Изобретение относится к пищевой промышленности и предназначено для обеспечения сохранности продуктов при краткосрочных перевозках, например в черте города.
Как известно, продукты нуждаются в доставке без потери качества, без размораживания или оттаивания, так как в этом случае быстро развивается микрофлора, приводящая к потере товарного вида и последующей порче. При этом повторное замораживание продуктов приводит не только к потере массы, но и к продаже заведомо негодной продукции. То же самое относится и к перевозке охлажденной продукции.
Известен способ обеспечения сохранности продуктов при их перевозке в изотермическом кузове автомобильного, транспортного средства, предусматривающий захолаживаниe кузова путем аккумулирования искусственного и естественного холода и получения холода в разомкнутом холодильном цикле. При большом расходе газообразной пропан-бутановой смеси происходит аккумулирование избыточной теплоты ее испарения в газгидратном аккумуляторе холода в результате пропускания ее через водогидратную смесь. При полном израсходовании запасов холода в газгидратном аккумуляторе отвод тепла осуществляют посредством гравитационных тепловых труб (RU 95101624 A1, F 25 D 3/00, 1997).
К недостаткам этого способа относится трудоемкость его осуществления и регулирования процессов охлаждения, а также сложность конструкции холодильной установки, обеспечивающей поддержание режимов, необходимых для перевозки продуктов.
Известен способ обеспечения сохранности продуктов при их кратковременной перевозке, предусматривающий размещение их в кузове автотранспортного средства и поддержание пониженной температуры в нем за счет базовой холодильной машины или аккумулятора холода. Последний в виде теплоизолированного бака, в котором установлены испарительные секции, состоящие из штампосварных панелей, соединенных жидкостным и паровым коллекторами. Способ предусматривает в часы минимальной нагрузки базовой холодильной установки намораживание на испарительные секции аккумулятора льда и последующее использование его (SU 1322041 A, F 25 D 3/02, 1987).
К недостаткам этого технического решения относятся трудоемкости при перевозке сформированного аккумулятора холода, неизменность его параметров и вытекающая отсюда необходимость перевозить строго определенное количество продуктов только определенного вида.
Известен способ обеспечения сохранности продуктов при их кратковременной перевозке, предусматривающий размещение их в кузове автотранспортного средства и охлаждение полости последнего путем захолаживания при загрузке продуктов на пунктах их переработок расположенных в кузове коробок с эвтектической смесью до ее отвердения и отвода наружных и внутренних теплопритоков в период перемещения за счет плавления этой смеси (И.Г. Чумак и др. Холодильные установки. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981, с.305).
Этот способ является наиболее близким к заявленному изобретению по технической сущности и принят в качестве ближайшего аналога.
Однако этот способ имеет следующие недостатки. Коробки с эвтектической смесью стационарно закреплены в кузове и в них проходят змеевики, связанные трубопроводами с холодильным агрегатом парокомпрессионной холодильной машины, также размещенным внутри автотранспортного средства. Таким образом, сами коробки являются частью холодильной машины, выполняющей роль испарителя. Количество коробок также неизменно.
При этом сами коробки расположены у стенок кузова, а продукты, как правило, размещают в нижней зоне, что приводит к неравномерному распределению холода в период транспортировки. Вследствие этого наблюдается порча продукта. Кроме того, необходимость размещения холодильной установки внутри транспортного средства снижает ее грузовую емкость, приводит к дополнительным энергозатратам и ведет к преждевременному износу холодильного агрегата. Также следует отметить, что в качестве хладагента, как правило, используются фреон или аммиак. При перемещении автотранспортного средства возможны нарушение герметичности соединений элементов холодильной машины или трещина в трубопроводе, что повлечет за собой утечку хладагента. А это, кроме выхода холодильной машины из строя, оказывает крайне отрицательное воздействие на окружающую среду и на некоторые виды перевозимых продуктов.
Данное изобретение направлено на решение технической задачи, заключающейся в обеспечении сохранности качества продуктов, снижении затрат, связанных с перевозкой их, экономией на производство холода, возможностью использования автотранспортных средств, имеющихся у предпринимателей, не оснащенных специальным оборудованием и не требующих специально подготовленных водителей.
Для решения этой задачи предлагается способ обеспечения сохранности продуктов при их кратковременной перевозке, предусматривающий размещение их в кузове автотранспортного средства и охлаждение полости последнего путем захолаживания при загрузке продуктов на пунктах их переработки, расположенных в кузове с эвтектической смесью до ее отвердения, и отвод наружных и внутренних теплопритоков в период перемещения за счет плавления этой смеси, который отличается тем, что коробки выполнены автономными и их размещают в кузове в зависимости от количества и вида перевозимого продукта, а захолаживание полости кузова с продуктами осуществляют путем подсоединения его к стационарному холодильному агрегату, включающему воздушный компрессор, теплообменник и турбодетандер. Полость кузова может быть подсоединена к стационарному холодильному агрегату при помощи гибкого шланга.
На чертеже изображена схема охлаждения полости кузова с коробками, заполненными эвтектической смесью.
Способ осуществляют следующим образом.
После завершения очередного рейса кузов автотранспортного средства загружается на пунктах переработки продуктами, а между ними в зависимости от количества и вида продуктов размещают коробки с эвтектической смесью. Охлаждают полость кузова и одновременно здесь же при загрузке продуктов на пунктах их переработки захолаживают расположенные в кузове коробки с эвтектической смесью до ее отвердения.
При этом включают компрессор 1 стационарного холодильного агрегата и подают водопроводную воду.
