Изобретение относится к медицине и может быть использовано для определения психического развития детей раннего возраста.
Известен способ диагностики уровня психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л. Методические рекомендации: "Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 г. 3 месяцев до 6 лет", М., 1995.). В данном способе экспресс-методом тестируют речь, игру, память, моторное развитие с использованием как собственных методик, так и известных психологических тестов - Векслера, Люшера и др. Оценку развития проводят по 5-10-бальной системе, а некоторые показатели рассчитываются в процентах.
Способ имеет ограниченные возможности для оценки психического развития детей раннего возраста, поскольку из диагностики исключен важный возрастной период раннего онтогенеза - младенчество; тестирование направлено на оценку отдельных когнитивных функций и общих моторных навыков, а не оценивает психическое развитие ребенка в целом; способ предполагает использование различных методов количественных оценок (то в баллах, то в процентах); кроме того, подбор тестов для обследования эклектичен по содержанию.
Наиболее близким к предлагаемому способу, принятым за прототип, является способ диагностики психического развития детей раннего возраста, предложенный А.Ю. Панасюком и Л.А. Бударевой (А.Ю. Панасюк, Л.А. Бударева. Методические рекомендации: "Определение уровня психического развития детей раннего возраста", М., 1984). Способ заключается в исследовании уровня психического (интеллектуального) развития детей в возрасте 2 месяцев жизни - 3 лет по тесту, в который включен ряд показателей развития ребенка (адаптация, речь, социальное поведение, грубая и тонкая моторика). По результатам обследования определяют коэффициент психического развития (КПР), выраженный в стандартизованных единицах по оригинальной системе. Авторы предлагают специальные таблицы, в которых рассчитана "цена" выполненного задания каждого возрастного периода и критерии нормального и отклоняющегося развития.
Нормативным диапазоном КПР для здоровых детей оказался интервал 91-100%, диапазон умственной отсталости - 67-82%. Диапазон значений 83-90% является пограничным между здоровыми и умственно отсталыми детьми.
Данный способ диагностики имеет ограниченные возможности применения, так как: 1) тестирование по данному способу позволяет проводить только оценку развития когнитивных функций и моторных навыков в ущерб другим психическим функциям; 2) расчеты оценок КПР ребенка усложнены, включают арифметические расчеты в несколько действий по формулам или таблицам, что делает этот способ трудным для практического использования в условиях массового скринингового исследования детского населения.
Технической задачей настоящего изобретения является повышение качества диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявление начальных проявлений психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет.
Технический результат достигается за счет более полной оценки психического развития детей, для чего дополнительно исследуют сенсорную, эмоционально-волевую сферы. В моторной сфере дополнительно исследуют тонкую моторику, особенности мимики. В познавательной сфере дополнительно исследуют внимание, мышление, импрессивную и экспрессивную речь. В сфере поведения исследуют пищевое поведение и особенности формирования навыков опрятности, а также оценивают функционирование системы "мать - дитя" и внешние контакты ребенка с посторонними взрослыми и детьми. Выделенные критерии диагностики представлены в виде таблиц, содержащих по 20 заданий, или тестов, составленных на каждый возрастной период. Для решения поставленной задачи проводят тестирование ребенка.
Способ осуществляют следующим образом. Ребенка обследуют в присутствии матери или другого, близкого ребенку лица, которые должны находиться в поле зрения ребенка, но не рядом с ним. Обследование проводят в комфортной обстановке: тихой, светлой, теплой комнате, желательно спустя 1-1,5 часа после еды. Беседу ведут тихим голосом, с приветливым выражением лица. Во время обследования ребенок должен быть физически здоров.
Для тестирования заранее подготавливают определенный набор игрушек и секундомер. Весь тестовый материал должен быть гигиеничным, легко обрабатываться дезинфицирующими средствами.
Обследование младенца проводят на пеленальном столе, ребенка после года - в манеже, на ковре; ребенку 2-2,5 лет предлагают сесть за детский столик, где разложены игрушки.
