Изобретение относится к сурдологии-оториноларингологии, а именно к реабилитации детей с нарушениями слуха, и заключается в использовании адаптивной физкультуры с элементами игры в теннис в реабилитации вестибулярной, моторной и речевой функций у детей с дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
На основании метаанализа 11872 исследований, было определено, что дети с нарушениями слуха имеют сопутствующие проблемы с постуральным контролем, балансом, координацией, развитием моторных навыков вследствие, в том числе, комбинированной вовлеченности в патологический процесс вестибулярных структур [1]. Данный дефицит приводит к снижению возможностей участия ребенка в социальной жизни сверстников, развитию психо-интеллектуальных, академических затруднений, и, в конечном счете, снижению качества жизни детей с тугоухостью. Известно о взаимосвязи развития крупной, мелкой моторики, баланса, координации с развитием когнитивных и речевых функций, в том числе у детей с нарушениями слуха [2, 3, 4]. Кроме того, недавним исследованием было показано, что школьники с нарушениями слуха имеют более низкие показатели моторно-зрительной интеграции, визуально-пространственных взаимоотношений и визуальной последовательной памяти по сравнению с нормально слышащими сверстниками. В сочетании с необходимостью большего задействования зрительного анализатора это создает сложности у детей с тугоухостью, в том числе при освоении навыков чтения. Изучено, что глухие дети используют преимущественно визуальную и соматосенсорную информацию для поддержания постурального контроля. Авторы рекомендуют развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха [5].
При этом, даже при условии оценки баланса, моторных навыков и качества жизни, развитие этих навыков как правило не включается в индивидуальный план реабилитации и обучения ребенка с нарушенным слухом, кроме случаев очевидных неврологических или ортопедических заболеваний [6]. В то же время рядом исследований подтверждается возможность улучшения моторных навыков, в особенности баланса, у детей с нарушениями слуха на фоне регулярных и целенаправленных физических упражнений [6, 7]. В российской сурдопедагогике на основании многолетних исследований, разработана комплексная система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, которая учитывает также наличие у значительной части детей с нарушением слуха вестибулярных и двигательных расстройств [8]. Программы обучения детей в дошкольных и школьных образовательных коррекционных учреждениях включают направление физической подготовки, нацеленной на общее физическое развитие детей, развитие у них двигательной координации, равновесия (Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей; Примерная адаптированная основная программа НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся; Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации). Диагностике и коррекции вестибулярной дисфункции особое внимание уделяется в верботональном методе речевого развития тугоухих детей, разработанном в 50-60 годах XX века [3]. Развитие двигательной функции в системе коррекционной работы по формированию речи включает дополнительно направления по развитию мелкой и артикуляторной моторики в качестве основы для формирования произносительной стороны речи. Учитывается также, что 30-40% детей с нарушением слуха, обучающихся в коррекционных учреждениях, имеют дополнительную патологию, в том числе двигательные расстройства, и программы обучения включают соответствующие направления коррекционной работы [9].
При этом в последние годы все шире распространяется инклюзивное обучение детей с нарушениями слуха. До 50% детей с нарушениями слуха обучаются в условиях массовой школы [10]. Адаптированные программы обучения таких детей в условиях инклюзии предусматривают дополнительную психолого-педагогическую помощь, направленную на развитие речи, включение ребенка в жизнь группы/класса, а для школьников - и овладение школьной программой [11, 12]. Дополнительной поддержки в области физического развития и моторной сферы эти программы не предусматривают. В крупных городах часть дошкольников с нарушением слуха посещают сурдопедагогов и логопедов в сурдологических и реабилитационных центрах, частных кабинетах и не получают коррекционной помощи, связанной с моторным развитием. В то же время развитие методов физического воспитания привело к возникновению нового направления адаптивной физкультуры для лиц с ОВЗ, совершенствованию методов лечебной физкультуры [13]. Достижения в этих областях создают возможность разработки комплексных программ реабилитации детей с нарушением слуха с включением направления развития двигательной сферы.
Технической проблемой является необходимость дополнения программ слухоречевой реабилитации систематическими занятиями лечебной и адаптивной физкультурой.
