Изобретение относится к оздоровлению детей в возрасте от 4 до 10 лет и может быть использовано в детских садах, спортивных школах, оздоровительных группах и секциях при выполнении комплекса физических упражнении, спортивных игр, во время тренировок.
Изобретение основано на тренировке системы терморегуляции организма ребенка, и следовательно, направлено на развитие иммунной системы, снижающей чувствительность организма к вредному воздействию естественных природных факторов в условиях физиологического стресса.
Известен способ закаливания холодом, предложенный Г.С. Шаталовой /см. статью: Система Шаталовой или в поисках экологической ниши. Автор: С.Шенкман, журнал: Физкультура и спорт, 1988, N 2, с.16/.
Способ включает выполнение физических упражнений и закаливающих процедур с учетом индивидуальных возможностей человека. Для ослабленных и склонных к простудным заболеваниям людей способ предусматривает проведение поэтапного закаливания при постоянном увеличении холодовых нагрузок. На первом этапе закаливают в ледяной воде ноги, начиная с нескольких секунд. День ото дня время закаливания увеличивают на 1-2 секунды. На втором этапе проводят обливание ледяной водой всего тела при постепенном увеличении времени между обливанием и обтиранием полотенцем на 2-15 секунд. Обтирание заканчивают общим самомассажем. Способ Г. С.Шаталовой предусматривает также совмещение обливания ледяной водой с обтиранием снегом и купанием в проруби.
Недостаток заключается в том, что не предусматривается перед холодовым воздействием дозированный мышечный разогрев, учитывающий индивидуальную способность организма рассеивать тепло.
Кроме того, способ не предусматривает психологической адаптации детей к принятию холодовых нагрузок. Холодовые обливания ледяной водой без предварительной физической и психологической адаптации с трудом воспринимаются детьми, тем более ослабленными, не подготовленными к закаливанию. Даже взрослый человек делает большие усилия над собой, вставая под струю ледяной воды, или под ледяной душ. Способ Г.С. Шаталовой требует значительных затрат силы воли и выполняется в большинстве случаев на отрицательном стрессе.
Известен способ закаливания, включающий комплексное воздействие оздоравливающих средств с учетом индивидуальных особенностей ребенка и характера его заболевания /см. статью: Валеолог или терапевт. Автор: Г.В.Куранов, журнал: Физкультура и спорт, 1988, N 7, с.20-21/. Комплекс закаливания включает предварительный разогрев путем массажа или растирания стоп ног ребенка и последующее хождение босиком по снегу. Продолжительность заклеивания на первом этапе составляет не более 1 секунды. В комплекс также входит проведение контрастного душа с разницей температур между горячей и холодной водой в пределах (10-15)oC.
Недостаток способа заключается в отсутствии полного разогрева всего организма перед выходом на снег, а также в недостаточной психологической адаптации ребенка к холодовым нагрузкам, воспринимаемым им как холодовой удар. Закаливание холодом представляет собой интенсивный холодовой удар, который оказывает на организм не столько охлаждающее, сколько мобилизующее воздействие. Поэтому перед принятием холодового удара важна, физическая и психическая настроенность на него, уверенность, что он принесет радостное настроение, бодрость духа и тела, новые силы и желания.
Известен способ закаливания детей периода второго детства, включающий разогрев организма во время выполнения комплекса физических упражнений в помещении и последующее холодовое воздействие /см. статью: Концептуальное представление онтогенеза системы терморегуляций. Авторы: Г.А.Бобков, А.А. Иоффе, журнал: Теория и практика физической культуры, 1938 г., N 11, c. 38-40/.
