СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ СРЕДСТВЕ Российский патент 1999 года по МПК A62C3/10 

Описание патента на изобретение RU2129894C1

Изобретение относится к способам подавления пожара на судах в море, когда помощь ждать долго и эффективность ее такова, что она не способна подавить очаги пожара из-за его распространения во внутренней полости судна.

Известен способ воздействия на очаг возгорания направленной струей воды через наконечник с гибким рукавом (Большая Советская Энциклопедия, Москва, 1975, т. 20, с. 147).

Недостатками данного способа являются невозможность охвата множества очагов пожара при использовании гидрантов и других распределительных устройств; тление очага пожара под образовавшейся защитной коркой от воздействия водной среды; невозможность воздействия на очаги в замкнутых или ограниченных объемах, например в каютах.

Такие же отрицательные качества имеет и воздействие струи воды от судна-спасателя, так как такое воздействие осуществляется только на поверхность судна, да и прибытие такого судна требует времени, которое ограничено при сильном и опасном возгорании.

Известен способ подавления пожара на плавучем средстве путем подачи подавляющей очаги возгорания газовой среды, например углекислого газа (Вишневский А. В. , Шпиков Б.И. Пожарная безопасность на судах флота рыбной промышленности, Москва, Пищевая промышленность, 1971, с.228-231).

Однако данный способ не устраняет в полной мере указанные недостатки.

Задачей изобретения является создание способа подавления пожара на плавучем средстве, позволяющего получить технический результат, состоящий в обеспечении длительного по времени воздействия средства подавления пожара по всему объему внутренней полости судна и дешевизне подавления пожара при использовании своих средств.

Этот технический результат в способе подавления пожара на плавучем средстве путем подачи подавляющей очаги возгорания газовой среды достигается тем, что открывают все замкнутые помещения во внутреннюю полость плавучего средства, закрывают все люки отсеков для изоляции их друг от друга, герметизируют все технологические проемы верхней палубы, после эвакуации людей переворачивают плавучее средство вверх килем и сообщают внутреннюю полость каждого отсека вблизи киля с воздушной средой с возможностью регулирования вплоть до перекрытия, при этом подавляющую очаги возгорания газовую среду подают во внутреннюю полость каждого отсека, продувают отсеки до удаления кислорода с воздушной средой и заполняют их газовой средой до подавления очага пожара.

Переворот плавучего средства осуществляют отдачей от ракет, которые закрепляют по бортам плавучего средства с направлением в разные стороны.

Способ осуществляют следующим образом.

Судно заранее оснащается вентилями в районе киля, которые сообщают каждый отсек судна с воздушной средой (внешней средой). Вентили устанавливают в утопленном положении, чтобы не изменять мореходные качества судна. Герметизация палубы осуществляют имеющимися на судне люками. Надпалубные постройки могут остаться открытыми, чтобы после переворота судна избежать выдавливание стекольных конструкций. Кроме того, палубные настройки не влияют на степень плавучести всего судна. Плавучее средство представляет собой судно, но это могут быть и другие конструкции различного назначения.

Переворот судна может быть осуществлен ракетами, которые установлены по бортам в разные стороны. Желательно иметь две группы ракет для поворота судна в нормальное положение. Управление ракетами обеспечивает дистанционно либо подключением питания к каждой их группе, либо путем подачи кодированного сигнала.

Управление вентилем киля также желательно иметь дистанционным, но может быть и ручное управление. Для этого нужно иметь ступени на корпусе для подъема к килю.

Судно заранее оснащается баллонами с находящимися в них под давлением любым газом, который (хотя бы) не поддерживает горение, но предпочтителен газ, подавляющий горение. Баллоны желательно иметь с вентилем с дистанционным управлением: вентиль открывает их выход на внутреннюю полость судна.

После перекрытия отсеков, герметизации палубы и эвакуации людей открывают вентили у киля (после переворота судна). Газ начинает вытеснять воздух наружу до полного заполнения всех отсеков газом. Недостаточная герметизация или даже отсутствие ее у какого-либо отсека не вызовет потопления судна, так как вода будет попадать в замкнутую полость. Возможно даже специальное подтопление судна для его устойчивости после переворота. Это можно осуществить подачей воды в один из отсеков или трюмов перед переворотом судна. После заполнения отсеков газом вентили перекрывают и выдерживают в течение времени, необходимого для подавления пожара. Его подавление определяют по выходящему из вентиля газу. При регистрации подавления или явного снижения пожара вентили перекрывают, судно переворачивают в нормальное положение и окончательно подавляют пожар.

