СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ РЕЛЬСОВ И РЕБОРД КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 1999 года по МПК E01B31/02 B61K3/00 

Описание патента на изобретение RU2128266C1

Изобретение относится к рельсовому транспорту и может быть применено для снижения износа рельсов на криволинейных участках и реборд ходовых колес.

Известен способ повышения износостойкости реборд ходовых колес путем их смазки, заключающийся в том, что на трущиеся поверхности реборд наносят слой смазки с помощью постоянного прижатия к ним стержня и твердой смазки, трущуюся поверхность реборд, нагревают, пропуская через контактную поверхность стержня из твердой смазки и реборду колеса электрический ток [1].

Однако данный способ обладает следующими недостатками:
1. Для нагрева колеса требуется дополнительное устройство.

2. Количество твердой смазки, наносимой на трущуюся поверхность, оказывается достаточным на непродолжительный период эксплуатации.

3. Внедрение в приповерхностный слой твердой смазки при нагреве приводит к возникновению дополнительных концентратов напряжений при охлаждении и, соответственно, к более интенсивному разрушению микрорельефа поверхности.

Известен также способ снижения износа рельсовых путей и колес транспортных средств путем обеспечения смазки реборды и рельса в процессе их контактирования. Для осуществления этого способа в головке рельса выполняют продольный паз, в котором размещают губчатый материал, удерживающий смазку [2].

Однако такое изменение конструкции рельса связано со значительными технологическими трудностями. Выполнение паза может осуществляться либо в процессе изготовления рельса при прокатке, либо в период эксплуатации. И в первом, и во втором случае требуются значительные дополнительные средства.

Кроме того, удерживаемая смазка должна быть либо жидкой, либо консистентной, т.к. твердая смазка не обладает способностью в необходимом количестве удерживаться в губчатом материале. В то же время жидкая или консистентная смазка может распространиться под давлением колеса по контактирующим поверхностям за счет капиллярного эффекта не только на криволинейный участок поверхности головки рельса, но и на другие поверхности, где не допускается уменьшение трения скольжения. К тому же источник смазки, выполненный в виде губчатого тела, не защищен от механических повреждений в процессе эксплуатации.

Задачей изобретения является повышение эффективности способа и его технологичности.

Поставленная задача изобретения решена за счет того, что в способе повышения износостойкости рельсов и реборд колес железнодорожных транспортных средств, по которому создают в головке рельса аккумулятор смазки и смазывают реборду колеса и рельс в процессе их контактирования, упомянутый аккумулятор смазки представляет собой микрорельеф, сформированный вдоль рельса на криволинейном участке его головки в виде волнообразных эквидистанитных друг другу рядов регулярно чередующихся впадин и выступов и покрытый твердой смазкой, которую внедряют во впадины микрорельефа прикаткой.

Микрорельеф формируют на криволинейном участке головки рельса пластическим деформированием в соответствии со следующим соотношениями:
b = h = Rmax; 1>2b,
где b - ширина впадины;
h - глубина впадины;
Rmax - максимальная высота микронеровностей исходной поверхности;
l = ширина выступа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен исходный микрорельеф поверхности рельса, на фиг. 2 - продольный разрез криволинейного участка головки рельса с нанесенным микрорельефом, на фиг. 3 - вид по стрелке A на фиг. 2, на фиг. 4 - микрорельефа с прикатанной твердой смазкой.

Предлагаемый способ позволяет наносить смазку на наиболее нагруженные участки рабочих поверхностей рельсов и колес без изменения конструкции рельса или колесной пары, причем поступление смазки в зону контактного взаимодействия постоянно.

Для осуществления заявляемого способа вдоль рельса на криволинейном участке его головки создают микорорельеф с впадинами, ширина и глубина которых равна максимальной высоте микронеровностей исходной поверхности. Впадины (канавки) наносят роликом, имеющим на поверхности выступы, рисунок которых соответствует принятому рисунку впадин наносимого микрорельефа. Ширина выступа микрорельефа должна быть не менее удвоенной ширины впадины для того, чтобы при контактном взаимодействии поверхностей реборды колеса и рельса исключить возможность разрушения выступов при попадании во впадины абразивных и других частиц твердых материалов, создающих клиновый эффект и разрушающих выступы. Микрорельеф формируют, нанося на криволинейную поверхность головки рельса регулятор чередующиеся впадины и выступы волнообразными рядами, эквидистантными друг другу. При этом шаг волны и амплитуда выбираются из условия, чтобы при выдавливании смазки из канавок и других микровпадин, смазкой покрывалась вся рабочая поверхность на криволинейных участках головки рельса и ребороды.

Нанесенный микрорельеф покрывают твердой смазкой. Для того, чтобы смазка сохранялась на протяжении длительного периода эксплуатации, по рабочей поверхности рельса вслед за первым роликом с заданным микрорельефом прокатывают ролик с гладкой рабочей поверхностью, которому сообщают, кроме поступательного, осциллирующее движение вдоль оси ролика, что способствует внедрению твердой смазки по впадины нанесенного микрорельефа.

