ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2000 года по МПК B64C11/20 B64C27/473 

Описание патента на изобретение RU2148527C1

Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов.

Известна конструкция лопасти воздушного винта вертолета (см. патент США N 3476484 НКИ: 416-230, 1970), наиболее близкая к предлагаемой, в которой комлевая часть лонжерона снабжена накладками, верхней и нижней, с торцевыми цилиндрическими участками, охватывающими петли композиционного материала снаружи, и с цилиндрическими участками, располагаемыми внутри петель и предназначенными для стыковки лопасти с элементами втулки. Накладки предназначены для фиксации положения петель и защиты комля лопасти от повреждения.

К недостаткам описанной конструкции можно отнести возможность скалывания накладки при ударе торцевой поверхности комля лопасти об ответные элементы втулки воздушного винта с последующим расслоением материала торца комля.

Технической задачей, решаемой заявляемым изобретением, является предотвращение повреждения комлевой части лопасти при возможных продольных деформациях в случае удара торцевой поверхности лопасти об ответные элементы втулки воздушного винта и повышение надежности лопасти.

Указанная техническая задача решается благодаря тому, что лопасть воздушного винта летательного аппарата из композиционных материалов, содержащая лонжерон и хвостовую часть и в комле лонжерона которой выполнены стыковочные отверстия, а со стороны торца в зоне стыковочных отверстий комель охватывают верхняя и нижняя накладки, снабжена втулками, расположенными в стыковочных отверстиях и выступающими над поверхностью накладок, и шайбами, охватывающими выступающие над поверхностью комля участки втулок, при этом накладки имеют отверстия под шайбы, диаметр которых обеспечивает установку шайб с зазором, а верхняя и нижняя накладки расположены со стороны торца комля внахлест или встык с установкой подложки.

Установка стыковочных шайб, охватывающих втулки, с тангенциальным зазором относительно накладок предотвращает скалывание шайб при возможных продольных деформациях накладки и при ударе торцевой поверхности комля об ответные элементы втулки воздушного винта.

Установка верхней и нижней накладок внахлест или встык с установкой крепящей подложки дополнительно усиливает торцы комля лопасти.

На фиг. 1 - изображен общий вид лопасти несущего винта;
на фиг. 2 - комель лонжерона с двумя полками, вариант исполнения накладок внахлест;
на фиг. 3 - внешний вид Г-образной накладки;
на фиг. 4 - узел Б на фиг. 2 в варианте исполнения накладок встык.

Лопасть воздушного винта летательного аппарата изготовлена из слоистых композиционных материалов и содержит лонжерон 1, хвостовую часть 2 и законцовку 3.

Комель лонжерона 1 имеет два ряда полок 4 с отверстиями для крепления лопасти к втулке воздушного винта, в которых установлены стыковочные втулки 5.

Со стороны торца на каждую полку 4 комля лонжерона 1 установлены верхняя и нижняя Г-образные накладки 6 и 7 соответственно, которые могут быть выполнены с установкой со стороны торца полки 4 как внахлест (фиг. 2, узел Б), так и встык с установкой дополнительно крепящей их подложки 8 (фиг. 4).

Втулки 5 выступают над поверхностью накладок 6 и 7, а отверстия в накладках 6, 7 обеспечивают установку шайб 9, охватыватывающих выступающие над поверхностью полок 4 участки втулок 5, с зазором 10.

Выступающие над поверхностью накладок 6, 7 части стыковочных шайб 9 имеют конические поверхности с углом к плоскости накладок β = 15 - 45o, что обеспечивает удобство навески лопасти.

При установке лопасти на втулку воздушного винта Г-образные накладки 6, 7, расположенные внахлест или встык, защищают торцевую поверхность лонжерона 1 от удара по элементам рукава втулки, предотвращая тем самым лонжерон 1 от расслоения. Установка накладок 6, 7 с тангенциальным зазором 10 относительно стыковочных шайб 9 и на высоту их цилиндрического пояса предохраняет шайбы 9 от скалывания при возможных продольных деформациях накладки 6 или 7 при ударе торцевой поверхности, а также защищает шайбы 9 от скалывания при ударе об ответные элементы втулки воздушного винта.

