СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ Российский патент 2015 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2570052C1

Изобретение относится к медицине, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма. У недоношенных детей чаще, чем среди доношенных выявляются неврологические нарушения, в частности, особенности иннервации мускулатуры, патология органа зрения, болезни уха и сосцевидного отростка, в том числе тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата. Реакции недоношенных детей на различные раздражители отличаются сглаженностью проявлений, слабостью активного торможения, иррадиацией возбуждения.

Известен способ ранней диагностики умственного развития (Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - М., 2001 №4, стр. 22-23), согласно которому детям предлагают простое задание - перемещение предметов в пространстве и выявляют пространственные зависимости, соотнесения предметов по форме, величине, цвету. Это обследование позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умственном развитии и помогает психологам и педагогам-дефектологам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Известен способ диагностики психического состояния младенцев, согласно которому ребенку предъявляют предметы и наблюдают за перемещением взгляда ребенка, затем проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта. Определяют состояние развития действий с предметами, для чего предлагают ребенку погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму - гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Все показатели сравнивают с нормативами развития.

(https://sites.google.com/site/didaktichmateriali/home/diagnostika-psihiceskogo-razvitia-mladencev).

Известен способ диагностики психического развития детей от рождения до 3-х лет, который предполагает выявление уровня развития общения ребенка со взрослым и его познавательной активности по отношению к предметам. Основными параметрами, характеризующими уровень развития любой формы общения, являются: уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению; уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу взрослого, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого и уровень владения средствами общения, т.е. конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления (http://psychlib.ru/mgppu/SDp-2002/DSC-001.НТМ).

Известен способ диагностики отклонений нервно-психического развития детей, включающий предъявление с учетом возраста тестового материала, состоящего из набора проб из группы нейропсихических признаков, с последующим введением в компьютерную программу, анализ полученных статистических данных с количественной оценкой выраженности нервно психического дефицита функции, при этом тестовый материал предъявляют детям в возрасте с 1 месяца до 16 лет, в компьютерную программу вводят семибалльные шкалы оценок результатов нормальных реакций для каждой возрастной группы и при отклонении от нормального диапазона на 1-12 баллов диагностируют легкую степень отклонения нервно-психического развития, на 13-23 балла - умеренную степень, на 24-30 баллов - среднюю степень, более 30 баллов - выраженную степень отклонения нервно-психического развития (Патент РФ №2171625).

Известен способ диагностики психического развития ребенка первого года жизни с перинатальной энцефалопатией путем исследования познавательных функций и оценки их по трехбалльной системе, для чего у ребенка в возрасте 1-3 месяцев жизни оценивают зрительную и слуховую функции, эмоции, экспрессивную речь, рефлексы орального автоматизма, зрительно-моторную координацию и при оценке высшим баллом сенсорных функций и эмоций при общей суммарной оценке 9-12 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, 6-9 баллов - умеренную, меньше 6 баллов - тяжелую степень задержки психического развития (Патент РФ №2039521, 1995 г.).

Способ выбран нами в качестве прототипа.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа диагностики психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.

Результатом решения поставленной задачи является оценка способности реагирования младенца на внешние стимулы и установление соответствия его психофизиологической реакции онтогенетическому нормативу.

Сущность способа диагностики психической активности младенцев заключается в последовательной оценке функциональных возможностей каждого из четырех анализаторов ребенка: кожного, двигательного, зрительного и слухового. Для этого на каждый анализатор специалист оказывает воздействие пособиями различного уровня интенсивности. Работу каждого анализатора оценивают шестью тестами с разными предметами. При оценке интенсивности стимула для каждого анализатора проводят воздействие, как минимум, двумя предметами, чтобы подтвердить реакцию. Интенсивность и качество ответов анализатора оценивают в баллах в зависимости от того, при какой интенсивности воздействия наблюдалась ожидаемая реакция. Если ожидаемая реакция не была получена даже при высоком уровне интенсивности воздействия, ставят 0 баллов; если реакция получена при высоком уровне интенсивности воздействия, ставят 1 балл; если реакция получена при среднем уровне интенсивности воздействия - 2 балла, а если реакция получена при низком уровне интенсивности воздействия - 3 балла. Результат обследования обобщают и записывают в следующем виде: A+B+C+D, где А - оценка кожного анализатора в баллах, В - оценка двигательного анализатора в баллах, С - оценка зрительного анализатора в баллах и D - оценка слухового анализатора в баллах. Итоговую оценку функциональных возможностей анализаторов или психическую активность младенца вычисляют по следующей формуле:

,

при результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.

