Изобретение относится к детской психиатрии, в частности к способу диагностики поражений головного мозга у детей с перинатальной церебральной патологией.
Известны аналоги: "Способ определения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста" /1/ и "Способ диагностики психического развития ребенка первого года жизни с перинатальной энцефалопатией" /2/.
В аналоге /1/ "Способ определения интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста" для определения уровня психического развития детей проводится оценка выполнения заданий на классификацию предметов по признакам и на конструирование по образцу с учетом двух предметных различий, на конструирование без образца и на операцию переноса навыка предметного конструирования на другие элементы. В зависимости от правильности выполнения задания определяют соответствующий уровень интеллектуального развития ребенка: глубокая, выраженная и легкая степень дебильности, пограничная умственная отсталость или нормальное интеллектуальное развитие. Материалом для способа служили 20 желтых и 23 красных деревянных палочек разной длины, 6 черных и 6 белых кругов с диаметром от 3 до 13 мм. Геометрические формы и цвета должны иметь достаточную контрастность для возможного восприятия даже у детей со значительно сниженным интеллектом.
В аналоге /2/, выбранном в качестве прототипа "Способ диагностики психического развития ребенка первого года жизни с перинатальной энцефалопатией" путем исследования познавательных функций и оценки их по трехбалльной системе, отличающимся тем, что у ребенка в возрасте 1-3 месяцев оценивают зрительную, слуховую функции, эмоции, экспрессивную речь, рефлексы орального автоматизма, зрительно-моторную координацию и при оценке высшим баллом сенсорных функций и эмоций при общей суммарной оценке 9-12 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, при 6-9 баллах - умеренную, меньше 6 баллов - тяжелую степень задержки психического развития: у ребенка в возрасте 3-6 месяцев дополнительно исследуют импрессивную речь и при оценке сенсорных функций и эмоций высшим баллом и суммарной оценке 10-14 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, при 7-10 баллах - умеренную и менее 7 баллов - тяжелую степень задержки психического развития; в возрасте 6-12 месяцев дополнительно исследуют фонематический слух и при оценке высшим баллом фонематического слуха, импрессивной речи, эмоций и суммарной оценке 12-16 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития при 8-12 баллах - умеренную и меньше 7 баллов - тяжелую степень задержки психического развития.
Недостатком изобретения аналога /1/, в котором исследуется уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста является то, что в нем нет оценки полного выбора парциальных составляющих психической функции, характерных для ребенка второго года жизни, нет оценки сенсорных функций, эмоций экспрессивной речи, игровой деятельности, проводится в основном исследование импрессивной речи и зрительно-моторной координации.
Наиболее близким аналогом является аналог /3/, выбранный в качестве прототипа.
Недостатком изобретения аналога /3/, в котором исследуется способ диагностики психического развития ребенка с перинатальной энцефалопатией, является то, что в нем нет оценки зрительно-пространственных представлений и игровой деятельности и по предлагаемым тестам возможно диагностирование детей только первого года жизни.
Задачей предложенного способа является упрощение процедуры и повышение точности диагностики при определении психического развития ребенка с перинатальной энцефалопатией третьего года жизни.
Сущность изобретения заключается в способе диагностики психического развития ребенка третьего года жизни с перинатальной энцефалопатией путем исследования познавательных функций и оценки их по трехбалльной системе, отличающейся тем, что у ребенка в возрасте двух лет шести месяцев и трех лет оценивают сенсорные функции, эмоции, зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственные представления, экспрессивную речь, импрессивную речь и игровую деятельность и при оценке высшим баллом сенсорных функций, эмоций, импрессивной речи, игровой деятельности при общей суммарной оценке 11-14 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития; при оценке высшим баллом сенсорных функций, эмоций и импрессивной речи и общей суммарной оценке 8-10 баллов - умеренную (среднюю) и меньше 6 баллов - тяжелую степень задержки психического развития.
Каждая функция оценивается по трехбалльной системе: 2 балла - функция выражена хорошо, 1 балл - функция выражена удовлетворительно, 0 баллов - функция отсутствует или слабо выражена. При оценке уровня психического развития учитывается наличие двигательного дефекта. Если у ребенка при определении уровня выраженности функции сохраняются познавательная активность, мотивации, эмоционально-мимический компонент, то, при наличии двигательных нарушений, их следует оценивать как признаки сохранности психики.