Сначала исследователь должен установить с ребенком визуальный контакт, а затем - эмоциональный. На этом фоне начинают игру-обследование, предлагая ребенку различные тестовые предметы - игрушки в соответствии с возрастом. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность; общую и тонкую моторику, мимику; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы "мать - дитя" и общение с посторонними, на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое выполненное задание в 5 баллов. Затем, суммируя все положительные оценки за ответы, определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=Σ(+n), где Σ(+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания.
По величине КПР определяют психическое развитие ребенка, так, при КПР, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, 80-89 и 111 баллов и выше - возможность возникновения нервно-психической патологии и при КПР 79 баллов и ниже - нарушение нервно-психического развития, при этом в первый год жизни ребенка тестируют ежемесячно (12 тестов), на втором году - через каждые 3 месяца (4 периода - 4 теста), на 3 году через 6 месяцев (2 периода - два теста). Сумма оценок за выполненные задания составляет коэффициент психического развития ребенка на момент исследования.
Из сенсорных функций исследуют зрение, слух, тактильную чувствительность ребенка, стимулируя ответные реакции ребенка на зрительные, слуховые и тактильные раздражители. В качестве тестового материала служат яркие и звучащие игрушки, на которые ребенок должен обратить внимание, проследить их перемещение в пространстве, протянуть к ним руку и т.п. Ласковое прикосновение к голове, общее поглаживание ребенка (тактильная стимуляция) должно сопровождаться, например, в младенчестве реакцией сосредоточения и локализацией места прикосновения. Ответные реакции ребенка (быстроту реагирования, длительность сосредоточения на раздражителях) рассматривают не только как безусловно-рефлекторные акты, но и как предикторы личностного реагирования ребенка, которые регистрируют в соответствующих графах тестов.
В качестве индикаторов общего моторного развития выбраны два вида двигательных функций: формирование способности к удержанию положения (позы), передвижению в пространстве и координация движений, т.е. статика и кинетика. Анализируют также тонкую моторику, особенности мимики, которыми сопровождаются все игровые действия с ребенком. Кроме того, в тестах первого года жизни учитывают степень выраженности и сроки редукции физиологических безусловных рефлексов, свидетельствующих о степени зрелости и темпах нервно-психического развития в младенчестве.
В эмоционально-волевой сфере исследуют формирование и постепенное усложнение и дифференцировку эмоциональных реакций (улыбка, смех, удивление, обида, гнев и т.д.), время появления и характер эмоционального резонанса (способность воспринимать эмоциональное состояние матери, близких людей и степень адекватности ответной эмоциональной реакции ребенка). Волевые функции оценивают по степени выраженности спонтанной и ответной психической активности при выполнении заданий.
К параметрам познавательной сферы относят внимание, импрессивную и экспрессивную речь, игру, мышление. При этом формирование мышления, память оценивают с помощью экспериментатора в игре на сообразительность. Например, узнает ли ребенок знакомую обстановку, различает ли чужих и своих. Внимание оценивают по способности к фиксации на слуховых и зрительных стимулах - концентрация внимания, быстрота сосредоточения, длительность удержания внимания на одних стимулах. Речь оценивают по наличию возрастного звукопроизношения - начального, певучего гуления, лепета, отдельных слов, фраз, обнаруживающихся у ребенка спонтанно или появляющихся у него после стимуляции.
Формирование поведенческих функций оценивают по особенностям пищевого поведения, навыков опрятности, а также социального поведения, с акцентом на характере установления контактов в системе "мать - дитя" и общении с окружающими.
Каждое из заданий тестов оценивают в 5 баллов. По окончании обследования проводят расчет коэффициента психического развития (КПР) путем суммирования результатов всех положительных оценок:
КПР=Σ(+n), где - сумма оценок в баллах,
(+n) - оценки за все выполненные возрастные задания,
(-n) - оценки в баллах за невыполненные задания,
100 - условная сумма баллов за все 20 заданий на определенный возраст.
