Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин.
Особенностью моторных дизельных масел является высокий уровень моющих и антикоррозионных свойств. Специфические высокотемпературные воздействия в поршневой зоне дизельного двигателя требуют применения высокоэффективных моющих присадок, способных предотвратить рост лако- и нагарообразования [Кламанн Д. Смазки и родственные продукты, М., Химия, 1988, с. 289 (1)].
Основой современных дизельных масел является дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, получаемые из малосернистых или сернистых нефтей. В базовую основу, как правило, вводят многофункциональные присадки или композиции присадок [Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочник /Под ред. В.М.Школьникова. М. Химия, 1989 (2) с. 126].
Известно масло М-20 Бп /ТУ 38 101593-75/ для смазывания судовых дизелей, которое готовят путем добавления к нефтяному маслу композиции присадок: дисульфидалкилфенолята бария, сульфоната бария, диалкилдитиофосфата бария, полученного на основе высокомолекулярных спиртов, и полиметилсилоксана [2, с. 127 - 130].
Известное масло обладает низкими моющими и антикоррозионными свойствами и не удовлетворяет современным требованиям, предъявленным к дизельным маслам.
Наиболее близким по составу и назначению к заявляемому является моторное масло МТ-16 п /ГОСТ 6360-83/, которое применяют для смазывания транспортных дизелей и готовят на основе нефтяного масла с добавлением многозольного сульфоната кальция и многофункциональной присадки - кальциевой соли производного диалкиларилдитиофосфорной кислоты, полученного обработкой алкилфенола монохлоридом серы с последующим взаимодействием бис/алкилфенол/ дисульфида с пятисернистым фосфором /4,3 - 4,7 мас.%/, а также депрессорной /до 4,0 мас. %/ и противопенной присадки - полиметилсилоксана /0,002 мас.%/. [2, с. 127, 366, 369 - 370].
Известное масло обладает недостаточными моющими свойствами и относительно невысокой термоокислительной стабильностью и поэтому не может применяться в высокофорсированных дизелях транспортных машин с наддувом.
Разработано и промышленно выпускалось масло для транспортных дизелей М-16 ИХП-3, обладающее высокими эксплуатационными характеристиками, однако состав его неизвестен, опубликованы лишь данные о свойствах [2, с. 131].
Задачей изобретения является создание новой композиции моторного масла, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками по показателям моющих свойств и термоокислительной стабильности и соответствующего требованиям, предъявляемым современной техникой к дизельным маслам для высокофорсированных двигателей скоростных транспортных машин /с наддувом/.
Поставленная задача решена в заявляемом изобретении на состав моторного масла, которое содержит нефтяное масло, сульфонат щелочноземельного металла, соль щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфатных кислот и полиметилсилоксан, и отличается от прототипа тем, что в его состав дополнительно введен алкилсалицилат бария и продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, и в качестве соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот масло содержит смешанную бариевую соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфатных кислот, а в качестве сульфата щелочноземельного металла содержит сульфонат бария, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
сульфонат бария - 0,5 - 3,0
алкилсалицилат бария - 3,5 - 6,0
смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 2,5 - 4,0
продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 1,0 - 3,0
полиметилсилоксан - 0,02 - 0,005
нефтяное масло - до 100
Как подтверждают приведенные ниже /см. табл. NN 2,3/ результаты лабораторных и стендовых испытаний, введение в состав масла композиции бариевых присадок и основания Манниха, модифицированного бором, указанных в отличительной части формулы изобретения, в сочетании с известными компонентами масла и найденное авторами количественное соотношение компонентов позволили создать новую композицию моторного масла для высокофорсированных дизельных двигателей с наддувом, которое по своим качественным характеристикам соответствует требованиям, а по моющим свойствам и термоокислительной стабильности превосходит масло аналогичного назначения.
Предлагаемое моторное масло готовят простым смешением компонентов: в базовую основу - нефтяное масло вводят расчетное количество присадок и тщательно перемешивают.
Для приготовления масла могут быть применены выпускаемые промышленностью товарные присадки либо продукты, получаемые известным способом.
В качестве сульфонатной присадки могут быть использованы нейтральные, средне- или высокощелочные сульфонаты, например, товарные присадки СБ-3у /ТУ 38. 1011318-90/, ПМС /бариевая/ /ТУ 38. 101574-75/.
В качестве алкилсалициловой присадки может быть использована товарная присадка - алкилсалицилат бария АСБ по ТУ 38101422-77.