Известен способ лечения пациентов с вестибулярными головокружениями [14], в ходе которого для лечения пациентов с вестибулярными головокружениями проводят курс лечения, состоящий из 12 активных занятий, включающих физические упражнения, которые выполняют ежедневно по 1 занятию на фоне музыки. На первых 6-ти занятиях физические упражнения выполняют на фоне музыки в темпе largo, а последующие 6 - в темпе andante. К преимуществам способа относится сокращение времени лечения пациентов с вестибулярными головокружениями, а также упрощение процесса лечения, за счет отсутствия необходимости в оснащении помещения и технической поддержки. К недостаткам способа можно отнести:
- сложность выполнения и многокомпонентность отдельных упражнений, что затрудняет их объяснение и самостоятельное выполнение детьми с нарушениями слуха дошкольного и младшего школьного возраста;
- большое количество упражнений с отсутствием мотивационного компонента, что приводит к быстрому истощению внимания, утрате интереса к выполнению упражнений детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- способ направлен на лечение преимущественно вестибулярного головокружения и не направлен на компенсацию нарушений моторных навыков, моторно-зрительной интеграции, визуально-пространственных взаимоотношений и визуальной последовательной памяти у детей с нарушениями слуха;
- необходимость наличия музыкального сопровождения.
В качестве прототипа выбран способ гармоничного физического и психофизиологичекого развития человека [15], заключающийся в том, что предварительно определяют физиологические параметры (дисбаланс мышечного развития, нарушение осанки, артериальное давление, пульс, скорость сенсомоторных реакций, зрительно-моторное сопряжение левой и правой рук, межполушарную асимметрию головного мозга и асимметрию физического развития). Далее на основе выявленных параметров составляют план занятий, включающих попеременные удары двумя ракетками, находящимися в каждой из рук, по мячу в плоскую вертикальную преграду.
К преимуществам прототипа относятся:
- отсутствие потребности в сложном дорогостоящем оборудовании;
- наличие в программе активных сложно-координированных многовариантных движений обеими руками и передвижений по площадке, сопряженных с активной работой глазодвигательной системы, мелкой моторики рук и перекрестно-латеральных движений, что приводит к задействованию основных групп мышц плечевого пояса, активизации двигательных, сенсорных и ассоциативных зон, зрительных центров в обоих полушариях головного мозга, активизации межполушарного взаимодействия и развитию межполушарных связей.
К недостаткам прототипа можно отнести:
- отсутствие соревновательного момента, однотипность и цикличность движений, что приводит к быстрому истощению внимания, утрате интереса к выполнению упражнений детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
- отсутствие упражнений по развитию постурального контроля, баланса, координации движений ног, рук, туловища и головы, узкая направленность предложенных упражнений по развитию моторных навыков;
- отсутствие в программе занятий адаптированных упражнений для детей с нарушениями слуха, направленных в том числе на развитие слухового восприятия, слухо-зрительной координации и устной речи.
Технический результат состоит в улучшении у детей с нарушениями слуха моторных, зрительных и слухоречевых навыков, баланса, координации, постурального контроля и, как следствие, улучшение результатов реабилитации и повышение качества жизни.
Технический результат достигается тем, что в способе реабилитации сопутствующих нарушений моторной и вестибулярной функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с тугоухостью, в ходе которого осуществляют занятия, включающие физические упражнения, согласно изобретению последовательно осуществляют три блока занятий, причем первый блок включает 24 занятия, в ходе которых выполняют 7 упражнений с теннисным мячом продолжительностью от 1 до 5 минут каждое, второй блок включает 32 занятия, в ходе которых выполняют 9 упражнений с координационной лесенкой, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 до 15 минут каждое, а третий блок включает 40 занятий, в ходе которых выполняют 8 упражнений с координационной лесенкой, конусами, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 до 20 минут каждое.
