Изобретение относится к транспортным средствам многофункционального использования и касается транспортных средств для внедорожного передвижения и точнее, в первую очередь, в аэросаням, а также аэромобилям, аэроглиссерам и летательным аппаратам специального назначения.
Известно транспортное средство, имеющее кабину для пассажиров и груза, двигатель, воздушный винт и лыжи (см. Саенко В. Инвестиционный проект "Аэросани-глиссер "Русь". Aerospace Journal, Jonuary-February 1996, c. 23(84)).
Однако известное транспортное средство обладает недостаточно высокими эксплуатационными качествами.
Технический результат реализации описываемого изобретения заключается в повышении эксплутационных качеств транспортного средства путем повышения эффективности и расширения диапазона использования транспортных средств в условиях бездорожья и малого наличия дорог при больших расстояниях между объектами, а также посредством повышения оперативности использования аэросаней и аэромобилей.
Этот технический результат достигается тем, что транспортное средство, имеющее кабину для пассажиров и груза, двигатель, воздушный винт и лыжи, согласно изобретению содержит по меньшей мере одну дополнительную кабину, расположенную параллельно и на расстоянии от вышеуказанной кабины, и снабжено аэродинамическими поверхностями, установленными между двумя соседними кабинами, при этом часть этих поверхностей выполнена с устройством для изменения аэродинамической подъемной силы.
Такое транспортное средство может иметь поверхности для создания аэродинамической подъемной силы, установленные таким образом, что они могут являться и опорными поверхностями.
Кроме того, такое транспортное средство может иметь грузовую площадку, размещенную за кабиной.
Дополнительно к лыжам транспортное средство может иметь колеса и/или поплавки удобообтекаемой формы.
Кроме того, описываемое транспортное средство может иметь аэродинамические поверхности, выполненные в виде крыла или крыльев, и может быть снабжено устройствами для установки крыльев в рабочее положение и/или увеличения их поверхностей до требуемой для создания подъемной аэродинамической силы, необходимой для подъема и полета транспортного средства.
Изобретение поясняется фиг. 1 - 3, где на фиг. 1 показано транспортное средство "ВМП", имеющее лыжи (аэросани). На фиг. 2 схематически изображено транспортное средство, снабженное колесами (аэромобиль). На фиг. 3 графически показаны аэросани, снабженные крылом.
Описываемое транспортное средство выполнено с основной 1 и дополнительной 2 кабиной. Оно имеет двигатель 3 и воздушный винт 4. Транспортное средство оборудовано лыжами 5. Оно может иметь несколько вспомогательных кабин 2, расположенных параллельно и на расстоянии от кабины 1. В кабинах может размещаться водитель, груз, пассажиры.
Кабины 1 и 2 имеют удобообтекаемую форму. Двигатель 3 с воздушным винтом 4 установлен между этими кабинами. Винт 4 смонтирован в кольце с защитной сеткой для увеличения его эффективности и обеспечения безопасности для окружающих при его эксплуатации. Лыжи 5 установлены между кабинами и не выступают за внешние габариты транспортного средства "ВМП" при использовании его в качестве аэросаней, что повышает безопасность аэросаней для окружающих. Количество лыж зависит от массы и размеров описываемого транспортного средства.
Транспортное средство "ВМП" имеет аэродинамические поверхности 6, установленные между двумя соседними кабинами. При этом часть этих поверхностей выполнена с устройством для изменения аэродинамической подъемной силы. Все или часть поверхностей 6 установлены таким образом, что они являются и опорными поверхностями, например, во время стоянки описываемого транспортного средства на глубоком снегу или при движении по нему с малой скоростью. Транспортное средство снабжено грузовой площадкой 7, размещенной за кабиной. При грузовом или грузопассажирском варианте использования описываемого транспортного средства вместо кабины может быть установлен грузовой отсек или грузовая площадка.
Дополнительно или вместо лыж описываемое транспортное средство выполняется с колесами 8 и/или поплавками удобообтекаемой формы (на чертежах не показаны). При этом колеса и лыжи могут изменять свое положение по высоте относительно друг друга.
Транспортное средство "ВМП" может быть снабжено аэродинамическими поверхностями, выполненными в виде крыла 9 (или крыльев), которое может быть поворотным, раздвижным, комбинированным и иметь средства механизации (аналогичные самолетным).
При эксплуатации транспортное средство "ВМП" может выполнять функции аэросаней, аэромобиля, аэроглиссера, а также осуществлять подъем и полет. Скорость движения аэросаней будет составлять 70 - 90 км/ч (крейсерская), а максимальная - 120 - 150 км/ч. Скорость полета составит 200 - 250 км/ч. Совместное применение лыж и колес позволяет использовать аэросани более длительный период времени, что связано с их эксплуатацией на снегу, на грунте, на дороге.
Транспортное средство "ВМП", в первую очередь" предназначено для эксплуатации в качестве аэросаней, производными от которых являются аэромобиль, аэроглиссер, а также данные средства, снабженные крылом.