Многофункциональную присадку - смешанную бариевую соль производных салициловых алкиларилдитиофосфорных кислот вводят в виде товарной присадки КАСП-13 /ТУ 38. 101831-85/, которую получают фосфоросернением продукта конденсации смеси алкилсалициловых кислот и алкилсалициловых кислот и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком с последующей нейтрализацией его гидроксидом бария.
В качестве продукта конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанного борной кислотой, может быть использована товарная присадка Борин по ТУ 38. 101617-80.
В качестве антипенной присадки можно использовать полиметилсилоксан, выпускаемый под маркой ПМС-200 А /ОСТ 6-02-20-79/.
Примеры состава заявляемого моторного масла приведены в табл. 1.
В таблице 2 представлена характеристика свойств образцов заявляемого масла в сравнении с известными маслами, а в таблице 3 - результаты стендовых испытаний заявляемого масла в сравнение с маслами-аналогами.
Приведенные в таблице 2 данные показывают, что заявляемое масло превосходит известные масла по показателям моющим и антиокислительным свойствам, а также по антикоррозионным свойствам.
Приведенные в таблице 3 результаты моторных испытаний образца 1 заявляемого масла и товарных масел на двигателе 1 ЧНВ/11 показывают, что по антинагарным и моющим свойствам предлагаемое масло превосходит известные масла. Противоизносные и антикоррозионные свойства оценивали по относительной скорости поступления продуктов износа при работе на заявляемом масле и масле-прототипе по сравнению с маслом М-16 ИХП-3. По этим показателям заявляемое масло превосходит масло МТ-16п и не уступает маслу М-16 ИХП-3.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Д.Кламанн. Смазки и родственные продукты. М., Химия, 1988.
2. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Справочное издание под ред. В.М.Школьникова, М., Химия, 1989.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2000 |
|
RU2198205C2 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МАСЛАМ МОТОРНЫМ, МАСЛО МОТОРНОЕ | 2003 |
|
RU2245900C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К ДИЗЕЛЬНЫМ МАСЛАМ И ДИЗЕЛЬНОЕ МАСЛО ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2013 |
|
RU2507244C1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 2011 |
|
RU2456335C1 |
Пакет присадок к моторным маслам и масло его содержащее | 2021 |
|
RU2791220C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2015 |
|
RU2600325C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МОТОРНОЕ МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2000 |
|
RU2223303C2 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1980 |
|
SU875842A1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1997 |
|
RU2123515C1 |
МАСЛО ДЛЯ ВЫСОКОФОРСИРОВАННЫХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА СЕРНИСТОМ ТОПЛИВЕ | 1992 |
|
RU2010839C1 |
Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин. Моторное масло содержит, в мас. %: 0,5-3,0 сульфата бария, 3,5-6,0 алкилсалицилата бария, 2,5-4,0 смешанной бариевой соли производных салициловой и алкиларилдитиофосфорной кислот, 1 - 3 продукта конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, 0,002-0,005 полиметилсилоксана, остальное - нефтяное масло. Новая композиция моторного масла обладает улучшенными эксплуатационными характеристиками по показателям моющих свойств и термоокислительной стабильности. 3 табл.
Моторное масло на основе нефтяного масла с добавлением сульфоната щелочноземельного металла, соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот и полиметилсилоксана, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит алкилсалицилат бария, продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой, в качестве соли щелочноземельного металла производного алкиларилдитиофосфорных кислот содержит смешанную бариевую соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот и в качестве сульфоната щелочноземельного металла содержит сульфонат бария при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сульфонат бария - 0,5 - 3,0
Алкилсалицилат бария - 3,5 - 6,0
Смешанная бариевая соль производных салициловых и алкиларилдитиофосфорных кислот - 2,5 - 4,0
Продукт конденсации 2,6-дитретбутилфенола и алкилфенолов с формальдегидом и аммиаком, обработанный борной кислотой - 1 - 3
Полиметилсилоксан - 0,002 - 0,005
Нефтяное масло - До 100
Кламанн Д | |||
Смазки и родственные продукты.-М.: Химия, 1988 | |||
Топлива, смазочные материалы, технические жидкости | |||
Справочное издание/Под ред | |||
В.М | |||
Школьникова.-М.: Химия, 1989. |
Авторы
Даты
1999-03-20—Публикация
1997-02-25—Подача