Одним из наиболее подходящих видов физической активности в структуре комплексной реабилитации детей с нарушениями слуха могут стать отдельные элементы игры в теннис. Теннис - сложно-координационный вид спорта, требующий одновременной работы различных групп мышц и постоянного задействования зрительного и слухового анализаторов. Показано, что занятия теннисом приводят, в том числе, к развитию баланса, координации, постурального контроля, моторно-зрительной интеграции. Кроме того, акустические различия при ударах по мячу ракеткой, удаленность соперника и тренера при необходимости восприятия их речи создают дополнительные возможности развития слухового восприятия для детей с нарушениями слуха, в особенности в сложных акустических условиях. Таким образом, в процессе занятия теннисом на ребенка с нарушением слуха воздействует полимодальная стимуляция, приводящая к ускорению формирования связей между нейронами. Дополнительными преимуществами занятий детей с нарушениями слуха теннисом являются: развитие эмоционального интеллекта, навыков социального взаимодействия, эмоционально-волевой сферы. Известно о доказанной пользе тенниса для детей с нарушениями зрения, поскольку необходимость визуального контроля мяча тренирует аккомодацию, что способствует улучшению остроты зрения. Являясь игровым видом спорта, теннис воспитывает дисциплину, самоконтроль, контроль поведения и эмоций.
Технический результат, в том числе за счет того, что в процессе комплексной слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха проводят систематические занятия адаптивной физической культурой с элементами игры в теннис.
Заявляемый способ осуществляют следующим образом.
Занятия проводятся два раза в неделю на теннисном корте с натянутой сеткой. Программа занятий включает три последовательных блока.
Первый блок предполагает 24 занятия и направлен на развитие общей координации, баланса, «чувства мяча». На каждом занятии выполняют 7 упражнений продолжительностью от 1 до 5 минут каждое. Для выполнения упражнений используют теннисный мяч.
Первое упражнение: бег с высоким подниманием бедра от задней линии корта до сетки. Исходное положение: ребенок стоит прямо. При отталкивании опорной ногой высоко поднимает бедро маховой ноги с высокой частотой подъема бедра. Опорная нога расположена высоко на стопе, не опускаясь на пятку. При приземлении ногу ставят на переднюю часть стопы. Туловище занимает вертикальное положение, центр тяжести переносят на плечи. Руки согнуты в локтях, работают так же, как и при беге. Упражнение повторяют 20 раз подряд.
Второе упражнение: бег с захлестом голени назад от задней линии корта до сетки. Исходное положение: ребенок стоит прямо. Далее производит упругий бег, попеременно сгибает ноги в коленном суставе, забрасывает голень назад к ягодице. Туловище немного наклонено вперёд, руки работают так же, как и при беге. Упражнение повторяют 20 раз подряд.
Третье упражнение: «звездочка», прыжки с одновременным разведением и сведением рук и ног. Исходное положение: ребенок стоит ровно, стопы на ширине плеч, руки свободно опущены по бокам. Производят вдох и сгибание коленных суставов. Производят выдох, мощное отталкивание от пола и выпрыгивание вверх. Одновременно с прыжком разводят прямые ноги в стороны, а руки под углом 45° вверх. Опускаясь на пол, сводят конечности в исходную позицию. Упражнение повторяют 20 раз подряд.
Четвертое упражнение: прыжки со сменой рук и ног от задней линии корта до сетки. Исходное положение: ребенок стоит прямо. При отталкивании полностью выпрямляется толчковая нога, в то время как маховая нога, согнутая в коленном суставе, резко выносится вперед. Постановка ноги при приземлении происходит активным загребающим движением на всю стопу. Руки работают разноименно. Туловище в положении с небольшим наклоном вперед.
Пятое упражнение: удары мячом об корт с последующей ловлей одной рукой (правой и левой поочередно). Исходное положение: ребенок стоит прямо, держа теннисный мяч в правой руке, ладонью вниз. Бьет мячом об корт и ловит правой рукой, сохраняя положение ладонью вниз. Затем упражнение повторяется левой рукой. Упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки.
Шестое упражнение: броски мяча одной рукой вперёд-вверх и ловля после отскока от корта. Упражнение выполняют по кругу из 4-5 человек. Исходное положение: дети встают по кругу, лицом внутрь круга диаметром в 4-5 шагов с постепенным увеличением расстояния до 8-10 шагов. Один ребенок подбрасывает мяч вверх, стоящий напротив ловит мяч в пределах круга после отскока от корта, не приближая кисть к туловищу. Затем подбрасывает мяч другому ребенку, упражнение повторяют 10 раз подряд.
