СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА И ЭКИПАЖА Российский патент 1999 года по МПК B63C7/00 

Описание патента на изобретение RU2128125C1

Техническое решение относится к способу спасения судна, экипажа, пассажиров, груза при возникновении аварийной ситуации на надводных судах при самых неблагоприятных условиях: мгновенное нарушение устойчивости судна в результате повреждения донной части его от боевого снаряда или торпеды, наезд судна на подводный выступ, бездействие шторма в течении длительного времени, когда судно потеряло управление и способность сохранять свое положение на плаву.

Общепринятые способы, предусмотренные инструкциями, заключаются в спуске на воду спасательных средств, посадке на них экипажа и пассажиров и продолжение движения на групповых средствах спасения (шлюпы, мотосуда и т.д.).

Недостатками таких общепринятых мер спасения можно считать:
- при неожиданном во времени наступления аварийной ситуации все эти действия не могут быть осуществлены (допустим, за 5-10 секунд),
- спуск и посадка людей при шторме практически невозможны, т.к. спасательное средство будет разбито о борт, перевернуто на воде или не успеет отойти от борта, когда будет образована воронка от тонущего судна,
-даже, если спуск спасательного средства произойдет благополучно, люди окажутся на длительное время мокрыми при низкой температуре, сильном ветре, что приведет также к гибели детей, женщин и членов экипажа при шторме и таком положении в течении, допустим, суток. Большие суда имеют отсеки, которые могут быть изолированы при нарушении целостности корпуса судна в данном отсеке (см. Элементарный учебник физики. Под ред. Ладсберга, том 1, стр. 352-355). Дифферент на корму или носовую часть судна приведет к захлестыванию помещений судна черед палубу и технологические люки на ней, повышенная осадка приведет к неустойчивому положению судна на плаву и частичной потере управляемости. При продолжении шторма в течение многих часов приведет к необратимым разрушениям судна и его управления, причем снять экипаж при штормовой погоде ни с другого судна, ни с помощью вертолетов практически невозможно.

Во всех случаях гибнет судно, экипаж, пассажиры, груз, а он может быть экологически опасным (радиоактивные материалы и другие вещества).

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:
- сохранение судна с грузом,
- сохранение экипажа и пассажиров,
- создание комфортных условий для людей на длительное время, допустим, на несколько суток.

Поставленная цель достигается тем, что в отсеках судна вблизи киля изготавливают отверстия, соединенные магистралями с компрессором, размещают в отсеках источники управляемые со сжатым воздухом, а при наступлении аварийной ситуации переворачивают судно вверх килем подачей воздуха из источников под давлением добираются положительной плавучести и максимально возможного устранения дифферента и осуществляют воздухообмен во внутренней полости корпуса судна с помощью компрессора и стравливания отработанного воздуха при поддержании уровня подтопления, причем корпус судна оснащают средством выхода экипажа на поверхность корпуса, а при прибытии судна-спасателя транспортируют спасенное судно в порт.

Пояснения к способу:
1. При наступлении безысходной ситуации в результате различных причин, которые перечислены в известных способах, судно переворачивают вверх килем. Такой переворот может быть осуществлен различным силовым способом с использованием взрывных процессов. В частности, такой переворот может быть осуществлен ракетами, которые закреплены на одной стороне судна по его борту. Процесс практически мгновенный. При перевороте судно захватит частично водную массу, люди будут перевернуты на потолки кают, часть свободного груза попадет в воду или сместится, если груз не был закреплен. Центр масс сместится вниз в любом случае и судно приобретет устойчивое положение вверх килем. Часть помещений будут создавать дополнительную плавучесть за счет воздуха в помещениях, что также повысит устойчивость в новом перевернутом положении.

Постепенно воздух будет скапливаться в верхних частях перевернутого корпуса, т. е. у киля. Туда же будут переведены и пассажиры, теплые вещи и питание.

2. При перевороте может быть захвачена значительная масса воды и, если отсеки все изолированы, а какой-либо отсек разрушен (как правило, это носовой или кормовой отсеки), то судно способно уйти носом или кормой на глубину и это неоднократно демонстрировалось в хрониках войны на море. Вообще судно может не иметь положительной плавучести. Поэтому сразу же должны быть включены источники воздуха под давлением, что приведет и к частичному выравниванию дифферента, вода будет вытеснена до пробоин, иллюминаторов или других технологических сообщений с внешней средой.

Таким образом, люди находятся вблизи киля, судно имеет положительную плавучесть, снижено воздействие волн на судно, т.к. оно опущено в воду, центр масс смещен ниже обычного положения судна на плаву. Если теперь включить компрессоры каждого отсека, то можно нагнетать свежий воздух из окружающей среды и стравливать отработанный воздух через те же магистрали, переключая их.

