Изобретение относится к области турбостроения, а именно к роторам турбин газотурбинных двигателей.
Известна конструкция ротора турбины с диском, который от контактов с газом закрыт дефлектором, который скреплен с диском с помощью осевых штифтов [1].
Такая конструкция отличается достаточной надежностью, однако, имеет низкую ремонтопригодность, т.к. при разборке ротора необходимо высверливать штифты.
Наиболее близким к заявляемому по конструкции является ротор турбины высокого давления с рабочими колесами I и II ступеней, на которых с помощью болтов закреплены дефлекторы соответственно I и II ступеней [2].
Недостатком такой конструкции является низкая надежность при переходных режимах работы двигателя, особенно двигателя с коротким временем приемистости, т.к. при резких изменениях режимов работы двигателя дефлектор и основной диск из-за различия во времени прогрева расширяются неодинаково, что вызывает "перекусывание" болтов.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности при переходных режимах работы газотурбинного двигателя за счет исключения поломки болта между диском и дефлектором рабочего колеса ротора турбины.
Данная техническая задача решается за счет того, что в роторе турбины с рабочим колесом, содержащем диск и дефлектор, скрепленные болтом между собой, согласно изобретению, отношение диаметра отверстия под болт в дефлекторе к диаметру болта составляет 1,125 - 1,5, причем расстояние от фланца диска до шлицевой головки болта составляет от 2 до 6 диаметров стержня болта.
Заявляемая конструкция позволяет взаимно перемещаться диску и дефлектору на переходных режимах за счет гибкого длинного болта, а увеличенный диаметр под болт у дефлектора в месте его крепления к диску исключает "перекусывание" болта.
В случае отношения диаметра отверстия под болт (D) в дефлекторе к диаметру болта (d), меньшем 1,125, повышается вероятность "перекусывания" болта, а большем 1,5 - ослабляется "живое" сечение дефлектора.
Выбор расстояния от фланца диска до шлицевой головки болта (1), составляющего 2-6 диаметров стержня болта (d), объясняется тем, что при L < 2d гибкость болта недостаточна, поэтому высока вероятность его поломки. При L > 6d увеличивается вес дефлектора и конструкции ротора в целом.
Изобретение иллюстрируется следующими фигурами.
На фиг. 1 показан ротор двухступенчатой высокотемпературной турбины; на фиг. 2 - элемент I на фиг. 1 в увеличенном виде в статическом состоянии. На фиг. 3 представлен элемент I при работе двигателя на переходном режиме.
Ротор 1 турбины состоит из рабочего колеса 1 ступени 2 и рабочего колеса II-й ступени 3. Рабочее колесо 3 состоит из рабочих лопаток II-й ступени 4 и диска II-й ступени 5, на котором с помощью болтов 6 крепится дефлектор 7.
Болты 6 своими резьбовыми хвостовиками 8 вворачиваются во фланцы 9 диска 5, прижимая вместе с чашечной контровкой 10 дефлектор 7 к торцу 11 фланца 9 диска 5.
Удлиненный стержень 14 болта 6 характеризует расстояние L от фланца дика 5 до шлицевой головки 15 болта 6. Болты 6 находятся в отверстиях 16 дефлектора 7 с диаметром D.
Устройство работает следующим образом.
При запуске двигателя тонкостенный дефлектор 7 нагревается быстрее массивного рабочего колеса 3, в результате этого отверстие 16 в дефлекторе 7 перемещается в радиальном направлении от оси двигателя относительно фланцев 9 диска 5.
Вместе с дефлектором 7 перемещаются в радиальном направлении и шлицевые головки 15 болтов 6 относительно их резьбового хвостовика 8. При этом стержень 14 болта 6 изгибается в пределах упругости, а отверстие 16 фланца 7 на всех режимах обеспечивает зазор Δ , отличный от нуля, что исключает поломку болта 6 и обеспечивает надежность работы при переходных режимах двигателя.
Источники информации:
1. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, "Машиностроение", 1989, стр. 222
2. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30КУ. Техническое описание, М., "Машиностроение", 1975, рис. 75.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2001 |
|
RU2194864C2 |
РОТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2146765C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2207438C2 |
РОТОР ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНЫ | 1998 |
|
RU2151883C1 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА С МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ТУРБИНОЙ | 1999 |
|
RU2167309C2 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2179647C2 |
ОДНОВАЛЬНАЯ ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2180043C2 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1997 |
|
RU2151885C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА | 1998 |
|
RU2147689C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2226609C2 |
Ротор турбины с рабочим колесом содержит диск и дефлектор, скрепленные болтом между собой. Отношение диаметра отверстия под болт в дефлекторе к диаметру болта составляет 1,125-1,5. Расстояние от фланца диска до шлицевой головки болта составляет от 2 до 6 диаметров стержня болта. Такое выполнение ротора позволяет взаимно перемещаться диску и дефлектору на переходных режимах за счет гибкости длинного болта, а увеличенный диаметр под болт у дефлектора в месте его крепления к диску исключает "перекусывание" болта. 3 ил.
Ротор турбины с рабочим колесом, содержащим диск и дефлектор, скрепленные болтом между собой, отличающийся тем, что отношение диаметра отверстия под болт в дефлекторе к диаметру болта составляет 1,125 - 1,5, причем расстояние от фланца диска до шлицевой головки болта составляет от 2 до 6 диаметров стержня болта.
Устройство для уплотнения зазора между кожухом и плитовыми холодильниками доменной печи | 1968 |
|
SU272966A1 |
Способ очистки растворов от мышьяка | 1970 |
|
SU327771A1 |
Опорный каток гусеничного движителя | 1973 |
|
SU461015A1 |
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ФАРФОРА ПО ВИДУ МАТЕРИАЛА | 2009 |
|
RU2401421C1 |
Способ передачи данных регистратора параметров системы автоматического управления торможением поезда (РПС) на сервер взаимодействия с локомотивом по цифровому радиоканалу (СВЛТР) | 2020 |
|
RU2743774C1 |
КРЕПЛЕНИЕ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ К ВАЛУ | 1992 |
|
RU2042832C1 |
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ | 1991 |
|
RU2013569C1 |
Авторы
Даты
2000-03-20—Публикация
1998-02-23—Подача