РОТОР КОМПРЕССОРА Российский патент 1999 года по МПК F01D5/06 

Описание патента на изобретение RU2141035C1

Изобретение относится к области авиационного и наземного двигателестроения, а именно роторов компрессора турбореактивного двигателя.

Известен ротор компрессора высокого давления Д-30 КУ, содержащий цельные промежуточные кольца, размещенные между колесами [1]. При сбросе режима холодный воздух, проходящий по тракту компрессора, охлаждает тонкостенные кольца быстрее, чем массивные рабочие колеса. В связи с этим появляется зазор по диаметральной посадочной поверхности и торцам между кольцами и соседними рабочими колесами, что приводит к утечкам воздуха из тракта во внутрь ротора из-за смещения колес в зазоре.

Наиболее близким по конструкции к заявляемой является ротор компрессора высокого давления двигателя SPEY - 25R, содержащий рабочие колеса и массивные промежуточные кольца, имеющие двутавровое сечение [2]. Недостатком является то, что в известной конструкции на переменных режимах не обеспечен постоянный контакт промежуточных колец и рабочих колес по посадочным поверхностям, что приводит к возникновению дисбаланса ротора и вибрациям, а следовательно, снижению надежности и ресурса. Данная конструкция также не обеспечивает герметичности, что ведет к утечкам воздуха из тракта компрессора и прорыву горячего воздуха внутрь ротора.

Кроме того, замена поврежденных лопаток и ремонт ротора требуют его разборки.

Техническая задача, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в повышении надежности и ресурса ротора за счет снижения вибраций. Кроме того, решена задача повышения герметичности путем устранения утечек горячего воздуха, а также осуществления замены лопаток без разборки ротора, т.е. повышения технологичности ремонта.

Задачи решены за счет того, что в роторе турбокомпрессора, содержащем рабочие колеса и расположенные между ними промежуточные кольца, согласно изобретению, промежуточные кольца выполнены со щелью. При чем эта щель может быть выполнена ступенчатой и наклонной.

Выполнение промежуточных колец, размещенных между рабочими колесами ротора турбокомпрессора со щелью, обеспечивает постоянный контакт колец по посадочной поверхности с диском на всех режимах при вращении в поле центробежных сил, что исключает дисбаланс ротора и снижает вибрацию, повышая надежность и ресурс ротора компрессора.

Выполнение щели ступенчатой обеспечивает беззазорность конструкции, устранение утечек горячего воздуха внутрь ротора и повышение его герметичности. Причем ступенька имеет радиусную форму либо выполнена прямой горизонтальной в случае большого радиуса промежуточного кольца. В этом случае при нагреве промежуточного кольца на переменных режимах из-за разности температур кольца и рабочих колес происходит изменение размера щели L1 (фиг. 2), при этом размер щели L2 не изменяется, что устраняет утечки горячего воздуха из проточной части внутрь ротора и обеспечивает герметичность конструкции.

Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.

На фиг. 1 частично представлен разрез ротора заявляемой конструкции. На фиг. 2 показано промежуточное кольцо с косой щелью, где R - радиус расположения ступеньки относительно оси ротора, L1 - ширина щели, L2 - ширина щелевой ступеньки.

На фиг. 3 и 4 проиллюстрирован порядок съема лопаток при их замене.

Ротор компрессора 1 содержит рабочие колеса 2, между которыми размещены промежуточные кольца 3, ограниченные в радиусном направлении посадочной поверхностью 4 рабочих колес 2. Промежуточные кольца 3 имеют щель 5, которая может быть выполнена со ступенькой 6. Рабочие лопатки 7 размещены в рабочих колесах 2.

При сбросе режима в результате разной степени охлаждения массивного колеса 2 и тонкостенного промежуточного кольца 3 со щелью 5, на последний действует центробежная сила, превышающая силу воздействия перепада давления на промежуточном кольце 3 между трактом компрессора и внутренней полостью ротора. При вращении ротора кольцо 3 прижимается по посадочной поверхности 4 к сопрягаемым поверхностям рабочих колес 2. Постоянный контакт колец по поверхности 4 обеспечивает сохранение балансировки ротора, снижает вибрацию ротора и надежность его работы.

Величина щели L2 в процессе работы двигателя практически меняться не будет, но для обеспечения полной герметичности возможна установка дополнительных пластин между поверхностями ступеньки 6.

Съем рабочей лопатки 7 осуществляется следующим образом.

При ремонте ротора или повреждении лопатки 7 прикладывают усилие на наружную поверхность промежуточного кольца 3, при этом часть кольца 3 перемещается во внутрь ротора на величину, превышающую высоту замковой части лопатки 7. При помощи осевого перемещения в замке рабочего колеса 2 лопатка 7 располагается между рабочими колесами 2 и снимается. В обратном порядке происходит установка рабочих лопаток.

