УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ЖИДКОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК F02N17/08 F01M5/02 

Описание патента на изобретение RU2133872C1

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к средствам, облегчающим запуск двигателей в системах подготовки масла и охлаждающей жидкости при эксплуатации силовых установок в условиях низких температур окружающего воздуха.

Трудность запуска двигателей внутреннего сгорания в зимнее время происходит по следующим причинам: - возрастание пускового момента, вызванного увеличением вязкости масла, оставшегося в подшипниках и картере; - уменьшение зазоров между трущимися поверхностями; - снижение емкости аккумуляторной батареи; - ухудшение воспламенения топлива из-за плохого его испарения при низких температурах. Указанная проблема решается следующим образом.

Известно устройство для защиты от холода транспортных двигателей внутреннего сгорания, выполненное в виде защитного чехла, аккумулирующего тепло в виде скрытой теплоты затвердевания веществ, в частности воды, выполнением в толще изоляции стенок чехла, соединенных между собой, водонепроницаемых камер, заполненных водой (Изобретение СССР N 64006, МПК F 02 N 17/08, з. 08.02.43 г., оп. 31.08.44 г.).

Известное устройство предохраняет двигатель от холода, однако наличие дополнительных кожухов на корпусе двигателя ухудшает его теплообмен, вызывая перегрев, для предотвращения которого демонтируют кожух, что усложняет конструкцию, увеличивает ее габариты.

Известно также устройство для поддержания двигателя внутреннего сгорания в прогретом состоянии, содержащее системы прогрева воды в резервуаре при помощи электронагревателя и масла в автономном контуре, снабженные соответствующими циркуляционными насосами. Резервуар выполнен в виде расширительного бака системы охлаждения двигателя, и на выходе водяного насоса установлен водомасляный теплообменник, подключенный по воде через регулируемые дроссели к двигателю и расширительному баку, а по маслу - к насосу и маслосборнику двигателя (Изобретение СССР N 244000, МПК F 02 N 17/06, з. 20.06.67 г., оп. 14.05.69 г.) .

К недостаткам известного устройства относятся его сложность и недостаточная надежность из-за наличия большого количества узлов и элементов, в том числе пожароопасного нагревателя, требующего значительного расхода энергии.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является устройство для поддержания температурного режима масла двигателя внутреннего сгорания, содержащее главную масляную магистраль с фильтром, обратным клапаном и насосом, соединенным с патрубком вывода масла из двигателя, и подключенную параллельно к главной дополнительную масляную магистраль, имеющую емкость для подогрева масла, соединенную с патрубком ввода масла в двигатель, насос предпусковой прокачки масла и обратный клапан, а главная масленая магистраль дополнительно связана с емкостью для подогрева масла при помощи сливного канала с управляемым краном (Изобретение СССР N 981640, МКИ3 F 01 M 5/02, з. 26.12.80 г., оп. 15.12.82 г.) - прототип.

Недостатком прототипа является большой расход энергии на подогрев от аккумулятора, что может потребовать введения в систему запуска дополнительного источника, так как при длительной стоянке транспортного средства требуется значительный расход заряда аккумуляторной батареи, которая с понижением температуры окружающего воздуха снижает свою емкость. Наличие дополнительной магистрали, насоса, подогревателя и запорной арматуры усложняет устройство и снижает его надежность, а использование подогревателя увеличивает пожароопасность.

Задача, положенная в основу изобретения, заключается в создании простого, надежного, универсального и пожаробезопасного устройства, позволяющего экономить энергоресурсы при запуске двигателя в условиях низких температур за счет аккумулирования тепла работающего двигателя, исключающего предварительный подогрев.