Способ включает исследование работы системы терморегуляции у детей в режиме дозированных физических нагрузок, например физической зарядки, в помещении с комфортными условиями. Способ исследует особенности индивидуального потовыделения, т.е. способность рассеивать тепло. Возможность теплоотдачи по потовыделению оценивается пo количеству и содержанию водяных капель с дистального конца предплечья. Согласно известному способу, система терморегуляции характеризуется тем, что относительные энергозатраты покоя и работы у детей гораздо выше, чем у взрослых /относительно веса, роста, поверхности тела/. Способность ребенка как нагреваться, так и охлаждаться, а значит поддерживать тепловой баланс, гораздо выше, чем у взрослых. Хотя мышцы ребенка в покое и при работе производят больше тепла, чем мышцы взрослого, роль отдельных мышечных групп в термогенезе с возрастом обусловлена гетерохронией созревания мышечного аппарата, что влияет на неравномерность разогрева тела ребенка. Система терморегуляции, развивая гетерохронно свой нервный и рецепторный аппарат, должна обеспечивать температурный гомеостаз организма. Функциональная система по обеспечению температурного гомеостаза в онтогенезе работает в условиях постоянной нестабильности составляющих ее подсистем. Причем в каждом периоде онтогенеза меняются ведущие способы теплоотдачи. Поскольку в разных условиях среды лимитирующими являются разные способы теплоотдачи, то критические тепловые нагрузки и терморезистивность в онтогенезе отличаются друг от друга в разные периоды. Известный способ, исследуя работу системы терморегуляции детей вплоть до первого зрелого возраста, устанавливает, что невозможно применение единой методики адаптирования детей к условиям жары или холода.
Недостатком способа является отсутствие апробированных индивидуальных параметров дозирования как физических нагрузок для обеспечения теплового разогрева перед принятием холодовых нагрузок, так и параметров холодового закаливания. Без знания индивидуальных параметров разогрева и охлаждения организма ребенка невозможно правильно организовать тренировку его системы терморегуляции и выработать условные рефлексы между холодовым раздражителем и системой терморегуляции. Наличие условных рефлексов способствует быстрому включению механизмов теплообразования и теплоотдачи, защищающих организм от переохлаждения. Следовательно, способ не обеспечивает повышение иммунитета к простудным и инфекционным заболеваниям.
Наиболее близким к предлагаемому способу является выбранный в качестве прототипа способ закаливания в сочетании с физической нагрузкой, включающий разогрев организма во время выполнения комплекса физических упражнений в помещении и последующее холодовое воздействие на морозном воздухе, проводимые поочередно и по циклам /см. статью: 3акаливание к холоду в режиме утренней гимнастики. Авторы: В.А.Шестаков, А.Я. Степанов, журнал: Теория и практика физической культуры, 1989, N 1, с.13-15/.
В известном способе закаливание ведут на морозном воздухе при температурах - 10oC в сочетании с физической нагрузкой интенсивностью не менее 2,018-0,014 ккал/мин/м2. Согласно способу возраст участников закаливания составляет 16-20 лет. В ходе эксперимента перед закаливанием объединенные в три группы юноши выполняют комплекс физических упражнений, например, утренней гимнастики в комфортных условиях спортивного зала в течение 15 минут. Способ включает дозирование физических, а следовательно, температурных нагрузок перед закаливанием на холоде путем проведения дифференцирования временной нагрузочной составляющей по группам. Так, в первой группе комплекс физических упражнений не выполнялся. Во второй группе комплекс выполнялся целиком, а в третьей - лишь наполовину. Способ предусматривает переход к закаливанию на морозном воздухе при температурах от + 2oC с до - 10oC после принятия второй и третьей группами дозированных физических нагрузок. По способу закаливание ведется в течение 60-120 секунд раздетых по пояс спортсменов. Способ устанавливает эффективность закаливания по параметру скорости восстановления температуры кожи после местного дозированного охлаждения. Этот параметр оценивается по площади неправильной геометрической фигуры, построенной на диаграмме среднеарифметических групповых данных восстановления температуры кожи после местного дозированного охлаждения. На примерах закаливания с предшествующими ему физическими нагрузками интенсивностью до 2,018 ± 0,014 ккал/мин/м2 в течение 15 минут способ доказывает возможность тренировки системы терморегуляции в условиях морозной погоды. Эффективность закаливания объясняется значительной контрастностью тепла и холода, положительное влияние которой для достижения закаленности известно / см. книгу: Проблемы закаливания. Авторы: А.К. Подшибякин, И.А. Кайро, ИЗд. Владимир, 1981, с.33-56/. Согласно известному способу наибольший эффект контрастности во второй группе достигнут потому, что холодовая процедура производится на повышенном температурном уровне организма, достигнутом посредством выполнения комплекса утренней зарядки с теплопродукцией организма не менее 30,3 ккал/м2 за 15 минут.
