УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F02B37/22 

Описание патента на изобретение RU2131981C1

Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения, в частности к агрегатам наддува двигателей внутреннего сгорания.

Известно регулировочное устройство, выполненное в виде турбокомпрессора, содержащего корпус с газоподводящей улиткой, в которой размещены рабочее колесо центростремительной турбины и заслонка, расположенная на входе газов в улитку, выполненная с возможностью поворота и кинематически связанная с регулирующим механизмом [1].

Недостатком этого устройства является следующее.

Узел поворота регулировочного диска имеет втулкообразную форму большого диаметра, что способствует из-за воздействия высоких температур объемному расширению и заклиниванию. Кроме того, на регулировочный диск действует боковое давление газов со стороны турбины, сто увеличивает трение при повороте диска.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому устройству является регулировочное устройство, содержащее турбокомпрессор, в корпусе которого размещены воздухонапорная полость компрессора и газоподводящая улитка турбины, в которой установлены рабочее колесо центростремительной турбины и заслонка, расположенная на входе газов в улитку, и регулирующий механизм, выполненный в виде размещенной в кожухе подпружиненной мембраны, разделяющей кожух на надмембранную и подмембранную полости, штока, связанного с мембраной, и канала подвода наддувочного воздуха в подмембранную полость, в котором выполнена дополнительная полость, причем заслонка кинематически связана с регулирующим механизмом, в штоке образован клапан, выполненный с возможностью закрытия дополнительной полости за счет усилия пружины и площадью, меньшей, чем площадь мембраны [2].

Недостатком этого устройства является следующее.

Шток клапана устройства выполнен с возможностью возвратно-поступательного движения, что способствует образованию нагара на штоке от отработавших газов и заклиниванию, что снижает эффективность работы устройства.

Изобретение направлено на повышение эффективности устройства.

Для этого в устройстве для регулирования давления наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее турбокомпрессор, в корпусе которого размещены воздухонапорная полость компрессора и газоподводящая улитка турбины, в которой установлены рабочее колесо центростремительной турбины и заслонка, расположенная на входе газов в улитку, и регулирующий механизм, выполненный в виде размещенной в кожухе подпружиненной мембраны, разделяющей кожух на надмембранную и подмембранную полости, штока, связанного с мембраной, и канала подвода поддувочного воздуха в подмембранную полость, в котором выполнена дополнительная полость, причем заслонка кинематически связана с регулирующим механизмом, в штоке образован клапан, выполненный с возможностью закрытия дополнительной полости за счет усилия пружины и площадью, меньшей, чем площадь мембраны, согласно изобретению, в корпусе турбокомпрессора выполнено отверстие, в котором установлен передаточный вал, жестко соединенный с заслонкой, регулирующий механизм расположен с наружной стороны корпуса турбокомпрессора и снабжен рычагом, размещенным в выполненной в корпусе выемке, жестко связанным с передаточным валом и шарнирно соединенным со штоком.

На фиг. 1 показана схема устройства для регулирования давления наддува двигателя внутреннего сгорания;
на фиг. 2 показан разрез А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 показан разрез Б-Б на фиг. 1;
Устройство для регулирования давления наддува двигателя внутреннего сгорания 1 содержит турбокомпрессор 2, в корпусе которого размещены воздухонапорная полость компрессора 3 и газоподводящая улитка турбины 4, в которой установлены рабочее колесо 5 центростремительной турбины 4 и заслонка 6, расположенная на входе газов в улитку турбины 4, и регулирующий механизм 7, расположенный с наружной стороны корпуса турбокомпрессора 2 и выполненный в виде размещенной в кожухе подпружиненной мембраны 8, разделяющий кожух на надмембранную 9 и подмембранную 10 полости, штока 11, связанного с мембраной 8, и канала 12 подвода поддувочного воздуха в подмембранную полость 10, в котором выполнена дополнительная полость 13. Заслонка 6 через передаточный вал 14 и рычаг 15 шарнирно соединена со штоком 11 регулирующего механизма 7. В штоке 11 образован клапан 16, выполненный с возможностью закрытия дополнительной полости 13 за счет усилия пружины 17. Площадь клапана 16 меньше площади мембраны 8. Передаточный вал 14 установлен в выполненном в корпусе турбокомпрессора 2 отверстии 18 и жестко соединен со стороны турбины 14 с заслонкой 6, а со стороны компрессора 3 - с рычагом 15, причем рычаг 15 размещен в выполненной в корпусе выемке 19.

