УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА Российский патент 1999 года по МПК F16J15/32 

Описание патента на изобретение RU2132503C1

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения коленчатого вала двигателя автомобиля в условиях, когда монтаж уплотнения возможен только в плоскости, перпендикулярной оси вала.

Известно разъемное сальниковое уплотнение коренного подшипника коленчатого вала двигателя по авторскому свидетельству СССР N 1451381, F 16 J 15/32, содержащее два полукольца сальниковой набивки, установленные в коническом пазу корпуса и крышки подшипника и зафиксированные штифтом.

Материал сальникового уплотнения не эластичен, поэтому при имеющемся зазоре (люфте) вала двигателя автомобиля он уплотняется, деформируясь, и увеличивая зазор в месте контакта с валом. Это приводит к утечке масла, которая достигает 2 л на каждую 1000 км, что увеличивает расход масла и ухудшает экологию. Износ таких сальниковых уплотнений велик, а замена их - операция трудоемкая и дорогая, т.к. необходим демонтаж коленчатого вала. Сальниковую набивку уплотнения выполняют с помощью специальных приспособлений, что усложняет сборку, повышая ее трудоемкость, и требует привлечения квалифицированных рабочих. На практике деформированные уплотнения не меняют, поэтому имеется постоянная утечка масла.

Известно эластичное манжетное уплотнение по авторскому свидетельству СССР N 1463993, F 16 J 15/32, содержащее разрезное эластичное кольцо с поперечным сечением сложной формы, браслетную пружину с разомкнутыми между собой концами, расположенную в его кольцевой канавке, замковые пластины для закрепления концов браслетной пружины.

Однако такая конструкция манжеты (точнее касание с валом) ненадежна, т. к. могут быть загибы прижимной кромки манжеты. Коленчатый вал двигателя имеет маслосгонную резьбу в месте контакта с уплотнением, что увеличивает износ уплотнения. Разомкнутые между собой концы браслетной пружины не обеспечивают надежной фиксации эластичного кольца на валу, что ведет к перекосу стыка эластичного кольца. Все это приводит к интенсивному износу уплотнения, снижению его надежности, что усиливает утечку масла, увеличивая его непроизвольный расход и ухудшая экологию. Кроме того, данная конструкция сложна в изготовлении.

Известно также эластичное уплотнение манжетного типа по авторскому свидетельству СССР N 544806, F 16 J 15/32, принятое за прототип и содержащее эластичное кольцо с поперечным сечением сложной формы, браслетную пружину, расположенную в его кольцевой канавке. Браслетная пружина выполнена с чередующимися по шагу навивки участками для неравномерного прижатия губки манжеты к валу.

Однако надежность крепления такого манжетного уплотнения невелика, т.к. оно опирается на корпус агрегата лишь небольшим участком одной боковой поверхности. Кроме того, конструкция браслетной пружины не обеспечивает равномерного прижатия губки манжеты к валу. В условиях режима работы автомобиля произойдет сильный перекос такого уплотнения, что увеличивает его износ, уменьшая надежность соединения, и усилит утечку масла, увеличивая его непроизводительный расход и ухудшая экологию. Конструкция уплотнения имеет эластичное кольцо с поперечным сечением сложной формы и нестандартную браслетную пружину, что сложно в изготовлении.

Задачей заявляемого изобретения является повышение надежности уплотнения, устранения непроизводительного расхода масла, что улучшает экологию и упрощает конструкции.

Предлагаемое уплотнение вала содержит разрезное многослойное эластичное кольцо и замкнутую браслетную пружину, расположенную в этой кольцевой канавке. Эластичное кольцо установлено в коническом пазу крышки блока цилиндров и полуобоймы, закрепленной на этой крышке.

В отличие от прототипа эластичное кольцо имеет П-образное поперечное сечение и слой нетканого текстильного материала в месте контакта с валом и установлено с натягом в коническом пазу.

Соединение эластичного материала уплотнения с нетканым текстильным материалом, контактирующим с валом, обеспечивает надежность конструкции свойствами двух разных материалов. Нетканый текстильный материал имеет высокую гигроскопичность (по сравнению с тканями), поэтому хорошо впитывает и удерживает масло, обеспечивая надежное скольжение в месте контакта с валом и не допуская утечки масла, что повышает износостойкость уплотнения. Кроме того, нетканый текстильный материал производят способом горячего прессования, поэтому он не уплотняется под давлением в отличие от сальниковой набивки. С другой стороны, имеющийся люфт коленчатого вала двигателя автомобиля компенсируется пластинчатыми свойствами эластичного материала уплотнения, которое равномерно прижато к валу замкнутой браслетной пружиной. Кроме того, П-образное поперечное сечение эластичного кольца позволяет установить его надежно с натягом в коническом пазу крышки блока цилиндра и полуобоймы, закрепленной на этой крышке. Все это обеспечивает надежность конструкции в условиях эксплуатации автомобиля, не нарушая его герметичности, что повышает надежность уплотнения, устраняет утечку масла (непроизводительный его расход) и улучшает экологию.

Конструкция проста в изготовлении и применима без переделок узла крепления уплотнения. Таким образом, все существенные признаки устройства решают поставленную задачу.

Заявляемое устройство представлено на чертежах, где
на фиг. 1 - уплотнение вала, общий вид;
на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Уплотнение вала содержит разрезное эластичное кольцо 1, браслетную пружину 2, расположенную в его кольцевой канавке. Эластичное кольцо 1 установлено в коническом пазу 1 крышки 4 блока цилиндров и полуобоймы (не показано), закрепленной на этой крышке. Эластичное кольцо 1 имеет слой нетканого текстильного материала 5 в месте контакта с валом 6.

