Изобретение относится к подъемно-транспортному и строительному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах башенных кранов.
Известна панорамная кабина управления, содержащая каркас с обшивкой и остеклением, связанную с нижней частью каркаса платформу с пультом управления, на которой с возможностью поворота в горизонтальной плоскости установлено сиденье оператора, снабжена устройством подъема платформы, включающим в себя закрепленную в нижней части каркаса гайку, установленный с возможностью взаимодействия с последней вертикальный винт, верхняя часть которого посредством соосных ему опор вращения связана с платформой, смонтированный на последней привод, связанный с указанным винтом, закрепленные на каркасе вертикальные направляющие и установленные в последних ролики, смонтированные на платформе (а.с. N 1747375, М. Кл. B 66 C 13/54). Панорамная кабина управления обеспечивает оптимальные удобства в эксплуатации за счет достижения обзора вдаль по любой горизонтальной плоскости.
Недостатком известной конструкции является отсутствие регулирования положения сиденья оператора по углу наклона, что ограничивает обзор за наблюдаемыми объектами, кроме того, сиденье не имеет средств безопасности, позволяющих фиксировать тело оператора при подъеме платформы.
Известна также подъемно-поворотная опора сиденья транспортного средства, содержащая телескопическое направляющее устройство и фиксатор положения опоры, внутренняя труба неподвижно закреплена на основании сиденья и охватывает поршень со штоком, соединенным верхним концом с наружной трубой, при этом указанный фиксатор выполнен в виде фигурной прорези на вертикальной стенке наружной трубы, сопряженный пальцем, закрепленным на внутренней трубе, поршневая полость которой выполнена с отверстием, соединенным с источником рабочей среды, находящейся под давлением (а.с. N 1313744, М. Кл. B 60 N 1/02). Сиденье может изменять свою высоту и угол поворота с сокращением времени на изменение положения.
Однако данная конструкция не свободна от недостатка, вызванного отсутствием возможности изменения положения по углу наклона относительно горизонтальной плоскости.
Наиболее близкой к изобретению является подвеска сиденья транспортного средства, преимущественно расположенная в кабине трактора, содержащая виброзащитное устройство, включающее в себя упругий горообразный пневматический элемент, связанный с потолком кабины, демпфирующее устройство, соединяющее подушку сиденья с полом кабины, направляющее устройство, соединяющее подушку сиденья с горообразным элементом, направляющее устройство образовано изогнутой трубой с горизонтальным участком, на котором посредством установленных в горизонтальном пазу трубы хомута со стопором закреплена подушка сиденья с размещенными слева от его подлокотника органами управления и контрольно-измерительными приборами, при этом один конец вертикального участка изогнутой трубы через герметичную прокладку жестко закреплен посредством резьбового соединения в виброзащитном устройстве, а на другом конце изогнутой трубы, проходящем в направлении расположения ног сидящего оператора, жестко закреплены рулевое колесо и педали управления, причем демпфирующее устройство, соединяющее подушку сиденья с полом кабины, установлено при помощи шарниров (патент РФ N 2033932, М. Кл. B 60 N 2/54).
Среди недостатков следует отметить:
1. сиденье лишено возможности изменять положение по углу наклона, а также вокруг поворотной вертикальной оси, что ограничивает обзор за наблюдаемыми объектами;
2. использование вертикальной направляющей, закрепленной в потолке кабины, ограничивает свободу движений оператора в кабине транспортного или грузоподъемного средства;
3. сиденье лишено средств безопасности, фиксирующих корпус тела оператора при отклонении сиденья вниз от горизонтального уровня и позволяющих избежать больших мышечных усилий, связанных с поддержанием корпуса тела в устойчивом положении.
Задача изобретения - улучшение обзорности с рабочего места оператора и обеспечение безопасности оператора за счет расширения эксплуатационных возможностей поста управления.