Седьмое упражнение: броски теннисного мяча одной рукой (правой и левой поочередно) вперед и вниз и ловля мяча партнёром сначала двумя руками, потом одной, после отскока от корта. Исходное положение лицом друг к другу на расстоянии 4-5 шагов с постепенным увеличением расстояния до 8-10 шагов. Мяч ловят впереди себя, не приближая кисть к туловищу. Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Второй блок включает 32 занятий и направлен на развитие постурального контроля, моторных функций, баланса, владения ракеткой и мячом. На каждом занятии выполняют 9 упражнений продолжительностью от 5 до 15 минут каждое. Для выполнения упражнений используют координационную лесенку, теннисную ракетку и теннисный мяч.
Первое упражнение: исходное положение - ребенок стоит у крайней ячейки координационной лесенки лицом к торцу лесенки. Выполняет шаги правой и левой ногой внутрь каждой ячейки координационной лесенки, затем выходит, ставя стопы по бокам от координационной лесенки, перемещаясь вперед в продольном направлении на одну ячейку до конца координационной лесенки.
Второе упражнение: исходное положение - ребенок стоит у крайней ячейки координационной лесенки лицом к длинной части лесенки. Выполняет шаги правой и левой ногой в соседние ячейки координационной лесенки, затем - выходит из нее, ставя стопы вне координационной лесенки, перемещаясь в поперечном направлении вначале налево, затем - направо до конца координационной лесенки.
Третье упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки. Производит удары по мячу ракеткой вниз об корт вначале правой, затем - левой рукой, стоя на месте. Удары выполняют на уровне пояса. Упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки.
Четвертое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки. Производит удары по мячу ракеткой вниз об корт вначале правой, затем - левой рукой, двигаясь шагом от задней линии корта до сетки. Удары выполняют на уровне пояса.
Пятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки правой рукой. Производит подбивание мяча ракеткой вверх правой рукой, стоя на месте. Удары выполняют на уровне пояса. Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Шестое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки правой рукой. Производит подбивание мяча ракеткой вверх поочередно то одной, то другой стороной струнной поверхности ракетки, стоя на месте. Удары выполняют на уровне пояса. Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Седьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки правой рукой. Производит подбивание мяча ракеткой вверх правой рукой, двигаясь шагом от задней линии корта до сетки и обратно. Удары выполняют на уровне пояса.
Восьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку перед собой за край ручки правой рукой, плоскость ракетки направлена вверх. На струнную поверхность кладется мяч, который ребенок перекатывает вдоль обода ракетки 3 раза по часовой, 3 раза - против часовой стрелки.
Девятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку перед собой за край ручки правой рукой, плоскость ракетки направлена вниз. На струнную поверхность кладется мяч, который ребенок удерживает на поверхности ракетки, двигаясь шагом от задней линии корта до сетки лицом и обратно - спиной.
Третий блок включает 40 занятий и направлен на развитие моторных функций, социального взаимодействия, эмоционально-волевой сферы, слухоречевых навыков, баланса, навыков отбивания и подачи мяча. На каждом занятии выполняют 8 упражнений продолжительностью от 5 до 20 минут каждое. Для выполнения упражнений используют координационную лесенку, конусы, теннисную ракетку и теннисный мяч.
Первое упражнение: исходное положение - ребенок стоит у крайней ячейки координационной лесенки лицом к торцу лесенки. Выполняет прыжки на одной ноге (вначале на правой, затем - на левой) вдоль координационной лесенки до конца по «змейке», первый прыжок - внутрь ячейки, второй - сбоку справа, третий - внутрь следующей ячейки, четвертый - сбоку слева и т.д.
Второе упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки. Выполняет статическую имитацию положения отдельных фаз ударов в следующей последовательности: исходное положение, замах с поворотом корпуса, фаза непосредственного удара по мячу, проводка и окончание удара. Упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки.
Третье упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки. Выполняет динамическую имитацию полного удара ракеткой без мяча справа и слева. Упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки.