Способ осуществляют следующим образом. Младенцам, родившимся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела в возрасте от 15 дней до 90 дней жизни, последовательно предъявляют игрушки, воздействующие на рецепторы одного из 4-х анализаторов: в первую очередь кожного, затем двигательного, затем зрительного и слухового. На каждый анализатор специалист сначала оказывает воздействие пособиями низкой интенсивности, при отсутствии результата оказывает воздействие пособиями средней интенсивности, затем пособиями высокой интенсивности. Внешний вид, цветовая гамма, размер, качество, фактура и вид материалов, акустические характеристики дидактических пособий и игрушек соответствуют возрасту и особенностям работы организма младенцев первого полугодия жизни, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тел.

Полученные результаты и бальная оценка позволяют установить качественные характеристики функциональных возможностей основных анализаторов, выявить степень зрелости первых ориентировочных реакций, определить те реакции, на которые необходимо оказывать стимулирующее воздействие для повышения уровня их зрелости и те, которые в дополнительной стимуляции не нуждаются, т.е. сформулировать направления специальной педагогической помощи.

Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка, используя формулу:

, где

А - оценка в баллах кожного анализатора, В - оценка в баллах двигательного анализатора, С - оценка в баллах зрительного анализатора, D - оценка в баллах слухового анализатора. При результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.

Пособия и игрушки для диагностики психической активности младенца, а также тип реакции на внешнее воздействие и его оценка в баллах представлены в таблице №1.

В начале обследования педагог берет младенца на руки и оказывает воздействие на его кожный анализатор внешними стимулами низкой интенсивности - щеткой с мягкой щетиной, затем детской резиновой зубной щеткой с мягкой щетиной. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции на стимул низкой интенсивности воздействуют на кожный анализатор стимулом средней интенсивности - щеткой с резиновой жесткой щетиной, затем мягким надувным валиком. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулами высокой интенсивности - тесьмой Velcro, затем надувным матрасом. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменения в поведении ребенка оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. А - оценка в баллах кожного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей кожного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.

Затем оказывают воздействие на двигательный анализатор младенца внешними стимулами низкой интенсивности - яркой игрушкой с возможностью растягивания и вибрацией, затем ярким мячом с фактурной поверхностью, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами средней интенсивности - игрушкой-подвеской с крупными яркими подвижными деталями, затем звонким бубном с яркими лентами, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулам высокой интенсивности - яркой игрушкой-пищалкой с интенсивным звуком, затем мягкой текстильной, приятной на ощупь погремушкой с громким звуком, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. Младенцу дают отдохнуть в течение 1 минуты, в это время специалист заносит полученные данные в бланк. В - оценка в баллах двигательного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей двигательного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.

Затем оказывают воздействие на зрительный анализатор младенца внешними стимулами низкой интенсивности - черно-белым изображением лица человека, затем куклой-неваляшкой, размещая их перед лицом ребенка. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулами средней интенсивности - карточками с изображением черных и белых полос, черных кругов на белом фоне, затем крупной яркой контрастной по цвету игрушкой с низким глухим звуком и подвижными деталями, размещая их перед лицом ребенка. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности - светящейся игрушкой среднего размера, яркого цвета, с фактурной поверхностью, подвижными деталями, затем фонариком с мягким световым потоком, располагая их на расстоянии 50-70 сантиметров от его глаз младенца и перемещая из стороны на 30-50 сантиметров, добиваясь фиксации взгляда на предмете. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменений в поведении младенца обозначают 0. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. С - оценка в баллах зрительного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей зрительного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.