Если пожар происходит во время шторма, когда команда и судно практически обречены на гибель совместно с грузом, в особенности при значительной удаленности от баз спасательных средств, то возможно спасение всего комплекса (груз, судно, пассажиры, экипаж) путем размещения экипажа и пассажиров в одном из отсеков, который не был охвачен пожаром или надежно погашен. Для этого необходимо иметь входные люки вблизи киля. Это позволит разместить людей в отсеке с возможностью воздуообмена, если оставить люк открытым и перекрыть поступление газа в выбранный отсек. Даже если герметичность палубы в районе отсека недостаточна, то это не приведет к гибели судна: произойдет его подтопление, а удержание на плаву будет осуществляться за счет герметичности большинства отсеков. Подтопление судна придаст ему повышенную устойчивость. Предусмотреть такие люки не сложно даже на действующих судах. В этом случае нет необходимости постановки судна в нормальное положение, так как сравнительно комфортные условия позволяют дождаться спасательных средств, которые смогут провести транспортные операции всего судна в ближайший порт. Это также исключает необходимость иметь увеличенное количество ракет на бортах.

Следует иметь в виду, что переворот судна может быть осуществлен с использованием эквивалентного технического решения путем заполнения воздухом под давлением гибкой оболочки в силовой сети, которая крепится к одному из бортов судна в притопленном положении посредством протягивания троса под килем и закреплением его конца с другой стороны за кнехт.

Похожие патенты RU2129894C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2083242C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2144402C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА И ЭКИПАЖА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2128125C1
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2127691C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ ИЗ-ЗА ПРОБОИНЫ НА СУДНЕ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2130852C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА В ЗДАНИИ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2129891C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ ИЗ-ЗА ПРОБОИНЫ НА СУДНЕ 1998
  • Таланов Б.П.
RU2142384C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ОЧАГА ПОЖАРА НА МЕСТНОСТИ 1999
  • Таланов Б.П.
RU2158149C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА 1998
  • Таланов Б.П.
RU2129893C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ СУДНА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2152890C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ СРЕДСТВЕ

Способ может быть использован для подавления пожара на судах в море и позволяет обеспечить длительное по времени воздействие средств подавления пожара по всему объему внутренней полости судна и дешевизну процесса подавления пожара при использовании своих средств. Согласно способу открывают все замкнутые помещения во внутреннюю полость плавучего средства, закрывают все люки отсеков для изоляции их друг от друга, герметизируют все технологические проемы верхней палубы, после эвакуации людей переворачивают плавучее средство вверх килем и сообщают внутреннюю полость каждого отсека вблизи киля с воздушной средой с возможностью регулирования вплоть до перекрытия. Во внутреннюю полость каждого отсека подают подавляющую очаги возгорания газовую среду, например углекислый газ, продувают отсеки до удаления кислорода с воздушной средой до подавления очага пожара. Переворот плавучего средства осуществляют отдачей от ракет, которые закрепляют по бортам плавучего средства. 1 з.п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 129 894 C1

1. Способ подавления пожара на плавучем средстве путем подачи подавляющей очаги возгорания газовой среды, например, углекислого газа, отличающийся тем, что открывают все замкнутые помещения во внутреннюю полость плавучего средства, закрывают все люки отсеков для изоляции их друг от друга, герметизируют все технологические проемы верхней палубы, после эвакуации людей переворачивают плавучее средство вверх килем и сообщают внутреннюю полость каждого отсека вблизи киля с воздушной средой с возможностью регулирования вплоть до перекрытия, при этом подавляющую очаги возгорания газовую среду подают во внутреннюю полость каждого отсека, продувают отсеки до удаления кислорода с воздушной средой и заполняют их газовой средой до подавления очага пожара. 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что переворот плавучего средства осуществляют отдачей от ракет, которые закрепляют по бортам плавучего средства с направлением в разные стороны.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2129894C1

Вишневский А.В., Шпиков Б.И
Пожарная безопасность на судах флота рыбной промышленности
- М.: Пищевая промышленность, 1971, с.228-231
Загрузочное устройство 1986
  • Матросов Владимир Геннадьевич
SU1380903A1
СПОСОБ ДОЗИРОВАНИЯ ЖИДКОГО МЕТАЛЛА 0
  • Е. С. Сидаш
SU371021A1
RU 2055612 C1, 10.03.96.DE 4100467 A1, 16.07.92
DE 1104850 B, 13.04.61
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ СЛУЧАЙНЫХ ТРАВМАТИЧЕСКИХ И ОПЕРАЦИОННЫХ РАН 2000
  • Сибагатуллин Н.Г.
  • Михайлова Н.А.
  • Гатауллин Н.Г.
  • Кунягина О.В.
  • Кузнецова Т.Н.
  • Плечев В.В.
  • Галимов О.В.
  • Сунагатуллин Н.К.
  • Сурков В.А.
  • Ишметов В.Ш.
  • Варламова Т.И.
RU2193890C2

RU 2 129 894 C1

Авторы

Таланов Б.П.

Даты

1999-05-10Публикация

1998-04-14Подача