Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно к устройству световой сигнализации о неблагоприятной ситуации, связанной с транспортным средством, в частности о необходимости технической помощи транспортному средству и/или медицинской помощи пассажирам и/или водителю транспортного средства.
Уровень техники
Известно устройство световой сигнализации транспортного средства (Тимофеев Ю.Л. и др. Электрооборудование автомобилей. М., "Транспорт", 1994), содержащее цепь габаритных огней, цепь указателей поворота, а также цепь включения аварийной сигнализации (ближайший аналог). Недостатком указанного устройства является недостаточная информативность сигнала о неблагоприятной ситуации с транспортным средством и/или пассажирами и/или водителем, так как "аварийный сигнал" говорит только о том, что транспортное средство неисправно и необходимо усилить внимательность и осторожность, а также принять меры к избежанию ДТП с участием данного транспортного средства. Однако открытым остается вопрос о необходимости технической помощи транспортному средству и медицинской помощи пассажирам, и водителю транспортного средства, что в ряде случаев может привести к новым ДТП и несвоевременному оказанию помощи пострадавшим в ДТП или просто больным людям.
Раскрытие изобретения
Задачей изобретения является устранение указанных выше недостатков. Поставленная задача решается посредством устройства световой сигнализации о необходимости помощи транспортному средству, содержащего цепь габаритных огней, включающую выключатель габаритных огней наружного освещения, лампы габаритных огней головных фар или фонарей, лампы габаритных огней задних фонарей и сигнальную лампу включения габаритных огней, цепь указателей поворота, включающую прерыватель, первый многопозиционный переключатель, лампы передних указателей поворота, лампы указателей поворота задних фонарей и две сигнальные лампы включения указателей поворота, соответственно левого и правого бортов транспортного средства, а также цепь включения аварийной сигнализации, включающую сигнальную лампу включения аварийной сигнализации и второй многопозиционный переключатель, имеющий вход, подключенный после прерывателя к цепи указателей поворота, и два выхода, соединенные с соответствующими лампами указателей поворотов, в цепь габаритных огней дополнительно введены переключающее устройство и устройство временного сдвига сигнала, поступающего от прерывателя, включенное между прерывателем и переключающим устройством, при этом переключающее устройство имеет два сигнальных входа, один из которых соединен с выключателем цепи габаритных огней наружного освещения, а другой - с устройством временного сдвига, один управляющий вход и один выход, соединенный с лампами габаритных огней, второй многопозиционный переключатель в цепи включения аварийной сигнализации содержит дополнительный вход, подключенный к источнику питания, и дополнительный выход, соединенный с управляющим входом переключающего устройства, и выполнен с возможностью включения цепи аварийной сигнализации либо включения цепи аварийной сигнализации с одновременной подачей сигнала на управляющий вход переключающего устройства цепи габаритных огней.
В соответствии с данным изобретением не требуется изменение дизайна и базовой конструкции транспортного средства. Кроме того, обеспечивается возможность реализации данного изобретения на всех моделях уже существующих транспортных средств.
Целесообразным является то, что к дополнительному выходу второго многопозиционного переключателя в цепи включения аварийной сигнализации дополнительно подключена сигнальная лампа включения сигнала "требуется помощь". Предпочтительным является то, что в цепь габаритных огней дополнительно включены лампы повторителей габаритных огней, установленные на транспортном средстве в соответствии с его конструктивным выполнением. Также предпочтительным является то, что в цепь указателей поворота дополнительно включены лампы боковых повторителей указателей поворота.
Краткое описание чертежей
Изобретение поясняется электрической схемой, на которой представлено устройство световой сигнализации транспортного средства, согласно изобретению.
Осуществление изобретения
На фиг.1 представлено устройство световой сигнализации, которое имеет цепь включения аварийной сигнализации, цепь габаритных огней и цепь указателей поворота, при этом цепь габаритных огней содержит выключатель 1 габаритных огней наружного освещения, лампы 2 габаритных огней головных фар или фонарей, лампы 3 габаритных огней задних фонарей, сигнальную лампу 4 включения габаритных огней, которая может быть выполнена в виде лампы накаливания или галогеновой лампы, или светодиода, переключающее устройство 5, устройство 6 временного сдвига сигнала, а цепь указателей поворота содержит прерыватель 7, первый многопозиционный переключатель 8, лампы 9 передних указателей поворота, лампы 10 указателей поворота задних фонарей и сигнальные лампы 11, 12 включения указателей поворота соответственно левого и правого борта транспортного средства.
Указанное устройство подключено к источнику питания 13, в частности к аккумуляторной батарее.
Очевидно, что в цепь указателей поворота могут быть включены лампы боковых повторителей указателей поворота (не показано).
Устройство световой сигнализации имеет цепь включения аварийной сигнализации, содержащую второй многопозиционный переключатель 14, сигнальную лампу 15 включения аварийной сигнализации. В цепь включения аварийной сигнализации может быть включена сигнальная лампа 16 включения сигнала "требуется помощь".
