СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ Российский патент 1999 года по МПК B63C7/02 

Описание патента на изобретение RU2134210C1

Изобретение относится к спасению кораблей и других объектов для дальнейшего использования и спасения груза судна, который может представлять экологическую опасность для акватории моря, а также во многих случаях спасению экипажа судна.

Известен способ спасения груза судна и во многих случаях экипажа, который заключается в спуске с судна-спасателя камеры, ее герметичном соединении с судном на донном грунте, перегрузке груза и экипажа в камеру, ее перемещении к судну на поверхности воды и повторении челночных операций до разгрузки судна ("Возвращение из глубины", Молчанов, 1982 г., "Судостроение", стр. 108).

Недостатки описанного способа следующие:
- ограниченность по глубине проведения операций,
- судно остается в конечном счете на дне и пропадает для народного хозяйства,
- сложность образования герметичного соединения на глубине,
- сложность самого процесса челночного способа транспортировки по частям груза и экипажа.

Известен способ подъема судна с донного грунта, заключающийся в выведении с судна при аварийной ситуации маркера с передатчиком на тросе, который закреплен на судне, и после подхода судна-спасателя использование троса маркера для силового механизма, который перемещается по тросу маркера до соединения с захватом на судне, после чего силовой механизм поднимает судно со дна водоема механизмом на судне-спасателе (а.с. N 1579845, 1987 г., кл. B 63 C 7/00).

Недостатками способа являются:
- сложность самих операций на больших глубинах и сложность механизма перемещения по тросу маркера,
- необходимость вытеснения воздушной среды из емкости и заполнения ее газовой средой на значительных глубинах, что требует изготовления ее силовой и значительной массы,
- транспортировка емкостей значительных габаритов к месту аварии, что занимает значительное время и требует значительной мощности.

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:
- ускорение процесса подъема при использовании пониженной мощности,
- снижение массы используемой техники и ее мощности,
- ускорение подъема при совмещении транспортных работ после подъема судна.

Поставленная цель достигается тем, что трос маркера соединяют подвижно со скобой на судне и оба конца троса соединяют с единым или раздельными маркерами, маркеры отсоединяют от тросов и протягивают за один конeц с наращиванием его диаметра до расчетного силового, соединяют один конец силового троса с силовым механизмом, который выполняют в виде гибкой оболочки с усилением, утапливают оболочку на тросе сверху и петле на втором силовом конце троса, которая закреплена ниже гибкой оболочки, а саму петлю соединяют со вторым концом силового троса механизмом одностороннего движения вниз при захвате троса при смене направления движения, заполняют гибкую оболочку газовой средой, а после всплытия ее соединяют тросом с буксиром и осуществляют транспортировку.

Пояснения к способу.

1. Гибкие оболочки могут быть выполнены либо в виде замкнутых с силовой сеткой снаружи, либо в виде парашюта со стропами, который должен иметь форму цилиндра с усилением на нижнем крае для сохранения формы. Второй вариант предпочтительный, т.к. он будет иметь меньше массу и не может быть переполнен, т.к. газ будет выходить через нижний обрез его. Замкнутая оболочка должна иметь в своей нижней части предохранительный клапан для стравливания газовой среды при подъеме, когда газ будет расширяться в связи со снижением давления, причем подъем может быть быстрым.

2. Гибкие оболочки любого исполнения имеют малую массу и легко и быстро развертываются на месте подъема, что позволяет спасти и экипаж. Спуск гибкой оболочки зависит от мощности компрессора или наличия баллонов со cжатым газом на судне. Могут использоваться и взрывные устройства в предохранительной оболочке с отверстиями для избежания теплового и силового удара на внутреннюю поверхность оболочки.

3. В качестве одностороннего захватного устройства могут быть использованы храповые колеса, которые могут вращаться в одну сторону и удерживаться от проворота в обратную сторону упором. Указанные колеса прижимаются пружиной к силовому тросу и поворачиваются при взаимном перемещении в одну сторону, однако захватывают трос при его натяжении. Такие механизмы используются в альпинизме (жюмер, лягушка, см. "Спасательные работы в горах", Кропф, Профиздат, 1975 г., стр. 24, причем именно для металлических тросов). Выше описана несколько другая конструкция.

4. Для компенсации растворения газа в водной среде через шланги все время нужно подавать газ, если используется парашют.

