Мировой флот не обладает сегодня судами, конструкция которых позволяет осуществить транспортировку цельных грузов с почти идентичными трюму размерами и весами, приближенными к его водоизмещению. Необходимость транспортировки таких грузов возникла в связи с разработкой технологии доставки льда из Антарктиды, Гренландии, Аляски в страны с жарким климатом и нехваткой питьевой воды.
Технический результат изобретения - разработать способ транспортировки брусьев льда с достаточной степенью ее безопасности, не допускающий его таяние в пути, обеспечивающий плотное прилегание бруса к стенкам трюма, с весами и размерами до величин, соизмеримых с размерами и водоизмещением трюма. Технический результат достигается тем, что транспортировка осуществляется судном принципиально новой конструкции, с возможностью погрузки непосредственно из воды в трюм, и для возможности осуществления которой дополнено в кормовой части трюма воротами, бортами, трюмным откосом, уходящими вглубь моря на расстояние, равное глубине погружения бруса льда, двумя перегородками, в совокупности с другими признаками образующие погрузочное отделение судна, усиленными боковыми корпусами с судовыми двигателями, с трюмом оригинальной конструкции, с холодильными и тепловыми установками, с теплоизолирующими двойными стенками.
Данный способ обеспечивает доставку льда в виде крупных брусьев, которые в поперечном сечении равны поперечному сечению трюма, а по длине кратно меньшие длины трюма. Вариант характеризуется минимумом затрат на заготовку ледяного бруса, его доставки к судну и на размещение его в трюме судна.
Вырезка льда осуществляется на айсберге, шельфовом леднике или другом источнике льда, обеспечивающем требуемые размеры ледовых брусьев. Вырезанные брусья сбрасываются в море и далее с помощью буксиров подтягиваются к стоящему в некотором отдалении тримарану-ледовозу.
На фиг. 1 изображено транспортное судно-ледовоз;
на фиг. 2 - схема погрузки бруса льда на транспортное судно-ледовоз; на фиг. 3 - размещение брусьев льда в транспортном судне-ледовозе при транспортировке.
Конструктивно судно является тримараном, поскольку такая конструкция обеспечивает наибольшую устойчивость, плавучесть и запас прочности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки грузов. Судно состоит из трех корпусов. Средний корпус 2 предназначен для перевозки крупногабаритных и массивных грузов в трюме с двойными стенками, выполняющими функции теплоизолятора. На боковых корпусах 1 и 3 расположены силовое оборудование, топливо, насосы, двигатели судна. На палубе корпуса 2 расположены приводы лебедок 4, системы редукторов 5 для управления кормовыми трюмными воротами 6 и перегородками 7 и 8. Откос 9 сглаживает переход от приемного отсека к днищу судна. Удлиненные вглубь моря борта 10 и 11 образуют боковые стенки приемного отсека. В совокупности кормовые трюмные ворота 6, перегородки 7, 8, трюмный откос 9, удлиненные борта 10, 11 образуют погрузочное отделение. Его конструкция, состоящая из приемного и транзитного отсеков, предусматривает забор из воды и размещение в трюме льда или другого находящегося в воде груза, размер и вес которых не позволяют осуществить погрузочную операцию в трюм судна известными на сегодня техническими средствами и способами. Кормовые трюмные ворота 6, выполненные в виде нескольких пар створок или вертикально опускающихся и поднимающихся плит, равны поперечному сечению приемного отсека погрузочного отделения судна. Образованный перегородками транзитный отсек обеспечивает прием, размещение и передачу бруса льда или груза из приемного отделения далее в трюм и изоляцию трюма от забортной воды во время погрузочно-разгрузочных работ.
Транспортное судно используют следующим образом. При переходе по морю к источнику сырья - айсбергу, судно перемещается с герметично закрытыми кормовыми воротами 6 и перегородками 7 и 8, как обычное судно. Когда буксируемый брус льда доставлен к месту погрузки, а буксир поплыл за следующим, начинается операция по его загрузке в трюм корпуса 2. Открываются створки ворот 6 и перегородка 7. Приемный отсек и транзитный отсек заполняются водой до уровня моря. Конструкция и размер приемного отсека таковы, что обеспечивают прием и размещение в себе предназначенного для погрузки в трюм бруса льда. Транзитный отсек после загрузки трюма может принять брус льда 16 для транспортировки. Тримаран, маневрируя двигателями в боковых корпусах, наплывает открытой кормой на ледяной брус, пока тот полностью не разместится в приемном отсеке. Далее створки ворот 6 закрываются и начинается закачка забортной воды в погрузочное отделение, пока ее уровень не поднимет ледяной брус до высоты, при которой брус, втягиваемый лебедкой, не вплывет из приемного отсека в транзитный отсек. Переборка 7 закрывается, остатки воды при их наличии откачиваются за борт. Открываются трюмные ворота 6, и в приемном отсеке уровень воды падает до уровня моря. Затем открывается переборка 8, и брус с помощью лебедок затягивается внутрь трюма судна. Затем переборка 8 опускается, изолируя трюм от приемного отделения, давая возможность приступить к следующей погрузочной операции. Эти погрузочные операции повторяются до полной загрузки судна в несколько приемов до заполнения трюма брусьями льда 15.
