Изобретение относится к строительству, а именно к предварительно напряженным железобетонным каркасам преимущественно для малоэтажного строительства.
Известен предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включающий колонны с пропущенной сквозь них в двух взаимно перпендикулярных направлениях преднапряженной арматурой и плиты перекрытия [1].
Недостатком известного каркаса является значительная толщина перекрытия, необходимая для размещения арматуры в двух взаимно перпендикулярных направлениях в разных уровнях.
Наиболее близкой к предлагаемой конструкции каркаса является предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включающий колонны с выполненными в них в уровне перекрытий в двух взаимно перпендикулярных направлениях каналами, плиты перекрытий и преднапряженную арматуру, заанкеренную на колоннах и омоноличенную в каналах и в швах между плитами бетоном. При этом каналы одного направления выполнены криволинейными для размещения предварительно напряженной арматуры в обоих направлениях в одном уровне у граней колонн [2].
Недостатками известного каркаса являются сложность изготовления криволинейных каналов, значительные потери предварительного напряжения при натяжении арматуры из-за возникающих в криволинейных каналах сил трения.
Техническая задача заключается в облегчении конструкции и упрощении монтажа за счет уменьшения толщины перекрытия и снижения потерь преднапряжения в узлах при натяжении арматуры.
Поставленная задача решается таким образом, что в предварительно напряженном железобетонном каркасе, включающем колонны с выполненными в них в уровне перекрытий в двух взаимно перпендикулярных направлениях каналами, плиты перекрытий и преднапряженную арматуру, пропущенную между рядами плит и в каналах колонн, заанкеренную на колоннах и омоноличенную в каналах и в швах между плитами бетоном, согласно изобретению в колоннах каналы в продольном направлении имеют круглое сечение, а в поперечном направлении выполнены в виде прямоугольных прорезей, в которых размещены вертикальные металлические рамки, зафиксированные на наружных гранях крайних колонн, а преднапряженная арматура в продольном направлении пропущена в каналах сквозь рамки и заанкерена на наружных гранях крайних колонн, а в поперечном - пропущена в прорезях и заанкерена на рамках с размещением в одной плоскости сечения колонн в уровне перекрытия.
Каркас может иметь мансарду, выполненную в виде железобетонных стропил из мелкоштучных элементов и опорных блоков, обжатых преднапряженной арматурой.
Колонна может быть выполнена сборно-монолитной из четырех вертикальных железобетонных призм с выпусками арматуры, омоноличенными бетоном, при этом длина призмы составляет не более 0,8 высоты этажа каркаса.
Предлагаемый каркас отличается от известного тем, что каналы в колоннах в одном направлении имеют круглое сечение, а в другом - в виде прямоугольных прорезей, в которых размещены вертикальные металлические рамки, зафиксированные на наружных гранях крайних колонн, а преднапряженная арматура в продольном направлении пропущена в каналах сквозь рамки и заанкерена на наружных гранях крайних колонн, а в поперечном - пропущена в прорезях и заанкерена на рамках с размещением в одной плоскости сечения колонн в уровне перекрытия.
Наличие металлической рамки в прямоугольной прорези дает возможность в одном направлении пропустить арматуру сквозь нее, а в перпендикулярном - арматуру заанкерить на рамке на том же уровне.
Такое расположение позволяет снизить толщину перекрытия, более полно использовать прочностные характеристики материалов, снизить потери предварительного напряжения, а также упростить монтаж каркаса.
Кроме того, каркас здания может иметь каркас мансарды, выполненный в виде железобетонных стропил из мелкоштучных элементов и опорных блоков, обжатых преднапряженной арматурой, что позволяет упростить монтаж мансарды за счет использования облегченных железобетонных стропильных конструкций.
