СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК B01J37/02 B01J23/40 B01J23/50 

Описание патента на изобретение RU2131773C1

Изобретение относится к технологии получения катализатора и может быть использовано в системах нейтрализации отработавших газов автотранспорта, в том числе для повышения эффективности очистки при пуске, на холостом ходу и малых нагрузках на двигатели.

Известен способ получения электронагреваемого каталитического нейтрализатора, где катализатор нанесен на металлическую основу в виде ленты толщиной 0,04 мм из специального металлического сплава, через которую пропускают электрический ток и быстро выводят нейтрализатор на рабочую температуру (6 Б137 - Каталитические нейтрализаторы для автомобилей. - РЖ. Автомобильной транспорт. -М.: ВИНИТИ, 1994, N 6, с. 17).

Однако данный способ может быть использован только в блочных каталитических нейтрализаторах с металлической основой в виде фольги, сложных по конструкции и технологии изготовления. Неизбежные в процессе эксплуатации прогары снижают надежность и долговечность работы нейтрализаторов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ изготовления фильтра для улавливания частиц в отходящих газах дизелей (11 Б 123-Новый эффективный фильтр для улавливания частиц в ОГ дизелей. -РЖ. Автомобильный транспорт.- М.:ВИНИТИ, 1993, N 11 - 12, с. 16). В каналы корпуса керамического фильтра наносят каталитическое покрытие на основе драгоценных металлов, используя термическую обработку. Фильтр также содержит электросопротивление, которое питается от сети 220 В и служит для сжигания частиц в отработавших газах.

Однако данный фильтр обладает недостаточно высокой степенью очистки отработавших газов при пуске, на холостом ходу и малых нагрузках на двигатель, т. к. требует значительного времени прогрева катализатора до начала его эффективной работы.

Задачей данного изобретения является повышение эффективности очистки отработавших газов от вредных примесей при пуске, на холостом ходу и малых нагрузках за счет сокращения времени прогрева катализатора до его температуры.

Задача решается способом изготовления каталитического нейтрализатора отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, включающем нанесение в каналы его керамического корпуса покрытия на основе металла платиновой группы с последующей термической обработкой и использованием электрического сопротивления, подсоединяемого к источнику питания, причем для получения покрытия используют органозоль в виде ультрадисперсного металла платиновой группы, осажденного на кристаллах нафталина, который наносят в каналы предварительно нагретого корпуса, а затем после термической обработки на полученном покрытии изготовляют электрические контакты путем нанесения на него в местах подсоединения к источнику питания органозоля в виде ультрадисперсного серебра, осажденного на кристаллах нафталина, который также подвергают термической обработке. Термическое обработку при нанесении покрытия и изготовлении электрических контактов выполняют путем расплавления органозоля при 100 - 120oC, сушки и отжига при 350 - 400oC. Покрытие органозолем и термическую обработку проводят многократно до достижения толщины покрытия к каналах не менее 5 мкм, а в местах электрических контактов 30 - 50 мкм.

Предлагаемый способ нанесения каталитического покрытия с использованием ультрадисперсного металла, осажденного на нафталине, позволяет получить электрическое сопротивление - качественную электропроводную пленку металла (т. е. избежать несплошности покрытия, островковых фрагментов - нарушающих электропроводность, а также остатков связующего, являющегося диэлектриком) за счет ультрадисперсности частиц и полного удаления нафталина при термической обработке. Нанесение электропроводной пленки катализатора необходимого электросопротивления и электрических контактов в сочетании с выбранным напряжением обеспечивают необходимую мощность и скорость электроподогрева и осуществляют практически мгновенный электроподогрев непосредственно зоны каталитического контакта. Необходимое электросопротивление задается толщиной пленки не менее 5 мкм, которая обеспечивается многократным нанесением органозоля и термической обработки. Толщина пленки менее 5 мкм не обеспечивает сплошности покрытия и постоянства электрических характеристик по всей поверхности пленки. Верхний предел толщины пленки выбирают исходя из подавляемого напряжения. Нанесением в места подсоединения электрического сопротивления к источнику питания органозоля ультрадисперсное серебро-нафталин создают электрические контакты, заданную толщину которых обеспечивают многократным нанесением серебра до толщины покрытия 30 - 50 мкм. При толщине менее 30 мкм возникают прогары пленки в местах контакта, толщина более 50 мкм нецелесообразна, т.к. увеличивает расход драгметалла, не повышая надежности работы. Высокое качество нанесения контактов также обусловлено ультрадисперсным состоянием частиц серебра, которое обеспечивает высокую адгезию контактов к поверхности электропроводной пленки металла и многократно наносимых слоев друг к другу.