Недостатком способа, выбранного в качестве прототипа, является отсутствие параметров, доступных для детского организма в возрасте от 3 до 12 лет, в том числе разогрева и охлаждения. Функция терморегуляции тесно связана со способностью организма производить тепло, с энергообменом с одной стороны и способностью рассеивать тепло, например с помощью потовыделения, с другой. Общий уровень обмена веществ у детей выше, чем у взрослых. Это делает невозможным применения единой методики адаптирования детей к условиям жары или холода, поскольку у детей дошкольного и младшего школьного возраста система терморегуляции работает не так, как у детей юношеского возраста.
Как показали эксперименты, глубокая температура тела у детей к концу теста МПК возрастает на (1-1,5)oC, тогда как у детей юношеского возраста прирост глубокой температуры сходен с приростом температуры у взрослых и составляет (0,3-0,6)oC
Деятельность системы потовыделения детей младшего школьного возраста отличается от таковой у детей юношеского возраста и взрослых. Количество пота с локального участка предплечья юношей и взрослых в 3-4 раза меньше, чем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отличается и характер нарастания потовыделения. У детей младшего школьного возраста потовыделение нарастает по экспоненте, тогда как у юношей и взрослых этот процесс близок к линейному. Недостатком способа является неадаптированность к закаливанию детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях низких температур, особенно, в условиях -(10 - -35)oC городов Севера, например, паек г. Нижневартовска. Неадаптированность закаливающих параметров делает способ, выбранный в качестве прототипа, непригодным для тренировки системы терморегуляции организма ребенка. Следовательно, известный способ не может быть пригоден для повышения иммунитета к простудным и инфекционным заболеваниям, как не учитывающий индивидуальную физическую и психологическую адаптацию детей дошкольного и младшего школьного возраста к холодовым нагрузкам.
Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно, повышение иммунитета к простудным и инфекционным заболеваниях за счет усиления индивидуальной физической и психологической адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к холодовым нагрузки.
Указанная цель достигается тем, что в способе закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста в сочетании с физической нагрузкой, включающем разогрев организма ребенка во время выполнения комплекса физических упражнений в помещении и последующее холодовое воздействие на морозном воздухе, проводимые поочередно и по циклам, согласно изобретению перед закаливанием рассчитывают время наступления потовыделения у индивидуума с дистального конца предплечья с начала выполнения дозированных физических упражнений интенсивностью /1,6-1,8/ ± 0,011 ккал/мин/м2, по величине которого определяют индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания по формуле: Тр = Тп + /60-120/ секунд, где:
Тр = индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания, секунд;
Тп - временной параметр наступления потовыделения у индивидуума с начала выполнения дозированных физических упражнений, секунд, в комплекс физических упражнений включают индивидуально дозированный по времени бег, для этого детей распределяют по группам со сходными индивидуальными временными параметрами разогрева, осуществляют регламентированный выход из помещения на открытый воздух в течение /30-40/ секунд в последовательности, начиная с групп, характеризующихся минимальными временными параметрами разогрева, охлаждение в первом цикле проводят без остановки бега с включением игровых элементов и растираний снегом, а в последующие циклы - приема снежных ванн, и выполнением в конце каждого цикла расслабляющих физических упражнений, время охлаждения в первом и втором циклах принимают равным /30-40 /секундам, в третьем цикле его увеличивают на 10-20/ секунд, а время разогрева во втором и третьем циклах последовательно снижают по сравнению со временем в первом цикле на /60-65/секунд.
Способ, кроме того, предусматривает пробежку по снегу босиком. Кроме того, дозированное охлаждение на морозном воздухе ведут при температурах - (25oC - -30oC.