Поставленная задача достигается тем, что пост управления оператора подъемно-транспортного средства, содержащий виброзащитное устройство, включающее в себя упругий горообразный пневматический элемент, направляющее устройство образовано изогнутой трубой с горизонтальным участком, на котором посредством установленных в горизонтальном пазу трубы и хомута со стопором закреплена подушка сиденья с размещенными около подлокотников рычагами управления и контрольно-измерительными приборами, при этом нижний конец изогнутой трубы, пол поста управления и рычаг с подпружиненным роликом, жестко соединенные между собой, подвижно установлены на горизонтальной оси вертикальной стойки с жестко закрепленным на ней двухпозиционным кулачком, в пазы которого входит подпружиненный ролик, при этом вертикальная стойка установлена с возможностью поворота относительно вертикальной оси и фиксируется стопорным винтом на шариковой опоре, соединенной через виброзащитное торообразное устройство с полом кабины резьбовым соединением, а на верхнем ее конце с помощью двухпозиционного кулачкового устройства и возвратной пружины подвижно установлена рукоятка с регулируемым Г-образным двойным фиксатором для охвата плеч оператора, причем пол поста управления опирается на вмонтированную в пол кабины кольцевую виброопору через три элемента, задний - в виде регулируемого винта, и два передних, снабженных демпфером и подпружиненной выдвижной опорой под пятки оператора.
Новые существенные признаки:
1. нижний конец изогнутой трубы, пол поста управления и рычаг с подпружиненным роликом, жестко соединенные между собой, установлены подвижно на горизонтальной оси вертикальной стойки;
2. рычаг через подпружиненный ролик взаимодействует с двухпозиционным кулачком, жестко установленным на вертикальной стойке;
3. вертикальная стойка установлена с возможностью поворота на шариковой опоре;
4. положение вертикальной стойки фиксируется стопорным винтом;
5. шариковая опора соединена с полом кабины через виброзащитное горообразное устройство резьбовым соединением;
6. на верхнем конце изогнутой трубы с помощью двухпозиционного кулачкового устройства и возвратной пружины подвижно установлена рукоятка с регулируемым Г-образным двойным фиксатором для охвата плеч оператора;
7. пол поста управления опирается на кольцевую виброопору, вмонтированную в пол кабины через три элемента, задний - в виде регулируемого винта, и два передних, снабженных демпфером и подпружиненной выдвижной опорой под пятки оператора.
Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными обеспечивают получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Улучшение обзорности с рабочего места оператора обеспечивается за счет возможности наклона поста управления на угол α вниз относительно горизонтальной плоскости, для чего нижний конец направляющего устройства, выполненного в виде изогнутой трубы с горизонтальным участком, на котором закреплена подушка сиденья, пол поста управления и рычаг с подпружиненным роликом жестко соединены между собой и подвижно установлены на горизонтальной оси вертикальной стойки с жестко закрепленным на ней двухпозиционным кулачком, в пазы которого входит подпружиненный ролик, причем центр приведенной массы системы человек-сиденье в момент переключения рычага смещается на α от вертикальной стойки, что позволяет оператору с наименьшими мышечными усилиями осуществлять наклон поста управления. Обзор за наблюдаемыми объектами нижней зоны возможен через смотровое отверстие, выполненное в полу поста управления оператора. Вертикальная стойка выполнена с возможностью поворота относительно вертикальной оси и фиксируется стопорным винтом на шариковой опоре, что позволяет улучшить условия для обзора за наблюдаемыми объектами с рабочего места оператора. При изменении положения поста управления расположение организационной и технологической оснастки не меняется относительно сиденья.
Для обеспечения безопасности оператора, а также для удерживания корпуса тела в устойчивом положении без лишних мышечных усилий на верхнем конце изогнутой трубы с помощью двухпозиционного кулачкового устройства и возвратной пружины подвижно установлена рукоятка с регулируемым Г-образным двойным фиксатором для охвата плеч оператора.
Устойчивое положение поста управления оператора обеспечивается взаимодействием вмонтированной в пол кабины кольцевой виброопоры и трех элементов, установленных в полу поста управления, причем задний выполнен в виде регулируемого винта, а два передних снабжены демпфером и подпружиненной выдвижной опорой под пятки оператора, что позволяет предупредить резкие толчки при переводе поста управления в наклонное положение и соскальзывание оператора с сиденья.
Для снижения воздействия вибрации на оператора через сиденье шариковая опора соединена с полом кабины через виброзащитное торообразное устройство.
Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 - общий вид; фиг. 2 - выносной элемент А; фиг. 3 - вид по стрелке Б.
