Изобретение относится к высокочастотному астрономическому оборудованию и может быть использовано для мобильных оптических систем, работающих на открытом воздухе.
Крупные по астрономическим меркам, высокоточные оптические системы являются достаточно дорогостоящими устройствами и выполняются стационарными. Вместе с этим, изменения территориальных границ и региональные конфликты последнего времени оборачиваются для страны утратой возможности эксплуатации отдельных стационарных оптических систем, либо эксплуатацией их на условиях аренды, что связано со значительными затратами. Существующая проблема может быть решена путем создания мобильных оптических устройств, функциональные возможности и характеристики которых не уступают таковым стационарных оптических устройств.
Известно мобильное оптическое устройство, содержащее опорно-поворотное устройство, размещенное на транспортной платформе с рамой и колесными узлами. Транспортная платформа снабжена домкратами, обеспечивающими ее вывешивание и горизонтирование ("Sky and Telescope", December, 1975, c. 423).
Недостатком известного устройства является относительно невысокая жесткость опорных узлов, что неприемлемо для оптических устройств, к которым предъявляются высокие требования по точности наведения и стабильности осей наведения.
В оптических устройствах последнего поколения для наведения и слежения используют безредукторные привода наведения с моментными двигателями, установленными непосредственно на осях наведения. К подобным устройствам предъявляются высокие требования по общей жесткости и частотным характеристикам. Существенное влияние на эти характеристики оказывает жесткость опорных узлов. Снижение жесткости и частотных характеристик обуславливает снижение точности слежения и исключает возможность использования безредукторных приводов наведения с моментными двигателями вместо электромеханических приводов с зубчатыми передачами.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является мобильное оптическое устройство центра управления полетами Годдара (NASA), которое и принято в качестве ближайшего аналога-прототипа (Mobile optical mount system/Stanley Snyder Contraves-Goezz Corp.// ELECTRO-OPTICAL SYSTEMS DESIGN. - October. - 1978. - С. 28-33).
Известное устройство содержит прецизионное опорно-поворотное устройство (ОПУ) с азимутально-угломестной монтировкой, размещенное на транспортной платформе с рамой и колесными узлами. Транспортная платформа выполнена в виде двухосного крытого трейлера длиной 13,5 м. На трейлере предусмотрен отсек для размещения ОПУ, "чистый" отсек со стационарным лазером, отсек энергоснабжения, приборный отсек и коммунальный отсек. Отсек для размещения ОПУ имеет разъемный кожух, снабженный органами раскрывания-закрывания и выполненный с крышей, которая может сдвигаться в сторону крытой части трейлера, перекрывая последнюю. При этом боковые и торцевая стенки кожуха шарнирно закреплены на транспортной платформе с возможностью поворота в горизонтальное положение, что позволяет увеличить площадь платформы для обслуживания ОПУ.
ОПУ выполнено с управлением от компьютера, оснащено приемным оптическим устройством с апертурой 0,75 м и передающей оптической системой Куде с апертурой 0,1 м. На угломестной оси ОПУ закреплен вспомогательный лазер. В обеих осях ОПУ выполнены сквозные отверстия с возможностью прохождения оптического луча от стационарного лазера. Неподвижное основание ОПУ может приподниматься над рамой трейлера посредством трех домкратов, установленных с возможностью контактирования с грунтом (опорной площадкой). Этим достигается независимая от трейлера установка ОПУ и обеспечивается горизонтирование последнего. Вся система ОПУ весит 4300 кг.
Вращение ОПУ относительно азимутальной и угломестной осей наведения производится с помощью безредукторных приводных моментных двигателей. Скорости вращения относительно осей наведения измеряются прецизионными тахометрами, смонтированными непосредственно на упомянутых осях. ОПУ может управляться с места оператора, расположенного на платформе или дистанционно из приборного отсека.
