УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ ДРЕНАЖНЫХ ОКОН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) Российский патент 1999 года по МПК B65D90/54 B64C1/14 

Описание патента на изобретение RU2132812C1

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, а также обеспечения ее пыле- и влагозащищенности.

Известно устройство для закрывания и открывания люка, содержащее приводной механизм, крышку и уплотнительный элемент (а.с. СССР N 402702, кл. F 16 J 13/06, приор. 03.05.71 г.). Это устройство ненадежно в работе из-за наличия рычагов, шарниров и отсутствия фиксации крышки в открытом положении.

Из известных конструктивных решений наиболее близким к заявленному устройству является устройство для закрывания крышек люков емкостей, содержащее силовой цилиндр, крышку с упором, механизм ее перемещения и эластичный уплотнительный элемент (а.с. СССР N 1034960, кл. B 65 D 90/54, приор. 02.03.81 г. ). Недостатком данного устройства является ненадежность конструкции, обусловленная ее сложностью из-за наличия нескольких тяг и шарниров, а также недостаточной надежностью уплотнения крышки.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности конструкции.

Технический результат достигается тем, что устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата, содержащее силовой цилиндр, механизм перемещения, крышку с упором, эластичный уплотнительный элемент, в соответствии с предлагаемым изобретением по варианту 1 снабжено возвратной пружиной, закрепленной на крышке, при этом крышка выполнена с симметричными проушинами, механизм перемещения выполнен в виде штока, упор содержит шарнирный подшипник, внутреннее кольцо которого неподвижно закреплено через шайбы, имеющие кольцевые выступы, внутри симметричных проушин крышки, при этом выступы шайб направлены к оси симметрии проушин, наружное кольцо шарнирного подшипника установлено с возможностью взаимодействия со штоком, а эластичный уплотнительный элемент выполнен с трапецеидальной опорной поверхностью, размещенной в соответствующем пазу крышки, и с выступающим наклонным упругим усом.

В устройстве по варианту 1 механизм перемещения выполнен в виде штока. Это позволило исключить тяги и несколько шарниров и, следовательно, упростить конструкцию. Возвратная пружина исключает необходимость наличия рабочего давления в силовом цилиндре при открывании крышки и действие его на уплотняющие элементы, которые при этом отжимаются от уплотняемых деталей, что снижает величину их износа. Упор состоит из шарнирного подшипника, способного воспринимать высокие усилия. Шаровые поверхности его внутреннего и внешнего колец, а также неподвижное крепление упомянутого внутреннего кольца позволяет увеличить площадь контакта, что снижает удельное давление на взаимодействующие поверхности и степень их износа. Шайбы, имеющие кольцевые выступы, направленные к оси симметрии проушин, не допускают отклонения наружного кольца больше, чем на угол, гарантирующий надежную работу узла. Закрепление внутреннего кольца подшипника внутри симметричных проушин крышки обеспечивает деталям устройства равномерно распределенную нагрузку.

Эластичный уплотнительный элемент выполнен с трапецеидальной опорной поверхностью, которая наряду с аналогичным пазом крышки обеспечивает надежное ее крепление и исключает выпадение при любом пространственном положении устройства. Надежность уплотнения окон достигается за счет работы наклонного упругого уса в более благоприятных условиях, чем уплотнение прототипа, имеющего закрепленные торцы, а также обеспечением лучшей теплоотдачи от его выступающей поверхности. Это позволяет, как известно, снизить напряжения, возникающие в упругом усе при деформациях.

Технический результат предлагаемого изобретения по варианту 2 достигается тем, что устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата, содержащее силовой цилиндр, механизм перемещения, крышку с упором, эластичный уплотнительный элемент, снабжено возвратной пружиной, закрепленной на крышке, механизм перемещения выполнен в виде штока, имеющего сферический конец и ограничитель хода, поверхность упора, взаимодействующая со сферическим концом штока, выполнена с уклоном, при этом угол между упомянутой поверхностью и вертикалью вдвое меньше угла раскрытия крышки, а эластичный уплотнительный элемент выполнен с трапецеидальной опорной поверхностью, размещенной в соответствующем пазу крышки, и с выступающим наклонным упругим усом.