Пост управления оператора подъемно - транспортного средства (фиг. 1) представляет собой направляющее устройство, образованное изогнутой трубой 1 с горизонтальным участком, на котором посредством установленных в горизонтальном пазу трубы хомута 2 со стопором 3 закреплена подушка сиденья 4, при этом нижний конец изогнутой трубы 1 вместе с полом поста управления 5 и рычагом 6 с подпружиненным роликом 7 жестко соединены между собой и установлены подвижно на горизонтальной оси 8 вертикальной стойки 9 с жестко закрепленным на ней двухпозиционным кулачком 10. Вертикальная стойка 9, установленная с возможностью поворота относительно вертикальной оси на шариковой опоре 11 с фиксацией стопорным винтом 12, подвижно соединена с последней направляющим фланцем 13, который соединен с шариковой опорой 11 болтовым соединением 14. Шариковая опора 11 закреплена через виброзащитное торообразное устройство 15 резьбовым соединением 16 с полом кабины 17. В пол кабины 17 вмонтирована кольцевая виброопора 18, а в пол поста управления установлены три элемента: задний - в виде регулируемого винта 19, и два передних 20, 21 с подпружиненной выдвижной опорой под пятки оператора 22, 23 и демпфером 24, 25. На верхнем конце изогнутой трубы 1 закреплено двухпозиционное кулачковое устройство 26 с возвратной пружиной 27 (фиг. 2) и подвижно установлена рукоятка 28 с регулируемым Г-образным двойным фиксатором 29 для охвата плеч оператора, при этом рукоятка снабжена подпружиненным роликом 30, взаимодействующим с пазами двухпозиционного кулачкового устройства 26. В полу кабины 17 (фиг. 3) выполнено смотровое отверстие 31, по обе стороны от сиденья оператора расположены колонки с контрольно-измерительными приборами 32 и рычагами управления 33, а также педали управления 34.
Устройство работает следующим образом,
Горизонтальное положение поста управления оператора подъемно-транспортного средства обеспечивается взаимодействием кольцевой виброопоры 18, вмонтированной в пол кабины 17, и заднего элемента в виде регулируемого винта 19, установленного в полу поста управления 5, а также фиксацией рычага 6 через подпружиненный ролик 7 в верхнем пазу двухпозиционного кулачка 10. При этом центр приведенной массы системы человек-сиденье смещен относительно оси вертикальной стойки 9 на величину α "назад", создавая условие устойчивого равновесия поста управления в горизонтальном положении.
В случае необходимости наблюдения за объектами нижней зоны обзора пост управления может занять наклонное положение вниз на угол α. Для этого оператор должен выполнить следующие действия: наклоняя корпус тела и смещаясь на край сиденья, оператор переводит центр приведенной массы "вперед" относительно оси вертикальной стойки, создавая дополнительный крутящий момент, облегчающий процесс перевода сиденья в наклонное положение. Затем рукой нажимает вниз на рычаг 6 с подпружиненным роликом 7, при этом последний выходит из верхнего паза двухпозиционного кулачка 10 и фиксируется в его нижнем пазу. Одновременно с сиденьем на угол α поворачивается пол поста управления 5, взаимодействуя с кольцевой виброопорой 18, при этом выдвигаются две подпружиненные опоры под пятки оператора 22, 23. Это позволяет оператору опереться на них и уверенно перевести пост управления в наклонное положение, а также сохранять устойчивое наклонное положение тела при работе под углом α. При переводе поста управления в наклонное положение срабатывают демпферы 24, 25, смягчающие возможные резкие толчки при опирании пола поста управления 5 на кольцевую виброопору 18.
Для того чтобы удержать корпус тела от соскальзывания с сиденья при работе в наклонном положении, а также для того чтобы зафиксировать корпус тела в устойчивом положении при возможных во время работы колебаниях и толчках без дополнительных мышечных усилий, сиденье снабжено Г-образным двойным фиксатором для охвата плеч 29, который можно привести в рабочее положение, выполнив следующие действия: оператор за рукоятку 28, подпружиненную роликом 30, действием "на себя" выводит последний из паза двухпозиционного кулачкового устройства 26, возвратная пружина 27 растягивается, оператор накидывает Г-образный двойной фиксатор 29 себе на плечи, подпружиненный ролик 30 занимает положение во втором пазе двухпозиционного кулачкового устройства 26. Для того чтобы снять фиксатор для охвата плеч 29, оператору необходимо нажать вверх на рукоятку 28. Подпружиненный ролик 30 выйдет из второго паза, возвратная пружина 27 вернет подпружиненный ролик 30 в прежнее положение. Рукоятка 28 вместе с Г-образным фиксатором 29 займет прежнее положение. Положение Г-образного фиксатора 29 можно регулировать, передвигая его вдоль рукоятки 28, что позволит использовать фиксатор для операторов с разными антропометрическими данными.