Исследуемые функции оцениваются в соответствии с их становлением на этапах постнатального онтогенеза:
- зрительная функция совершенствуется от возможности дифференцировки основных цветов, формы и величины на объемной игрушке, до дифференцировки тех же признаков на плоскостной фигуре. Формируется представление о количестве и протяженности предметов, а также становится возможной оценка обстоятельства места;
- слуховая функция развивается с динамикой дальнейшего совершенствования фонематического слуха с использованием правильных интонаций в речи, легкого повторения услышанных фраз до использования сложносочиненных предложений;
- сохраняя адекватность и яркость эмоций, ребенок к этому возрасту начинает давать самостоятельную эмоциональную оценку окружающим его людям, ситуациям;
- усложняется зрительно-моторная координация до овладения возможностью самостоятельно есть, одеваться, более уверенно и рисовать с различным направлением линий (по горизонтали, вертикали, кругу) и началом сюжетного рисунка;
- совершенствуется зрительная ориентировка в пространстве от конструирования по образцу из объемных игрушек до конструирования по образцу из плоскостных фигур;
- в произносительной речи начинает использовать придаточные, сложносочиненные предложения, а пространственное расположение предметов обозначать с помощью предлогов;
- расширяется понимание ситуативной речи с началом смыслового понимания будущего, прошлого, настоящего - оценка обстоятельства места проявляется в вопросе "где"? обстоятельства времени - "когда"?, обстоятельства цели - "зачем"? и обстоятельства причины - "почему"?
- игровая деятельность от индивидуальной трансформируется в сюжетно-ролевую. Начинают проявляться элементы коллективной игры.
Для становления психического развития ребенка 3-го жизни особое значение имеют ведущие функции: сенсорные (зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические) эмоции (характер общения), зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное представление, уровень импрессивной речи и игровая деятельность.
Пример реализации способа
Выписка из истории болезни ребенка Саши Г., г.р. 15.06.80. Анамнез: от IV беременности, вторых родов, которым предшествуют 2 медаборта. Токсикоз I-II половины, угроза прерывания беременности в течение всего срока, в связи с чем дважды проводилось стационарное лечение: роды в 30 недель, масса новорожденного 2000 г, длина 40 см. Состояние в ранний период новорожденности тяжелое. В связи с недоношенностью и неврологической симптоматикой переведен на отделение недоношенных с диагнозом: перинатальная энцефалопатия гипоксически-травматически-ишемического генеза. Нарушение мозгового кровообращения II степени.
В течение 1-го, 2-го, 3-го года жизни проводилась неоднократное стационарное лечение.
2 года 6 мес: дифференцирует по фонам 4 основных цвета, зрительно хорошо дифференцирует форму, величину предметов на объемной игрушке. Понятие о количестве предметов путает, о протяженности предметов и обстоятельстве места представления нет. Правильно использует в речи интонации. Эмоциональные реакции лабильны. Затрудняется давать самостоятельную эмоциональную оценку людям, ситуации. Себя частично обслуживает. Нарушена мелкая моторика кистей рук - не застегивает пуговиц, не зашнуровывает ботинки, но не за счет грубых двигательных нарушений. Не может построить сюжетную постройку без активной помощи взрослого, конструирует с использованием только объемной игрушки. Разрезные плоскостные картинки не складывает ни по горизонтали, ни по вертикали. "Рисует" только хаотичные, бессистемные линии. Нет представления о протяженности предмета, об обстоятельстве места и времени. Речь состоит из простых фраз. Предметы по существенным признакам не обобщает. Самостояльстно элементами сюжетной игры не владеет - использует помощь взрослого. Недостаточно оценивает функциональное назначение игрушек. Не вступает в коллективную игру.
Заключение: умеренно (средне)-тяжелая задержка психического развития.
3 года: дифференцирует по образцу 4 основных цвета, путает их словесное обозначение. Зрительное восприятие величины, формы предметов есть, но количество путает. Интонации в речи использует правильно. Эмоциональные реакции адекватны ситуации. Частично одевается, но без застегивания пуговиц и затягивания шнурков. Ест самостоятельно, неаккуратно. "Рисует" карандашом в основном бессистемные хаотичные линии, не проявляет интереса к этому. Из пластилина фигурки не лепит. Конструировать и строить по образцу может только с настойчивой помощью взрослого (как с объемной игрушкой, так и с плоской фигуркой), говорит простыми фразами. Предметы по существенным признакам не обобщает. Нет представления о протяженности, обстоятельстве мест, цели, причины. Временные представления путает. В игре может использовать ситуацию из прошлого опыта. Игра индивидуальная, часто не доводит начатую игру до конца. Недостаточно оценивает функциональное назначение игрушек.