Ребенок, выполнивший все предъявленные задания, получает первичную оценку в 100 баллов. Можно произвести расчет КПР с учетом индивидуальных возможностей ребенка, предъявляя ему тесты более старшего возраста. Или же уточнить уровень индивидуального развития при невыполнении отдельных заданий по возрасту (КПР ниже 100), предъявляя ребенку задания более младшего возрастного периода. Исследование детей в тестах более старшего или младшего периодов продолжается до тех пор, пока ребенок выполняет основное число заданий предъявляемого теста (более 50%), и прекращается, когда выполнение ограничивается 20-30%. Цена выполненных и невыполненных заданий в этих случаях снижается в 10 раз. Тогда, КПР=Σ(+n)+/-[Σ(n):10], где [Σ(n):10] - сумма баллов за выполнение дополнительных заданий.
Например, ребенок 10 месяцев получил оценку КПР по своему возрастному тесту в 100 баллов, в тестах 11, 12 месяцев выполнил соответственно 14, 10 заданий. Из расчета 100+(70+50):10=112, итоговый КПР - 112 баллов. Или другой пример. Ребенок 1 года жизни (12 месяцев) выполнил возрастной тест на 50%, следовательно, предварительный КПР равен 50 баллам. Из теста 11 месяцев ребенок не выполнил 8 заданий (40 баллов). В тесте 10 месяцев не выполнил 6 заданий (30 баллов), 9 месяцев - 5 заданий (25 баллов). Задания 8 месяцев ребенок выполнил полностью. Расчет: 50-(40+30+25):10=50-9,5=40,5. Первый ребенок относится к группе с опережением развития, второй - к выраженной задержке психического развития.
В результате исследования по этой программе дети могут быть распределены на 3 группы нервно-психического здоровья:
1 - группа здоровых детей - показатель КПР в пределах 90-110 баллов.
2 - группа риска возникновения нервно-психической патологии - показатель КПР ниже нормы, в пределах 80-89 баллов. Сюда же относят случаи с опережающим развитием, когда КПР достигает 111 баллов и выше.
3 группа - патологии. Ее составляют дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР которых соответствует 79 баллам и ниже.
Последние две группы детей нуждаются в обследовании специалистами, психоневрологом и психиатром, для уточнения диагноза и назначения лечебно-коррекционных мероприятий.
Для нозологической квалификации каждого случая в карту определения уровня нервно-психического развития ребенка заносят краткие анамнестические данные, включающие сведения о наследственной отягощенности в семье психическими и соматическими заболеваниями, а также психическом и соматическом состоянии матери, отца, сибсов, течении беременности пробандом, текущем периоде и т.д.
Способ подтверждается следующими примерами.
Пример 1. Андрей О. 8 месяцев.
Ребенок от молодой здоровой матери, 1 нормальной беременности, своевременных родов. Вес при рождении 3,2 кг, длина 52 см. Раннее психомоторное развитие нормальное. Обследование проводится в яслях.
Психическое состояние в возрасте 8 месяцев, ребенок охотно идет на осмотр. Настроен доброжелательно, улыбается в ответ на улыбку, громко смеется в ответ на заигрывание. Принимает игрушки из рук обследователя. К большой игрушке тянется двумя руками, небольшую погремушку берет одной рукой. Услышав веселую мелодию, прислушивается, улыбается, подпевая голосом, произнося отдельные слоги ба-ба, та-та, начинает подпрыгивать сидя на месте в ритм мелодии. Успокаивается при поглаживании головы, при этом замирает. Когда ребенка начинают легонько щекотать, оборачивается к месту прикосновения и отдергивает ножку в сторону. Предоставленный самому себе, рассматривает на столе игрушки, перебирает их, рассматривает, разбирает и начинает собирать пирамидку из крупных колец, через некоторое время тянется к следующей, гремит музыкальным кубиком. С радостью включается в совместную игру с обследователем. Увидев игрушку высоко на полке, окликает обследователя, показывает жестом на игрушку, достать ее с полки, и криком требует этого. Реагирует на настроение взрослого, а также маску в виде человеческого лица: радуется улыбке, настораживается, глядя на хмурое лицо. Выполняет действия с игрушками после показа: ставит кубик на кубик, потом толкает кубики - пирамидка падает, в ответ мальчик смеется. Рассматривает закрытую коробочку, пытается ее открыть. По образцу кладет туда маленькую матрешку и закрывает. В ответ на просьбу: "Дай", протягивает коробочку взрослому. Спрятанную под пеленкой матрешку по просьбе находит, при этом радуется, громко смеется. В ответ на просьбу обследователя: "Идем на ручки", протягивает руки вперед, тянется к взрослому. С легкой поддержкой поднимается на ноги, делает самостоятельно несколько шагов, затем приседает и садится на пол. Вскоре ребенка берут на кормление, из-за чего прекращается проводимое исследование. Недовольный изменившейся ситуацией, хнычет, прижимается к взрослому. Увидев приготовление к еде, успокаивается. За столом ест с помощью воспитателя. Чашку придерживает рукой, пьет из чашки, откусывает печенье, жует. Со слов матери и воспитателя, выражает бурное недовольство, если длительно остается в мокрых пеленках.