Четвертое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки правой рукой. Инструктор кидает мяч ребенку. Ребенок с поворотом корпуса вправо (левым боком к сетке) выполняет удар по мячу через сетку с отскока от корта правой рукой и попаданием в обозначенную зону (half-court, средняя линия - обозначается конусом), стоя на месте. Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Пятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за ручку двумя руками. Инструктор кидает мяч ребенку. Ребенок с поворотом корпуса влево (правым боком к сетке) выполняет удар по мячу через сетку с отскока от корта двумя руками и попаданием в обозначенную зону (half-court, средняя линия - обозначается конусом), стоя на месте. Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Шестое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки в правой руке. Инструктор кидает мяч ребенку под правую руку. Ребенок выполняет удар по мячу слету правой рукой через сетку и попаданием в обозначенную конусом зону (half-court, средняя линия - обозначается конусом). Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Седьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки в правой руке. Инструктор кидает мяч ребенку под левую руку. Ребенок выполняет удар по мячу слету правой рукой через сетку и попаданием в обозначенную конусом зону (half-court, средняя линия - обозначается конусом). Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Восьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки в правой руке. Инструктор кидает мяч ребенку. Ребенок бежит по направлению к мячу и выполняет удар по мячу справа с отскока от корта через сетку и попаданием в обозначенную зону (half-court, средняя линия - обозначается конусом). Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Девятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за ручку двумя руками. Инструктор кидает мяч ребенку. Ребенок бежит по направлению к мячу и выполняет удар по мячу слева с отскока от корта через сетку и попаданием в обозначенную зону (half-court, средняя линия - обозначается конусом). Упражнение повторяют 10 раз подряд.
Десятое упражнение: исходное положение - два ребенка встают друг напротив друга по обе стороны сетки в зоне half-court’а, держа ракетки за край ручки. Производят последовательное отбивание мяча ракеткой друг другу через сетку, используя удары справа и слева. Упражнение повторяют 20 раз подряд.
Заявляемое изобретение поясняется примерами.
Пример 1
Мальчик, 9 лет, диагноз: двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени, состояние после кохлеарной имплантации на правом ухе в возрасте 2 лет. Постоянно использует речевой процессор на правом ухе, цифровой сверхмощный слуховой аппарат на левом ухе. Обучается во 2-м классе общеобразовательной школы. Речь представлена развернутой фразой с нарушениями звукопроизношения. По результатам вестибулярного обследования выявлено, что у ребенка по показателю постуральной устойчивости уровень ниже среднего, уровень качества функции равновесия - средний.
Ребенок проходил курс реабилитации с применением средств адаптивной физкультуры и элементов игры в теннис.
Занятия проводили два раза в неделю на теннисном корте с натянутой сеткой. Выполняли первый блок из 24 занятий, включающих 7 упражнений с теннисным мячом продолжительностью 5 минут каждое. Далее выполняли второй блок из 32 занятий, включающих 9 упражнений с координационной лесенкой, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью 15 минут каждое. Далее выполняли третий блок из 40 занятий, включающих 8 упражнений с координационной лесенкой, конусами, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью 20 минут каждое.
После курса реабилитации вестибулярное обследование показало повышение показателей постуральной устойчивости и качества функции равновесия до уровня выше среднего. По данным медико-логопедического обследования значительно сократилось количество нарушений звукопроизношения.
Пример 2
Девочка, 12 лет, диагноз: двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость III степени. Постоянно использует два цифровых мощных слуховых аппарата бинаурально с 3 лет. Сопутствующий диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Обучается в 5-м классе школы для детей с нарушениями слуха. По данным медико-логопедического обследования определено общее недоразвитие речи 3 уровня. По результатам вестибулярного обследования выявлено, что у ребенка по показателю постуральной устойчивости уровень ниже среднего, уровень качества функции равновесия - ниже среднего.
Ребенок проходил курс реабилитации с применением средств адаптивной физкультуры и элементов игры в теннис.
Занятия проводили два раза в неделю на теннисном корте с натянутой сеткой. Выполняли первый блок из 24 занятий, включающих 7 упражнений с теннисным мячом продолжительностью 1 минуту каждое. Далее выполняли второй блок из 32 занятий, включающих 9 упражнений с координационной лесенкой, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 минут каждое. Далее выполняли третий блок из 40 занятий, включающих 8 упражнений с координационной лесенкой, конусами, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 минут каждое.