Наиболее важным параметром, характеризующим индивидуальную способность рассеивать тепло организмом во время потовыделения с дистального конца предплечья, является временной параметр наступления потовыделения с начала выполнения дозированных физических упражнений. Данный временной параметр дает возможность установить терморегуляторную реакцию организма ребенка определенного биологического возраста.
Изменения температурного гомеостаза в условиях дозированных физических нагрузок подтверждены экспериментально и статистикой. В ходе экспериментов, которые были поставлены с 1000 детей дошкольного и младшего школьного возраста подтверждена зависимость между биологическим возрастом ребенка, интенсивностью дозированной физической нагрузки, временным интервалом наступления потовыделения с начала выполнения физических упражнений и динамикой локального потовыделения с дистального конца предплечья (см. табл. в конце описания).
Исследование расхода энергии с точки зрения энергетической стоимости выполнения комплекса утренней гимнастики в способе проводится методом неполного газового анализа с применением спирографа "Метатест - 1". Показатель потребления кислорода объективно отражает энергетические затраты на обеспечение комплекса физических упражнений. Данные о локальном потовыделении получены замером весового количества капель пота с дистального конца предплечья с использованием марлевых повязок, закрепленных на теле при помощи клейкой ленты. Замеры производились в процессе выполнения физических упражнений и бега со средней нагрузкой интенсивностью /1,6-1,82/ ± 0,011 ккал/мин/м2.
Замер скорости и количества потовыделения позволил объективно установить временной интервал нарастания глубокой температуры на 1,02-1,46oC в зависимости от биологического возраста ребенка. Для детей в возрасте от 4 до 5 лет временной интервал, с которого появляется устойчивое потовыделение с начала выполнения физических упражнений заданной интенсивности, составляет /180-240/ секунд. Для детей в возрасте от 5 до 6 лет данный интервал составляет /240-300/ секунд, для детей в возрасте от 6 до 7 лет - /300-360/ секунд, для детей старше семи лет он составляет /360-420/ секунд.
Нагрузочные параметры комплекса физических упражнений в сочетании с бегом выбраны равными /1,6-1,8/ ± - 0,011 ккал/мин/м2 по следующим соображениям. Данные параметры комплекса физических упражнений представляют собой по мощности нагрузку ниже умеренной. Физическая деятельность представляет собой чередование таких элементов, как обыкновенная быстрая ходьба со скоростью 5-7 км/ч, спортивная ходьба, бег слабой интенсивности, обыкновенная ходьба и спортивная ходьба в перемежку с бегом, прыжки со скакалкой /желательно разнообразные/, общеразвивающие упражнения, приседания, общеразвивающие упражнения с отягощениям/ с гантелями, эспандером и т.д./, аэробика, шейпинг /желательно в сопровождении под музыку /, упражнения на расслабление, упражнения на гибкость и растягивание.
Способ рекомендует все упражнения чередовать в такой последовательности: для рук, ног, туловища и обязательно с расслаблением после каждого упражнения, особенно после упражнений, связанных с проведением силовых напряжений. Кроме того, способ предусматривает периодическое изменение темпа упражнений: медленно-быстро. Во всех случаях все упражнения необходимо заканчивать перед закаливанием расслаблением, а после закаливания начинать с упражнений на расслабление.
Минимальные нагрузочные параметры равны (1,60 ± 0,011) ккал/мин/м2. Данная нагрузка обеспечивает за время /180-420/ секунд прирост глубокой температуры тела и нарастание процесса потовыделения в пределах /0,031-0,051/ мл/мм2.
Максимальные параметры, равные (1,80 ±0,011) ккал/мин/м2, характеризуют интенсивные физические нагрузки в сочетании с бегом, превышение которых нецелесообразно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Увеличение максимальных нагрузочных параметров до /1,82-1,89/ ± 0,011 ккал/мин/м2 приведет к перегрузке и срыву закаливания. Снижение минимальных нагрузочных параметров до /1,55 oC 1,59/± 0,011 ккал/мин/м2 приведет к недостаточному разогреву перед выходом на морозный воздух и срыву процесса закаливания.