Передающая оптическая система состоит из пяти отражающих зеркал, передающих лазерный луч из "чистого" отсека на цель над поверхностью земли. Зеркала оптической системы установлены с возможностью регулировки их положения. Стационарный лазер установлен на горизонтируемой, полностью изолированной (независимой) платформе. Через стенку, разделяющую отсек с лазером от отсека ОПУ, пропущена переходная труба с возможностью прохождения оптического луча к первому зеркалу оптической системы Куде. Упомянутое зеркало расположено ниже азимутальных компонентов системы сервоуправления ОПУ и кабелепереходов и направляет оптический луч вдоль азимутальной оси ОПУ.
Недостатком известного устройства является закрепление неподвижного основания ОПУ на трех относительно высоких опорах-домкратах, что существенно снижает общую жесткость, а следовательно, частоту собственных колебаний и точность наведения оптического устройства. Снижение жесткости в известном устройстве обусловлено в основном следующими обстоятельствами: высотой опор-домкратов, размерами поперечного сечения и размерами площади опирания последних, и, наконец, наличием действующих на основание ОПУ изгибающих моментов от весовых и инерционных нагрузок. Кроме того, компоновка устройства не обеспечивает полный обзор по горизонту, т.к. передняя крытая часть трейлера частично затеняет ОПУ. Вместе с этим, ОПУ постоянно закреплено на транспортной платформе, оснащенной колесами, что усложняет эксплуатацию устройства. При этом на месте развертывания известное мобильное устройство предполагает проведение ряда дополнительных работ, обусловленных необходимостью точной геодезической привязки места установки (развертывания) и необходимостью вывешивания и горизонтирования размещенного на трейлере неподвижного основания ОПУ.
Задачей настоящего изобретения является создание достаточно крупного по астрономическим меркам многофункционального оптического устройства, обеспечивающего снижение возможного ущерба при непредвиденных, например, территориальных или природных изменениях.
Эта задача решается благодаря тому, что мобильное оптическое устройство, содержащее опорно-поворотное устройство, размещенное на транспортной платформе с рамой и колесными узлами, разъемный кожух, закрепленный на транспортной платформе и органы раскрывания-закрывания разъемного кожуха, согласно изобретению снабжено регулируемой промежуточной опорой, посредством которой опорно-поворотное устройство установлено на раме транспортной платформы. Рама транспортной платформы разъемно соединена с колесными узлами и выполнена с возможностью установки в фиксируемом положении на закладных частях подготовленной площадки при отсоединении колесных узлов. Разъемный кожух представляет собой две вертикально разъемные секции. Каждая из секций выполнена из двух горизонтально разъемных частей с возможностью вкладывания одна в другую в раскрытом положении разъемного кожуха, шарнирно соединена с рамой транспортной платформы с помощью органов раскрывания-закрывания разъемного кожуха и выполнена с возможностью опирания на соответствующие закладные части упомянутой площадки в раскрытом положении разъемного кожуха.
Технический результат использования изобретения состоит в том, что обеспечивается возможность создания мобильного оптического устройства, функциональные возможности и характеристики которого не уступают таковым стационарного оптического устройства. С другой стороны, изобретение обеспечивает возможность преобразования стационарного по существу оптического устройства в мобильное, что позволяет снизить ущерб при непредвиденных, например, территориальных или природных изменениях. При этом в сравнении с известными мобильными устройствами обеспечивается повышение точности наведения.
В предложенном устройстве рама транспортной платформы конструктивно объединена с основанием ОПУ. При этом опирание упомянутой рамы на жесткие закладные части подготовленной площадки производится по достаточно большой площади контакта при относительно небольшой высоте рамы. Это позволяет существенно повысить общую жесткость и частотные характеристики монтировки оптического устройства до 35-40 Гц, а следовательно, и повысить точность наведения. Вместе с этим, рама транспортной платформы является одновременно основанием разъемного кожуха. Такое выполнение позволяет объединить кожух с закрываемой конструкцией в единый агрегат, что обеспечивает возможность создания компактного мобильного оптического устройства, позволяющего осуществить быстрое развертывание-свертывание при передислокации и защиту оптического устройства от случайных или преднамеренных повреждений в нерабочем или транспортировочном положениях оптического устройства.