Способ осуществляется следующим образом. Монолитный керамический корпус нагревают до температуры 100 - 120oC и его каналы, подлежащие металлизации, обрабатывают твердым органозолем нафталин-ультрадисперсный металл платина или платина-палладий (в соотношении 1:3) в виде стержня. Покрытие из органозоля расплавляют, равномерно распределяют по поверхности, выдерживают до полного удаления органической фазы (нафталина) и прокаливают при температуре 350 - 400oC до образования металлической пленки.

Заданное электросопротивление пленки получают путем многократного ее нанесения и достижения толщины не менее 5 мкм. Электрические контакты получают многократным нанесением в места подсоединения к источнику питания на полученной пленке платины органозоля ультрадисперсное серебро-нафталин с сушкой каждого слоя при 100 - 120oC в течение 3 - 5 мин и отжигом при 350 - 400oC в течение 5 - 7 мин. Толщину пленки определяют весовым методом, электросопротивление пленки замеряют омометром В7-26.

Примеры конкретного выполнения, а также геометрические в электрофизические характеристики каталитической пленки Pt или Pt/Pd<сведены в таблицы. На образцах 1,4 и 6 определена мощность электронагрева пленки металла, необходимая для достижения 216oC. Для этого на образцы подают ток указанной в таблице 2 силы, замеряют напряжение и время нагрева (t, с) пленки до указанной температуры, определяемой по началу плавления кристаллика антроцена, помещенного на поверхность пленки металла. Нагрев до 216oC при удельной мощности 1,3 - 3,5 Вт/см2 достигается за 12 - 26 с. На образце 4 при удельной мощности 0,85 Вт/см2 кристаллик антрацена сублимировал без плавления.

Способ позволяет осуществлять электронагрев непосредственно электропроводной пленки каталитически активного металла, нанесенной в каналы керамического корпуса, т. е. начинать катализ практически мгновенно (температура вспышки катализатора 200 - 220oC достигается в течение 12 - 26 с момента подачи электрического напряжения, в прототипе через 15 - 20 мин), что обеспечивает эффективную очистку отработавших газов в начальный период после пуска двигателя.

Способ не требует наличия специальных электроустройств, систем регулирования напряжения, а также позволяет контролировать унос катализатора по увеличению электросопротивления (периодические замеры) и проводить многократную регенерацию катализатора по толщине планки и площадки нанесения.