Похожие патенты RU2148527C1

название год авторы номер документа
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 1999
  • Дорошенко Н.И.
  • Демидович Л.Н.
  • Воробьев С.С.
  • Сиротинский Б.С.
RU2148532C1
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ 2014
  • Мидзяновский Станислав Петрович
  • Короткевич Михаил Захарович
RU2544442C1
Лопасть воздушного винта многоконтурной конструкции 2021
  • Селеменев Сергей Витальевич
  • Бурцев Борис Николаевич
RU2767574C1
СПОСОБ СТАТИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ 2007
  • Валеев Ирек Миннисламович
RU2336508C1
НАСАДОК К ВЫХЛОПНОМУ ПАТРУБКУ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВЕРТОЛЕТА 2003
  • Леонов Г.Н.
  • Богачев А.Б.
RU2230005C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ВЕРТОЛЕТА ОТ ТЕРМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТОКА МОЛНИИ 2000
  • Сяфуков А.Х.
  • Сорокин А.А.
RU2192991C2
МНОГОСЛОЙНАЯ БРОНЕПРЕГРАДА 2001
  • Баконин В.И.
  • Безруков Л.Н.
  • Коган И.С.
RU2180426C1
СКОРОСТНОЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ВЕРТОЛЕТ 2014
  • Мидзяновский Станислав Петрович
RU2555086C1
УСТРОЙСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА НЕСУЩЕГО ВИНТА ОДНОВИНТОВОГО ВЕРТОЛЕТА 2005
  • Рождественский Михаил Георгиевич
RU2281226C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЗИМУТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРУЗА НА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Мидзяновский Станислав Петрович
RU2429166C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 527 C1

Реферат патента 2000 года ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов. Лопасть воздушного винта летательного аппарата содержит лонжерон и хвостовую часть. В комле лонжерона выполнены стыковочные отверстия. Со стороны торца комель охватывают верхняя и нижняя накладки. В стыковочных отверстиях расположены втулки, выступающие над поверхностью накладок. Шайбы охватывают выступающие над поверхностью комля участки втулок. Накладки имеют отверстия под шайбы. Диаметр этих отверстий обеспечивает установку шайб с зазором. Верхние и нижние накладки расположены со стороны торца комля внахлест или встык с установкой подложки. Такое выполнение лопасти предотвращает повреждение ее комлевой части при продольных деформациях и повышает надежность лопасти. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 148 527 C1

Лопасть воздушного винта летательного аппарата из композиционных материалов, содержащая лонжерон и хвостовую часть и в комле лонжерона которой выполнены стыковочные отверствия, а со стороны торца комель охватывают верхняя и нижняя накладки, отличающаяся тем, что она снабжена втулками, расположенными в стыковочных отверстиях и выступающими над поверхностью накладок, и шайбами, охватывающими выступающие над поверхностью комля участки втулок, при этом накладки имеют отверстия под шайбы, диаметр которых обеспечивает установку шайб с зазором, а верхние и нижние накладки расположены со стороны торца комля внахлест или встык с установкой подложки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148527C1

SU 1462660 A1, 10.09.1996
US 4961687 A, 09.10.1990
US 3476484 A, 04.11.1969
ЛОПАСТЬ ИЗ ТЕРМОПЛАСТИЧНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ХВОСТОВОГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1993
  • Жак Антуан Обрий
  • Рене Луи Коффий
RU2113379C1

RU 2 148 527 C1

Авторы

Дорошенко Н.И.

Демидович Л.Н.

Воробьев С.С.

Баширов Я.К.

Попов С.М.

Даты

2000-05-10Публикация

1999-04-29Подача