Коробки выполнены автономными, представляют собой металлические плоские плиты. Внутренняя полость коробок на 90% объема заполнена эвтектическим раствором NaCl с эвтектической температурой -21oC и 11oC в зависимости от требуемого режима внутри кузова. Коробки размещают в полости кузова в зависимости от количества и вида перевозимого продукта. Если это, например, мороженое, то продукт может быть установлен непосредственно на коробку или под ней. Коробки могут быть размещены также частично по бокам кузова, а частично в центре. Не исключено размещение коробок и в центре загружаемой группы продуктов. Кузов транспортного средства должен быть соответствующим образом утеплен матами из поролона или каким-либо другим эффективным теплоизолятором рулонного типа. При осуществлении данного способа в период захолаживания эвтектической смеси в течение 30-40 мин коробки должны свободно обдуваться холодным воздухом от воздушной холодильной машины, подающей в кузов воздух с температурой от -10oC до -30oC. Такого захолаживания достаточно для транспортировки грузов на расстояние до 30 км.
Захолаживание полости кузова с продуктами и коробками осуществляют путем подсоединения его к стационарному холодильному агрегату.
Стационарный холодильный агрегат для захолаживания коробок включает воздушный компрессор 1, водовоздушный теплообменник 2, подводящий трубопровод водопроводной воды с вентилем 3, турбодетандер 4 с нагнетателем 5, гибкий шланг 6. Кузов автотранспортного средства 7 подсоединяется посредством патрубка 8 к шлангу 6. В кузове размещают коробки 9 с эвтектическим раствором NaCl. Кузов может и не иметь патрубка 8. В этом случае шланг пропускается через створку окна при одновременной заделке зазоров вокруг шланга 6, например поролоном.
При охлаждении кузова и захолаживании коробок с эвтектической смесью включают компрессор 1 стационарного холодильного агрегата и подают водопроводную воду путем открытия вентиля 3 у теплообменника 2. В теплообменнике сжатый и нагретый за счет этого воздух охлаждается водопроводной водой, а затем при расширении в турбодетандере 4 при снижении внутренней энергии воздух охлаждается до отрицательной температуры, необходимой для захолаживания эвтектической смеси в коробках 9. Работа расширения воздуха в турбодетандере отводится в нагнетатель 5. Перед отправкой автомашины в рейс шланг 6 отключают.
Охлаждение полости кузова и продуктов в ней, отвод наружных и внутренних теплопритоков в период перемещения автотранспортного средства осуществляется за счет плавления эвтектической смеси в коробках 9.
Данный способ обеспечивает сохранность качества продуктов, поскольку в качестве хладагента используется воздух из окружающей среды, обеспечиваются простота и надежность в работе, снижаются затраты, связанные с перевозкой продуктов. Зарядка аккумулирующих холод коробок с эвтектической смесью от стационарного холодильного агрегата непосредственно на пунктах переработки продуктов и последующее охлаждение полости кузова во время перевозки за счет отвода тепла этими автономными коробками, размещенными в кузове в зависимости от вида и количества продуктов, обеспечивает при хорошем качестве охлаждения простоту обслуживания, возможность использовать автотранспортные средства, имеющиеся у предпринимателей, не оснащенных специальным оборудованием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТАНОВКА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ВОЗДУХА В КАМЕРАХ ХРАНЕНИЯ ПРОДУКТОВ | 1998 |
|
RU2140049C1 |
ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА | 1993 |
|
RU2083935C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИСКВИТА С ОВОЩНЫМИ ДОБАВКАМИ | 1997 |
|
RU2129791C1 |
ХОЛОДИЛЬНИК ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ | 2000 |
|
RU2191875C2 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БИСКВИТА С ОВОЩНЫМИ ДОБАВКАМИ | 1997 |
|
RU2134512C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ФОРМОВАННОГО ПРОДУКТА ИЗ СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ | 1992 |
|
RU2037307C1 |
КОМПРЕССИОННАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО РЕФРИЖЕРАТОРА | 1994 |
|
RU2082633C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЙОНЕЗА | 1997 |
|
RU2135006C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ДОБАВКИ ИЗ СВЕКЛЫ | 1997 |
|
RU2110928C1 |
СПОСОБ ДУБЛЕНИЯ КОЖ | 1996 |
|
RU2109065C1 |
Изобретение предназначено для использования в пищевой промышленности при краткосрочных перевозках, например в черте города. На пунктах переработки продукты загружают в автотранспортное средство. Здесь же захолаживают расположенные в кузове автономные коробки с эвтектической смесью до ее отвердения. В период перемещения наружные и внутренние тепло-притоки отводятся за счет плавления этой смеси. Коробки размещают в кузове в зависимости от количества и вида перевозимого продукта. Захолаживание полости кузова с коробками осуществлено путем подсоединения его к стационарному холодильному агрегату, включающему воздушный компрессор, теплообменник и турбодетандер. Полость кузова подсоединена к стационарному холодильному агрегату при помощи гибкого шланга. Предлагаемый способ обеспечивает сохранность качества продуктов, снижение затрат, связанных с их перевозкой, экономию энергии на производство холода, возможность использования автотранспортных средств, имеющихся у предпринимателей, не оснащенных специальным оборудованием и не требующих специально подготовленных водителей. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Чумак И.Г | |||
и др | |||
Холодильные установки | |||
- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981, с.305 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Система автоматического регулирования мощности энергоблока | 1984 |
|
SU1332041A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
RU 95101624 A1, 20.03.97. |
Авторы
Даты
1999-03-27—Публикация
1998-01-30—Подача