Таким образом, ребенок справляется со всеми заданиями своего возрастного периода. Прежде всего, выполняет задания по сенсорике: соотносит размеры игрушек, выбирая, соответственно, как удобнее взять большую игрушку, двумя руками или одной. Различает радостные песенные мелодии. Локализует на теле легкие прикосновения, щекотку.
Моторное развитие также соответствует возрасту: может встать с небольшой поддержкой и переступить несколько шагов. Ребенок начинает выполнять движения для тонкой моторики; может взять двумя-тремя пальцами мелкие игрушки.
Эмоции у ребенка выразительные, мимика живая, формируется адекватный эмоциональный резонанс, легко реагирует на настроение взрослого.
Ребенок способен удержать внимание в течение 20-30 минут на игре, при этом без суетливости рассматривает игрушки, повторяет понравившиеся игровые действия. Речь - лепетная, активная, спонтанно произносит отдельные слоги. Пассивная речь по объему больше, спонтанно и в игре понимает просьбы, вопросы, поощрения. Память также развита, ребенок способен удержать в памяти задание, например, найти спрятанную игрушку, а найдя ее, радуется своей удаче.
Развиваются предикторы навыков опрятности и правильное пищевое поведение. Ребенок начинает жевать, пьет из посуды с поддержкой. Сообщает взрослым о том, что подгузники стали мокрыми. Способность к анализу комплекса ответных реакций на тактильные ощущения, в том числе микроклиматические, свидетельствует о формировании физического самосознания. Ребенок привязан к матери, однако на некоторое время способен оторваться от матери и общаться с посторонним взрослым, общаясь жестом и лепетными звуками.
Таким образом, ребенок выполняет все задания своего возрастного периода на 100%. В соответствии с инструкцией, оценивают выполнение ребенком заданий следующего возрастного периода. Выясняют, что, из заданий для 9 месяцев мальчик выполняет только 5, а из следующего теста только 3. Исследование на опережение развития ограничивается 9 месяцами. Так, ребенок соотносит не только размеры предметов, но и расстояние до него. Начиная подражать взрослому, кладет мелкие предметы в коробочку. Рассматривает мелкие игрушки и манипулирует ими. Способность найти спрятанный предмет свидетельствует о развитии функции мышления. Кроме того, ребенок использует указательный жест с целью привлечения к себе внимания взрослого.
Произведем расчет фактического возраста ребенка. С заданиями своего возраста (8 мес.) ребенок справился, то есть он получает предварительную оценку 100 баллов. Кроме того, он выполняет 5 заданий из возрастного периода 9 месяцев. Поскольку каждый вопрос следующего возрастного периода оценивается в 0,5 баллов, то он получает еще 5×0,5=2,5 балла. Фактически КПР ребенка составляет: КПР=Σ(+n)+/-[Σ(n):10]=100+[25:10]=100+2,5=102,5 балла. Итак, на данном этапе по уровню своего развития ребенок несколько опережает сверстников, что в соответствии с приведенными данными расценивается как вариант нормы.