Благодаря выполнению секций разъемного кожуха с возможностью опирания на закладные части, ветровые нагрузки на кожух в раскрытом положении последнего не передаются на ОПУ, что в конечном счете также обеспечивает повышение точности наведения.
Возможность размещения верхней части каждой секции кожуха внутри соответствующей нижней части позволяет компактно сложить секцию кожуха и уменьшить его габарит в раскрытом положении и, таким образом, позволяет обеспечить полный обзор по горизонту при любом положении закрываемого оптического устройства.
На фиг. 1 показано мобильное оптическое устройство в исходном положении перед установкой на закладные части подготовленной площадки; на фиг. 2 - закладные части подготовленной площадки, вид в плане; на фиг. 3 - мобильное оптическое устройство в транспортировочном положении, вид сзади; на фиг. 4 - мобильное оптическое устройство, установленное на закладных частях подготовленной площадки, в рабочем положении при раскрытом кожухе, продольный разрез; на фиг. 5 - то же, разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6 - устройство узла вращения вилки относительно вертикальной оси вращения оптического устройства, разрез Б-Б на фиг. 4; на фиг. 7 - узел устройства регулировки вертикальности оси вращения вилки с домкратом; на фиг. 8 - узел устройства регулировки вертикальности оси вращения вилки со стяжкой; на фиг. 9 - схема раскрывания секции кожуха (пунктиром показано положение секции кожуха в начальный момент складывания частей кожуха).
Мобильное оптическое устройство содержит опорно-поворотное устройство 1 с азимутально-угломестной монтировкой, размещенное на транспортной платформе 2 с рамой 3 и колесными узлами, которые выполнены в виде переднего и заднего мостов 4, 5, каждый из которых включает устройство амортизации, тормозное устройство, связанное с системой сжатого воздуха, и винтовой домкрат (на чертеже не показаны). Транспортная платформа выполнена в виде двухосного прицепа, транспортируемого тягачом. На раме транспортной платформы смонтирован разъемный кожух 6 и органы раскрывания-закрывания последнего. Рама транспортной платформы разъемно соединена с колесными узлами и выполнена с возможностью установки в фиксируемом положении на закладных частях подготовленной площадки 7 при отсоединении колесных узлов.
В варианте осуществления изобретения площадка для мобильного оптического устройства оборудована закладной частью 8, которая снабжена штырями 9 с конической заходной поверхностью, взаимодействующими соответственно с гнездами 10, выполненными на раме 3 транспортной платформы. Площадка 7 также снабжена взаимодействующими с колесами транспортной платформы элементами 11, обеспечивающими установку последней в заданное положение относительно закладной части 8, закладными частями 12 - 14, предназначенными для опирания опорных элементов кожуха, и подхватами 15 для ограничения перемещений кожуха.
ОПУ установлено на основании, которое конструктивно объединено с рамой 3 транспортной платформы 2. ОПУ содержит вилку 16, включающую в себя платформу 17 с двумя стойками 18, 19. Вилка установлена на раме 3 посредством регулируемой промежуточной опоры 20 с возможностью поворота относительно вертикальной (азимутальной) оси 21. В подшипниковых опорах, установленных на стойках 18, 19, с возможностью поворота относительно горизонтальной (угломестной) оси 22 установлен средник 23 с оптическими блоком 24. Вилка и средник с оптическим блоком соответственно снабжены безредукторными приводами вращения относительно осей 21, 22. Наведение по осям 21, 22 обеспечивается соответственно моментными двигателями 25, 26.