Поставленная задача достигается тем, что в устройстве для поддержания температурного режима жидкостей двигателя внутреннего сгорания, включающем насос и емкость, соединенные соответственно с патрубками вывода и ввода жидкостей в двигатель и между собой трубопроводами в замкнутом цикле, и запорный элемент, емкость расположена выше патрубка ввода жидкости в двигатель и выполнена в виде термоса с воронкообразным днищем, а запорный элемент установлен между термосом и патрубком ввода жидкости в двигатель. Выполнение емкости для текучей среды (масла или охлаждающей жидкости) в виде термоса позволяет сохранять температуру жидкости за счет аккумулирования тепла, а выполнение днища термоса воронкообразной формы позволяет полностью опорожнять термос при крене силовой установки. Размещение термоса выше патрубка ввода позволяет жидкости поступать в двигатель самотеком при открытом положении запорного элемента, размещенного под днищем термоса. Запорный элемент может быть выполнен в виде двухходового крана, вентиля, задвижки и др. Для удобства управления устройством и его автоматизации запорный элемент выполнен в виде электромагнитного клапана, а термос снабжен поплавком и двумя электрическими контактами, установленными с возможностью взаимодействия: подвижный - на поплавке, а неподвижный - в днище термоса.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Устройство для поддержания температурного режима жидкости, например масла, двигателя внутреннего сгорания содержит откачивающий насос 1, соединенный трубопроводом 2 с термосом 3, имеющим воронкообразное днище 4 с неподвижным электрическим контактом 5 и поплавок 6 с закрепленным на нем подвижным электрическим контактом 7. Термос 3 через электромагнитный клапан 8 соединен с патрубком 9 ввода масла в крышку распредвала двигателя 10, а насос 1 соединен с патрубком 11 вывода масла из картера двигателя 10. Термос 3 установлен над двигателем 10 либо в стороне выше патрубка 9 двигателя 10 и может быть выполнен из металла, резины, пластмассы, полимера с двойными стенками, между которыми размещен утеплитель, например пористый, волокнистый или другой изоляционный материал, либо жидкое, газообразное вещество, а также вакуум, которые подбираются в зависимости от температурных условий эксплуатации двигателя. Откачивающий насос 1, управляемый пусковым реле и реле времени (не показаны), электрические контакты 5 и 7, а также электромагнитный клапан 8 введены в электросхему замка зажигания.

Устройство работает следующим образом. Непосредственно после остановки двигателя ключом зажигания происходит срабатывание пускового реле, включающего откачивающий насос 1, и масло из картера двигателя 10 принудительно перекачивают в термос 3. При попадании масла в термос 3 поплавок 6 с подвижным электрическим контактом 7 всплывает, электрические контакты 5 и 7 размыкаются, отключая электрические цепи системы зажигания и стартера. После полного слива масла из двигателя 10 в термос 3 срабатывает реле времени и насос 1 отключается. Подготовку двигателя к запуску после продолжительной стоянки при низких температурах окружающего воздуха производят открыванием электромагнитного клапана 8 поворотом ключа зажигания в положение "зажигание включено". При этом пуск стартера и системы зажигания не возможен, так как электрические контакты 5 и 7 разомкнуты. Ввиду того что теплое масло перекачано в термос 3 непосредственно после остановки двигателя 10, в системе отсутствуют пробки застывшего масла и масло, не успевая остыть, быстро перетекает из термоса 3 через патрубок 9 в двигатель 10. При этом поплавок 6 с подвижным электрическим контактом 7 опускается, и после полного опорожнения термоса 3 электрические контакты 5 и 7 замыкают электрические цепи системы зажигания и стартера, а электромагнитный клапан 8 закрывается. Двигатель готов к запуску.

Таким образом предлагаемое устройство позволяет в условиях низких температур окружающего воздуха производить запуск теплого двигателя, улучшая тем самым его эксплуатационные характеристики, сохраняя энергоресурсы и пожаробезопасность.

Универсальность устройства заключается в том, что оно может быть использовано также для поддержания температурного режима охлаждающей жидкости подключением насоса к выводу охлаждающей жидкости из водяной рубашки двигателя, а термоса - к вводу охлаждающей жидкости в водяную рубашку двигателя через радиатор охлаждающей жидкости.