Пример 2. Денис E. 1 год 11 месяцев.
Ребенок от здоровой матери, от 8 переношенной беременности, протекавшей удовлетворительно, 2 срочных родов, родился с тугим обвитием пуповиной; наблюдалось кровоизлияние в склеры. Вес при рождении 4050, длина 54 см. После родов находился в больнице неделю, затем был выписан домой. Раннее психомоторное развитие нормальное (ходит с 10 месяцев, говорит отдельные слова с года). На первом году жизни наблюдался у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия, повышение нервно-рефлекторной возбудимости.
Осмотр по способу ГНОМ в возрасте 1 года 11 месяцев. Так как возраст ребенка попадает между выделенными в тесте возрастными периодами, то ему сначала предлагают задания предыдущего возрастного периода в 1 г 9 месяцев, затем, если ребенок выполняет все предыдущие задания, переходят к заданиям 2 года. Обследование показывает, что сенсорная, моторная, эмоционально-волевая сферы ребенка развиты хорошо. По заданиям 2 лет ребенок набирает по этим сферам 20 баллов. В познавательной и поведенческой сферах отмечается небольшая задержка, и получает оценку по соответствующим вопросам в 15 баллов. Общая оценка психического развития ребенка составляет 90 баллов, что определяется как нормальное развитие.
Пример 3. Оля К. 6 месяцев.
Ребенок от здоровой матери 19 лет, от 1 беременности. Роды на 33 неделе в ягодичном предлежании с пособием. Оценка по Апгар 8/8 баллов. Вес 1900, длина 42 см. В роддоме был установлен диагноз нарушение мозгового кровообращения (НМК) II степени. Отмечались патологические глазные симптомы (Грефе), тремор рук, мышечная дистония, оживление безусловных рефлексов. В дальнейшем девочка наблюдалась у невропатолога с диагнозом перинатальная энцефалопатия (ПЭП), повышение нервно-рефлекторной возбудимости (ПНРВ), этапная задержка психомоторного развития (ЗПМР), недоношенность I-II степени. Психомоторное развитие в первые месяцев оценивалось при клиническом осмотре как нормальное.
Психический статус девочки по способу ГНОМ в возрасте 6 месяцев. Находится на воспитании в доме ребенка. Осмотр ведется на пеленальном столе. Девочка веселая. Охотно вступает в контакт с врачом. Смотрит в глаза, улыбается в ответ на улыбку. За предложенной игрушкой следит во всех направлениях. Спрятанную за листом бумаги игрушку прослеживает, предугадывая ее появление с другой стороны листа. Прислушивается к музыке, поворачивает голову к источнику звука. Мимика живая. Узнает медсестру, которая приходит во время осмотра к ребенку, спонтанно улыбается ей, смеется тихим голосом. Живо реагирует на предложенные маски лица: ахает, улыбается веселой, хмурится при виде хмурой маски. Игрушки берет в руки, подносит к лицу. Достает и другие игрушки, развешенные над манежем. Умеет поворачиваться на бок и с помощью взрослого переворачивается на живот. Лежа на животе, также манипулирует игрушкой, но не делает попыток подползти к другой игрушке, находящейся на расстоянии от нее. В мокрых пеленках начинает плакать, а после переодевания успокаивается. Сон, аппетит удовлетворительные. Хватает ручками руки врача и присаживается в вертикальное положение. Поставленная на ножки, удерживает позу, опирается на полную стопу.
В сенсорной сфере ребенком выполнены 3 задания из 4: рассматривает предмет, реагирует и дифференцирует звуковые раздражители, различает место прикосновения к телу. На прикосновение к голове реакция ребенка индифферентная, поэтому данное задание оценивается в -5 баллов; в результате, общая оценка за тест по сенсорике 15 баллов.