При работе грузоподъемного крана возможны резкие толчки, низкочастотные колебания, связанные с характером производимых работ, массой поднимаемого груза, состоянием механизмов срабатывания и прочими факторами, поэтому в полу кабины предусмотрено виброзащитное торообразное устройство 15, позволяющее снизить уровень вибраций, тем самым улучшить условия работы оператора.
Поскольку вертикальная стойка 9 выполнена с возможностью поворота и фиксации ее стопорным винтом 12 на шариковой опоре 11, оператор может повернуть пост управления относительно вертикальной оси, улучшая при этом обзорность с рабочего места, причем расположение организационной и технологической оснастки не меняется относительно сиденья. Для того чтобы пост управления мог занять необходимое для работы положение относительно вертикальной оси, оператору следует ослабить стопорный винт 12, повернуть пост управления, а затем вновь закрепить его стопорным винтом 12.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2210510C1 |
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1998 |
|
RU2137624C1 |
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 2000 |
|
RU2180623C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЗОРНОСТИ ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2129261C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ РАЗМЕРОВ ОБЪЕКТОВ НАБЛЮДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2164674C1 |
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2033932C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭРГОНОМИЧНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2133019C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КАБИНЫ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2139201C1 |
КАБИНА БАШЕННОГО КРАНА | 1998 |
|
RU2175946C2 |
СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2213672C2 |
Изобретение относится к подъемно-транспортному и строительному машиностроению и может быть использовано преимущественно в кабинах башенных кранов. Пост управления оператора подъемно-транспортного средства содержит виброзащитное устройство, включающее в себя упругий торообразный пневматический элемент, направляющее устройство образовано изогнутой трубой с горизонтальным участком, на котором посредством установленных в горизонтальному пазу трубы хомута со стопором закреплена подушка сиденья с размещенными около подлокотников рычагами управления и контрольно-измерительными приборами. Нижний конец изогнутой трубы, пол поста управления и рычаг с подпружиненным роликом жестко соединены между собой и установлены подвижно на горизонтальной оси вертикальной стойки; с жестко закрепленным на ней двухпозиционным кулачком, в пазы которого входит подпружиненный ролик. Вертикальная стойка установлена с возможностью поворота относительно вертикальной оси и фиксируется стопорным винтом на шариковой опоре, соединенной через виброзащитное торообразное устройство с полом кабины резьбовым соединением, а на верхнем ее конце с помощью двухпозиционного кулачкового устройства и возвратной пружины подвижно установлена рукоятка с регулируемым Г-образным двойным фиксатором для охвата плеч оператора. Пoл поста управления опирается на вмонтированную в пол кабины кольцевую виброопору через три элемента: задний в виде регулируемого винта, два передних, снабженных подпружиненной выдвижной опорой под пятки оператора и демпфером. Технический результат - улучшение обзорности с рабочего места оператора и обеспечение безопасности оператора за счет расширения эксплуатационных возможностей поста управления. 3 ил.
Пост управления оператора подъемно-транспортного средства, содержащий виброзащитное устройство, включающее в себя упругий торообразный пневматический элемент, направляющее устройство образовано изогнутой трубой с горизонтальным участком, на котором посредством установленных в горизонтальном пазу трубы хомута со стопором закреплена подушка сиденья с размещенными около подлокотников рычагами управления и контрольно-измерительными приборами, отличающийся тем, что нижний конец изогнутой трубы, пол поста управления и рычаг с подпружиненным роликом, жестко соединенные между собой, установлены подвижно на горизонтальной оси вертикальной стойки с жестко закрепленным на ней двухпозиционным кулачком, в пазы которого входит подпружиненный ролик, при этом вертикальная стойка установлена с возможностью поворота относительно вертикальной оси и фиксируется стопорным винтом на шариковой опоре, соединенной через виброзащитное торообразное устройство с полом кабины резьбовым соединением, а на верхнем конце изогнутой трубы с помощью двухпозиционного кулачкового устройства и возвратной пружины подвижно установлена рукоятка с регулируемым Г-образным двойным фиксатором для охвата плеч оператора, причем пол поста управления опирается на вмонтированную в пол кабины кольцевую виброопору через три элемента: задний в виде регулируемого винта, два передних, снабженных демпфером и подпружиненной выдвижной опорой под пятки оператора.
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2033932C1 |
Панорамная кабина управления | 1989 |
|
SU1747375A1 |
Подъемно-поворотная опора сиденья транспортного средства | 1985 |
|
SU1313744A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1985 |
|
SU1252204A1 |
Авторы
Даты
1999-09-20—Публикация
1998-04-20—Подача