ПОДШИПНИК ЛИНЕЙНЫЙ Российский патент 1999 года по МПК F16C29/06 F16C29/04 

Описание патента на изобретение RU2132007C1

Техническое решение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях и других устройствах в качестве опоры для линейных возвратно-поступательных перемещений.

Известный линейный подшипник имеет корпус, внутри которого установлен цилиндрический сепаратор с закольцованными каналами для шариков. Закольцованные каналы распределены вдоль всего периметра сепаратора и выполнены шариками. Каждый канал имеет нагруженные и ненагруженные участки. При этом рядом расположенные каналы соседствуют друг с другом либо нагруженными, либо ненагруженными участками, что ведет к сложной пространственной ориентации каналов и соответственно к сложности изготовления сепаратора и невозможности его обработки без специальных приспособлений, методами механической обработки (см. заявку EP N 0430573, кл. F 16 C 29/06, публикация от 05.06.91). Кроме того, у известного подшипника выступающие внутрь направляющие поверхности корпуса для всех нагруженных каналов не представляют собой единую поверхность, что также усложняет возможность их получения методами механической обработки.

Целью настоящего технического решения является устранение указанных недостатков и упрощение конструкции, обеспечивающей изготовление данного подшипника без специальных приспособлений при единичном и мелкосерийном производстве.

Поставленная цель достигается тем, что подшипник линейный, содержащий корпус и смонтированный в нем сепаратор с замкнутыми циркуляционными каналами, заполненными шариками, характеризуется тем, что внутренняя поверхность корпуса и наружная поверхность сепаратора выполнены в виде правильного многогранника, в частности - шестигранника. Это позволяет обеспечить изготовление подшипника на станочном оборудовании, избегая изготовления специальной штамповой оснастки. Т. е. обеспечить возможность изготовления подшипника в условиях единичного и/или мелкосерийного производства. Еще одной особенностью заявленного подшипника является то, что замкнутые циркуляционные каналы выполнены на каждой границе сепаратора и ориентированы в плоскости, параллельной соответствующей грани сепаратора. Еще одной отличительной особенностью заявленного подшипника является то, что на внутренней стороне корпуса предусмотрены выступы, обеспечивающие отсутствие заклинивания и свободное перемещение шариков и возможность достигнуть заданной точности и необходимого класса чистоты на статочном оборудовании. Следующей особенностью заявленного подшипника является наличие технологических каналов на сепараторе, которые позволяют выполнить сборку подшипника. Эти канавки выполнены по оси нагруженных участков циркуляционных каналов с одной стороны сепаратора и ширина их несколько больше ширины выступов на корпусе.

На фиг. 1 показан поперечный разрез подшипника; на фиг. 2 - разрез А-А; на фиг. 3 - разрез Б-Б; на фиг. 4 - направляющий выступ корпуса; на фиг. 5 - участок сепаратора, развертка; на фиг. 6 - продольный разрез корпуса.

Линейный подшипник состоит из корпуса 1 (фиг. 1, 2) и сепаратора 2 с шариками 3. Внутренняя поверхность корпуса 1 и наружная поверхность сепаратора 2 в сечении представляют многогранник со скругленными вершинами. На внутренней поверхности корпуса 1 выполнены продольные направляющие выступы 4 (фиг. 4), равномерно расположенные по периметру, по одному на каждой грани. По краям корпуса 1 предусмотрены участки 5 (фиг. 6) без выступа, которые обеспечивают свободное перетекание шариков по каналам сепаратора.

Сепаратор 2 расположен внутри корпуса 1. На каждой грани сепаратора 2 выполнены замкнутые циркуляционные каналы для размещения шариков 3. Каждый циркуляционный канал состоит из 2-х продольных участков, нагруженного 6 (фиг. 3) и ненагруженного 7, которые соединяются на концах переходными участками 8, полукруглой формы. Нагруженный продольный участок 6 (фиг. 1) открыт в направлении внешней и внутренней поверхностей сепаратора 2, что обеспечивает контакт шариков 3 с направляющей поверхностью корпуса 1 и с валом 9, на котором установлен подшипник. Ненагруженный участок 7 замкнутого канала открыт только с внешней стороны сепаратора, и шарики 3 свободно по нему перемещаются. Осевая фиксация сепаратора 2 осуществляется по торцовым поверхностям, которые упираются с одной стороны в выступ корпуса 1, с другой - в концевую пластину 10, застопоренную кольцом 11. По краям сепаратора 2, напротив нагруженных продольных участков 6, выполнены обнижения 12 (фиг. 1, 4, 5), с целью обеспечения сборки сепаратора 2 с корпусом 1, т.е. выступы 4 корпуса 1 входят в эти обнижения 12 на сепараторе 2.

Отличительные особенности заявленного подшипника: правильный многогранник (сепаратор 2 и внутренняя поверхность корпуса 1), наличие на внутренней поверхности корпуса 1 выступа 4 на каждой грани, а также наличие обнижения 12 позволяют изготовить подшипник, кроме массового производства, также в условиях единичного и/или мелкосерийного производства с использованием станочного оборудования.

Выступы 4 выполнены по оси нагруженных участков 6 циркуляционных каналов, поверхность выступов является частью поверхности круглого цилиндра, единого для всех выступов и получена с высокой точностью и высоким классом чистоты поверхности.