Тест моторики: поворачивается на живот, перекладывает игрушки из руки в руку, демонстрирует разнообразные мимические движения. В то же время, к отставленной игрушке не подползает, поэтому оценка за 3 выполненных задания по моторике составила также 15 баллов.
Эмоции у девочки разнообразные. Хотя отмечена задержка угасания комплекса оживления (в норме редуцируется к 4-5 месяцам), ребенок проявляет активный интерес к окружающему, особенно после стимулирования ответной реакции, откликается на изменение выражения лица взрослого; общая оценка теста составила 20 баллов.
В познавательной сфере у ребенка формируется устойчивое внимание, девочка понимает жесты взрослого, находит спрятанный предмет, манипулирует с игрушкой. Слоги произносит, но немного, больше после стимуляции. Оценка за 3 выполненные задания составляет 15 баллов.
Поведение ребенка спокойное, адекватное ситуации. Девочка поддерживает бутылочку с едой, ищет соску, стремится к общению со взрослым. Вместе с тем, не выполняется один пункт: нет общения с матерью, поэтому оценка по тесту социального поведения также составляет 15 баллов.
Таким образом, ребенок не выполнил ряд тестов: на тактильную чувствительность, кинетику, познавательные функции, социальное поведение в системе "мать - дитя" -Σ(-n)=20 баллов. КПР-Σ(+n) - составил 80 баллов. Из предыдущего возраста (5 месяцев) ребенок выполняет все задания. Из теста 7 месяцев девочка отчетливо выполняет 1 задание по сенсорике (удержание внимания на игрушке более 10 секунд), 1 задание - по развитию эмоций (формирование эмоционального резонанса), проявляет спонтанную активность в игре (1 задание), активно проявляет интерес к окружающему (1 задание), привлекает внимание взрослого (1 задание), формируются предикторы опрятности (1 задание). Всего из заданий 7 месяца ребенок выполняет 6, что составляет [Σ(n):10]=(6×5):10=3 балла. В итоге, КПР=Σ(+n)+[Σ(n):10]=100-20+3=80+3=83 балла. Ребенок отнесен в группу риска в связи с отклонением в развитии сенсорных, моторных и поведенческих функций.
Пример 4. Гриша Т. 12 месяцев.
Ребенок от 1 беременности, протекавшей без осложнений, срочных родов. Вес 2900, длина 50 см. Мать отказалась от ребенка в роддоме. Диагноз при поступлении в дом ребенка: перинатальная энцефалопатия, морфофункциональная незрелость, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Психомотороное развитие в первые 3 месяца своевременное, в дальнейшем с нарастающей задержкой психофизического развития.
Осмотр мальчика в возрасте 12 месяцев по способу ГНОМ. По сенсорной и моторной сферам ребенок набирает только 5 баллов, эмоционально-волевое развитие составляет (-20) баллов, познавательная сфера - 15 баллов, поведение - 15 баллов. Суммарная оценка составляет 35 баллов, то есть тест своего возраста ребенок выполнил только на 35 баллов. Ребенок не выполняет тесты на слух, зрение, рефлекторную тактильную чувствительность, статику, тонкую моторику, мимику, общие эмоции, эмоциональный резонанс, спонтанную активность, вызванную активность, экспрессивную речь, мышление, предикторы навыков опрятности, социальное поведение в системе "мать - дитя".
Для подсчета КПР вернемся к заданиям предыдущих месяцев. Полностью выполнены задания только 5 месяца. Проведем расчеты, при условии, что учитываются только показатели, с которым ребенок не справился, сумма баллов по которым вычитается из предварительной оценки, полученной ребенком. Из заданий 11 месяцев ребенок не выполнил 12 заданий из 20, 10 месяцев - 10, 9 месяцев - 8, 8 месяцев - 7, 7 месяцев - 6, 6 месяцев - 4. Учитывая, что задания предыдущих месяцев оцениваются в 10 раз меньше, чем показатели возрастные, КПР ребенка равно: КПР=Σ(+n)+/-[Σ(n):10]=35-(12+10+8+7+6+4):10=35-4,7=30,3.