Перед сигнальной лампой 16 включения сигнала "требуется помощь" может быть включено прерывающее сигнал устройство (не показано) в виде реле с целью обеспечения работы указанной сигнальной лампы в проблесковом режиме.
Устройство 6 временного сдвига сигнала включено между прерывателем 7 и переключающим устройством 5 с целью сдвига сигнала по времени, поступающего от прерывателя 7, в следующей зависимости:
Uвых(t)=0 при Uвх(t)=Eпит;
Uвых(t)=Eпит при Uвх(t)=0.
Переключающее устройство 5 имеет два сигнальных входа (а, в), один из которых (а) соединен с выключателем 1 цепи габаритных огней наружного освещения, а другой (b) - с устройством 6 временного сдвига, один управляющий вход (с) и один выход (d), при этом управляющий вход (с) переключающего устройства 5 соединен со вторым многопозиционным переключателем 14, а выход (d) - с лампами 2, 3 габаритных огней.
Первый многопозиционный переключатель 8 имеет 1 вход (k) и 2 выхода (m, n), причем вход (k) соединен с источником питания 13 через прерыватель 7, а соответствующие ему два выхода (m, n) соединены с лампами 9, 10 указателей поворота. Первый многопозиционный переключатель 8 выполнен с возможностью включения цепи указателей поворота.
Первый многопозиционный переключатель 8 может быть выполнен в виде трехпозиционного выключателя, в виде клавишного переключателя, в виде подрулевого переключателя и т.п.
Второй многопозиционный переключатель 14 имеет два входа (r, s) и три выхода (p, t, y), причем один вход (r) соединен с источником питания 13 через прерыватель 7, а соответствующие ему выходы (р, t) соединены с соответствующими лампами 9, 10 указателей поворота. Другой вход (s) соединен непосредственно с источником питания 13, а соответствующий ему выход (y) соединен с управляющим входом (с) переключающего устройства 5.
Второй многопозиционный переключатель 14 может быть выполнен в виде трехпозиционного выключателя, в виде клавишного переключателя, в виде подрулевого переключателя и т.п.
Устройство работает следующим образом.
Для включения габаритных огней наружного освещения транспортного средства выключатель 1 габаритных огней наружного освещения переводится в замкнутое положение и ток от источника питания 13 поступает через замкнутый выключатель 1 габаритных огней на сигнальную лампу 4 включения габаритных огней, а также через сигнальный вход (а) переключающего устройства 5 поступает на выход (d) переключающего устройства 5 и далее на лампы 2, 3 габаритных огней.
Для включения левого или правого указателя поворота первый многопозиционный переключатель 8 переводится в положение, обеспечивающее передачу сигнала от подключенного к прерывателю 7 входа (k) первого многопозиционного переключателя 8 к соответствующему выходу (m или n), соединенному с лампами 9, 10 указателей поворота соответственно левого или правого борта транспортного средства. При этом ток от источника питания 13 поступает через прерыватель 7, обеспечивающий передачу сигнала в импульсном режиме, на вход (k) первого многопозиционного переключателя 8 и далее на соответствующий выход (m или n), соединенный с лампами 9, 10 указателей поворота левого или правого борта транспортного средства, а также на сигнальную лампу 11 или 12 указателей поворота.
Для включения режима аварийной сигнализации второй многопозиционный переключатель 14 переводится в положение, обеспечивающее передачу сигнала от подключенного после прерывателя к цепи указателей поворота входа (r) второго многопозиционного переключателя 14 к выходам (р, t), соединенным с лампами 9 и 10 указателей поворота левого и правого борта транспортного средства. При этом ток от источника питания 13 поступает через прерыватель 7, обеспечивающий передачу сигнала в импульсном режиме, на вход (r) второго многопозиционного переключателя 14 и далее на выходы (р, t), соединенные с соответствующими лампами указателей поворота левого и правого борта транспортного средства, а также на сигнальные лампы 11 и 12 указателей поворота.
Световой сигнал "требуется помощь" реализован согласно изобретению посредством режима попеременного включения всех ламп указателей поворота и ламп габаритных огней транспортного средства.
