Изобретение относится к спасению кораблей и других объектов для дальнейшего использования и спасения груза судна, который может представлять экологическую опасность для акватории моря, а также во многих случаях спасению экипажа судна.
Известен способ спасения груза судна и во многих случаях экипажа, который заключается в спуске с судна-спасателя камеры, ее герметичном соединении с судном на донном грунте, перегрузке груза и экипажа в камеру, ее перемещении к судну на поверхности воды и повторении челночных операций до разгрузки судна ("Возвращение из глубины", Молчанов, 1982 г., "Судостроение", стр. 108).
Недостатки описанного способа следующие:
- ограниченность по глубине проведения операций,
- судно остается в конечном счете на дне и пропадает для народного хозяйства,
- сложность образования герметичного соединения на глубине,
- сложность самого процесса челночного способа транспортировки по частям груза и экипажа.
Известен способ подъема судна с донного грунта, заключающийся в выведении с судна при аварийной ситуации маркера с передатчиком на тросе, который закреплен на судне, и после подхода судна-спасателя использование троса маркера для силового механизма, который перемещается по тросу маркера до соединения с захватом на судне, после чего силовой механизм поднимает судно со дна водоема механизмом на судне-спасателе (а.с. N 1579845, 1987 г., кл. B 63 C 7/00).
Недостатками способа являются:
- сложность самих операций на больших глубинах и сложность механизма перемещения по тросу маркера,
- необходимость вытеснения воздушной среды из емкости и заполнения ее газовой средой на значительных глубинах, что требует изготовления ее силовой и значительной массы,
- транспортировка емкостей значительных габаритов к месту аварии, что занимает значительное время и требует значительной мощности.
Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:
- ускорение процесса подъема при использовании пониженной мощности,
- снижение массы используемой техники и ее мощности,
- ускорение подъема при совмещении транспортных работ после подъема судна.
Поставленная цель достигается тем, что трос маркера соединяют подвижно со скобой на судне и оба конца троса соединяют с единым или раздельными маркерами, маркеры отсоединяют от тросов и протягивают за один конeц с наращиванием его диаметра до расчетного силового, соединяют один конец силового троса с силовым механизмом, который выполняют в виде гибкой оболочки с усилением, утапливают оболочку на тросе сверху и петле на втором силовом конце троса, которая закреплена ниже гибкой оболочки, а саму петлю соединяют со вторым концом силового троса механизмом одностороннего движения вниз при захвате троса при смене направления движения, заполняют гибкую оболочку газовой средой, а после всплытия ее соединяют тросом с буксиром и осуществляют транспортировку.
Пояснения к способу.
1. Гибкие оболочки могут быть выполнены либо в виде замкнутых с силовой сеткой снаружи, либо в виде парашюта со стропами, который должен иметь форму цилиндра с усилением на нижнем крае для сохранения формы. Второй вариант предпочтительный, т.к. он будет иметь меньше массу и не может быть переполнен, т.к. газ будет выходить через нижний обрез его. Замкнутая оболочка должна иметь в своей нижней части предохранительный клапан для стравливания газовой среды при подъеме, когда газ будет расширяться в связи со снижением давления, причем подъем может быть быстрым.
2. Гибкие оболочки любого исполнения имеют малую массу и легко и быстро развертываются на месте подъема, что позволяет спасти и экипаж. Спуск гибкой оболочки зависит от мощности компрессора или наличия баллонов со cжатым газом на судне. Могут использоваться и взрывные устройства в предохранительной оболочке с отверстиями для избежания теплового и силового удара на внутреннюю поверхность оболочки.
3. В качестве одностороннего захватного устройства могут быть использованы храповые колеса, которые могут вращаться в одну сторону и удерживаться от проворота в обратную сторону упором. Указанные колеса прижимаются пружиной к силовому тросу и поворачиваются при взаимном перемещении в одну сторону, однако захватывают трос при его натяжении. Такие механизмы используются в альпинизме (жюмер, лягушка, см. "Спасательные работы в горах", Кропф, Профиздат, 1975 г., стр. 24, причем именно для металлических тросов). Выше описана несколько другая конструкция.
4. Для компенсации растворения газа в водной среде через шланги все время нужно подавать газ, если используется парашют.
5. На каждом судне должно быть предусмотрено не менее двух силовых поясов, которые охватывают судно снаружи под обшивкой, причем указанные пояса должны располагаться по оконечностям судна и иметь на поясах несколько скоб, которые крепятся к поясам. Желательно, чтобы скобы были разнесены для одного троса с двумя маркерами, причем таких тросов должно быть с запасом, чтобы при придавливании каких-либо тросов остальных хватило бы для подъема судна. Скобы должны обеспечивать снижение вероятности запутывания (скручивания) тросов с маркерами, хотя при протягивании силового троса такие скручивания разойдутся, т.к. тросы силовые могут достигать до 60 мм в диаметре и больше. Глубина подъема не играет роли. Для снижения нагрузки от самого троса можно его изготавливать из синтетики, т.к. плотность будет в два раза меньше, а прочность близка по значению. Тросы маркера должны быть уложены, чтобы не было запутывания, а их длина должна быть не менее максимальной глубины каждого из концов.
Таким образом, достигаются все вышесформулированные цели, а сам способ может быть легко внедрен на действующих судах. Действительно, получить объем оболочки практически любой не представляет сложности. Допустим, что выбран тип - парашют. Примем диаметр - 50 м, высоту - 59 м. Тогда объем и, следовательно, грузоподъемность составляет 100 тыс. т. Используются не менее двух таких парашютов, тогда общая емкость - 200 тыс. т. Пусть 25% - масса собственного оборудования, тогда подъемная сила - 150 тыс. т. Этого достаточно для подъема любого военного судна, танкера. Удельное давление на стенку вверху составит 3,5 кг/см2, т. е. требования к материалу гибкой оболочки невелики, но усиление ее требуется.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1997 |
|
RU2134211C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА | 1997 |
|
RU2135389C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА | 1999 |
|
RU2151080C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2139223C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2135388C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1999 |
|
RU2151079C1 |
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА | 1997 |
|
RU2128599C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ | 1995 |
|
RU2083242C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 1991 |
|
RU2006424C1 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО СЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ТАНКЕРА | 1999 |
|
RU2152889C1 |
Способ подъема судна с донного грунта и его транспортировки заключается в том, что трос маркера подвижно соединяют со скобой на судне, протягивают трос с наращиванием его до силового, крепят к одному концу силового троса гибкую оболочку, а второй конец троса соединяют с этой оболочкой через механизм одностороннего движения, опускают гибкую оболочку на глубину и заполняют ее газом под давлением, а после всплытия соединяют эту оболочку с буксиром для транспортировки судна. Такое осуществление подъема судна позволяет сократить время подъема, упростить все устройства и облегчить их, использовать механизмы со сниженной мощностью. 1 з.п. ф-лы.
Устройство для подъема затонувшего объекта | 1987 |
|
SU1579845A1 |
Способ закрепления подъемного троса на аварийной подводной лодке | 1957 |
|
SU113134A1 |
Устройство для подъема затонувших объектов | 1990 |
|
SU1754569A1 |
US 5083953A, 28.01.92. |
Авторы
Даты
1999-08-10—Публикация
1997-12-19—Подача