Определение индивидуального временного параметра разогрева в первом цикле закаливания ведется по формуле Тр = Тп +/60-120/ секунд по следующим соображениям. Индивидуальный временной параметр разогрева учитывает как индивидуальную способность каждого ребенке рассеивать тепло потовыделением, так и время на выработку дополнительной тепловой энергии в случае непредвиденного сбоя в работе системы терморегуляции. Данные индивидуальных временных параметров разогрева перед первым циклом закаливания, определенные из расчетной формулы, отражены в таблице N 2. Дополнительное время разогрева, равное /60-120/ секунд, представляет собой временной запас на выполнение физических упражнений, он учитывает качество выполнения, систематичность занятий, возрастные особенности, психологическое состояние ребенка, погодные условия, перепады температуры воздуха, силу ветра, влажность воздуха. Увеличение временного запаса до /121-125/ секунд нецелесообразно, так как экспотенциальное нарастание потоотделения происходит за период, не превышающий 120 секунд. Снижение временного запаса до /54-59 секунд может привести к недостатку мышечной работы, необходимой для нагревания ядра тела.
Выполнение физических упражнений и дозированного по времени бега в группе детей, состоящей не менее чем из 20-40 человек позволяет усилить концентрацию внимания детского коллектива на задаче закаливания, наделить на выполнение упражнений с полной отдачей, вести регламентированный контроль за временными параметрами как разогрева, так и охлаждения. Наряду с общеразвивающими, силовыми, прыжковыми видами физической деятельности используются циклические виды - быстрая ходьба, спортивная ходьба, бег с ходьбой.
Кроме того, игровые элементы, включенные в комплекс физических упражнений, придают закаливанию занимательность и создают всему комплексу положительный эмоциональный фон. Последовательное распределение игровых элементов по всем циклам закаливания поддерживает и усиливает положительный эмоциональный фон на протяжении всего комплекса закаливания, снижает страх перед холодовыми нагрузками, создает условия для психологической адаптации к холоду. Сочетание физических упражнений, бега средней интенсивности в пределах 5-7 км/час, и игровых элементов создает психологические условия проведения закаливания на положительном стрессе абсолютно для всех участников.
Распределение детей в группы, которые характеризуются сходными индивидуальными временными параметрами разогрева, позволяет сохранить запас тепловой энергии организма ребенка перед выходом на морозный воздух. Необходимость сохранения запаса энергии вызвана тем, что за период, который длится от начала выполнения физической нагрузки до принятия холодовых нагрузок, возможен отток тепловой энергии в обратном направлении, а именно от тела в окружающую среду без получения закаливания, что приведет к частичной или полной обратной перестройке организма. Поэтому первыми на открытый воздух выходят группы со сходными минимальными временными параметрами разогрева, равными в пределах /300-350/ ± 5 секунд.
Регламентированный выход на открытый воздух проводится за период, составляющий /30-40/ секунд по следующим соображениям. Минимальное время выхода из спортзала на открытый воздух составляет 30 секунд. За этот отрезок времени необходимо успеть в быстром темпе переместиться на открытый морозный воздух и приступить к приему снежной ванны или к снежным обтираниям. Снижение времени перехода из помещения на улицу до (28-29)секунд потребует повышение скорости бега в зале, что не желательно. Увеличение времени перехода из помещения на улицу до /41-42/ секунд нецелесообразно из-за возможной потери накопленной тепловой энергии.
Закаливание ведется без остановки бега и прерывания игры. Необходимо учитывать состояние погодных условий, особенно состояние снега /свежевыпавший, старый - фирный снег/, а также индивидуальные психологические особенности ребенка к восприятию холодовых нагрузок. На первом цикле закаливание необходимо не допуская переохлаждения, своевременно с запасом тепловой энергии, но в то же время не слишком преждевременно закончить прием холодовых нагрузок. Желательно прием холодовых нагрузок совмещать с босохождением по снегу. Пребывание на снегу босыми ногами сопровождают активными движениями, например, бегом, прыжками, игрой.