Далее оказывают воздействие стимулами низкой интенсивности на слуховой анализатор младенца - крупной яркой игрушкой с низким глухим звуком, затем игрушкой с крупяным звучанием. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности, изменение мимики и поисковые повороты головы при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами средней интенсивности - колокольчиком с мягким мелодичным звуком, затем звонким бубном с яркими лентами. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности, изменение мимики и поисковые повороты головы при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности: клаксоном с резким громким звуком и крупной яркой контрастной игрушкой с громким резким звуком, размещая их на расстоянии 50-70 сантиметров от его уха поочередно с правой и левой стороны, добиваясь изменения мимики, поисковых движений головы. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие данных реакций и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. Д - оценка в баллах слухового анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей слухового анализатора младенца шестью тестами разными предметами. Результат обследования обобщают и записывают в следующем виде: A+B+C+D. Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка, используя формулу:

, где

А - оценка в баллах кожного анализатора, В - оценка в баллах двигательного анализатора, С - оценка в баллах зрительного анализатора, D - оценка в баллах слухового анализатора. При результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.

Клинические примеры.

Пример 1. Ира Б., 2013 года рождения. Клинический диагноз: недоношенность II степени, вес при рождении 1850 г, перинатальное поражение ЦНС, вегето-сосудистая дистония. Инструментальные методы обследования особенностей в работе органов и систем не выявили. ЭЭГ - дезорганизованный тип ЭЭГ с нерегулярным основным ритмом. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога патологии не выявлено, группа риска по миопии. Возраст на момент обследования 45 дней жизни. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности; оценка двигательного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности, оценка зрительного анализатора - 2 балла; оценка слухового анализатора - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (3+2+2+3)/12×100%,=83,3%, что соответствует удовлетворительной психической активности.

Пример 2. Женя А., 2014 года рождения. Диагноз при рождении: недоношенность IV степени, вес при рождении 950 г, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, гипертензивный синдром, затяжная конъюгационная желтуха. ЭЭГ-признаки дисфункции и раздражения серединных и подкорковых структур, дисфункция корково-подкоркового взаимодействия. Паренхима без особенностей, боковые желудочки по 11,5 мм передние рога, 3-7 мм, МПЩ - 12 мм. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - ангиопатия сетчатки по дистоническому типу. Возраст на момент обследования 55 дней жизни. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей двигательного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей зрительного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей слухового анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (2+1+2+2)/12×100%=58,3%, что соответствует низкой психической активности.

Пример 3. Антон В., 2013 года рождения. Диагноз при рождении: недоношенность III степени, вес при рождении 1250 г, перинатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза, синдром мышечной дистонии, транзиторная лактазная недостаточность, функциональное нарушение ЖКТ, анемия новорожденных. ЭЭГ- умеренно дезорганизованный паттерн ЭЭГ сна, типичной эпилептической активности нет. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - анизометропия, гиперметропический астигматизм сложный, косоглазие первичное. Возраст на момент обследования 65 дней жизни. Результаты обследования: оценка тактильной чувствительности - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей двигательного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей зрительного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей слухового анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (2+1+1+1)/12×100%=41,6%, что соответствует очень низкой психической активности.

Максимальный результат от применения данного способа достигается при его использовании в первые месяцы жизни детей, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, так как именно в этом возрасте можно максимально эффективно использовать пластические компенсаторные возможности организма к развитию.

Способ диагностики может быть реализован в высших учебных заведениях при подготовке учителей-дефектологов, специальных психологов, врачей-неонатологов, неврологов и педиатров, а также практических психологов, воспитателей дошкольных учреждений, социальных работников.

