СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1999 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение RU2137100C1

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, при котором на работающем двигателе обеспечивают выделение магнитных и немагнитных металлических и неметаллических примесей из масла, циркулирующего в системе смазки двигателя, контролируют величину поступления указанных примесей в масло, контроль за поступлением всех трех видов примесей в масло производят одновременно, а место контроля выбирают на напорном трубопроводе перед фильтром, причем контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла с помощью соответствующих датчиков, установленных в следующей последовательности: датчик магнитных металлических примесей, датчик немагнитных металлических примесей, датчик неметаллических примесей, а оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом (см. а. с. СССР N 1814044, МПК G 01 М 15/00, 1993).

Недостатки известного способа следующие: длительность процесса диагностирования двигателя, низкая точность диагностирования, так как требуется время для накопления примесей в датчиках и диагностирование ведется только по одному параметру - концентрации.

Задачей изобретения является повышение точности и сокращение времени процесса диагностики.

Поставленная задача решается тем, что на работающем двигателе обеспечивают выделение магнитных и немагнитных металлических и неметаллических примесей из масла, циркулирующего в системе смазки двигателя, контролируют величину поступления указанных примесей в масло, контроль за поступлением всех трех видов примесей в масло производят одновременно, а место контроля выбирают на напорном трубопроводе перед фильтром, причем контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла с помощью соответствующих датчиков, установленных в следующей последовательности: датчик магнитных металлических примесей, датчик немагнитных металлических примесей, датчик неметаллических примесей, а оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом. Кроме того, дополнительно проводят контроль максимальных размеров частиц износа с помощью датчика контроля размера частиц, соединенного последовательно с насосом и датчиками контроля примесей.

Сопоставительный анализ предлагаемого способа с прототипом позволяет сделать вывод, что контроль максимальных размеров частиц износа позволит сократить время диагностирования двигателя и более точно оценивать остаточный ресурс двигателя и его техническое состояние.

На чертеже изображена функциональная схема диагностики двигателя, выполненная согласно предлагаемому способу.

На работающем двигателе из поддона 2 картера 1 масло по трубопроводу 3 закачивается насосом 4 и нагнетается по трубопроводу из немагнитного материала с установленными датчиками максимальных размеров частиц 5 и концентрации примесей 6, 7 и 8, в которых происходит выделение примесей из масла, циркулирующего в системе смазки, в фильтр 9, а из него к трущимся деталям двигателя. Контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла, причем место контроля выбирают на напорном трубопроводе до фильтра.

Вход датчика 5, обеспечивающего контроля максимальных размеров частиц износа соединен с выходом масляного насоса 4, а выход - к входу датчика 6, обеспечивающего выделение и контроль металлических магнитных примесей, его выход соединен с входом датчика 7, обеспечивающего выделение и контроль металлических немагнитных примесей, в свою очередь его выход соединен с входом датчика 8, контролирующего наличие неметаллических примесей, выход последнего подсоединен ко входу фильтра 9.

Информация с датчиков 5, 6, 7 и 8 подается в блок обработки и представления информации 10, где анализируется, обрабатывается и представляется в виде показателей диагностирования. Оценка технического состояния двигателя осуществляется путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом.

В результате испытаний установлено, что установившемуся режиму работы двигателя по гидродинамической и граничной смазке максимальный размер частиц изнашивания до 15 мкм, при схватывании поверхностей до 150 мкм и при катастрофических режимах изнашивания их размер может достигать до 1000 мкм.