Время охлаждения в первом и втором циклах выбирают равным /30-40/ секундам. За это время дети успевают пробежать площадку со снегом, и вернуться назад в помещение. Время охлаждения, равное /30-40/ секундам достаточно для выработки системой терморегуляции условных рефлексов на холодовые раздражения. Условные рефлексы включают в работу механизм теплообразования, действие которого направлено как на теплообразование, так и на теплоотдачу. Снижение времени пребывания на морозном воздухе до (25-29) секунд не желательно, так как за это время не будет достигнута необходимая для выработки условных рефлексов контрастность тепла и холода. В этом случае, в связи с большим превышением теплопродукции организма во время разогрева над теплоотдачей во время охлаждения, будет затруднена выработка терморегуляционных временных связей и задержано формирование устойчивости к холоду. Эффект контрастности закаливания в сочетании с физической нагрузкой должен расти не за счет увеличения количества выработанного упражнениями тепла, а за счет усиления холодового раздражителя.
Максимальное время пребывания на морозном воздухе, равное 33-40 секундам, назначается крепким детям, ранее неоднократно принимающим закраивающие процедуры.
Увеличение времени охлаждения до /41-49/ секунд в первом и втором циклах закаливалия нецелесообразно, так как холодовую процедуру важно закончить с запасом тепловой энергии, не допуская переохлаждения. Поскольку охлаждение на морозном воздухе, и особенно босиком на снегу относится к наиболее сильнодействующему раздражителю большой интенсивности, равной 2,927 ккал/мин/м2, то важно не прекращать выполнения на морозном воздухе активных движений. Все циклы закаливания необходимо закончить до появления озноба и высыпания "гусиной кожи". Очередной выход на снег необходимо начинать после дополнительного разогрева организма, сопровождающегося расширениям сосудов и ощущением тепла во всем теле. Поэтому проводят повторный разогрев, время которого уменьшают на /60-65/ секунд. Это позволяет продлить время действия холода на фоне преобладания энергоемкости разогрева над энергоемкостью охлаждения.
Увеличение времени охлаждения. Увеличение времени охлаждения в третьем цикле на /10-20/ секунд позволит закрепить выработанные системой терморегуляции условные рефлексы на холодовые раздражители и продлить время действия холода за счет естественного восстановления температуры тела ребенка. Холодовые нагрузки не должны увеличиваться настолько, чтобы по своей энергоемкости превосходили физическую нагрузку. Экспериментальные данные обследования детей, прошедших закаливания в условиях зимы г. Нижневартовска, приведены в табл. N 2 (см. в конце описания).
В табл. N 3 приведены экспериментальные исследования прироста теплопродукции разогрева и максимального расхода энергии во время охлаждения с распределением по циклам закаливания (см. в конце описания).
Обследование здоровья детей детского сада N 77 г. Нижневартовска за период 1996-1998 гг подтвердило результативность закаливания по предложенному способу. Результаты обследования около 1000 детей отражены в табл. 4 (см. в конце описания).
Предлагаемый способ закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста в сочетании с физической нагрузкой позволяет снизить число простудных заболеваний, что следует из анализа показателей простудных заболеваний детей дошкольных учреждений r. Нижневартовска: в целом по городу на одного ребенка приходится более 1,3 заболеваний в год, тогда как в детском саду N 77, где дети проходят экспериментальное закаливание по предлагаемому способу, на одного ребенка приходится в среднем 0,52 - 0,65 заболеваний в год.
Важным преимуществом является также и то, что с помощью предлагаемого способа возможна профилактика инфекционных заболеваний.