Линейный подшипник работает следующим образом. При поступательном движении вала 9, нагруженные шарики, находящиеся в контакте с валом 9 и выступами 4 корпуса 1, двигаются по продольной части канала в том же направлении. Движение от нагруженных шариков передается ненагруженным шарикам, которые двигаются по другой продольной части канала и по переходным участкам 8. Таким образом, осуществляется движение шариков 3 по замкнутым циркуляционным каналам. Шарики, перешедшие с нагруженного продольного участка 6 на переходный участок 8, теряют контакт с направляющей поверхностью 4 корпуса 1 и валом 9 и становятся ненагруженными наоборот, шарики, перешедшие с противоположного переходного участка 8 на нагруженный участок 6, приобретают этот контакт и становятся нагруженными, так шарики меняются ролями. Постоянно в контакте с направляющей поверхностью 4 и валом 9 находятся шарики шести продольных нагруженных участков 6, что обеспечивает равномерную нагрузку на шарики и надежную работу линейного подшипника.

Производство предлагаемого линейного подшипника возможно на неспециализированных предприятиях мелкими сериями и поштучно, без специальных приспособлений, что расширяет возможности применения шариковых направляющих.

На Волжском автозаводе по данному техническому решению разработана техническая документация, изготовлены опытные образцы подшипников, которые успешно используются в качестве направляющих для колонок в загрузчиках штучных заготовок.

Похожие патенты RU2132007C1

название год авторы номер документа
Шариковая направляющая качения 1987
  • Михайлов Николай Николаевич
  • Быстранов Олег Николаевич
SU1530852A1
Шариковая опора качения 1989
  • Быстранов Олег Николаевич
SU1800164A1
Шариковая опора качения 1989
  • Быстранов Олег Николаевич
SU1800163A1
ДИСТАНЦИОНИРУЮЩАЯ РЕШЕТКА (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Сиников Ю.Г.
  • Марьев К.В.
  • Енин А.А.
  • Кушманов А.И.
  • Петров В.М.
RU2127000C1
ПЛАНЕТАРНАЯ ШАРИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА 2003
  • Становской В.В.
  • Казакявичюс С.М.
  • Петракович А.Г.
RU2253777C2
Линейная шариковая втулка и способ заполнения ее шариками 1990
  • Манфред Биндер
  • Карл-Хайнц Ройс
  • Райнер Хефлинг
SU1809880A3
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2000
  • Гудов В.Д.
  • Крылов В.В.
  • Синицын В.М.
RU2180384C1
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ 2000
  • Базлов В.Н.
  • Кулаковский В.Н.
  • Давыдова В.Ф.
RU2179276C1
ПЛОМБА 2000
  • Крылов В.В.
  • Гудов В.Д.
  • Синицын В.М.
RU2178051C1
Опора качения для прямолинейного перемещения 1983
  • Козлов Виталий Иосифович
  • Мариич Владимир Иванович
  • Темир Анатолий Антонович
  • Коваленко Валентин Иванович
SU1113601A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 132 007 C1

Реферат патента 1999 года ПОДШИПНИК ЛИНЕЙНЫЙ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах. Цель изобретения - возможность изготовления линейного подшипника без специальных приспособлений при единичном и мелкосерийном производстве. В цилиндрическом корпусе смонтирован сепаратор. Внутренняя поверхность корпуса и наружная поверхность сепаратора в сечении представляют шестигранник со скругленными вершинами. На каждой грани сепаратора выполнены замкнутые циркуляционные каналы с продольными и переходными участками, заполненными шариками. Каждый замкнутый канал имеет первый нагруженный продольный участок, содержащий ряд нагруженных шариков, и второй ненагруженный или возвратный участок, содержащий ряд ненагруженных шариков. При этом нагруженный участок замкнутого канала открыт в направлении внешней и внутренней поверхностей сепаратора, что обеспечивает контакт шариков с направляющей поверхностью корпуса и с поверхностью вала, на котором установлен подшипник. Ненагруженный участок замкнутого канала открыт только с внешней стороны сепаратора и шарики свободно по нему перемещаются. Для более равномерного нагружения шариков на каждой грани внутренней поверхности корпуса выполнены направляющие выступы, что позволяет достичь высокой точности изготовления и высокого класса чистоты направляющей поверхности простыми методами обработки. Направляющие выступы на корпусе выполнены напротив нагруженных участков кольцевых каналов сепаратора. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 132 007 C1

1. Подшипник линейный, содержащий корпус и смонтированный в нем сепаратор с замкнутыми циркуляционными каналами с продольными и переходными участками, заполненными шариками, отличающийся тем, что внутренняя поверхность корпуса и наружная поверхность сепаратора выполнены в виде правильного многогранника, например шестигранника, а циркуляционные каналы выполнены на каждой грани сепаратора и ориентированы в плоскости, параллельной плоскости соответствующей грани сепаратора. 2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности корпуса выполнены направляющие выступы для нагруженных шариков и поверхность этих выступов является частью поверхности круглого цилиндра, единого для всех выступов. 3. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что на сепараторе по оси нагруженных участков замкнутых циркуляционных каналов с одной стороны выполнены обнижения в виде канавки по ширине выступа на корпусе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2132007C1

EP 0430573, 05.06.91
Направляющая качения для поступательного перемещения 1969
  • Дзюба Владимир Федорович
  • Казак Сергей Григорьевич
  • Бурда Иосиф Хупович
  • Кричевер Илья Самсонович
  • Мезенцев Сергей Афанасьевич
SU471481A1
Роликовая опора 1986
  • Нисенман В.И.
  • Ширяев Ю.В.
  • Иванников А.А.
SU1407178A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПИРОВИНОГРАДНОЙ КИСЛОТЫ 1994
  • Энтон Дэвид Лерой
  • Дикосимо Роберт
  • Уиттерхолт Винсент Джерард
RU2123529C1
Шариковая опора качения 1989
  • Быстранов Олег Николаевич
SU1800163A1
Шариковая опора качения 1989
  • Быстранов Олег Николаевич
SU1800164A1

RU 2 132 007 C1

Авторы

Дубровина Л.П.

Логинов В.П.

Даты

1999-06-20Публикация

1997-08-22Подача