Похожие патенты RU2131773C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА НА КЕРАМИЧЕСКИЙ НОСИТЕЛЬ 1997
  • Захаров Ю.А.
  • Сальский В.А.
RU2134156C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ СЕРЕБРЯНЫХ ПОКРЫТИЙ 1989
  • Сальский В.А.
  • Черяпина Е.В.
  • Морейнс Ю.Р.
SU1623544A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДЯЩИХ СЕРЕБРЯНЫХ ПОКРЫТИЙ 1992
  • Сальский В.А.
  • Михайлова Е.Б.
  • Кондратова Г.А.
RU2083064C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАНОСТРУКТУРНЫХ КАТАЛИТИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ НА КЕРАМИЧЕСКИХ НОСИТЕЛЯХ ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Мазалов Юрий Александрович
  • Меренов Александр Владимирович
  • Берш Александр Валентинович
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Пронская Татьяна Викторовна
RU2515727C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРОВ МЕТАЛЛОВ 1994
  • Сальский В.А.
  • Куркина Н.Н.
RU2088328C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИЗАТОРА ОКИСЛЕНИЯ CO 1996
  • Сальский В.А.
  • Сбеглова Н.В.
RU2108152C1
ПОДЛОЖКА ФИЛЬТРА, СОДЕРЖАЩАЯ ЗОНАЛЬНО НАНЕСЕННОЕ ПОКРЫТИЕ ИЗ ПОРИСТОГО ОКСИДА С КАТАЛИЗАТОРОМ 2014
  • Блэйкман Филип Джеральд
  • Гринвэлл Дэвид Роберт
RU2650992C2
СИСТЕМА НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2013
  • Клингманн Рауль
  • Шписс Штефани
  • Вон Кафай
  • Рихтер Йёрг-Михаэль
RU2618685C2
Способ приготовления блочного катализатора 2023
  • Водянкина Ольга Владимировна
  • Харламова Тамара Сергеевна
  • Грабченко Мария Владимировна
  • Львова Екатерина Сергеевна
RU2825302C1
Способ изготовления электрического контакта 1986
  • Маслов Михаил Васильевич
  • Сидорин Юрий Юрьевич
SU1345268A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 131 773 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к технологии получения катализаторов и может быть использовано в системах нейтрализации отработавших газов автотранспорта. Предлагаемый способ включает нанесение в каналы его керамического корпуса покрытия на основе металла платиновой группы с последующей термической обработкой и использование электрического сопротивления, подсоединяемого к источнику питания, причем в качестве покрытия используют органозоль в виде ультрадисперсного металла платиновой группы, осажденного на кристаллах нафталина, который многократно наносят в каналы предварительно нагретого корпуса, а затем после термической обработки на полученном покрытии изготовляют электрические контакты путем многократного нанесения на него в местах подсоединения к источнику питания органозоля в виде ультрадисперсного серебра, осажденного на кристаллах нафталина, который также подвергают термической обработке. Технический результат - повышение эффективности процесса очистки отработавших газов от вредных примесей при пуске, на холостом ходу и малых нагрузках на двигатель. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 131 773 C1

1. Способ изготовления каталитического нейтрализатора отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, включающий нанесение в каналы его керамического корпуса покрытия на основе металла платиновой группы с последующей термической обработкой и использование электрического сопротивления, подсоединяемого к источнику питания, отличающийся тем, что для получения покрытия используют органозоль в виде ультрадисперсного металла платиновой группы, осажденного на кристаллах нафталина, который наносят в каналы предварительно нагретого корпуса, а затем после термической обработки на полученном покрытии изготовляют электрические контакты путем нанесения на него в местах подсоединения к источнику питания органозоля в виде ультрадисперсного серебра, осажденного на кристаллах нафталина, который также подвергают термической обработке. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что термическую обработку при нанесении покрытия и изготовлении электрических контактов выполняют путем расплавления органозоля при 100 - 120oС сушки и отжига при 350 - 400oС. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что покрытие органозолем и термическую обработку проводят многократно до достижения толщины покрытия в каналах не менее 5 мкм, а в местах электрических контактов 30 - 50 мкм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2131773C1

Новый эффективный фильтр для улавливания частиц в ОГ дизелей
Автомобильный транспорт
- М.: ВИНИТИ, 1993, N 11-12, с.16
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО БЛОКА ДЛЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВРЕДНЫХ ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ 1994
  • Анисимов М.И.
  • Фармаковский Б.В.
  • Хинский А.П.
RU2080179C1
0
SU160482A1
DE 4410353 A1, 29.09.94
Устройство для отображения информации на экране электронно-лучевой трубки 1976
  • Стахов Алексей Петрович
SU734757A1
Каталитический нейтрализатор для автомобилей
Автомобильный транспорт
- М,: ВИНИТИ, 1994, N 6, с.17.

RU 2 131 773 C1

Авторы

Сальский В.А.

Кулешов С.В.

Захаров Ю.А.

Даты

1999-06-20Публикация

1998-03-24Подача