Заявляемый способ закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста в сочетании с физической нагрузкой обладает новизной и изобретательским уровнем, так как при проведении поиска по источникам патентной и научно-технической документации заявителем не выявлены известные технические решения, в которых бы перед закаливанием рассчитывали время наступления потовыделения у индивидуума с дистального конца предплечья с начала выполнения дозированных физических упражнений интенсивностью /1,6-1,8/± 0,011 ккал/мин/м2, по величине которого затем определяли бы индивидуальный, временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания, по формуле: Тр + Тп /60-120/ секунд, где: Тр - индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания, секунд; Тп - временной параметр наступления потовыделения с начала выполнения дозированных физических нагрузок, секунд, в комплекс физических упражнений включали бы индивидуально дозированный по времени бег, для этого детей распределяли бы по группам со сходными индивидуальными временными параметрами разогрева, осуществляли бы регламентированный выход из помещения на открытый воздух в течение /30-40/ секунд в последовательности, начиная с групп, характеризующихся минимальными сходными временными параметрами разогрева, охлаждение в первом цикле проводили бы без остановки бега, с включением игровых элементов и растирании снегом, а в последующие - приема снежных ванн и выполнения в конце расслабляющих упражнений, время охлаждения в первом и втором циклах принимали равным /30-40/ секундам, в третьем цикле его увеличивали бы на /10-20/ секунд, а время разогрева во втором и третьем циклах последовательно бы снижали по сравнению со временем в первом цикле на /60-65/ секунд.
Заявляемый способ широко применим в спортивно-медицинской практике, педагогической практике, возможно массовое применение способа в тех регионах, где климатические условия позволяют проводить зимние закаливания на морозном воздухе. Следовательно, способ соответствует критерию "промышленная применимость", а лучше сказать, критерию "практическая применимость".
Заявляемый способ позволяет повысить эффективность закаливания детей, следовательно, он соответствует критерию "положительный эффект".
Способ осуществляется следующим образом.
Для расчета времени наступления потовыделения у каждого ребенка в отдельности выполняют дозированные физические упражнения интенсивностью /1,6-1,8 ± 0,011 ккал/мин/м2. В ходе выполнения физических упражнений дети хорошо разогреваются и должны хорошо вспотеть. Рассчитывают время наступления потовыделения и получают данные о локальном потовыделении с дистального конца предплечья. По параметру времени наступления потовыделения определяют индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания по формуле Тр =Тп + /60-120/ секунд, в среднем он колеблется для детей от 4 до 7 лет в пределах 240-540 секунд.
Перед тем, как приступить к выполнению физических упражнений детей распределяют по группам со сходными индивидуальными временными параметрами разогрева. Непосредственный разогрев - выполнение общеразвивающих, силовых, прыжковых упражнений - ведут одновременно со всеми подгруппами. Выход на открытый воздух осуществляют за время (30-40) секунд в последовательности, начиная с подгрупп, в которых дети объединены по сходным минимальным временным параметрах разогрева. За этот отрезок времени дети организованно подгруппами выходят на морозный воздух и приступают к приему холодовых нагрузок, в течение времени, равном /30-40/ секундам. Продолжительность непосредственного закаливания может быть продлена до 2-3 минут при теплой весенней погоде. Рекомендуется пробежка босиком по снегу с одновременным выполнением активных движений, игр, прием снежных ванн или обтираний снегом. После активных движений необходимо выполнять расслабляющие движения, последующий разогрев выполняют со снижением времени во втором и третьем циклах на /60-65/ секунд, а последующие охлаждения ведут в течение /30-40/ секунд во втором, и /40-60/ секунд третьем циклах охлаждения.
Пример конкретного осуществления способа закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста в сочетании с физической нагрузкой.
Дети детского сада N 77 г. Нижневартовска осуществляли экспериментальное закаливание по предлагаемому способу в течение 1996 г. - 1998 г. Дети в возрасте от 4 до 7 лет были распределены по группам для выполнения физических упражнений и организованного выхода на морозный воздух. Организованные в четыре группы дети одновременно выполняли бег слабой интенсивности продолжительностью: младшая группа - в течение (245-265) секунд, средняя группа -(315-330) секунд, старшая группа -(405-410) секунд, подготовительная группа -(480-485) секунд. За это время дети успевали достаточно разогреться до потения, после чего организованно, начиная с младшей группы друг за другом выбегали босыми в одних шортах на снег в любую погоду, причем в зимнее время при температурах до (-30 - -3)oC. В это время в спортзале приступали к физической разминке, совмещенной с бегом, очередные группы. На морозном воздухе дети находились в течение 30-40 секунд все время бегая, играя, обтираясь снегом, валялась в снегу. Первый цикл закаливания заканчивали до появления озноба. В помещение дети забегали в комфортном состоянии на положительном эмоциональном и физическом стрессе. Дети ослабленные, хуже переносящие холод и менее закаленные выходили каждые в своей группе из теплого помещения на закаливание последними в строю, а возвращались в помещение первыми.