Узел вращения вилки 16 относительно вертикальной оси 21 выполнен в виде смонтированных на регулируемой промежуточной опоре 20 двух концентричных подшипниковых опор 27, 28. В варианте осуществления изобретения центральная подшипниковая опора 27 выполнена в виде двух радиальных подшипников, а внешняя подшипниковая опора 28 - в виде упорного подшипника. При этом центральная подшипниковая опора 27 установлена на регулируемой промежуточной опоре 20 с возможностью ограниченного перемещения и поворота относительно оси 21. В варианте выполнения это обеспечено посредством закрепленной на регулируемой промежуточной опоре кольцевой мембраны 29. Вилка 16 в центральной подшипниковой опоре установлена посредством трубчатой цапфы 30. Свободный конец трубчатой цапфы разъемно соединен с ротором моментного двигателя 25, статор которого через регулируемую промежуточную опору 20 соединен с рамой 3.
Со стороны нижнего торца регулируемой промежуточной опоры 20 установлено устройство регулировки вертикальности оси вращения вилки, которое выполнено в виде кольца 31 со сферической опорной поверхностью, взаимодействующей со сферическим поясом 32, выполненным на регулируемой промежуточной опоре 20, и двух клиновидных колец 33, 34, расположенных между кольцом 31 и рамой 3. Устройство регулировки вертикальности оси вращения вилки снабжено домкратами 35 и стяжками 36. Домкраты 35 выполнены каждый в виде винтового механизма и расположены равномерно по окружности на периферии кольца 31 с возможностью взаимодействия с рамой 3. Стяжки 36 шарнирно закреплены на раме 3 с возможностью взаимодействия с соответствующими элементами зацепления, выполненными на регулируемой промежуточной опоре 20, и расположены равномерно по окружности последней. Кроме того, устройство регулировки вертикальности оси вращения вилки включает средства (на чертеже не показаны) для поворота регулируемой промежуточной опоры 20 относительно центра сферической опорной поверхности кольца 31. В варианте выполнения упомянутые средства выполнены в виде четырех закрепленных на раме 3 горизонтально расположенных упорных винтов, контактирующих с корпусом регулируемой промежуточной опоры 20. Упорные винты установлены попарно диаметрально противоположно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
В устройстве также предусмотрены средства для фиксации положения регулируемой промежуточной опоры относительно рамы транспортной платформы (на чертеже не показаны). В варианте выполнения эти средства включают четыре регулируемых упора, которые закреплены на раме транспортной платформы с возможностью взаимодействия с корпусом регулируемой промежуточно опоры.
В варианте осуществления изобретения через трубчатую цапфу 30 пропущен кабелепереход 37 с вилки 16 на раму 3. Кабелепереход выполнен с возможностью прохождения оптического луча вдоль вертикальной (азимутальной) оси 21 к расположенному ниже кабелеперехода зеркалу 38 оптической системы Куде, которое направляет оптический луч вдоль трубы 39, пропущенной через раму 3 транспортной платформы. Труба 39 выполнена с возможностью подсоединения к ней переходной трубы для прохождения оптического луча к оптической (квантово-оптической) аппаратуре, размещенной на мобильной установке, независимо установленной на других закладных частях подготовленной площадки 7 (на чертеже не показано). Упомянутая аппаратура представляет собой квантово-оптическую приемопередающую аппаратуру, в состав которой входит передатчик большой мощности, предполагающий наличие системы охлаждения. В принципе эта аппаратура может быть смонтирована и стационарно. Раздельное размещение этой аппаратуры наряду с уменьшением массогабаритных характеристик поворотных частей оптического устройства существенно облегчает ее обслуживание при эксплуатации.
Оптическое устройство выполнено с оптической системой Куде, при этом в варианте осуществления изобретения оптический блок 24 включает несколько оптоэлектронных устройств, обеспечивающих прием и передачу оптического сигнала на различных каналах, например, телевизионных, инфракрасных, лазерных, а также преобразование оптического сигнала в удобную форму.