Заключение: умеренная (средняя) задержка психического развития.
Предлагаемый способ диагностики психического развития ребенка с перинатальной энцефалопатией второго года жизни применяется следующим образом: исследуемый ребенок в зависимости от возрастного этапа тестируют по соответствующей таблице (см. табл.).
Таблица содержит набор парциальных составляющих психической функции. Необходимо учитывать также ситуацию, в которой происходит исследование, подсобный материал для исследования методику (технологию) проведения исследования. При соблюдении всех этих условий определяют 3 возможные варианта результатов исследования (реакции ребенка). По каждой функции реакции ребенка присваивают соответствующее количество баллов. Те функции, по которым оценка ниже 2 баллов требует корригирующего лечебного воздействия. Общая картина анализа результатов сравнивается с описанием нормального состояния функции соответственно возрасту ребенка.
Периодическое обследование ребенка по разработанной таблице позволяет достаточно объективно оценить состояние ребенка как в момент первичного обследования, так и в динамике проведения корригирующих мероприятий, а также определить зону ближайшего развития ребенка, оценить целесообразность дальнейшего проведения коррекции работы.
Такое обследование позволяет определить социальный статус ребенка, а том числе дальнейшую судьбу отказных и дефектных детей.
Экономическая эффективность предлагаемого способа заключается в более ранний реабилитации детей третьего года жизни с задержкой психического развития перинатального генеза и на этой основе снижение инвалидизации детей с церебральной патологией, более оптимальной их с социальной адаптации.
Источники информации
1. Аналог А.С. 1215665, B 61 B 5/16 от 07.03.86. Б.И. N 86
2. Аналог. Заявка на изобретение - N 92-012194 от 15.12.92 Положительное решение от 05.06.93 г.
3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития ребенка. М.: Медицина, 1981, с. 154 - 168.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1998 |
|
RU2170054C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1992 |
|
RU2039521C1 |
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2246257C1 |
Способ интерпретации показаний амплитудно-интегрированной электроэнцефалографии у доношенных новорожденных в критическом состоянии на фоне применения седации | 2020 |
|
RU2724389C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2014 |
|
RU2570052C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2009 |
|
RU2402973C1 |
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2017 |
|
RU2681712C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ | 1993 |
|
RU2067420C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2018 |
|
RU2685679C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
Изобретение относится к психиатрии, в частности к способу диагностики поражений головного мозга у детей с перинатальной церебральной патологией. Задачей предложенного способа является упрощение процедуры и повышение точности диагностики при определении психического развития ребенка третьего года с перинатальной энцифалопатией. Для этого у ребенка 2 лет 6 мес. и 3 лет жизни оценивают сенсорные функции (зрительное восприятие и слуховая функция), эмоции, экспрессивная речь, зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное представление, импрессивная речь, игровая деятельность и при оценке высшим баллом сенсорных функций, эмоций, импрессивной речи и игровой деятельности при общей суммарной оценки 12-16 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, при оценке высшим баллом сенсорных функций, эмоций, импрессивной речи и общей суммарной оценки 8-12 баллов - умеренную задержку психического развития, меньше 8 баллов - тяжелую степень задержки психического развития. 1 табл.
Способ диагностики психического развития ребенка третьего года жизни с перинатальной энцефалопатией путем исследования познавательных функций и оценки их по трехбалльной системе, отличающийся тем, что у ребенка 2 лет 6 мес. и 3 лет жизни оценивают сенсорные функции: зрительное восприятие и слуховые функции, эмоции, экспрессивная речь, зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное представление, импрессивная речь, игровая деятельность и при оценке высшим баллом сенсорных функций, эмоций, импрессивной речи и игровой деятельности при общей суммарной оценке 12 - 16 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, при оценке высшим баллом сенсорных функций, эмоций, импрессивной речи и общей суммарной оценки 8 - 12 баллов - умеренную задержку психического развития, меньше 8 баллов - тяжелую степень задержки психического развития.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М | |||
Нарушение психомоторного развития ребенка | |||
- М.: Медицина, 1981, с | |||
Способ приготовления кирпичей для футеровки печей, служащих для получения сернистого натрия из серно-натриевой соли | 1921 |
|
SU154A1 |
Авторы
Даты
2000-02-27—Публикация
1994-01-26—Подача