Устройство по варианту 2 снабжено возвратной пружиной, механизм перемещения выполнен в виде штока, а эластичный уплотнительный элемент выполнен с трапецеидальной опорной поверхностью, размещенной в соответствующем пазу крышки, и с выступающим наклонным упругим усом. Необходимость этих признаков для достижения технического результата уже была показана для варианта 1. Применение сферического конца штока обусловливает небольшое трение его о рабочую поверхность упора. Ограничитель хода при надежной фиксации положения крышки обеспечивает открывание ее на необходимый угол. Поверхность упора выполнена с уклоном, а угол между этой поверхностью и вертикалью выбран вдвое меньшим угла раскрытия крышки. Это необходимо для того, чтобы сила, направленная перпендикулярно оси штока, прижимала последний при открывании и закрывании крышки то к одной, то к другой стенке цилиндра, обеспечивая тем самым равномерный износ взаимодействующих деталей, что является одним из основных параметров надежности работы этого цилиндра и механизма перемещения.

Следовательно, совокупность заявленных признаков на основании вышеизложенного позволяет повысить надежность заявленного устройства как по варианту 1, так и по варианту 2.

На фиг. 1 представлено устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата по варианту 1. На фиг. 2 - то же устройство в открытом положении. На фиг. 3 и 4 показаны в увеличенном масштабе вид А и выноска Б соответственно. На фиг. 5 изображено устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата по варианту 2. На фиг. 6 - то же устройство в открытом положении. На фиг. 7, 8 и 9 показаны в увеличенном масштабе выноски В, Г и Д соответственно.

Устройство для открывания и закрывания дренажных окон по варианту 1 содержит основание 1, крепящееся к корпусу 2 летательного аппарата, силовой цилиндр 3, механизм перемещения, выполненный в виде штока 4. Крышка 5, вращающаяся на оси 6, снабжена возвратной пружиной 7, эластичным уплотнительным элементом 8, содержащим трапецеидальную опорную поверхность, которая установлена в аналогичном пазу крышки, и выступающий наклонный упругий ус. Кроме того, крышка 5 имеет проушины 9. Упор состоит из шарнирного подшипника, внутреннее кольцо 10 которого через шайбы 11, имеющие кольцевые выступы, неподвижно закреплено при помощи пальца 12 в проушинах 9. Наружное кольцо 13 подшипника взаимодействует со штоком 4.

Работает устройство следующим образом. Наличие давления в силовом цилиндре 3 заставляет шток 4 упираться в наружное кольцо 13 шарнирного подшипника, что обеспечивает закрытое положение крышки 5 и герметизацию окна за счет деформации выступающего наклонного упругого уса эластичного уплотнительного элемента 8. При сбросе давления крышка 5 под действием возвратной пружины 7 поворачивается на оси 6, открывая окно.

Устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата по варианту 2 содержит основание 1, крепящееся к корпусу 2 летательного аппарата, силовой цилиндр 3, механизм перемещения, выполненный в виде штока 4. Крышка 5, вращающаяся на оси 6, снабжена возвратной пружиной 7, эластичным уплотнительным элементом 8, содержащим трапецеидальную опорную поверхность, которая установлена в аналогичном пазу крышки, и выступающий наклонный упругий ус. Кроме того, крышка 5 имеет упор 14, поверхность которого выполнена с уклоном α. Шток 4 имеет сферический конец 15 и ограничитель хода 16.

Работает устройство следующим образом. При наличии давления в силовом цилиндре 3 шток 4, упираясь сферическим концом 15 в упор 14, обеспечивает закрытое положение крышки 5 и герметизацию окна за счет деформации выступающего наклонного упругого уса эластичного уплотнительного элемента 8. При этом точка контакта сферического конца 15 штока 4 и упора 14 смещена относительно оси штока на угол При сбросе давления крышка 5 под действием возвратной пружины 7 поворачивается на оси 6 до тех пор, пока ограничитель хода 16 не коснется торца силового цилиндра 3. Точка контакта, перемещаясь по поверхности упора 14, сместится на угол относительно оси штока 4 и займет положение, симметричное тому, которое она занимала при закрытой крышке 5, что позволит открыться крышке на угол β = 2α.к