Похожие патенты RU2570052C1

название год авторы номер документа
НАБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Половинкина Ольга Борисовна
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Яцык Галина Васильевна
  • Павлова Наталья Николаевна
  • Акимова Евгения Алексеевна
  • Скляднева Васелина Михайловна
  • Беляева Ирина Анатольевна
RU2587969C1
Способ оценки сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной) у детей первого года жизни 2017
  • Стоцкая Елена Сергеевна
  • Налобина Анна Николаевна
RU2679113C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Малофеев Николай Николаевич
  • Коровницына Инна Александровна
RU2594559C1
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой 2017
  • Закрепина Алла Васильевна
  • Браткова Маргарита Владимировна
  • Мамонтова Наталья Анатольевна
RU2681712C1
СПОСОБ "ГНОМ" ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2003
  • Козловская Г.В.
  • Калинина М.А.
  • Горюнова А.В.
RU2246257C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 2004
  • Обухова Нина Владимировна
  • Репина Зоя Алексеевна
RU2286804C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 2004
  • Обухова Нина Владимировна
  • Репина Зоя Алексеевна
RU2286805C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1992
  • Серганова Таисия Ивановна
  • Карлова Людмила Михайловна
RU2039521C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1994
  • Серганова Таисия Ивановна
RU2145789C1

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ

Изобретение относится к области медицины, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела. На каждый анализатор младенца: кожный двигательный, зрительный и слуховой поочередно оказывают воздействие предметами различной интенсивности воздействия, по два предмета на каждую степень интенсивности для подтверждения реакции. При этом, если ребенок реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности, диагностику для данного анализатора заканчивают. Если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности. Для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: от низкого до высокого уровня интенсивности воздействия. Результат оценки представляют в виде суммы по всем анализаторам, а оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по математической формуле. В зависимости от полученного результата, определяют очень низкую психическую активность, низкую психическую активность или удовлетворительную. Способ позволяет определить степень психической активности младенцев в первые месяцы жизни, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, за счет определения уровня интенсивности воздействия предметами на каждый тестируемый анализатор. 1 табл., 3 пр.

Формула изобретения RU 2 570 052 C1

Способ диагностики психической активности младенцев, заключающийся в воздействии внешних стимулов на анализаторы ребенка, отличающийся тем, что, поочередно на каждый анализатор младенца - кожный двигательный, зрительный и слуховой, воздействуют путем стимуляции предметами различной интенсивности, по 2 предмета для подтверждения реакции каждой степени интенсивности согласно таблице 1, содержащейся в описании, при этом, если младенец реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности воздействия, диагностику данного анализатора заканчивают, если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности; для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: если реакция получена при низком уровне интенсивности воздействия - 3 балла, если реакция получена при среднем уровне интенсивности воздействия - 2 балла, если реакция получена при высоком уровне интенсивности воздействия - 1 балл, если ожидаемая реакция не была получена даже при высоком уровне интенсивности воздействия - 0 баллов, результат оценки представляют в виде A+B+C+D, где A - балльная оценка кожного анализатора, B - балльная оценка двигательного анализатора, C - балльная оценка зрительного анализатора и D - балльная оценка слухового анализатора, итоговую оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по формуле: , при результате от 0 до 49% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 79% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенцев.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2570052C1

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1992
  • Серганова Таисия Ивановна
  • Карлова Людмила Михайловна
RU2039521C1
RU 99112323 А, 20.04.2001
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЭНДОГЕННОГО, ЭКЗОГЕННОГО И ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕГИСТРАЦИИ ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 2011
  • Боев Игорь Викторович
  • Золотарев Сергей Владимирович
  • Боев Олег Игоревич
  • Ягода Сергей Александрович
  • Кухарова Татьяна Валерьевна
RU2455930C1
ЖУРБА Л
Т
и др
Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни
"Медицина", М., 1981, С
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
СТЕБЕЛЕВА Е.А
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста
Методологическое пособие, М., 1998, С.7-21
НОТКИНА Н
А
Диагностика

RU 2 570 052 C1

Авторы

Лазуренко Светлана Борисовна

Стребелева Елена Антоновна

Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна

Половинкина Ольга Борисовна

Баринов Михаил Павлович

Яцык Галина Васильевна

Павлова Наталья Николавна

Акимова Евгения Алексеевна

Скляднева Васелина Михайловна

Чарыкова Анна Александровна

Даты

2015-12-10Публикация

2014-12-24Подача