Разъемный кожух 6 представляет собой две вертикально разъемные секции 40, каждая из которых выполнена из двух горизонтально разъемных частей 41, 42. При этом нижняя часть 42 секции кожуха частично перекрывает верхнюю часть 41 секции кожуха. Верхняя часть секции кожуха выполнена с возможностью вертикального перемещения относительно соответствующей нижней части секции кожуха и размещения внутри последней в раскрытом положении кожуха. В варианте выполнения изобретения внутри нижней части 42 каждой секции 40 кожуха выполнены направляющие 43. Верхняя часть каждой секции кожуха снабжена двумя роликами 44, установленными с возможностью взаимодействия каждый с соответствующей направляющей 43 нижней части 42 секции кожуха.
Возможность размещения верхней части каждой секции кожуха внутри соответствующей нижней части секции кожуха позволяет компактно сложить секцию кожуха и уменьшить габарит кожуха по высоте в раскрытом положении последнего и, таким образом, позволяет обеспечить полный обзор по горизонту при любом положении закрываемого оптического устройства.
Верхняя часть 41 секции кожуха связана с рамой 3 транспортной платформы с образованием сдвоенного двухкривошипного механизма 45, в котором общими звеньями являются рама 3 и верхняя часть 41 секции кожуха.
Каждый сдвоенный двухкривошипный механизм 45 включает две пары кривошипов 46, 47 и 48, 49. Кривошипы каждой пары выполнены симметрично друг другу относительно вертикальной плоскости симметрии. При этом кривошипы обоих сдвоенных двухкривошипных механизмов 45 расположены с возможностью размещения между ними закрываемого оптического устройства в закрытом положении кожуха 6.
Для шарнирного закрепления кривошипов 46 - 49 на раме 3 предусмотрены опоры 50 - 53. Другими концами кривошипы шарнирно закреплены соответственно на внутренней стороне верхней части 41 соответствующей секции кожуха 6.
Каждый сдвоенный двухкривошипный механизм через кривошип 46 связан с установленным на раме 3 приводом 54 раскрывания-закрывания кожуха. В варианте осуществления изобретения упомянутый привод выполнен, например, механическим и раздельным для каждой секции кожуха. В принципе привод может быть любым (например, электромеханическим или гидравлическим) и единым для обоих сдвоенных двухкривошипных механизмов 45.
Также каждый сдвоенный двухкривошипный механизм связан с установленным на раме 3 механизмом уравновешивания кожуха. В варианте осуществления изобретения последний выполнен в виде торсионов 55, 56, которые через рычажные механизмы (на чертеже не показаны) связаны с кривошипами соответственно 46, 47. Поворот кривошипов 46 ограничен жесткими упорами 57, закрепленными на раме 3.
Для опирания кожуха 6 на закладные части подготовленной площадки 7 предусмотрены опорные элементы, которые в варианте выполнения изобретения выполнены в виде роликов 58, закрепленных соответственно на нижней части каждой секции кожуха с возможностью качения по соответствующим закладным частям 12 - 14 площадки 7 при вертикальном перемещении верхней части 41 секции кожуха относительно соответствующей нижней части 42 секции кожуха.
В другом варианте выполнения (на чертеже не показан) опорные элементы могут быть выполнены, например, в виде роликов или шариков, соответственно установленных на площадке 7 с возможностью прокатывания по ним нижней части соответствующей секции кожуха. Также опорные элементы могут быть выполнены в виде опор из материала с малым коэффициентом трения, установленных на нижних частях секций кожуха или на площадке 7.
Секции 40 кожуха 6 в местах разъемов снабжены уплотнениями. Изнутри секции кожуха снабжены теплоизоляцией. Верхняя и нижняя части каждой секции кожуха выполнены с возможностью фиксации одна относительно другой в сочлененном положении кожуха, для чего с внутренней стороны кожуха на верхней части 41 секции кожуха в месте горизонтального разъема последней выполнены штыри, взаимодействующие с соответствующими гнездами в виде направляющих отверстий, выполненных на внутренней стороне нижней части 42 секции кожуха (на чертеже не показано). Устройство также включает установленные в местах разъемов кожуха замковые устройства (на чертеже не показаны), скрепляющие в закрытом положении устройства отдельные части кожуха между собой и с рамой 3 транспортной платформы 2.