При использовании в зимнее время транспортное средство "ВМП" снабжается лыжами 5. Водитель занимает место в кабине 1, а пассажиры с грузом - в кабинах 1 и 2. Груз также закрепляется на площадке 7. После проверки всех систем водитель включает двигатель 3 и доводит обороты винта 4 до требуемых, при которых аэросани трогаются с места. Увеличивая обороты двигателя, водитель повышает и величину скорости движения, что соответственно приводит и к созданию аэродинамической подъемной силы при помощи поверхностей 6. Эта сила уменьшает давление на снег, а при достижении определенной скорости аэросани как бы летят над снегом, что особенно важно при движении по рыхлому и глубокому снегу.
При оснащении аэросаней дополнительными аэродинамическими поверхностями, выполненными в виде крыла 9 (или крыльев) получается комбинированное транспортное средство "аэросани-летательный аппарат" (фиг. 3). Во время или до начала движения водитель при помощи специального устройства осуществляет перевод из транспортировочного положения 10 крыла 9 в его рабочее положение, показанное на виде "B" фиг. 3. Сложение аэродинамических подъемных сил крыла 9 и поверхностей 6 позволяет осуществлять набор небольшой высоты и полет на этой высоте над земной поверхностью. Спуск, посадка и перевод крыла 9 в транспортное положение 10 осуществляются водителем в обратной последовательности.
Осенью и весной, когда снега еще или уже мало, но аэросани дополнительно к лыжам 5 устанавливаются колеса 8. Это утяжеляет транспортное средство "ВМП", но дает возможность ему передвигаться по снегу, открытому грунту и дорогам. При выезде по дороге водитель использует колеса 8. Когда транспортное средство "ВМП" достигает поверхности со снегом, водитель посредством, например, гидравлической или механической системы (не показана) поднимает колеса 8 выше уровня лыж 5 или опускает лыжи 5 ниже колес 8, что обеспечивает посадку описываемого транспортного средства на лыжи с последующим движением на них. При подъезде к открытой земной поверхности без снега транспортное средство продолжает движение на колесах 8.
Летом вместо лыж 5 устанавливаются колеса 8 и/или поплавки, и транспортное средство "ВМП" выполняет функции аэромобиля и амфибий, что позволяет его эксплуатацию на суше и по воде. Оснащение аэромобиля, амфибии и аэроглиссера крыльями дает возможность осуществлять взлет, полет и посадку таких транспортных средств, при этом полет выполняют на малой высоте на небольшие расстояния.
Создание транспортного средства "ВМП", воплощающего изобретение, способно обеспечивать достижение вышеупомянутого технического результата, включая расширение функциональных возможностей эксплуатации транспортных средств при бездорожье и при наличии плохих дорог, в первую очередь, на Севере, а также в Сибири и в степных районах. Кроме того, при реализации описываемого изобретения повышается оперативность использования транспортных средств в вышеуказанных районах. Транспортные средства "ВМП" могут быть различных типов и назначения: пассажирские, грузопассажирские, грузовые, санитарные, почтовые и др. Следовательно, заявленное и описываемое изобретение соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1992 |
|
RU2111150C1 |
ПОЛИФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ | 1996 |
|
RU2111896C1 |
САМОЛЕТ | 2000 |
|
RU2184051C2 |
ЭКРАНОПЛАН "RUSWIND" (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2140370C1 |
АЭРОМОБИЛЬ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА | 2017 |
|
RU2648937C1 |
АЭРОГЛИССЕР-АМФИБИЯ | 2012 |
|
RU2508997C2 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2444445C1 |
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2100242C1 |
АЭРОСАНИ-АМФИБИЯ | 1997 |
|
RU2100243C1 |
Всесезонный тундроход | 2016 |
|
RU2628414C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам многофункционального использования и касается транспортных средств для внедорожного передвижения, в первую очередь, к аэросаням, а также аэромобилям, аэроглиссерам и летательным аппаратам специального назначения. Транспортное средство имеет кабину, двигатель, воздушный винт и лыжи. Оно снабжено по меньшей мере одной дополнительной кабиной, расположенной параллельно и на расстоянии от вышеупомянутой кабины, и снабжено аэродинамическими поверхностями, установленными между двумя соседними кабинами. Часть этих поверхностей выполнена с устройствами для изменения аэродинамической подъемной силы. Эти поверхности могут устанавливаться так, что они способны быть и опорными. Транспортное средство может иметь грузовую площадку, размещенную за кабиной. Дополнительно к лыжам транспортное средство может оборудоваться колесами и/или поплавками удобообтекаемой формы. Аэродинамические поверхности могут выполняться в виде крыла или крыльев с устройствами для установки их с рабочее положение и/или увеличения поверхностей этих крыльев до требуемой для подъема и полета транспортного средства. Технический результат: повышение эксплуатационных качеств транспортного средства. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Саенко В | |||
Инвестиционный проект "Аэросани-глиссер "Русь" | |||
Aerospace journal, Janvary-February 1996, с.23(84) | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аэросани-амфибия | 1961 |
|
SU144731A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
RU 95105073 A1, 20.05.97. |
Авторы
Даты
1999-04-27—Публикация
1997-10-16—Подача