Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинного двигателя (ГТД).
Известен способ суфлирования масляных полостей опор ротора ГТД, имеющего откачивающий масляный насос, заключающийся в отводе по суфлирующим магистралям в коллектор воздуха, натекающего в масляные полости из проточной части через уплотнения, очистку его от масла в центробежном суфлере и удаление очищенного воздуха в атмосферу.
Указанный способ суфлирования не позволяет предотвратить коксообразование масла в суфлирующих магистралях, проходящих через горячие стойки двигателя, особенно на режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения. На этих режимах проток воздуха в масляные полости опор ротора через уплотнения (особенно контактные) незначителен, что приводит к уменьшению скорости его движения через неохлаждаемые магистрали, проходящие через горячие стойки двигателя. Мельчайшие частицы смазки, медленно транспортируемые вялым потоком воздуха, успевают перегреться в горячих магистралях и выпасть на ее стенках в виде кокса. Постепенно, по мере увеличения наработки двигателя, слой кокса нарастает, перегораживая проходное сечение суфлирующих магистралей, что приводит к нарушению режима работы двигателя и может привести к аварии самолета.
Следует заметить, что при работе двигателя с минимальной частотой вращения возможны режимы, когда на первых ступенях компрессора образуется разрежение, и тогда возникает отрицательный перепад давлений на уплотнениях масляной полости, приводящий к уходу смазки в проточную часть двигателя, появлению дисбаланса ротора и, следовательно, к его поломке.
Налицо явное техническое противоречие: с одной стороны, для снижения коксообразования проток воздуха с частицами смазки через горячие магистрали необходимо уменьшать (либо исключать), а с другой стороны, чтобы уменьшить теплообмен с горячими стенками, скорость движения воздуха с частицами смазки надо увеличивать.
Предложенный способ суфлирования масляных полостей ротора ГТД позволяет устранить это техническое противоречие.
Задача изобретения - устранение перегрева и коксования масла в суфлирующих магистралях и обеспечение оптимальных перепадов давления на масляных уплотнениях.
Указанная задача достигается тем, что в способе суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинного двигателя, имеющего откачивающий масляный насос, заключающемся в отводе по суфлирующим магистралям в коллектор воздуха, натекающего в масляные полости из проточной части через уплотнения, очистку его от масла в центробежном суфлере и удаление очищенного воздуха в атмосферу, в нем на режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения отвод воздуха из масляных полостей через суфлирующие магистрали перекрывают и направляют его в коллектор через откачивающий масляный насос, а при работе двигателя на режимах с рабочей частотой вращения отвод воздуха в коллектор производят по суфлирующим магистралям, открываемым по команде от давления натекающего из проточной части через уплотнения воздуха: при отводе воздуха через откачивающий масляный насос при достижении в масляных полостях предельно допустимого для работы насоса разрежения к ним открывают дополнительный доступ воздуха из коллектора.
Новым в способе является то, что на режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения отвод воздуха из масляных полостей через суфлирующие магистрали перекрывают и направляют его в коллектор через откачивающий масляный насос, а при работе двигателя на режимы с рабочей частотой вращения отвод воздуха в коллектор производят по суфлирующим магистралям, открываемым по команде от давления натекающего из проточной части через уплотнения воздуха. Кроме того, при отводе воздуха через откачивающий масляный насос при достижении в масляных полостях предельно допустимого для работы насоса разрежения к ним открывают дополнительный доступ воздуха из коллектора.
Перекрыв на режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения отвод воздуха из масляных полостей через суфлирующие магистрали и направив его в коллектор через откачивающий масляный насос, мы при вялом натекании воздуха в масляную полость получаем возможность переправлять воздух с включениями смазки в коллектор через холодные, омываемые маслом магистрали откачивающего насоса. В результате исключается коксообразование в суфлирующих магистралях на указанных режимах. Кроме этого появляется возможность, используя избыточность откачки насоса, обеспечить положительный перепад давлений на уплотнениях, что исключает утечку смазки из масляной полости в проточную часть двигателя, где она также имеет возможность перегрева с образованием кокса.
Благодаря открытию при достижении предельно допустимого для работы насоса разрежения дополнительного доступа в масляную полость воздуха из суфлирующего коллектора, появляется возможность оптимизировать перепад давлений на уплотнениях и повысить надежность работы двигателя.
Из уровня техники не известны технические решения, в которых на режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения отвод воздуха из масляных полостей через суфлирующие магистрали перекрывают и направляют его в коллектор через откачивающий масляный насос, а при работе двигателя на режимах с рабочей частотой вращения отвод воздуха в коллектор производят по суфлирующим магистралям, открываемым по команде от давления натекающего из проточной части через уплотнения воздуха. Поэтому сделать вывод о соответствии заявленного изобретения критериям "новизна" и "изобретательский уровень".
На чертеже показано устройство, реализующее предложенный способ.
В масляных полостях 1 опор ротора ГТД встроены откачивающие масляные насосы 2, переразмеренные по производительности в 8 - 10 раз относительно прокачки в них масла. Масляные полости 1 отделены от предмасляных полостей 3 подвижными уплотнениями 4. Предмасляные полости 3 отделены от проточной части двигателя подвижными уплотнениями 5 и оборудованы обратными клапанами 6 для регулирования в них предельного давления. Масляные полости 1 с помощью суфлирующих магистралей 7 сообщены с суфлирующим коллектором 8, роль которого может выполнять картер двигателя, либо маслобак 9, либо тот и другой одновременно. В суфлирующих магистралях 7 установлены запорные устройства двойного действия 10, имеющие клапаны 11, открывающие суфлирующие магистрали 7 при достижении в полостях 1 определенного избыточного давления (например, 0,05 - 0,01 кгс/см2), и клапаны 12, открывающие суфлирующие магистрали при достижении в них определенного давления разрежения (например, 0,4 - 0,1 кгс/см 2). В суфлирующем коллекторе 8 установлен центробежный суфлер 13 для очистки воздуха от включений масла и сброса последних в нижнюю полость коллектора 8.