Колонна каркаса здания может быть выполнена сборно-монолитной из четырех вертикальных призм с выпусками арматуры, омоноличенными бетоном. Это позволяет выполнять монтаж колонны "вручную", без использования грузоподъемных механизмов. При этом монолитная часть колонны обеспечивает надежное соединение смежных сборных частей колонн и плит перекрытия. Исходя из этого, целесообразная высота призмы составляет не более 0,8 высоты этажа здания исходя из условий обеспечения требуемой высоты монолитной части колонны.
На фиг. 1 представлен предварительно напряженный железобетонный каркас здания в плане, на фиг. 2 - А-А фиг. 1, на фиг. 3 - узел Б фиг. 2, на фиг. 4 - В-В фиг. 3, на фиг. 5 и 6 - то же, что и фиг. 3 соответственно до и после натяжения арматуры, на фиг. 7 - вариант каркаса с мансардой из преднапряженных железобетонных стропил и сборно-монолитными колоннами, фиг. 8 - сечение Г-Г фиг. 7, фиг. 9 - сечение Д-Д фиг. 7, фиг. 10 - сборный элемент колонны.
Предварительно напряженный железобетонный каркас здания включает колонны 1 с поэтажными поперечными сквозными прямолинейными каналами. Каналы выполнены: в продольном направлении здания - круглое сечение 2, в поперечном направлении - в виде прямоугольных прорезей 3 и расположены в двух взаимно перпендикулярных направлениях в одном уровне в зоне стыков колонн 1 с плитами перекрытий 4. Предварительно напряженная арматура 5 в виде канатов, проволоки или стержней, расположена в зазорах 6 между плитами перекрытий 4 и пропущена в колоннах в продольном направлении через каналы 2, а в поперечном направлении - закреплена анкерами 7 на металлических рамках 8, расположенных в прямоугольных прорезях 3 и закрепленных на наружных гранях колонн крайних поперечных рядов фиксаторами 9.
Пропущенная в каналах 2 арматура также фиксируется анкерами на наружных гранях колонн крайних продольных рядов.
Плиты перекрытий 4 могут быть изготовлены размером на конструктивную ячейку каркаса или из отдельных сборных плит и блоков с любой разрезкой в плане, а бортовые элементы 10 - совмещенные или выступающие за наружную плоскость колонн 1.
Каркас может быть выполнен с мансардой из сборных предварительно напряженных железобетонных стропил 11, состоящих из опорных блоков 12 и мелкоштучных элементов 13.
Колонны 1 каркаса могут быть выполнены из двух частей: сборной и монолитной. Сборная часть колонны состоит из четырех расположенных вертикально элементов 14 в виде призм, имеющих с обоих концов выпуски продольной арматуры 15. Монолитная часть 16 располагается в области стыка плиты с колонной и служит для объединения сборных частей смежных по высоте колонны путем анкеровки в ней выпусков продольной арматуры 15 сборных элементов 14. При этом монолитная часть выполняется высотой не менее 0,2 высоты этажа.
Каркас здания возводят следующим образом.
На фундаменты устанавливают колонны 1 с закрепленными на них временными монтажными столиками. Укладывают на временные монтажные столики плиты перекрытий 4 и бортовые элементы 10. Замоноличивают стыки плит перекрытий и бортовых элементов с колоннами. Высокопрочную арматуру 5 размещают в швах 6 и пропускают: в продольном направлении - в каналах 2, в поперечном направлении - концы арматуры фиксируют на рамках 8 анкерами 7. После набора бетоном в стыках плит и бортовых элементов с колоннами передаточной прочности производят натяжение арматуры 5 в продольном и поперечном направлении. При этом концы пропущенной в каналах 2 арматуры после натяжения фиксируются на гранях колонн крайних рядов анкерами, а арматура, заанкеренная на металлических рамках 8 натягивается путем перемещения рамок 8 в каналах 3 колонн на требуемую величину удлинения Δ1, с последующим фиксированием рамки 8 на наружной грани колонны крайнего поперечного ряда с помощью фиксатора 9. Затем производится замоноличивание швов 6 и инъецирование каналов 2 и 3 в колоннах.