После получения холодовой нагрузки на морозном воздухе, но не позже 40 секунд, дети забегами в помещение и повторно выполняли физические упражнения, которые чередовались бегом слабой интенсивности. Повторно принимали холодовые нагрузки в течение 40 секунд с соблюдением очередности выхода на морозный воздух. При индивидуальном желании каждого ребенка детям разрешается принимать третий цикл закаливания, время которого увеличивали до 60 секунд. После закаливания на морозном воздухе дети закаливались под холодным душем, в холодной ванне в течение 3-5 секунд, но не менее того, чтобы кожа ребенка была мокрой. Не вытираясь полотенцем, дети одевали сухую одежду /шорты/ и уходили в свои группы, постепенно высыхая.
Предлагаемый способ закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста в сочетании с физической нагрузкой позволяет по сравнению с прототипом:
- повысить иммунитет к простудным заболеваниям не менее чем на 25-30%;
- повысить физическую и психологическую адаптацию к холодовым нагрузкам;
- повысить эффект контрастности закаливания;
- осуществлять профилактику инфекционных заболеваний.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ комплексного контрастного закаливания подростков 15-16 лет в образовательном учреждении | 2021 |
|
RU2785035C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРАСТНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2019 |
|
RU2744024C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ | 2015 |
|
RU2594432C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2022 |
|
RU2769864C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2019 |
|
RU2728718C1 |
Способ коррекции массы тела с помощью изменения уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста | 2021 |
|
RU2758562C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ РИНИТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2014 |
|
RU2551243C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ | 2011 |
|
RU2462224C1 |
СПОСОБ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ | 2005 |
|
RU2288689C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ | 2008 |
|
RU2369318C1 |
Изобретение относится к медицине. Дети выполняют комплекс дозированных физических упражнений в помещении (разогрев). Рассчитывают индивидуальный временной параметр разогрева, учитывая время начала потовыделения на дистальном конце предплечья. Затем детей выводят на морозный воздух. Первый цикл охлаждения проводят без остановки бега, с включением игровых элементов и растирания снегом, второй и третий циклы включают прием снежных ванн. Первый и второй циклы охлаждения проводят 30-40 с. В третьем цикле время охлаждения увеличивают на 10-20 с. Время разогрева во втором и третьем циклах снижают по сравнению с временем первого цикла на 60-65 с. Способ позволяет повышать иммунитет к простудным, инфекционным заболеваниям за счет обеспечения индивидуальной физической и психологической адаптации к холодовым нагрузкам. 2 з. п.ф-лы, 4 табл.
Тр = Tп + (60 oC 120) с,
где Тр - индивидуальный временной параметр разогрева перед первым циклом закаливания, с;
Tп - временной параметр наступления потовыделения у индивидуума с начала выполнения дозированных физических упражнений, с,
в комплекс физических упражнений включают индивидуально дозированный по времени бег, для этого детей распределяют по группам со сходными индивидуальными временными параметрами разогрева, осуществляют регламентированный выход из помещения на открытый воздух в течение 30 oC 40 с в последовательности, начиная с групп, характеризующихся минимальными временными параметрами разогрева, охлаждение в первом цикле проводят без остановки бега, с включением игровых элементов и растираний снегом, а в последующие циклы - приемом снежных ванн и выполнением в конце расслабляющих физических упражнений, время охлаждения в первом и втором циклах принимают равным 30 oC 40 с, в третьем цикле его увеличивают на 10 oC 20 с, а время разогрева во втором и третьем циклах последовательно снижают по сравнению со временем в первом цикле на 60 oC 65 с.
Шестаков В.А., Степанов А.Я | |||
Теория и практика физической культуры, 1989, N 1 | |||
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1999-10-27—Публикация
1998-09-28—Подача