5. На каждом судне должно быть предусмотрено не менее двух силовых поясов, которые охватывают судно снаружи под обшивкой, причем указанные пояса должны располагаться по оконечностям судна и иметь на поясах несколько скоб, которые крепятся к поясам. Желательно, чтобы скобы были разнесены для одного троса с двумя маркерами, причем таких тросов должно быть с запасом, чтобы при придавливании каких-либо тросов остальных хватило бы для подъема судна. Скобы должны обеспечивать снижение вероятности запутывания (скручивания) тросов с маркерами, хотя при протягивании силового троса такие скручивания разойдутся, т.к. тросы силовые могут достигать до 60 мм в диаметре и больше. Глубина подъема не играет роли. Для снижения нагрузки от самого троса можно его изготавливать из синтетики, т.к. плотность будет в два раза меньше, а прочность близка по значению. Тросы маркера должны быть уложены, чтобы не было запутывания, а их длина должна быть не менее максимальной глубины каждого из концов.

Таким образом, достигаются все вышесформулированные цели, а сам способ может быть легко внедрен на действующих судах. Действительно, получить объем оболочки практически любой не представляет сложности. Допустим, что выбран тип - парашют. Примем диаметр - 50 м, высоту - 59 м. Тогда объем и, следовательно, грузоподъемность составляет 100 тыс. т. Используются не менее двух таких парашютов, тогда общая емкость - 200 тыс. т. Пусть 25% - масса собственного оборудования, тогда подъемная сила - 150 тыс. т. Этого достаточно для подъема любого военного судна, танкера. Удельное давление на стенку вверху составит 3,5 кг/см2, т. е. требования к материалу гибкой оболочки невелики, но усиление ее требуется.

Похожие патенты RU2134210C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2134211C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2135389C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2151080C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2139223C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2135388C1
СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2151079C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДЪЕМА СУДНА СО ДНА ВОДОЕМА 1997
  • Таланов Б.П.
RU2128599C1
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА НА ПЛАВУЧЕМ ОБЪЕКТЕ 1995
  • Таланов Борис Петрович
RU2083242C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА 1991
  • Таланов Борис Петрович
RU2006424C1
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО СЛИВА НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ ТАНКЕРА 1999
  • Таланов Б.П.
RU2152889C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПОДЪЕМА СУДНА С ДОННОГО ГРУНТА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКИ

Способ подъема судна с донного грунта и его транспортировки заключается в том, что трос маркера подвижно соединяют со скобой на судне, протягивают трос с наращиванием его до силового, крепят к одному концу силового троса гибкую оболочку, а второй конец троса соединяют с этой оболочкой через механизм одностороннего движения, опускают гибкую оболочку на глубину и заполняют ее газом под давлением, а после всплытия соединяют эту оболочку с буксиром для транспортировки судна. Такое осуществление подъема судна позволяет сократить время подъема, упростить все устройства и облегчить их, использовать механизмы со сниженной мощностью. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 134 210 C1

1. Способ подъема судна с донного грунта и его транспортировки, включающий вывод с судна не менее одного маркера на тросе и взаимодействие силового механизма с указанным тросом, отличающийся тем, что трос маркера соединяют подвижно со скобой на судне, а оба конца троса соединяют с одним или двумя независимыми маркерами, после всплытия маркеры отсоединяют от тросов и протягивают через скобу за один конец с наращиванием троса до расчетного силового сечения, соединяют один конец троса с силовым механизмом, который выполняют в виде гибкой усиленной оболочки, например в виде замкнутой оболочки с предохранительным клапаном и охватывающей оболочку силовой сетки, а второй конец силового троса соединяют с силовым тросом силового механизма посредством механизма одностороннего движения, опускают гибкую оболочку в водную среду на дополнительном тросе, выбирая второй конец силового троса до расчетной глубины и заполняют силовой механизм газом под давлением, а после всплытия гибких оболочек соединяют их дополнительные тросы с буксиром и осуществляют транспортировку. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что силовой механизм одностороннего движения выполняют в виде храповых колес, которые размещают с двух сторон троса и прижимают к нему пружиной, при этом колеса удерживаются от вращения в обратную сторону защелкой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2134210C1

Устройство для подъема затонувшего объекта 1987
  • Ефимов Олег Иванович
  • Кленин Николай Николаевич
  • Окунев Сергей Николаевич
  • Пригода Виталий Васильевич
  • Хамидулин Булат Шаймярдянович
SU1579845A1
Способ закрепления подъемного троса на аварийной подводной лодке 1957
  • Пасишниченко Ф.Н.
SU113134A1
Устройство для подъема затонувших объектов 1990
  • Таланов Борис Петрович
SU1754569A1
US 5083953A, 28.01.92.

RU 2 134 210 C1

Авторы

Таланов Б.П.

Даты

1999-08-10Публикация

1997-12-19Подача