Похожие патенты RU2137100C1

название год авторы номер документа
Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Козицкий Валентин Мефодьевич
  • Лысенко Михаил Петрович
  • Шевцов Юрий Дмитриевич
SU1814044A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОЙ СМАЗКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Колчаев А.М.
  • Глухов А.Е.
RU2136904C1
Стенд для испытания контрольных элементов, систем непрерывного контроля частиц изнашивания и фильтроэлементов системы смазки газотурбинных двигателей, работающих в масловоздушной смеси и масле 2021
  • Блинов Андрей Владимирович
  • Агапитов Алексей Валерьевич
  • Першин Максим Григорьевич
  • Подоров Яков Валентинович
  • Манин Николай Алексеевич
RU2783721C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА 1995
  • Егин Н.Л.
  • Татарнов В.В.
  • Бойков В.А.
  • Борщ А.А.
RU2107181C1
МЕТОД И УСТРОЙСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 1998
  • Патрин А.Н.
  • Савранский Д.В.
RU2206078C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 2006
  • Хулла Владимир Дмитриевич
  • Кукоз Федор Иванович
  • Хулла Марина Владимировна
  • Кукоз Виктор Федорович
RU2310187C1
СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРИРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Горностаев А.И.
  • Семеренко И.П.
  • Сидоренко А.В.
  • Ульянов В.В.
RU2105892C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗООБМЕНА В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Швец Э.А.
  • Новосадов С.Ю.
  • Ужов М.В.
  • Бакаусов В.Ю.
RU2116482C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ 2006
  • Кукоз Федор Иванович
  • Хулла Владимир Дмитриевич
  • Хулла Марина Владимировна
RU2315975C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Швец Э.А.
  • Шабанов Ю.А.
  • Савельев М.А.
  • Комиссаров Р.В.
RU2186998C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить точность и сократить время процесса диагностики. В способе одновременно определяют наличие металлических магнитных, немагнитных, неметаллических примесей, а также проводят контроль максимальных размеров частиц износа с помощью датчика контроля размера частиц, соединенного последовательно с насосом и датчиками контроля примесей, по полученным результатам судят о техническом состоянии двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 137 100 C1

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, при котором на работающем двигателе обеспечивают выделение магнитных и немагнитных металлических и неметаллических примесей из масла, циркулирующего в системе смазки двигателя, контролируют величину поступления указанных примесей в масло, контроль за поступлением всех трех видов примесей в масло производят одновременно, а место контроля выбирают на напорном трубопроводе перед фильтром, причем контроль примесей масла осуществляют по направлению движения потока масла с помощью соответствующих датчиков, установленных в следующей последовательности: датчик магнитных металлических примесей, датчик немагнитных металлических примесей, датчик неметаллических примесей, а оценку технического состояния двигателя осуществляют путем сравнения совокупности контролируемых параметров с эталонным комплексом, отличающийся тем, что дополнительно проводят контроль максимальных размеров частиц износа с помощью датчика контроля размера частиц, соединенного последовательно с насосом и датчиками контроля примесей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2137100C1

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Козицкий Валентин Мефодьевич
  • Лысенко Михаил Петрович
  • Шевцов Юрий Дмитриевич
SU1814044A1
Устройство для контроля металлических включений в масле 1986
  • Караваев Юрий Андреевич
  • Дмитриев Игорь Владимирович
  • Ачекин Юрий Александрович
  • Огородов Андрей Николаевич
SU1333934A1
Устройство для регистрации металлических включений в масле 1977
  • Петров Павел Георгиевич
  • Валиев Азат Акрамович
SU638800A1
Устройство для оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Климов Геннадий Ефимович
  • Бойчук Владимир Борисович
  • Дунаевский Леонид Маркович
  • Каганский Олег Семенович
  • Матяш Виктор Александрович
SU1495659A1
РЕГУЛИРУЮЩИЙ ОРГАН 0
  • Г. С. Аслан
SU398800A1
Устройство для измерения комплексных коэффициентов отражения СВЧ-двухполюсников 1986
  • Зайцев Александр Николаевич
  • Куликов Владимир Борисович
  • Логанов Сергей Викторович
SU1408385A1

RU 2 137 100 C1

Авторы

Горностаев А.И.

Живов С.Б.

Семеренко И.П.

Даты

1999-09-10Публикация

1997-09-29Подача