После курса реабилитации вестибулярное обследование показало повышение показателей постуральной устойчивости и качества функции равновесия до уровня выше среднего. По данным медико-логопедического обследования выявлено общее недоразвитие речи 4 уровня (положительная динамика).
Список литературы
1. Rajendran V., Roy F.G., Jeevanantham D. Postural control, motor skills, and health-related quality of life in children with hearing impairment: a systematic review. Eur Arch Otorhinolaryngol. 2012 Apr; 269 (4): 1063-71. doi: 10.1007/s00405-011-1815-4. Epub 2011 Nov 5. PMID: 22057941.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203.
3. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода. Москва, Парадигма, 2010, 91 с.
4. Magadmi R.M., Kamel F.O. Beliefs and barriers associated with COVID-19 vaccination among the general population in Saudi Arabia. BMC Public Health. 2021 Jul 21; 21 (1): 1438. doi: 10.1186/s12889-021-11501-5. PMID: 34289817; PMCID: PMC8294288.
5. Thakur R., Jayakumar J., Pant S. Visual Perception and Attentional Skills in School-age Children: A Cross-Sectional Study of Reading Proficiency in the Hearing Impaired. Indian J Community Med. 2023 Jul-Aug; 48 (4): 544-549. doi: 10.4103/ijcm.ijcm_204_22. Epub 2023 Jul 14. PMID: 37662132; PMCID: PMC10470561.
6. Rajendran V., Roy F.G. An overview of motor skill performance and balance in hearing impaired children. Ital J Pediatr. 2011 Jul 14; 37: 33. doi: 10.1186/1824-7288-37-33.
7. Mehrem E.S, Fergany LA, Mohamed SA, Fares HM, Kamel RM. Efficacy of fine motor and balance exercises on fine motor skills in children with sensorineural hearing loss. Restor Neurol Neurosci. 2022; 40 (1): 43-52. doi: 10.3233/RNN-211156.
8. Головчиц Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии / Л.А. Головчиц // Дефектология : научно-методический журнал : издается с 1969 года / Ред. Н.Н. Малофеев, А.Б. Меньков. - 2006. - №6 2006. - с. 42-49.
9. Жигорева М.В. Особенности психического развития детей с комплексными нарушениями // Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - №1. - С. 82-83.
10. Туфатулин Г.Ш., Королёва И.В. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями слуха на региональном уровне // Наука и инновации в медицине. - 2021. - Т. 6. - №2. - C. 30-36. doi: 10.35693/2500-1388-2021-6-2-30-36
11. Леонгард Э.И. с соавт. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард, 3-е изд. М.: Теревинф 2009.
12. Леонгард Э.И. Нарушение законов становления речи детей и подростков с нарушением слуха в процессе (ре)абилитации - главный фактор возникновения «третичных дефектов» (расстройств поведения) // Центральные механизмы речи: Сборник материалов X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции им. проф. Н.Н. Трауготт. Под общей редакцией Е.И. Гальпериной / Санкт-Петербург, 2022, с. 86.
13. Яхнина, Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.З. Яхнина. - Москва : Владос, 2003. - 272 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01002-6.
14. Способ лечения пациентов с вестибулярными головокружениями: патент RU 2722881, Российская Федерация, заявка RU 2019135665, заявл. 05.11.2019, опубл. 04.06.2020.
15. Способ гармоничного физического и психофизиологического развития человека: патент RU 2737997, Российская Федерация, заявка RU 2018137931, заявл. 26.10.2018, опубл. 07.12.2020.
Изобретение относится к сурдологии-оториноларингологии, а именно к реабилитации детей с нарушениями слуха, и может быть использовано для адаптивной физкультуры и реабилитации вестибулярной, моторной и речевой функций у детей с дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Последовательно проводят три блока занятий. Первый блок включает 24 занятия, в ходе которых выполняют 7 упражнений с теннисным мячом продолжительностью от 1 до 5 минут каждое. Второй блок включает 32 занятия. Выполняют 9 упражнений с координационной лесенкой, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 до 15 минут каждое. Третий блок включает 40 занятий. Выполняют 8 упражнений с координационной лесенкой, конусами, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 до 20 минут каждое. Способ обеспечивает улучшение результатов реабилитации и повышение качества жизни. 2 пр.