Возведение мансарды осуществляют в следующем порядке. С помощью временных монтажных приспособлений устанавливают в проектное положение опорные блоки 12 и мелкоштучные элементы 13. Стыки между элементами и опорными блоками замоноличиваются бетоном. После набора бетоном замоноличивания передаточной прочности производится натяжение высокопрочной арматуры с последующим фиксированием его концов на наружных гранях опорных блоков 12.
Изготовление колонн 1 в сборно-монолитном исполнении производят в следующей последовательности: с помощью временных монтажных приспособлений сборные элементы 14 устанавливаются в проектное положение. Швы 17 между сборными элементами 14 заполняются специальным клеящим раствором. Бетонируются монолитные части 16 колонны с анкеровкой в них выпусков арматуры 15 сборных элементов 14 верхней и нижней сборных частей колонны. При этом в области примыкания к колонне элементов перекрытия в монолитной части 16 колонны устраиваются взаимно перпендикулярные каналы 2 и 3.
Источники информации
1. SU Авторское свидетельство N 1544901, кл. E 04 B 1/18, БИ N 7, 23.02.90.
2. SU Авторское свидетельство N 1799973, кл. E 04 H 9/02, БИ N 9, 07.03.93 /прототип/.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СБОРНЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ ФУНДАМЕНТ | 1995 |
|
RU2081244C1 |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО-НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЯ ИЛИ СООРУЖЕНИЯ | 1998 |
|
RU2133802C1 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ СТРОПИЛО | 1995 |
|
RU2083778C1 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ | 1993 |
|
RU2046897C1 |
ПЕРЕКРЫТИЕ ДЛЯ БЕСКАРКАСНЫХ ЗДАНИЙ | 1993 |
|
RU2037612C1 |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЯ | 2000 |
|
RU2181420C2 |
СЕЙСМОСТОЙКОЕ МОНОЛИТНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ХРАНИЛИЩЕ | 2000 |
|
RU2182952C2 |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЯ | 1999 |
|
RU2166032C1 |
ПЕРЕКРЫТИЕ ДЛЯ БЕСКАРКАСНЫХ ЗДАНИЙ | 1995 |
|
RU2083777C1 |
СЕЙСМОСТОЙКОЕ МОНОЛИТНОЕ БЕТОННОЕ ХРАНИЛИЩЕ | 2000 |
|
RU2180033C2 |
Изобретение относится к строительству, а именно к предварительно напряженным железобетонным каркасам преимущественно для малоэтажного строительства. Предварительно напряженный железобетонный каркас здания включает колонны с выполненными в них в уровне перекрытий в двух взаимно перпендикулярных направлениях каналами, плиты перекрытий и преднапряженную арматуру, пропущенную между рядами плит и в каналах колонн, заанкеренную на колоннах и омоноличенную в каналах и в швах между плитами бетоном. При этом в колоннах каналы в продольном направлении имеют круглое сечение, а в поперечном направлении выполнены в виде прямоугольных прорезей, в которых размещены вертикальные металлические рамки. Преднапряженная арматура в продольном направлении пропущена в каналах сквозь рамки и заанкерена на наружных гранях крайних колонн, а в поперечном пропущена в прорезях и заанкерена на рамках с размещением поперечной и продольной арматуры в одной плоскости сечения колонн в уровне перекрытия, при этом рамки в крайних колоннах зафиксированы на их наружных гранях. Технический результат изобретения - снижение материалоемкости и трудозатрат при монтаже. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
Сборный предварительно напряженный каркас многоэтажного сейсмостойкого здания или сооружения | 1990 |
|
SU1799973A1 |
Железобетонный каркас здания или сооружения | 1987 |
|
SU1544901A1 |
Предварительно-напряженный железобетонный каркас здания или сооружения | 1987 |
|
SU1470884A1 |
Диск колеса транспортного средства | 1985 |
|
SU1299838A1 |
Авторы
Даты
1999-07-27—Публикация
1998-04-21—Подача