Похожие патенты RU2133872C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Ермаков Ю.И.
  • Подкопаев Е.Н.
RU2258832C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА 1991
  • Рощупкин Владимир Витальевич
  • Глебов Алексей Николаевич
RU2017989C1
УСТРОЙСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Черёмушкин Олег Васильевич
RU2363856C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ . 2015
  • Гриценко Александр Владимирович
  • Бурцев Александр Юрьевич
  • Плаксин Алексей Михайлович
  • Ганиев Иномджен Ганиевич
  • Власов Дмитрий Борисович
RU2602706C1
Устройство для предпускового обогрева стационарного двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Ежов Владимир Сергеевич
  • Емельянов Сергей Геннадьевич
  • Добросердов Олег Гурьевич
RU2679048C1
Устройство для приготовления и регулирования состава топливовоздушной смеси 1989
  • Луковников Геннадий Степанович
SU1749523A1
Электроагрегат газопоршневой 2023
  • Черемушкин Андрей Николаевич
  • Романычев Дмитрий Васильевич
  • Лимонов Александр Константинович
RU2798400C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ 2010
  • Аскаров Ринат Химатуллович
RU2430258C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ СТАШЕВСКОГО И.И. 2000
  • Сташевский И.И.
RU2188328C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1

Реферат патента 1999 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ЖИДКОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к средствам, облегчающим запуск двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в системах подготовки масла и охлаждающей жидкости при эксплуатации силовых установок в условиях низких температур окружающего воздуха. Устройство представляет собой замкнутую систему с откачивающим насосом, соединенным трубопроводами с патрубком вывода жидкости из двигателя и термосом, соединенным в свою очередь через электромагнитный клапан с патрубком ввода жидкости в двигатель. Термос размещен выше патрубка ввода жидкости в двигатель, снабжен поплавком с закрепленным на нем подвижным электрическим контактом и имеет воронкообразное днище, на котором закреплен неподвижный электрический контакт. Откачивающий насос, управляемый пусковым реле и реле времени, электрические контакты, а также электромагнитный клапан введены в электрическую схему замка зажигания. Изобретение обеспечивает простое, надежное, универсальное и пожаробезопасное устройство, позволяющее экономить энергоресурсы при запуске двигателя в условиях низких температур за счет аккумулирования тепла, исключающего предварительный подогрев. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 133 872 C1

1. Устройство для поддержания температурного режима жидкостей двигателя внутреннего сгорания, включающее насос и емкость, соединенные соответственно с патрубками вывода и ввода жидкости в двигатель и между собой трубопроводами в замкнутом цикле, и запорный элемент, отличающееся тем, что емкость размещена выше патрубка ввода жидкости в двигатель и выполнена в виде термоса с воронкообразным днищем, а запорный элемент установлен между термосом и патрубком ввода жидкости в двигатель. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что термос снабжен неподвижным электрическим контактом и поплавком с подвижным электрическим контактом, а запорный элемент выполнен в виде электромагнитного клапана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2133872C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Система смазки двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Аленовский Евгений Васильевич
  • Другов Борис Андреевич
  • Курзель Иосиф Антонович
  • Оберемок Владимир Захарович
  • Юрковский Иван Мартынович
SU981640A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
SU 1693947 A1, 10.01.96
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Устройство для предварительной смазки двигателя внутреннего сгорания 1950
  • Аронов И.Б.
SU91411A2
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
US 3798072 C, 19.03.97
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Способ прогнозирования плацентарной недостаточности во второй половине беременности у серопозитивных по цитомегаловирусу женщин 2020
  • Андриевская Ирина Анатольевна
  • Ишутина Наталия Александровна
RU2724395C1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Центробежная мельница 1988
  • Куликов Владимир Сергеевич
  • Куликова Надежда Яковлевна
SU1546138A1

RU 2 133 872 C1

Авторы

Ясногородский Я.Л.

Даты

1999-07-27Публикация

1997-09-18Подача