Конструкция и габаритные размеры всех трех корпусов тримарана предусматривают и обеспечивают необходимую плавучесть судна при разгерметизации приемного отделения и проведении погрузочных работ сначала до конца. Боковые корпуса, которые в обычных классических конструкциях тримарана выполняли вспомогательную роль по увеличению устойчивости судна при волнении воды, в этом судне, предназначенном для погрузки-разгрузки многотысячетонных брусьев льда или других грузов и транспортировки их на большие расстояния, стали основными, с собственными силовыми установками, расположение которых на них придало судну исключительную маневренность и позволило осуществлять их загрузку из воды, а также значительно увеличило устойчивость, плавучесть и грузоподъемность судна.
Судно должно иметь достаточно мощную холодильную установку для примораживания бруса льда к днищу и бокам трюма для исключения возможности его перемещения в трюме во время транспортировки. Также на судне предусмотрена возможность применения теплового устройства или устройств для растапливания льда. Образовавшаяся вода заполнит все щели между льдом и стенкой, затем сама заморозится или будет заморожена и таким образом обеспечит плотное и надежное прилегание массива льда в стенке трюма, а значит обеспечит безопасность судна в пути. При замораживании учитывается эффект расширения воды при замерзании. Тепловое устройство также понадобится для размораживания днища и боков трюма перед разгрузкой льда. Перед транспортировкой льда, между размещенными в трюме брусьями льда, укладываются разного рода теплоизоляционные материалы 14, не позволяющие смерзнуться брусьям льда между собой, что облегчает проблему разгрузки.
Особенностями трюма являются: свободное пространство по всему его объему (с возможностью установления перегородок для ужесточения конструкции), двойные, с функцией теплоизоляции, стенки (т.к. судно будет пересекать тропики в теплых океанских водах); внутренняя поверхность стенок трюма имеет достаточный коэффициент скольжения (для облегчения втягивания бруса, груза в трюм обратно); расстояние между стенками трюма позволяет расположить между ними разного рода датчики и трубопроводы холодильных 12 и обогревающих установок 13.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО-ЛЕДОВОЗ | 1998 |
|
RU2145562C1 |
ЛЕДОВОЗ-Н | 1999 |
|
RU2145290C1 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ СУДОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ГРУЗОВ ИЗ ВОДЫ В ТРЮМ И ОБРАТНО | 1998 |
|
RU2144883C1 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177429C2 |
ПЛАВСРЕДСТВО - БАРКОН | 1999 |
|
RU2149122C1 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2177431C2 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ НА ТРИМАРАН ПЛАВАЮЩИХ ГРУЗОВ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ВОДЫ В ТРЮМ И ОБРАТНО | 2000 |
|
RU2171198C1 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177430C2 |
ТРИМАРАН ЛЕДОВОЗ | 2000 |
|
RU2177432C2 |
СПОСОБ ПОГРУЗКИ-РАЗГРУЗКИ НА ТРИМАРАН ПЛАВАЮЩИХ ГРУЗОВ ИЗ ВОДЫ В ТРЮМ И ОБРАТНО | 2000 |
|
RU2171199C1 |
Изобретение относится к водному транспорту и предназначено для транспортировки цельных грузов с почти идентичными трюму размерами и весами, приближенными к его водоизмещению. Транспортировку осуществляют транспортным судном-ледовозом тримараном. Брусья льда размещают в трюме среднего корпуса по всему его объему. Трюм имеет двойные стенки, выполняющие функции теплоизолятора. Плотное прилегание брусьев льда к стенкам и дну трюма обеспечивают путем применения установки теплового обогрева, которой растапливают лед, образуя воду, которая заполняет пространство между брусом льда и стенками трюма, после чего воду замораживают. Достигается транспортировка брусьев льда с достаточной степенью ее безопасности. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Способ транспортирования айсберга | 1981 |
|
SU1011444A1 |
Устройство для транспортирования айсберга | 1983 |
|
SU1127799A1 |
DE 2945854 A1, 21.08.80 | |||
DE 3327242 A1, 14.02.85. |
Авторы
Даты
2000-02-20—Публикация
1998-12-03—Подача