Устройство работает следующим образом.

Отработавшие газы двигателя 1 поступают через улитку турбины 4 на рабочее колесо 5. Мощность турбины 4 через ротор 20 передается компрессору 3, в котором сжимается воздух для наддува двигателя 1. Давление сжатого воздуха зависит от давления газов перед турбиной 4, а последнего - от начального проходного сечения 21 турбины 4.

При работе двигателя 1 с малым расходом газа через турбину 4, т.е. на режимах малых нагрузок и частот вращения, а также на режиме максимально крутящего момента, давление наддувочного воздуха, заполнившего через канал 2 дополнительную полость 13, недостаточно для сжатия пружины 17, и клапан 16 находится в прижатом к корпусу регулирующего механизма 7 положении, следовательно, заслонка 6 максимально перекрывает начальное проходное сечение 21 турбины 4. Тем самым достигается необходимое давление наддува, которое позволяет достаточно полно обеспечить воздухом двигатель 1 на частичных режимах и на режиме максимального крутящего момента.

При переходе с режима максимального крутящего момента на режим номинальной мощности начинает повышаться давление наддува выше необходимого значения и усилие пружины 17 становится меньше усилия давления наддува на клапан 16 и пружина 17 сжимается. Наддувочный воздух заполняет подмембранную полость 10, так как площадь мембраны 8 больше площади клапана 16, то усилие давления наддувочного воздуха на пружину 17 возрастает в прямой пропорциональности от отношения площади мембраны 8 к площади клапана 16 и пружина 17 сжимается до тех пор, пока усилие пружины 17 не сравняется с усилием от давления наддувочного воздуха. При этом заслонка 6 раскрывает начальное проходное сечение 21 турбины 4 и давление наддува перестает возрастать.

При понижении давления наддува устройство работает в сторону уменьшения начального проходного сечения 21 турбины 4.

Кинематическая связь между регулирующим механизмом 7 и заслонкой 6 работает следующим образом. Шток 11 регулирующего механизма 7, шарнирно соединенный с рычагом 15, совершая возвратно-поступательные движения, поворачивает рычаг 15, а вместе с ним и заслонку 6.

Применение предложенного устройства позволяет повысить эффективность работы конструкции, что заключается в следующем:
- узел поворота (передаточный вал и отверстие в корпусе турбокомпрессора) подвержен минимальным температурным нагрузкам вследствие того, что корпус турбокомпрессора охлаждается маслом при смазывании скользящего подшипника ротора турбокомпрессора;
- на передаточный вал действуют осевые усилия от давлений со стороны компрессора и турбины, которые примерно одинаковые, вследствие чего передаточный вал разгружается от осевых усилий;
- передаточный вал выполнен минимального диаметра исходя из условия прочности конструкции, поэтому менее подвержен заклиниванию из-за объемных температурных расширений.

Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР N 1650917, кл. F 01 D 17/04, 1991.

2. Современные устройства для регулирования наддува двигателей внутреннего сгорания тракторов и сельскохозяйственных машин. Обзорная информация. Серия: Тракторы, самоходные шасси и двигатели, агрегаты и узлы. Вып. 17. - М.: ЦНИИТЭИ "Тракторсельхозмаш", 1979, с. 17, рис. 6.