Похожие патенты RU2132812C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ ОКОН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2000
  • Жданов О.Н.
  • Махтин Б.Ш.
RU2198822C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ ОКОН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Мирошников Сергей Юрьевич
RU2480373C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАПРАВОЧНОЙ ГОРЛОВИНЫ 2001
  • Жданов О.Н.
  • Махтин Б.Ш.
RU2209749C1
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН СУДОВОЙ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2014
  • Гаранин Олег Петрович
  • Пахарьков Игорь Геннадьевич
  • Потапов Михаил Владимирович
  • Голубков Константин Юрьевич
  • Сучков Андрей Сергеевич
  • Шпунтов Александр Валерьевич
RU2594938C2
ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН 1998
  • Беляков В.В.
  • Дедянин И.И.
RU2142592C1
ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕвci::Cl.•^:^з^^Aя j !МШГ|Ку~т,:дй?-1);,?1|БИБЛИОТ.-^КД 1 1973
  • Авторы Изобретени Ю. А. Короленко, В. А. Короленко, В. А. Левашов, В. В. Мащенко, В. М. Олейников А. С. Сергеев
SU374216A1
УЗЕЛ РАЗЪЕДИНЕНИЯ ЧАСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Василевский В.Э.
  • Главацкий Л.А.
  • Соин В.И.
  • Толмачев С.М.
  • Тарасова Г.А.
RU2150665C1
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ДВЕРНОЙ И ЭЛЕКТРОПНЕВМОКЛАПАН ДЛЯ НЕГО 2004
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2282702C2
УСТРОЙСТВО РАЗДЕЛЕНИЯ ПЛАВУЧЕГО ПРИБОРА НА ГЕРМЕТИЧНЫЕ ОТСЕКИ 2019
  • Долбищев Сергей Фёдорович
  • Триканов Виктор Иванович
RU2705722C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОПТИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2000
  • Жданов О.Н.
  • Махтин Б.Ш.
RU2188779C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 132 812 C1

Реферат патента 1999 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ ДРЕНАЖНЫХ ОКОН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности. Устройство согласно изобретению содержит цилиндропоршневой привод с возвратной пружиной, взаимодействующий с крышкой, имеющей эластичное уплотнение трапецеидального поперечного сечения с выступающим наклонным упругим усом и снабженной упором, с которым контактирует шток привода. По первому варианту устройства, упор выполнен в виде наружного кольца подшипника, внутреннее кольцо которого закреплено внутри симметричных проушин крышки. По второму варианту, упор выполнен с поверхностью, имеющей уклон, угол которого относительно плоскости, нормальной ходу штока, вдвое меньше угла раскрытия крышки. При наличии давления в силовом цилиндре привода шток удерживает крышку, через упор, в закрытом положении, а при сбросе давления крышка открывается под действием возвратной пружины. Изобретение позволяет повысить надежность работы конструкции и обеспечения уплотнения крышки. 2 с.п. ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения RU 2 132 812 C1

1. Устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата, содержащее силовой цилиндр, механизм перемещения, крышку с упором, эластичный уплотнительный элемент, отличающееся тем, что оно снабжено возвратной пружиной, закрепленной на крышке, при этом крышка выполнена с симметричными проушинами, механизм перемещения выполнен в виде штока, упор содержит шарнирный подшипник, внутреннее кольцо которого неподвижно закреплено через шайбы, имеющие кольцевые выступы, внутри симметричных проушин крышки, при этом выступы шайб направлены к оси симметрии проушин, наружное кольцо шарнирного подшипника установлено с возможностью взаимодействия со штоком, а эластичный уплотнительный элемент выполнен с трапецеидальной опорной поверхностью, размещенной в соответствующем пазу крышки, и с выступающим наклонным упругим усом. 2. Устройство для открывания и закрывания дренажных окон летательного аппарата, содержащее силовой цилиндр, механизм перемещения, крышку с упором, эластичный уплотнительный элемент, отличающееся тем, что оно снабжено возвратной пружиной, закрепленной на крышке, механизм перемещения выполнен в виде штока, имеющего сферический конец и ограничитель хода, поверхность упора, взаимодействующая со сферическим концом штока, выполнена с уклоном, при этом угол между упомянутой поверхностью и вертикалью вдвое меньше угла раскрытия крышки, а эластичный уплотнительный элемент выполнен с трапецеидальной опорной поверхностью, размещенной в соответствующем пазу крышки, и с выступающим наклонным упругим усом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2132812C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для закрывания крышек люков емкостей 1981
  • Воробец Владимир Николаевич
  • Радченко Валерий Борисович
SU1034960A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
0
SU402702A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Люк контейнера 1973
  • Алексеев Сергей Васильевич
  • Брянцев Сергей Федорович
  • Луковцев Александр Дмитриевич
  • Вагранский Владимир Николаевич
  • Овсеенко Владимир Александрович
SU479688A1

RU 2 132 812 C1

Авторы

Жданов О.Н.

Махтин Б.Ш.

Даты

1999-07-10Публикация

1998-03-27Подача