Источники информации
1. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 КУ. Техническое описание. - М.: Машиностроение, 1975, с. 37, рис. 40 - 41.

2. Flight International. 16 ноября 1967, с. 809.

Похожие патенты RU2141035C1

название год авторы номер документа
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ОБЪЕДИНЕННОЙ ОПОРОЙ ТУРБИНЫ НИЗКОГО И ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2009
  • Белоусов Виктор Алексеевич
  • Демкин Николай Борисович
RU2414614C1
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Толмачев В.А.
RU2151884C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 1993
  • Максимов И.В.
  • Ошканов Н.М.
  • Тункин А.И.
RU2056544C1
ВАЛ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Чепкин Виктор Михайлович
RU2565113C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Рудин Л.В.
RU2173796C1
ДВУХВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2250386C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175404C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Решетников Ю.Е.
  • Сулимов Д.Д.
  • Кузнецов В.А.
RU2204043C2
ВАЛ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПРОСТАВКА УЗЛА СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565133C1
ВАЛ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зубарев Геннадий Иванович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2565090C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 141 035 C1

Реферат патента 1999 года РОТОР КОМПРЕССОРА

Изобретение относится к области авиационного и наземного двигателестроения, а именно роторов компрессора турбореактивного двигателя. Технический результат, заключающийся в повышении надежности и ресурса ротора за счет снижения вибраций, повышении герметичности и технологичности ремонта, обеспечивается тем, что в роторе компрессора, содержащем рабочие колеса и расположенные между ними промежуточные кольца, согласно изобретению промежуточные кольца выполнены с щелью, которая может быть выполнена ступенчатой или наклонной. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 141 035 C1

1. Ротор компрессора, содержащий рабочие колеса и расположенные между ними промежуточные кольца, отличающийся тем, что промежуточные кольца выполнены с щелью. 2. Ротор компрессора по п.1, отличающийся тем, что щель выполнена ступенчатой. 3. Ротор компрессора по п.1, отличающийся тем, что щель выполнена наклонной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2141035C1

Flight International
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Ротор турбомашины 1974
  • Андрэ Кулон
SU583774A3
Осевой вентилятор 1979
  • Левин Ефим Матвеевич
SU885624A1
Осевой многоступенчатый компрессор 1979
  • Верченов А.А.
  • Голубков Б.А.
  • Ишутин Г.И.
  • Китайцев В.А.
  • Климнюк Ю.И.
  • Куракин О.В.
  • Сиротко И.А.
  • Стенькин Е.Д.
SU814008A1
РОТОР МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА 1991
  • Кузнецов В.А.
  • Ошканов Н.М.
  • Тункин А.И.
RU2033566C1
СВАРНОЙ БАРАБАННЫЙ РОТОР ТУРБОМАШИНЫ 1989
  • Сухинин Виктор Павлович[Ua]
  • Аркадьев Борис Абрамович[Ua]
  • Гришин Николай Николаевич[Ua]
  • Дучкин Николай Семенович[Ua]
RU2033525C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОАГУЛЯНТА|^^.11К- .*fe,AVtO^.^М*&- 0
  • Д. М. Чижиков, А. И. Лайнер, Н. Ш. Сафиуллин, Ю. А. Лайнер,
  • Э. Б. Гитис, И. Н. Костюковский, А. В. Антошевский, Е. Ф. Дубрава, И. В. Николаев, С. К. Сол Ник, Е. М. Сандлер Н. С. Долгов
SU333129A1
УСТРОЙСТВО Для БЕСКОЛЬЦЕВОГО ПРЯДЕНИЯ 0
  • Витель С. Г. Киржнер, А. Г. Любцев, А. Г. Фельдман, В. А. Карамшин, А. Ф. Задо Анна Сеидов Чары
SU378575A1
Способ передачи данных регистратора параметров системы автоматического управления торможением поезда (РПС) на сервер взаимодействия с локомотивом по цифровому радиоканалу (СВЛТР) 2020
  • Галеев Альберт Иванович
  • Воробьев Сергей Валерьевич
  • Прибылов Сергей Михайлович
  • Пуцик Андрей Андреевич
  • Коблов Александр Сергеевич
RU2743774C1
US 3617150 A, 02.11.71
US 4432697 A, 21.02.84.

RU 2 141 035 C1

Авторы

Тункин А.И.

Пыхтин Ю.А.

Аликин Н.А.

Даты

1999-11-10Публикация

1997-06-11Подача