Способ реабилитации сопутствующих нарушений моторной и вестибулярной функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста с тугоухостью, в ходе которого осуществляют занятия, включающие физические упражнения, отличающийся тем, что занятия проводят два раза в неделю на теннисном корте с натянутой сеткой, при этом последовательно осуществляют три блока занятий, причем первый блок включает 24 занятия, в ходе которых выполняют 7 упражнений с теннисным мячом продолжительностью от 1 до 5 минут каждое:
- первое упражнение: бег с высоким подниманием бедра от задней линии корта до сетки, упражнение повторяют 20 раз подряд;
- второе упражнение: бег с захлестом голени назад от задней линии корта до сетки, упражнение повторяют 20 раз подряд;
- третье упражнение «звездочка»: из исходного положения стоя, стопы на ширине плеч, руки свободно опущены по бокам, затем производят вдох и сгибание коленных суставов, производят выдох, отталкиваются от пола и выпрыгивают вверх, одновременно с прыжком разводят прямые ноги в стороны, а руки под углом 45° вверх, затем, опускаясь на пол, сводят конечности в исходную позицию, упражнение повторяют 20 раз подряд;
- четвертое упражнение: прыжки со сменой рук и ног от задней линии корта до сетки, при этом исходное положение: ребенок стоит прямо, при отталкивании полностью выпрямляется толчковая нога, в то время как маховую ногу сгибают в коленном суставе и выносят вперед, постановка ноги при приземлении происходит активным загребающим движением на всю стопу, руки работают разноименно, туловище в положении с наклоном вперед;
- пятое упражнение: удары мячом об корт с последующей ловлей одной рукой, упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки;
- шестое упражнение выполняют по кругу из 4-5 человек, исходное положение: дети встают по кругу, лицом внутрь круга диаметром в 4-5 шагов с постепенным увеличением расстояния до 8-10 шагов, при этом один ребенок подбрасывает мяч вверх, стоящий напротив ловит мяч в пределах круга после отскока от корта, затем подбрасывает мяч другому ребенку, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- седьмое упражнение выполняют из исходного положения лицом друг к другу на расстоянии 4-5 шагов с постепенным увеличением расстояния до 8-10 шагов: бросают теннисный мяч одной рукой поочередно правой и левой вперед и вниз, после отскока от корта партнёр ловит мяч сначала двумя руками, потом одной, упражнение повторяют 10 раз подряд;
второй блок включает 32 занятия, в ходе которых выполняют 9 упражнений с координационной лесенкой, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 до 15 минут каждое:
- первое упражнение: исходное положение - ребенок стоит у крайней ячейки координационной лесенки лицом к торцу лестницы, выполняет шаги правой и левой ногой внутрь каждой ячейки координационной лестницы, затем выходит, ставя стопы по бокам от координационной лестницы, и перемещается вперед в продольном направлении на одну ячейку до конца координационной лестницы;
- второе упражнение: исходное положение - ребенок стоит у крайней ячейки координационной лесенки лицом к длинной части лестницы, выполняет шаги правой и левой ногой в соседние ячейки координационной лестницы, затем - выходит из нее, ставя стопы вне координационной лесенки, перемещаясь в поперечном направлении вначале налево, затем - направо до конца координационной лестницы;
- третье упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки, производит удары по мячу ракеткой вниз об корт вначале правой, затем - левой рукой, стоя на месте, удары выполняют на уровне пояса, упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки;
- четвертое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку и бьёт по мячу ракеткой вниз об корт вначале правой, затем левой рукой, двигаясь шагом от задней линии корта до сетки, удары выполняют на уровне пояса;
- пятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку правой рукой и подбивает мяч ракеткой вверх правой рукой, стоя на месте, удары выполняют на уровне пояса, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- шестое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за ручку правой рукой и подбивает мяч ракеткой вверх поочередно то одной, то другой стороной струнной поверхности ракетки, стоя на месте, удары выполняют на уровне пояса, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- седьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку правой рукой, производит подбивание мяча ракеткой вверх правой рукой и двигается шагом от задней линии корта до сетки и обратно, удары выполняют на уровне пояса;
- восьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку перед собой правой рукой, плоскость ракетки направлена вверх, на струнную поверхность кладут мяч, который ребенок перекатывает вдоль обода ракетки 3 раза по часовой, 3 раза - против часовой стрелки;
- девятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку перед собой правой рукой, плоскость ракетки направлена вниз, на струнную поверхность кладут мяч, который ребенок удерживает на поверхности ракетки, двигаясь шагом от задней линии корта до сетки лицом и обратно - спиной;
третий блок включает 40 занятий, в ходе которых выполняют 10 упражнений с координационной лесенкой, конусами, теннисной ракеткой и теннисным мячом продолжительностью от 5 до 20 минут каждое:
- первое упражнение: исходное положение - ребенок стоит у крайней ячейки координационной лесенки, выполняет прыжки на одной ноге, вначале на правой, затем - на левой, вдоль координационной лесенки до конца по «змейке» сначала прыжок внутрь ячейки, затем сбоку справа, внутрь следующей ячейки, сбоку слева;
- второе упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку и выполняет статическую имитацию положения отдельных фаз ударов в следующей последовательности: исходное положение, замах с поворотом корпуса, фаза непосредственного удара по мячу, проводка и окончание удара, упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки;
- третье упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку и выполняет динамическую имитацию полного удара ракеткой без мяча справа и слева, упражнение повторяют 10 раз подряд для правой и левой руки;
- четвертое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку правой рукой, инструктор кидает мяч ребенку, ребенок с поворотом корпуса вправо левым боком к сетке выполняет удар по мячу через сетку с отскока от корта правой рукой и попаданием в среднюю линию, обозначенную конусом, стоя на месте, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- пятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за ручку двумя руками, инструктор кидает мяч ребенку, ребенок с поворотом корпуса влево правым боком к сетке выполняет удар по мячу через сетку с отскока от корта двумя руками и попаданием в среднюю линию, обозначенную конусом, стоя на месте, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- шестое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку в правой руке, инструктор кидает мяч ребенку под правую руку, ребенок выполняет удар по мячу слету правой рукой через сетку и попаданием в среднюю линию, обозначенную конусом, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- седьмое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку за край ручки в правой руке, инструктор кидает мяч ребенку под левую руку, ребенок выполняет удар по мячу слету правой рукой через сетку и попаданием в среднюю линию, обозначенную конусом, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- восьмое упражнение исходное положение - ребенок держит ракетку в правой руке, инструктор кидает мяч ребенку, ребенок бежит по направлению к мячу и выполняет удар по мячу справа с отскока от корта через сетку в среднюю линию, обозначенную конусом, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- девятое упражнение: исходное положение - ребенок держит ракетку двумя руками, инструктор кидает мяч ребенку, ребенок бежит по направлению к мячу и выполняет удар по мячу слева с отскока от корта через сетку и попаданием в среднюю линию, обозначенную конусом, упражнение повторяют 10 раз подряд;
- десятое упражнение исходное положение - два ребенка встают друг напротив друга по обе стороны сетки, держа ракетки, производят последовательное отбивание мяча ракеткой друг другу через сетку, используя удары справа и слева, упражнение повторяют 20 раз подряд.
СПОСОБ ГАРМОНИЧНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2018 |
|
RU2737997C2 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | 2014 |
|
RU2601102C2 |
СПОСОБ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ ТРЕНИРОВКИ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПАЦИЕНТА | 2021 |
|
RU2781674C1 |
Способ реабилитации детей с неврологическими осложнениями, связанными с химиотерапией при остром лимфобластном лейкозе | 2022 |
|
RU2789174C1 |
БОРОЗДИНА М.Ю | |||
Спортивные игры и упражнения в физическом развитии дошкольников // Физическая культура, здравоохранение и образование | |||
Токарный резец | 1924 |
|
SU2016A1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПОДАЧИ УГЛЯ В ТЕНДЕР ПАРОВОЗА | 1920 |
|
SU293A1 |
Авторы
Даты
2025-04-22—Публикация
2024-07-30—Подача