основе нефтяного масла с добавлением сульфоната щелочноземельного металла, соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот и полиметилсилоксана, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит алкилсалицилат бария, продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, в качестве соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот содержит смешанную бариевую соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот и в качестве сульфоната щелочноземельного металла содержит сульфонат бария при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сульфонат бария - 0,5 - 3,0
Алкилсалицилат бария - 3,5 - 6,0
Смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 2,5 - 4,0
Продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 1 - 3
Полиметилсилоксан - 0,002 - 0,005
Нефтяное масло - До 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2127751C1

Кламанн Д
Смазки и родственные продукты.-М.: Химия, 1988
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости
Справочное издание/Под ред
В.М
Школьникова.-М.: Химия, 1989.

RU 2 127 751 C1

Авторы

Гарун Ярослав Евстахиевич

Ильницкий Зеновий Михайлович

Угрин Ярослава Антоновна

Лабуза Игорь Владимирович

Дрич Николай Иванович

Мельничок Мирослав Йосипович

Гирняк Иван Степанович

Гораль Владимир Михайлович

Возняк Виктор Франкович

Чередниченко Григорий Иванович

Баранский Казимир Иванович

Усаченко Сергей Николаевич

Щербаненко Григорий Васильевич

Рязанцев Николай Карпович

Даты

1999-03-20Публикация

1997-02-25Подача