Мобильное устройство работает следующим образом.
В транспортировочном положении опорно-поворотное устройство 1 размещено на раме 3, которая установлена на переднем и заднем мостах (колесных узлах) 4, 5. При этом поворотные части ОПУ - средник 23 с оптическим блоком 24 и вилка 16 - переведены в заданное (походное) положение и зафиксированы. Разъемный кожух 6 закрыт, при этом отдельные части кожуха скреплены между собой и соответственно с рамой 3 транспортной платформы замковыми устройствами (на чертеже не показаны).
В этом положении устройство доставляют на подготовленную площадку 7. К месту развертывания устройство транспортируют автомобильным тягачом. Вместе с этим габарит разъемного кожуха обеспечивает возможность транспортировки устройства, находящегося в транспортировочном положении, железнодорожным транспортом.
Закладные части 8, 12 - 14, элементы 11 и подхваты 15 поставляют отдельно и монтируют заранее на каждой из позиций (площадок 7), расположенных в районах эксплуатации мобильного оптического устройства. При этом обеспечивают точную геодезическую привязку к местности закладной части 8, в результате чего отпадает необходимость производить геодезическую привязку при установке на площадке мобильного оптического устройства, что позволяет сократить время развертывания последнего.
При выезде транспортной платформы 2 на подготовленную площадку 7 размещенные на последней элементы 11 взаимодействуют с колесами переднего и заднего мостов 4, 5, обеспечивая центрирование в поперечном направлении рамы 3 транспортной платформы относительно закладной части 8. Транспортную платформу устанавливают над закладной частью 8 так, чтобы гнезда 10 рамы транспортной платформы располагались над соответствующими штырями 9 закладной части 8. Затем с помощью винтовых домкратов, являющихся в варианте выполнения неотъемлемой частью переднего и заднего мостов 4, 5, раму транспортной платформы с размещенным на ней ОПУ опускают на закладную часть 8 площадки 7. При этом штыри 9, смонтированные на закладной части 8, взаимодействующие с гнездами 10, выполненными на раме 3 транспортной платформы, обеспечивают заданное взаимное положение рамы транспортной платформы и закладной части 8. Благодаря особенностям выполнения рамы, конструктивно совмещенной с основанием ОПУ, и закладной части 8, последняя обеспечивает для основания ОПУ достаточно большую кольцевую площадь опирания со средним радиусом, соответствующим радиусу внешней подшипниковой опоры 28 узла вращения относительно вертикальной оси. От рамы транспортной платформы отсоединяют передний и задний мосты, которые откатывают к месту их хранения. В варианте осуществления изобретения передний и задний мосты транспортной платформы выполнены с возможностью сцепления между собой, что облегчает эксплуатацию устройства.
Перед раскрыванием кожуха 6 раскрепляют замковые устройства, скрепляющие между собой соответственно секции 40 кожуха, а также секции кожуха и раму 3 транспортной платформы 2.
Далее работают приводами 54. В результате раздельной или одновременной работы приводов 54 кривошипы 46 - 49 сдвоенных двухкривошипных механизмов 45 начинают поворачиваться относительно закрепленных на раме 3 опор соответственно 50 - 53. Вращательное движение кривошипов 46 - 49 преобразуется в перемещение секций 40 кожуха 6. Последние приподнимаются и разводятся в стороны.