Пассажиры и экипаж находятся в комфортном применительно к данной ситуации положении: качка сведена к минимуму, отсутствует воздействие ветра, есть теплые вещи, питание, воздухообмен нормальный с незначительным повышением давления. Это позволяет судну находиться в неизменных условиях очень длительное время.

Следует иметь в виду, что может быть один отсек - весь корпус, но все соображения полностью касаются любого варианта.

3. Судно должно иметь камеру для выхода на поверхность корпуса. Камера соединена люками с внешней средой и с внутренней полостью корпуса, а сама камера должна иметь компрессор для выравнивания давления с внутренним, чтобы не сбрасывать давление во внутренней полости корпуса. Операция выхода следующая (при хорошей погоде или при приходе судна-спасателя):
- открывается люк в камеру и туда заходят люди,
- закрывается люк внутренней полости корпуса судна,
- открывается люк во внешнюю среду и люди выходят,
- закрывается люк во внешней среду,
- включается компрессор для выравнивания давления с внутренним в полости корпуса,
- открывается люк во внутреннюю полость.

Далее все операции повторяют.

4. Внешние повреждения корпуса, которые затрудняют получить отсутствие дифферента легко заделываются, т. к. работы проводятся в воздушной среде. Заделка может быть произведена любой клеящейся к корпусу пленкой, но обязательна укрепляющая подложка. Т.е. на отверстие, если оно велико, накладывают любой металлический лист, или деревянный щит, или металлическую сетку, или капроновую сетку. Закрепляют ее на отверстии с внутренней стороны (давление избыточное будет изнутри), а производство работ будет осуществляться при нормальном давлении, т.к. отверстие может быть временно приподнято повышением давления в соседнем отсеке. Затем накладывается пленка и обклеивается по краям. Все операции проводятся в привычной воздушной среде.

Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые сформулированы выше. Техническое решение может быть легко внедрено на всех действующих судах и это позволит сохранить ежегодно многие тысячи жизней, тысячи судов и грузов на них.

Похожие патенты RU2128125C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2127691C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ СРЕДСТВЕ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2129894C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2083242C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ВОДНОЙ СРЕДЕ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2123956C1
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2120882C1
КОМПЛЕКС СПАСЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1994
  • Таланов Борис Петрович
RU2088481C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2135389C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2134211C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2144402C1
КОЛЛЕКТИВНОЕ СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО 2004
  • Цветков Олег Александрович
RU2282554C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА И ЭКИПАЖА

Способ спасения судна и экипажа выгодно отличается от известных тем, что позволяет воспользоваться им в любых экстремальных условиях при мгновенном наступлении аварийной ситуации. Такие качества способ приобрел благодаря тому, что после переворота килем вверх подачей воздуха создается положительная плавучесть и воздухообмен. После прихода судна-спасателя через средство выхода на поверхность корпуса выводится экипаж, а судно транспортируется в порт для ремонта. 1 з.п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 128 125 C1

1. Способ спасения судна и экипажа, включающий в себя операции по сохранению положительной плавучести после аварии, отличающийся тем, что в отсеке судна выполняют отверстие во внешнюю среду вблизи киля, соединяют его через аппаратуру управления с компрессором, размещают управляемый источник с воздухом под давлением, переворачивают при аварийной ситуации судно вверх килем, добиваются положительной плавучести подачей воздуха из источника под давлением и осуществляют воздухообмен во внутренней полости корпуса судна компрессором и стравливанием отработанного воздуха аппаратурой управления, при этом корпус у киля оснащают средством выхода экипажа на поверхность корпуса. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что средство выхода экипажа на поверхность корпуса выполняют в виде камеры с люками во внешнюю среду и во внутреннюю полость корпуса судна, причем камеру снабжают компрессором, соединенным с внешней средой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128125C1

Щетинина А.И
и др
Морское дело
- Л.: Транспорт, 1967, с.767,768
Установка для получения шлакового щебня 1990
  • Школьник Яков Шмулевич
  • Демин Борис Леонидович
  • Сорокин Юрий Васильевич
  • Дерябин Анатолий Андреевич
  • Мясник Александр Аронович
  • Киселев Сергей Петрович
  • Феоктистов Евгений Борисович
  • Руденко Александр Александрович
  • Вевицис Аркадий Эдуардович
  • Фридман Евгений Моисеевич
  • Шайковский Петр Михайлович
  • Турковский Геннадий Дмитриевич
SU1796595A1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ОКИСНЫХ И ОКИСНОКАРБОНАТНЫХ МАРГАНЦЕВЫХ РУД И ШЛАМОВ 0
  • Изо Бретени
SU265452A1
Автоматическое приспособление для наполнения сжатым газом баллонов, служащих для сохранения пловучести получивших пробоины судов 1937
  • Костюковский А.П.
  • Прокофьев Н.П.
SU55601A1

RU 2 128 125 C1

Авторы

Таланов Б.П.

Даты

1999-03-27Публикация

1997-10-09Подача