Для включения сигнала "требуется помощь" второй многопозиционный переключатель 14 переводится в положение, обеспечивающее передачу сигнала от подключенного после прерывателя 7 к цепи указателей поворота входа (r) второго многопозиционного переключателя 14 к выходам (p, t), соединенным с соответствующими лампами 9, 10 указателей поворота транспортного средства, а также передачу сигнала от подключенного непосредственно к источнику питания 13 входа (s) второго многопозиционного переключателя 14 к выходу (y), соединенному с управляющим входом (с) переключающего устройства 5, выход (d) которого соединен со всеми лампами 2, 3 габаритных огней транспортного средства. При этом ток от источника питания 13 поступает через прерыватель 7, обеспечивающий передачу сигнала в импульсном режиме, на вход (r) второго многопозиционного переключателя 14 и далее на соответствующие выходы (р, t), соединенные со всеми лампами 9, 10 указателей поворотов транспортного средства и на сигнальные лампы 11, 12 указателей поворотов, а также ток от источника питания 13 поступает на другой вход (s) второго многопозиционного переключателя 14, соединенный непосредственно с источником питания 13, и далее на соответствующий выход (y), соединенный с управляющим входом (c) переключающего устройства 5, и в результате поступления сигнала на управляющий вход (с) переключающего устройства 5 указанное устройство переходит в положение, при котором выход (d) переключающего устройства 5 соединяется по внутренней цепи с сигнальным входом (b), подключенным к устройству 6 временного сдвига. Тем самым ток от источника питания 13, проходящий через прерыватель 7, поступает не только на второй многопозиционный переключатель 14, но и на устройство 6 временного сдвига и далее на сигнальный вход (b) переключающего устройства 5, и через внутреннюю цепь переключающего устройства 5 ко всем лампам 2, 3 габаритных огней транспортного средства.
Посредством включения в цепь габаритных огней устройства 6 временного сдвига сигнала между прерывателем 7 и переключающим устройством 5 достигается попеременное включение всех ламп указателей поворотов и всех ламп габаритных огней транспортного средства, посредством того что сигнал, поступающий в импульсном режиме от прерывателя 7 к устройству 6 временного сдвига, после прохождения через устройство 6 временного сдвига оказывается сдвинутым по времени и в таком виде поступает на переключающее устройство 5 и далее к лампам габаритных огней транспортного средства.
Аналогичным образом с учетом раскрытия изобретения в описании специалистом в данной области могут быть реализованы другие варианты изобретения в объеме формулы изобретения, приводимой ниже.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДАЧИ СВЕТОВОГО СИГНАЛА И УСТРОЙСТВО СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2264933C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ РАЗВОРОТА | 1996 |
|
RU2129496C1 |
УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2021924C1 |
Устройство аварийной сигнализации транспортного средства | 1985 |
|
SU1320098A1 |
Устройство сигнализации транспортного средства | 1984 |
|
SU1168999A1 |
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2217331C2 |
РЕЛЕ ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2019 |
|
RU2728882C1 |
УСТРОЙСТВО ВНЕШНЕЙ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2149779C1 |
Устройство для сигнализации об изменении направления движения транспортного средства | 1982 |
|
SU1041344A1 |
Устройство контроля за исправностью ламп транспортного средства | 1977 |
|
SU653777A1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств (ТС). При подаче светового сигнала о необходимости помощи ТС "требуется помощь" осуществляют режим попеременного включения ламп указателей поворотов, и габаритных огней ТС. Цепь габаритных огней включает выключатель габаритных огней наружного освещения, лампы габаритных огней головных фар или фонарей, лампы габаритных огней задних фонарей и сигнальную лампу включения габаритных огней. Цепь указателей поворота включает прерыватель, многопозиционный переключатель, лампы передних указателей поворота, лампы указателей поворота задних фонарей и две сигнальные лампы включения указателей поворота левого и правого борта ТС. Цепь включения аварийной сигнализации включает сигнальную лампу включения аварийной сигнализации, многопозиционный переключатель, имеющий вход, подключенный после прерывателя к цепи указателей поворота, и два выхода, соединенные с соответствующими лампами указателей поворотов. Устройство дополнительно содержит переключающее устройство в цепи габаритных огней и устройство временного сдвига сигнала, поступающего от прерывателя, включенное между прерывателем и переключающим устройством. Последнее имеет два сигнальных входа, один из которых соединен с выключателем цепи габаритных огней наружного освещения, а другой - с устройством временного сдвига, один управляющий вход и один выход, соединенный с лампами габаритных огней. Многопозиционный переключатель цепи включения аварийной сигнализации дополнительно содержит вход, подключенный к источнику питания, и соответствующий выход, соединенный с управляющим входом переключающего устройства, причем он выполнен с возможностью включения цепи аварийной сигнализации либо цепи аварийной сигнализации одновременно с подачей сигнала на управляющий вход переключающего устройства цепи габаритных огней ТС. Устройство обеспечивает формирование сигнала о неблагоприятной ситуации на ТС с повышенной информативностью. 3 з.п. ф-лы. 1 ил.
DE 19945147 A1, 30.03.2000 | |||
US 5892439 A, 06.04.1999 | |||
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ГРУБОГО РУБЦЕВАНИЯ РОГОВИЦЫ | 1991 |
|
RU2040615C1 |
SOS-СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ | 2000 |
|
RU2183351C2 |
Авторы
Даты
2007-09-20—Публикация
2005-07-26—Подача