Эластичное кольцо 1 выполнено, например, из маслостойкой резины, к которой привулканизован слой фетра 5. При установке эластичного кольца 1 П-образного поперечного сечения фиг. 1 резиновые параллельные кромки сжимают, охватывая ими браслетную пружину 2, и с натягом плотно устанавливают сверху в конический паз 3 крышки 4 блока цилиндров и снизу - в конический паз полуобоймы (не показано), закрепленной на крышке 4 блока цилиндров. Резина, сжимаясь, заполняет все зазоры конического паза 3 и выгибается в сторону вала 6, создавая дополнительный натяг, что обеспечивает полное надежное соединение вала 6 по всей поверхности контакта с фетром 5. Браслетная пружина 2 дополнительно обеспечивает равномерное прижатие уплотнения к валу фиг. 2. Фетр 5 хорошо впитывает и удерживает масло, обеспечивая надежное скольжение по валу 6 и высокую износостойкость. При неизбежном перекосе вала 6 в условиях эксплуатации автомобиля резина кольца 1 упруго деформируется, не нарушая герметичности соединения. Таким образом обеспечивают плотность и надежность соединения на весь срок службы автомобиля. Установка уплотнения в конический паз агрегата проста и не требует дополнительных приспособлений с использованием квалифицированных рабочих.

Похожие патенты RU2132503C1

название год авторы номер документа
Безманжетное уплотнение штока или вала в гидравлических и пневматических приводах 2018
  • Казаков Марк Евгеньевич
  • Керничанский Владислав Маркович
RU2674838C1
Манжетное уплотнение 1987
  • Данкевич Вадим Игоревич
SU1463996A1
Сальниковое уплотнение 1983
  • Начовный Илья Иванович
  • Кузяев Иван Михайлович
  • Плошенко Иван Григорьевич
  • Семенец Лариса Анатольевна
SU1151740A1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
Контактное уплотнение 1982
  • Антонов Олег Николаевич
SU1093848A1
Радиально-торцовое газодинамическое уплотнение масляной полости опор роторов турбомашин 2015
  • Эскин Изольд Давидович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2611706C1
Сальниковое уплотнение 1990
  • Начовный Илья Иванович
  • Скирко Вера Георгиевна
  • Плошенко Иван Григорьевич
SU1751565A1
Сальниковый уплотнительный узел 1981
  • Колесник Леонид Георгиевич
  • Баранин Владимир Васильевич
  • Рязанов Сергей Дмитриевич
  • Мишанов Мадамин Мишанович
  • Ким Роман Николаевич
SU1013669A1
РАДИАЛЬНОЕ УПЛОТНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОВАНДЕР 2007
  • Овандер Валерий Борисович
RU2338106C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Орехов Дмитрий Владимирович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603386C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 132 503 C1

Реферат патента 1999 года УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА

Уплотнение вала предназначено для уплотнения коленчатого вала двигателя автомобиля в условиях, когда монтаж уплотнения возможен только в плоскости, перпендикулярной оси вала. Устройство содержит разрезное многослойное эластичное кольцо, браслетную пружину, расположенную в его кольцевой канавке. Эластичное кольцо имеет П-образное поперечное сечение и установлено в коническом пазу крышки блока цилиндров и полуобоймы, закрепленной на этой крышке. Эластичное кольцо имеет привулканизированный слой нетканого текстильного материала в месте контакта с валом. Соединение эластичного материала уплотнения с нетканым текстильным материалом, контактирующим с валом, обеспечивает надежность конструкции свойствами двух разных материалов. Это пластичность одного материала и гигроскопичность другого. П-образное поперечное сечение эластичного кольца обеспечивает надежную установку его с натягом в коническом пазу агрегата. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 132 503 C1

Уплотнение вала, содержащее разрезное многослойное эластичное кольцо и замкнутую браслетную пружину, расположенную в его кольцевой канавке, эластичное кольцо установлено в коническом пазу крышки блока цилиндров и полуобоймы, закрепленной на этой крышке, отличающееся тем, что эластичное кольцо имеет П-образное поперечное сечение и слой нетканого текстильного материала в месте контакта с валом и установлено с натягом в коническом пазу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2132503C1

Уплотнение манжетного типа 1975
  • Попов Игорь Константинович
SU544806A1
Разъемное сальниковое уплотнение коренного подшипника коленчатого вала двигателя 1987
  • Матерков Виктор Григорьевич
  • Чубаков Григорий Иванович
SU1451381A1
Сальниковое уплотнение 1987
  • Начовный Илья Иванович
  • Кузяев Иван Михайлович
  • Площенко Иван Григорьевич
  • Скирко Вера Георгиевна
  • Яворончук Вадим Евгеньевич
SU1463993A1
Радиально-торцовое уплотнение 1985
  • Копылов Андрей Викторович
  • Мустафаев Станислав Ибрагимович
  • Овандер Валерий Борисович
  • Старичнев Владимир Викторович
  • Мышляев Борис Константинович
  • Кувшинов Вадим Михайлович
  • Хаймзон Осип Ефимович
SU1446403A1
US 5265890 A, 30.11.93
US 5380016 A, 10.01.95.

RU 2 132 503 C1

Авторы

Реутов М.Г.

Даты

1999-06-27Публикация

1998-01-14Подача