После того как ролики 58 обопрутся на соответствующие закладные части 12 - 14 площадки 7, работу привода 54 приостанавливают и раскрепляют замковые устройства, скрепляющие между собой верхние и нижние части 41, 42 секций 40 кожуха 6. При дальнейшей работе привода 54 штыри, установленные на верхней части 41 каждой секции, выходят из соответствующих гнезд, выполненных на нижних частях 42 секций, и верхняя часть каждой секции начинает опускаться в соответствующую нижнюю часть секции кожуха. При этом ролики 44, закрепленные на верхней части секции кожуха, взаимодействуют с соответствующей направляющей 43 нижней части 42 секции кожуха, и последняя с помощью роликов 58 перемещается по закладным частям 12 - 14 площадки 7. Перемещение происходит до момента контакта кривошипов 46 с жесткими упорами 57. При этом кожух самоустанавливается в заданное положение относительно подхватов 15, которые обеспечивают удержание кожуха в случае внешнего воздействия (например, ветрового). На этом операция раскрывания и складывания кожуха заканчивается.
Механизм уравновешивания при раскрывании кожуха работает следующим образом. В закрытом положении кожуха 6 торсионы 55, 56 закручены таким образом, что создают противомомент неуравновешенному моменту от веса соответствующей секции 40 кожуха. При разведении секций кожуха по мере поворота кривошипов 46, 47 связанные с ними торсионы раскручиваются и тем самым снимают с привода часть нагрузки от веса секции 40 кожуха. Раскручивание торсионов 56, 57 происходит до положения кривошипов, соответствующего перемене знака неуравновешенного момента от веса секции кожуха. Далее происходит закручивание торсионов в другую сторону, в результате чего также снимается с привода часть нагрузки от веса кожуха.
Закрывание кожуха осуществляется в обратном порядке.
Для выставки вертикальной оси вращения вилки 16 регулируемую промежуточную опору 20 совместно с поворотными частями ОПУ посредством домкратов 35 отжимают от рамы 3, освобождая таким образом клиновидные кольца 33, 34 от гравитационной нагрузки, обусловленной массой регулируемой промежуточной опоры и поворотных частей ОПУ. Путем поворота клиновидных колец относительно друг друга устанавливают требуемый угол наклона опорной поверхности кольца 31. После этого регулируемую промежуточную опору совместно с поворотными частями ОПУ опускают на раму 3. Для обеспечения заданной точности положения вертикальной оси 21 при необходимости посредством горизонтально расположенных упорных винтов производят поворот (в пределах 15 угловых секунд) регулируемой промежуточной опоры 20 относительно центра сферической опорной поверхности кольца 31, после чего регулируемую промежуточную опору совместно с поворотными частями ОПУ закрепляют на раме посредством стяжек 36.
Затем в варианте осуществления изобретения к трубе 39 подсоединяют промежуточную трубу, обеспечивающую прохождение оптического луча к квантово-оптической аппаратуре, размещенной на мобильной установке, независимо установленной на других закладных частях подготовленной площадки 7, и подключают внешние кабели (на чертеже не показаны).
Наведение (слежение) оптического блока 24 на наблюдаемый объект производится раздельно или одновременно по осям 21, 22. Моментные двигатели 25, 26 безредукторных приводов вращения обеспечивают поворот подвижных частей ОПУ, а также их удержание на любом угле наведения.
Свертывание мобильной оптической установки при ее передислокации производят в обратном порядке.
Таким образом, благодаря особенности исполнения мобильного оптического устройства изобретение позволяет:
- повысить общую жесткость и частотные характеристики монтировки, а следовательно, и повысить точность наведения;
- объединить кожух с закрываемой конструкцией в единый агрегат, что обеспечивает возможность создания компактного мобильного оптического устройства, позволяющего осуществлять быстрое развертывание-свертывание при передислокации и защиту оптического устройства от случайных или преднамеренных повреждений в нерабочем или транспортировочном положениях оптического устройства;
- обеспечить полный обзор по горизонту при любом положении оптического устройства.