Похожие патенты RU2131981C1

название год авторы номер документа
Турбокомпрессор 1989
  • Каминский Валерий Наумович
  • Люгарин Михаил Михайлович
  • Магзумьянов Радик Фаатович
SU1650917A1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Жуков Владимир Анатольевич
  • Курин Максим Сергеевич
RU2472950C2
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Магзумьянов Радик Фаатович
SU1401152A1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВС С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ РЕГУЛИРУЕМОГО НАДДУВА 2014
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Тарасов Владимир Викторович
  • Алимов Игорь Владимирович
RU2594836C2
Силовая установка 1979
  • Тернопол Владимир Петрович
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Заславский Ефим Григорьевич
  • Малютин Евгений Владимирович
  • Соболь Валентин Николаевич
SU922303A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЙПАСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ И РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 1999
  • Петухов Е.В.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Павлов А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
RU2159340C1
Устройство для наддува V-образного двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Пушкарев Вадим Борисович
  • Карманов Юрий Владимирович
SU1710799A1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1979
  • Васильев Валерий Николаевич
  • Файн Матвей Аронович
SU891986A1
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Борисов Александр Дмитриевич
SU1714172A1
Двигатель внутреннего сгорания 1978
  • Кривов Валентин Гаврилович
  • Синатов Станислав Александрович
SU731007A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 131 981 C1

Реферат патента 1999 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к агрегатам наддува двигателей внутреннего сгорания. В корпусе турбокомпрессора размещены воздухонапорная полость компрессора и газоподводящая улитка турбины, в которой установлены рабочее колесо центростремительной турбины и заслонка, расположенная на входе газов в улитку турбины. Регулирующий механизм выполнен в виде подпружиненной мембраны, штока, связанного с мембраной, и канала подвода наддувочного воздуха в подмембранную полость. В канале выполнена дополнительная полость. В штоке образован клапан, закрывающий дополнительную полость. В корпусе турбокомпрессора выполнено отверстие, в котором установлен передаточный вал, жестко соединенный с заслонкой, регулирующий механизм расположен с наружной стороны корпуса турбокомпрессора и снабжен рычагом, жестко связанным с передаточным валом и шарнирно соединенным с штоком. Технический результат заключается в повышении эффективности в работе. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 131 981 C1

Устройство для регулирования давления наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащее турбокомпрессор, в корпусе которого размещены воздухонапорная полость компрессора и газоподводящая улитка турбины, в которой установлены рабочее колесо центростремительной турбины и заслонка, расположенная на входе газов в улитку, и регулирующий механизм, расположенный с наружной стороны корпуса турбокомпрессора и выполненный в виде размещенной в кожухе подпружиненной мембраны, разделяющей кожух на надмембранную и подмембранную полости, штока, связанного с мембраной, и канала подвода наддувочного воздуха в подмембранную полость, в котором выполнена дополнительная полость, причем заслонка кинематически связана с регулирующим механизмом, отличающееся тем, что в штоке образован клапан, выполненный с возможностью закрытия дополнительной полости за счет усилия пружины и площадью, меньшей площади мембраны, в корпусе турбокомпрессора выполнено отверстие, в котором установлен передаточный вал, жестко соединенный с заслонкой, а регулирующий механизм снабжен рычагом, размещенным в выполненной в корпусе выемке, жестко связанным с передаточным валом и шарнирно соединенным с штоком.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2131981C1

ЦНИИТЭИ "Тракторсельхозмаш"
Обзорная информация
Серия: Тракторы, самоходные шасси и двигатели, агрегаты и узлы
Современные устройства для регулирования наддува двигателей внутреннего сгорания тракторов и сельскохозяйственных машин
Вып
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
US 4075849 A, 28.02.78
Устройство для регулирования системы наддува двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Рябикин Владимир Григорьевич
  • Манойло Владимир Максимович
  • Мурашов Валерий Николаевич
  • Ковалев Николай Алексеевич
SU1710800A1
Двигатель внутреннего сгорания с наддувом 1980
  • Ждамиров Анатолий Филиппович
  • Пантелеев Евгений Павлович
SU909246A1
US 4120156 A, 17.10.78
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ 1995
  • Власов В.М.
  • Долгов В.В.
  • Гончаренко И.А.
  • Кирилин В.Н.
  • Мельниченко Н.В.
  • Новикова Л.Ф.
  • Панченко И.В.
  • Шуляков В.В.
  • Беляев В.Б.
RU2078856C1
US 4655043 A, 07.04.87.

RU 2 131 981 C1

Авторы

Магзумьянов Р.Ф.

Даты

1999-06-20Публикация

1997-10-23Подача