Заключение: нервно-психическое развитие грубо нарушено. Такой ребенок нуждается в срочном обращении к психиатру или психоневрологу и лечении.
Полученные количественные критерии оценки психоневрологического развития детей были апробированы на материале обследования 950 детей и подтверждены клиническими обследованиями в соответствии с глоссарием психических симптомов и синдромов, установленным ГОСТом от 2 августа 1976 года.
Использование предлагаемого способа диагностики имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом.
1. В способе "ГНОМ" определения психического развития включен широкий спектр вопросов, относящихся к психическому развитию ребенка и предикторам его индивидуальных психических реакций в возрастном диапазоне от 1 месяца жизни до 3 лет включительно. Это позволяет провести оценку психического развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни, вычислить фактический возраст ребенка, соответствующий уровню его индивидуального развития, и определить отстающие в развитии функции.
2. Использование способа "ГНОМ" позволяет выявить детей с нарушениями психического развития, детей с психическими расстройствами или их предикторами уже на первом году жизни и своевременно начать необходимое лечение.
3. Способ "ГНОМ" прост в обращении: суммировав оценки за все выполненные задания, сразу можно определить коэффициент психического развития ребенка. Способ рекомендуется для проведения скрининговых обследований детского населения и диспансеризации. Он также может быть использован детскими специалистами (неврологами, психиатрами, психологами, педагогами) в научных исследованиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2015 |
|
RU2594559C1 |
СПОСОБ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2012 |
|
RU2497453C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА | 2003 |
|
RU2267980C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1992 |
|
RU2039521C1 |
Способ диагностики психического развития детей дошкольного возраста коренных малочисленных народов Севера | 2023 |
|
RU2817210C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2014 |
|
RU2570052C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 |
|
RU2449728C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2004 |
|
RU2286804C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2241487C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1994 |
|
RU2145789C1 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии. Способ позволяет повысить качество диагностики отклонений в психическом развитии детей раннего возраста и выявить начальные проявления психических расстройств в возрасте от 1 месяца жизни до 3 лет. Ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать - дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле: КПР=Σ(+n), где Z(+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют риск возникновения нервно-психической патологии, при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.
Способ определения психического развития детей раннего возраста, заключающийся в том, что ребенку предъявляют диагностические тесты, исследуя 5 сфер психической деятельности: сенсорику, включающую исследование зрения, слуха, рефлекторную тактильную чувствительность и индивидуальную тактильную чувствительность; эмоции; познавательную сферу, включающую исследование внимания, экспрессивной и импрессивной речи, особенности мышления; в сфере поведения оценивают биологическое поведение, включающее пищевое поведение и навыки опрятности, а также социальное поведение, включающее формирование системы “мать-дитя” и общение с посторонними, при этом на каждый возрастной период предъявляют 20 тестовых вопросов и оценивают каждое задание в 5 баллов, затем определяют коэффициент психического развития (КПР) по формуле КПР=Σ(+n), где Σ(+n) - сумма баллов за все выполненные возрастные задания, и при КРП, равном 90-110 баллов, определяют нормальное психическое развитие, при КРП, равном 80-89 и 111 баллов и выше, определяют как риск возникновения нервно-психической патологии и при КРП, равном 79 баллов и ниже, определяют нервно-психическое развитие нарушенным.
ПАНАСЮК А.Ю | |||
и др | |||
Определение уровня психического развития детей раннего возраста | |||
Методические рекомендации., М., 1984 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ РИСКА РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 1997 |
|
RU2147128C1 |
СПОСОБ СКРИНИНГОВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЖЕНЩИН ДЕТОРОДНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТ-СИСТЕМЫ ELI-P ДЛЯ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ЭМБРИОНА/ПЛОДА И РОЖДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ЛИБО АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА | 1995 |
|
RU2107913C1 |
Педиатрия | |||
Руководство для врачей и студентов., Пер | |||
с англ., М., ГЭОТАР Медицина, 1997, с.627-652. |
Авторы
Даты
2005-02-20—Публикация
2003-08-08—Подача