В процессе эксплуатации колес и рельсов при нагружении поверхности рельса смазка будет поступать в качестве третьего тела между выступами поверхностей рельса и колеса и предохранять от разрушения при контактном взаимодействии, многократно повышая их износостойкость.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1043061, М. кл. B 61 K 3/02.

2. Авторское свидетельство СССР N 1735102, М. кл. B 61 K 3/00.

Похожие патенты RU2128266C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ РЕЛЬСОВ И РЕБОРД КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2000
  • Моргунов А.П.
  • Масягин В.Б.
  • Деркач В.В.
RU2182093C2
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 1988
  • Сухих Р.Д.
  • Шнейдер Ю.Г.
  • Сухих В.Д.
  • Шадрин Ю.И.
RU2015033C1
СПОСОБ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ 2009
  • Алергант Марк Соломонович
RU2399533C1
Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора 2022
  • Кузин Павел Вячеславович
  • Зверовщиков Владимир Зиновьевич
  • Нестеров Сергей Александрович
  • Зверовщиков Александр Евгеньевич
RU2793981C1
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВАЯ 2016
  • Гордеев Илья Николаевич
  • Степанов Александр Сергеевич
  • Мальцев Анатолий Прокопьевич
RU2628629C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛОСКОВЕРШИННОГО МИКРОРЕЛЬЕФА ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ СО СМАЗОЧНЫМИ МИКРОВПАДИНАМИ 2012
  • Кузнецов Виктор Павлович
  • Дмитриева Ольга Венедиктовна
  • Горгоц Владимир Георгиевич
RU2530606C2
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ 2002
  • Бочкарев Н.А.
  • Корноухов А.П.
  • Тарасевич О.М.
  • Худорожко В.А.
RU2213148C1
СБОРНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПОКРЫТИЕ ПУТЕЙ И ФИКСАТОРЫ ДЛЯ НЕГО (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Дренски Николай Иванов
RU2382135C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ 2006
  • Плахтин Владимир Дмитриевич
  • Давыдов Анатолий Павлович
  • Паршин Александр Николаевич
RU2322329C1
ЛИНЕЙНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 1994
  • Юницкий Анатолий Эдуардович[By]
RU2080268C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 128 266 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ РЕЛЬСОВ И РЕБОРД КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Способ повышения износостойкости рельсов и реборд колес железнодорожных транспортных средств заключается в том, что создают в головке рельса аккумулятор смазки и смазывают реборду колеса и рельс в процессе их контактирования. Аккумулятор смазки представляет собой микрорельеф, сформированный вдоль рельса на криволинейном участке его головки в виде волнообразных эквидистантных друг другу рядов регулярно чередующихся впадин и выступов и покрытый твердой смазкой. Смазку внедряют во впадины микрорельефа прикаткой. Обеспечивается повышение износостойкости рельсов и реборд колес. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 128 266 C1

1. Способ повышения износостойкости рельсов и реборд колес железнодорожных транспортных средств, заключающийся в том, что создают в головке рельса аккумулятор смазки и смазывают реборду колеса и рельс в процессе их контактирования, отличающийся тем, что упомянутый аккумулятор смазки представляет собой микрорельеф, сформированный вдоль рельса на криволинейном участке его головки в виде волнообразных эквидистантных друг другу рядов регулярно чередующихся впадин и выступов и покрытый твердой смазкой, которую внедряют во впадины микрорельефа прикаткой. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что микрорельеф формируют на криволинейном участке головки рельса пластическим деформированием в соответствии со следующими соотношениями:
b=h = Rmax; 1≥ 2b,
где b - ширина впадины;
h - глубина впадины;
Rmax - максимальная высота микронеровностей исходной поверхности;
l - ширина выступа.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128266C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для смазки колес железнодорожных транспортных средств 1990
  • Касылкасов Женыс Мадыкенович
SU1735102A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ смазки реборд ходовых колес 1982
  • Кивенсон Борис Михайлович
  • Ромащенко Виктор Афанасьевич
SU1043061A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ уменьшения износа рельсов и гребней колес подвижного состава железных дорог на кривых участках 1948
  • Шестопалов В.И.
SU74778A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
RU 94005250 А1, 10.10.95
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 0
SU274568A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4856617 А, 15.08.89
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
US 4895408 А, 23.01.90
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
US 4930600 А, 05.06.90
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Устройство для предотвращения обледенения судов 1977
  • Гринбаум Анатолий Фридрихович
  • Крупеня Анатолий Григорьевич
  • Филатов Юрий Михайлович
SU672101A1

RU 2 128 266 C1

Авторы

Моргунов А.П.

Мажоров А.С.

Головаш А.Н.

Даты

1999-03-27Публикация

1996-11-13Подача