Способ реализуют следующим образом.
На режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения отвод воздуха из масляных полостей 1 через суфлирующие магистрали 7 перекрывают с помощью клапанов 11 и направляют его из масляной полости 1, куда он проник через уплотнения 4, в коллектор 8 через откачивающий масляный насос 2, маслобак 9 и далее через центробежный суфлер 13 в атмосферу.
Следует отметить, что на режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения давление воздуха в предмасляных полостях 3 также невелико, поэтому протечки воздуха через подвижные уплотнения 4 в масляные полости 1 будут незначительными. Учитывая, что откачивающие масляные насосы 2 имеют большой запас по производительности, они вместе с маслом заберут и этот воздух.
При повышении частоты вращения ротора ГТД, а следовательно, и частоты вращения откачивающих масляных насосов 2, производительность последних увеличивается в большей степени, чем натекание воздуха в полость 1, поэтому в них образуется разрежение, что обеспечивает положительный перепад давлений на уплотнениях 4, исключающий утечку масла в предмасляные полости 3 и далее в проточную часть двигателя. При достижении предельной величины разрежения, неприемлемой для надежной работы выбранного типа насосов, открывают клапаны 12 и часть воздуха из коллектора 8 обратным движением через магистрали 7 поступают внутрь полостей 1, препятствуя недопустимому увеличению в них разрежения. При этом поступившая часть воздуха будет захвачена откачивающими насосами 2 и получит охлаждение от масла, циркулирующего в системе откачки.
При работе двигателя на режиме с рабочей частотой вращения отвод воздуха в коллектор 8 производят по суфлирующим магистралям 7, открываемым по команде от давления натекающего из проточной части через уплотнения 4 и 5 воздуха. В нашем устройстве это осуществляют следующим образом. В предмасляных полостях 3 из-за протечек по уплотнениям 4 увеличивается давление воздуха, предельную величину которого регулируют клапанами 6, что приводит к росту утечек воздуха через уплотнения 4 в масляные полости 1 и уменьшению разрежения в последних, а следовательно, закрытию клапанов 12. При увеличении давления воздуха в масляных полостях 1 до величины 0,05 - 0,01 кгс/см открывают клапаны 11 и сообщают полости 1 с суфлирующим коллектором 8. Движение воздуха по суфлирующим магистралям 7 будет происходить под увеличивающимся перепадом давлений, то есть с увеличением скорости движения включений масла относительно стенок магистралей 7, что исключит перегрев частиц масла и предотвратит отложения кокса в них.
Как видно из описания изобретения, для его реализации используются элементы технологий и устройств, каждый из которых в отдельности широко используется в промышленности, вследствие чего можно сделать вывод о соответствии заявленного изобретения критерию "промышленная применимость".
Источники информации
1. Раздолин М.Ф., Сурнов Д.Н. Агрегаты воздушно-реактивных двигателей. - М.: Машиностроение, 1973, с. 13, рис. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117794C1 |
МАСЛОСИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2535796C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2578784C1 |
Масляная система газотурбинного двигателя | 2022 |
|
RU2786876C1 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2539928C1 |
СПОСОБ СУФЛИРОВАНИЯ МАСЛЯНОЙ ПОЛОСТИ ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И МАСЛОКОЛЬЦЕВОЙ ВАКУУМНЫЙ НАСОС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2731978C1 |
Маслосистема газотурбинного двигателя | 2017 |
|
RU2649377C1 |
МАСЛОСИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2522713C1 |
МАСЛОСИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2416033C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ВОЗДУХА ОТ МАСЛА В ГАЗОТУРБИННОМ ДВИГАТЕЛЕ | 1999 |
|
RU2171386C2 |
Способ относится к смазке опор газотурбинных двигателей. На режимах работы двигателя с минимальной частотой вращения отвод воздуха из масляных полостей через суфлирующие магистрали перекрывают и направляют его из масляной полости, куда он проник через уплотнения, в коллектор через откачивающий масляный насос, маслобак и далее через центробежный суфлер в атмосферу. При работе двигателя на режимах с рабочей частотой вращения отвод воздуха в коллектор производят по суфлирующим магистралям, открываемым по команде от давления натекающего из проточной части через уплотнения воздуха. Такой способ позволит устранить перегрев и коксование масла в суфлирующих магистралях, обеспечить оптимальные перепады давления на масляных уплотнениях. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Раздолин М.Ф., Сурнов Д.Н | |||
Агрегаты воздушно-реактивных двигателей | |||
- М.: Машиностроение, 1973, с.13, рис.2 | |||
RU 95104299 A1, 27.01.97 | |||
Система маслоснабжения турбомашины | 1980 |
|
SU994785A1 |
Система смазки | 1973 |
|
SU560098A1 |
DE 3737844 C1, 16.02.89 | |||
Огнеупорная масса для футеровки желобов доменных печей | 1974 |
|
SU513957A1 |
DE 3403401 A1, 16.08.84. |
Авторы
Даты
2000-04-27—Публикация
1999-02-05—Подача