С другой стороны, изобретение обеспечивает возможность преобразования стационарного оптического устройства в мобильное, что позволяет снизить возможный ущерб при непредвиденных, например, территориальных или природных изменениях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 1998 |
|
RU2137890C1 |
ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 1997 |
|
RU2137167C1 |
МОБИЛЬНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОП | 2014 |
|
RU2565355C1 |
ВЫШКА СБОРНО-РАЗБОРНОЙ КОНСТРУКЦИИ ДЛЯ АНТЕННЫХ СИСТЕМ | 2010 |
|
RU2428551C1 |
ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 2000 |
|
RU2187137C2 |
ПЕРЕБАЗИРУЕМЫЙ ТЕЛЕСКОП С ЗАЩИТНЫМ УКРЫТИЕМ | 2011 |
|
RU2449330C1 |
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2112262C1 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРА НА ТРАНСПОРТНУЮ ПЛАТФОРМУ И ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА | 1998 |
|
RU2133704C1 |
ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ МОНТАЖА МОБИЛЬНОГО ОБЪЕКТА | 1996 |
|
RU2097312C1 |
ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2166783C2 |
Изобретение относится к высокоточному астрономическому оборудованию, обеспечивает возможность создания мобильного оптического устройства (ОУ), функциональные возможности и характеристики которого не уступают таковым стационарного ОУ, и возможность преобразования стационарного, по существу, ОУ в мобильное, что позволяет снизить возможный ущерб при непредвиденных территориальных или природных изменениях. При этом в сравнении с известными мобильными ОУ обеспечивается повышение точности наведения. Мобильное ОУ содержит опорно-поворотное устройство (ОПУ), размещенное на транспортной платформе (ТП) с рамой (Р) и колесными узлами. Основание ОПУ конструктивно объединено с рамой ТП. На раме ТП смонтирован разъемный кожух (К) и органы раскрывания-закрывания кожуха. Рама ТП разъемно соединена с колесными узлами и выполнена с возможностью установки в фиксируемом положении на закладных частях подготовленной площадки при отсоединении колесных узлов. Устройство снабжено регулируемой промежуточной опорой, посредством которой ОПУ установлено на раме ТП. Разъемный К представляет собой две вертикально разъемные секции. Каждая из секций выполнена из двух горизонтально разъемных частей с возможностью вкладывания одна в другую в раскрытом положении К, шарнирно соединена с рамой ТП с помощью органов раскрывания-закрывания К и выполнена с возможностью опирания на соответствующие закладные части подготовленной площадки в раскрытом положении кожуха. 9 ил.
Мобильное, преимущественно оптическое, устройство, содержащее опорно-поворотное устройство, размещенное на транспортной платформе с рамой и колесными узлами, разъемный кожух, закрепленный на транспортной платформе, и органы раскрывания-закрывания разъемного кожуха, отличающееся тем, что оно снабжено регулируемой промежуточной опорой, посредством которой опорно-поворотное устройство установлено на раме транспортной платформы, при этом рама транспортной платформы разъемно соединена с колесными узлами и выполнена с возможностью установки в фиксируемом положении на закладных частях подготовленной площадки при отсоединении колесных узлов, а разъемный кожух представляет собой две вертикально разъемные секции, каждая из которых выполнена из двух горизонтально разъемных частей с возможностью вкладывания одна в другую в раскрытом положении разъемного кожуха, шарнирно соединена с рамой транспортной платформы с помощью органов раскрывания-закрывания разъемного кожуха и выполнена с возможностью опирания на соответствующие закладные части упомянутой площадки в раскрытом положении разъемного кожуха.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Mobile optical mount system | |||
Stanley Snyder Coutraves - Goerz Corp | |||
ELECTRO-OPTICAL SYSTEMS DESIGN | |||
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
0 |
|
SU181221A1 | |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВАГОННОЕ ТАБЛО | 2012 |
|
RU2493611C1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
DE 3522404 A1, 02.01.87 | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Антенно-мачтовая опора | 1972 |
|
SU551737A1 |
Авторы
Даты
2000-01-27—Публикация
1998-06-29—Подача