Техническое решение относится к спасению судов, которые попали в аварийную ситуацию в результате пробоины от орудийного снаряда или столкновения с судом, или подводным выступом, когда живучесть судна не поддается восстановлению и экипаж с пассажирами вынужден покинуть судно. Преимущественное использование способ имеет для надводных судов со значительным водоизмещением при штормовой погоде.
Общепринятыми способами спасения людей при таких осложнениях являются спуск спасательных средств, посадка на них людей и быстрое удаление от судна, которое тонет. Одновременно все члены команды и пассажиры надевают спасательные жилеты. Эти действия предусмотрены всеми существующими инструкциями и правилами, но они не всегда могут привести к положительным результатам по следующим причинам:
1. Спуск на воду шлюпок при шторме практически невозможен, т.к. качка бортовая приведет к ударам о борт и разрушению спасательного средства. Даже если спасательное средство будет спущено на воду, ему трудно отойти от борта судна и оно может быть затянуто воронкой при опускании судна на дно.
2. Даже если спасательное средство отойдет от борта, люди окажутся до их спасения мокрыми при низкой температуре с частично залитой лодкой, что, конечно, не может быть допустимым для женщин и детей.
3. Шторм вообще не позволит лодке сохранить на длительное время плавучесть.
4. Люди в жилетах, оказавшиеся в воде практически не имеют шансов на спасение.
Обычно на судах, которые получили повреждение в результате различных обстоятельств, которые перечислены выше, локализируются отсеки, в которые начала поступать вода. Если таких отсеков поврежденных мало, а погода нештормовая, то судно может сохранить положительную плавучесть на короткое время. При штормовой погоде будет поступление воды через палубу и различные технологические проемы, которые не являются герметичными (см. "Элементарный учебник физики" под редакцией Ладсберга, том. I, стр. 352 - 355).
Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно: - возможность спасения судна с людьми, причем в относительно комфортных условиях, - спасение груза, что важно, если груз экологически опасный, например, если судно военное и имеет на борту ракеты ядерные или нефтеналивной танкер, - снижение качки и нагрузки на корпус судна, которая приводит к разрушению при нарушении целостности корпуса.
Поставленная цель достигается тем, что судно переворачивают килем вверх.
Пояснение к способу.
1. Опасные повреждения судна всегда находятся ниже ватерлини, поэтому сразу же начнет поступать вода. У киля пробоина маловероятна и может быть образована только при столкновении с выступом донным.
2. Переворот судна может быть осуществлен различным способом. Наиболее быстрым и эффективным можно считать запуск ракет, которые закреплены на одном борту. При этом возникает момент относительно центра тяжести судна, который приведет к переворачиванию судна. Собственно говоря, если авария произошла быстро, например от попадания торпеды, ни о каких спасательных средствах и их применении не может быть и речи, в особенности при штормовой погоде.
При раскалывании корпуса на две части также будет быстрый уход судна на дно с экипажем, вооружением, ракетами и т.д.
3. В процессе переворачивания центр тяжести у судна сместится за счет перемещения грузов и заполнения части корпуса водой, включая поврежденный отсек. Если хотя бы часть киля будет цела или отделен отсек с пробоиной, будет образован воздушный пузырь с повышенным давлением. Величина давления будет зависеть от вида судна, но в любом случае такой плавучий объект может позволить сохранить жизнь на длительное время всей команде, т.к. все помещения фактически герметичны в направлении киля и проницаемы для воздуха в сторону палубы. Судно получит устойчивое положение и будет мало подвержено качке от шторма, т. к. тело фактически приобретет безразличное равновесие (маятник со значительным смещением центра тяжести в водную среду). Более того, если пробоина выходит в воздушное пространство, то, благодаря тому, что давление внутри выше наружнего, легко организовать и заделку пробоины и воздухообмен, для которого потребуется компрессор для нагнетания воздуха во внутреннюю полость из внешней среды, а стравливание воздуха из внутренней полости будет происходить в автоматическом режиме, но необходимо отслеживать неопускание корпуса. Это означало бы, что стравливается больше воздуха, чем поступает.
4. На судах может быть предусмотрена в каждом отсеке балластная камера с водой, которая имеет компрессор и переходную камеру. При аварии вода сливается вниз, закрывается переходная камера, открывается люк наружу при устойчивой хорошей погоде.
Такая система может находиться сколь угодно много времени до подхода спасательного судна, т.к. воздухообмен есть, надежная плавучесть положительная есть, возможен выход на килевую часть судна, возможна подача сигнала бедствия, корпус судна внутри утеплен, имеются различные вещи из кают и питание. Точно такие же условия будут и при раскалывании судна пополам даже при полном отделении частей, т.к. на каждой части сохранится килевая часть и обязательно будет образован воздушный пузырь. Возможен наклон килевой части из-за неравномерного распределения грузов и это допустимо, если корпус не станет занимать нормальное положение, как наплаву.
Точно такой случай был в практике, когда у берегов Черного моря погиб экипаж крейсера из-за непринятия мер по выводу экипажа через килевую часть судна. Конечно на судне не были предусмотрены указанные выше устройства с камерами, но образовать снаружи переходные камеры для вывода экипажа была возможность. Именно этот случай позволяет подтвердить эффективность способа, а экипаж был жив около 3 дней.
Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше. Следует отметить, что этот способ может быть использован на действующих судах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СПАСЕНИЯ СУДНА И ЭКИПАЖА | 1997 |
|
RU2128125C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ СРЕДСТВЕ | 1998 |
|
RU2129894C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1997 |
|
RU2134211C1 |
СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ СУДОВ | 2012 |
|
RU2494912C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ | 1995 |
|
RU2083242C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ | 1991 |
|
RU2009956C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО СЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ТАНКЕРА | 1999 |
|
RU2152889C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ ИЗ-ЗА ПРОБОИНЫ НА СУДНЕ | 1998 |
|
RU2142384C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА | 1997 |
|
RU2135389C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ ИЗ-ЗА ПРОБОИНЫ НА СУДНЕ | 1997 |
|
RU2130852C1 |
Способ спасения судна выгодно отличается от известных тем, что при любой аварийной ситуации сохраняется судно, экипаж и груз, устраняется экологическое заражение акватория моря. Такие качества способ приобрел благодаря тому, что судно переворачивают вверх килем, сохраняют его положение до прихода спасателей и транспортируют судно в порт. Экипаж выводится из внутренней полости судна на любом этапе .
Способ спасения судна, включающий в себя сохранение положительной плавучести после аварии, отличающийся тем, что судно переворачивают вверх килем, удерживают его в этом положении, а затем транспортируют судном-спасателем в порт.
Жуков Е.И | |||
и др | |||
Управлением судном и его техническая эксплуатацию | |||
- М.: Транспорт, 1983, с.516 | |||
Приспособление для заделки пробоин | 1952 |
|
SU112136A1 |
Устройство для затягивания резьбового соединения | 1986 |
|
SU1366381A1 |
GB 1455681 A, 17.11.76. |
Авторы
Даты
1999-03-20—Публикация
1997-09-24—Подача