УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЕЖОСЕВОГО РАССТОЯНИЯ, НЕПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ И СКРЕЩИВАНИЯ ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2000 года по МПК G01B5/14 

Описание патента на изобретение RU2148786C1

Изобретение предназначено для контроля межосевого расстояния непараллельности и скрещивания осей отверстий шатуна двигателя и может быть использовано в автосудоремонтных заводах и автосудотранспортных предприятиях.

Известен прибор для проверки шатунов на изгиб и скрещивание, содержащий вертикальную плиту, установочную оправку, расположенную перпендикулярно к плоскости плиты, призму с двумя отсчетными узлами, например индикаторами, и штатив с основанием, в котором закреплена установочная оправка, имеющая сменные накладки, кронштейном, размещенным на штативе с возможностью перемещения вдоль него в вертикальной плоскости, планшайбой с тремя сферическими опорами и соосной державкой для крепления в кронштейне с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости, а контрольная плита снабжена тремя сферическими гнездами, соответствующими сферическим опорам, и шарнирно установлена на этих опорах (см. авт. свид. СССР N 225478, G 01 B 5/30, 1968 г.).

Недостатком этого прибора являются большие погрешности при измерениях, связанные со значительным количеством промежуточных деталей в измерительной цепочке, начиная от базирования до отсчетного узла, кроме того, этот прибор определяет только отклонения осей отверстий от непараллельности и скрещивания.

Известно приспособление для контроля шатуна, содержащее основание с элементами базирования шатуна по его отверстию нижней головки и по отверстию верхней головки в виде измерительной оправки со сферическим шарниром и промежуточным элементом, установленным на этом шарнире, а другим концом - жестко на каретке, выполненной с возможностью перемещения вдоль линии, перпендикулярной осям элементов базирования и лежащей в плоскости этих осей, и отсчетные узлы, закрепленные на каретке, направление измерения одного из которых совпадает с направлением перемещения каретки и измеряющего межосевое расстояние, другой, измеряющий непараллельность, и третий перпендикулярно предыдущему - измеряющий скрещивание осей (см. авт. свид. СССР N 846992, G 01 B 5/24, 1981 г.).

Достоинством этого приспособления является возможность измерения не только непараллельность скрещивания, но и межосевое расстояние отверстий шатуна.

Недостатками этого приспособления являются определение различных параметров деформации шатуна разными отсчетными узлами через промежуточные элементы, что снижает точность измерений, а также нетехнологичность исполнения некоторых конструктивных элементов, в частности сферического шарнира.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение точности и стабильности измерений деформации шатуна, а также возможность измерить межосевые расстояния, непараллельность и скрещивание осей отверстий шатунов всех марок двигателей.

Сущность изобретения заключается в следующем.

Устройство содержит корпус, в котором выполнено отверстие с возможностью перемещения в нем на 360o кронштейна, на одном конце которого выполнен паз для установки отсчетного узла, а торец противоположного конца кронштейна контактирует с торцем неподвижного подпятника, смонтированного в нижней части отверстия корпуса, кроме того, на корпусе сверху выполнена выточка для установки сменных элементов, наружные поверхности которых конусообразны и служат для самоустановливания отверстиями нижних головок шатунов, а установка верхних головок своими отверстиями осуществляется на пальцы - базовые детали, смонтированные на сменные основания, присоединяемые к корпусу выточками и винтами.

Между тем измеряемые шатуны располагаются по радиусам относительно центра отверстия в корпусе, причем длина радиусов соизмерима с типоразмерами контролируемых шатунов, а окружности отверстия, выточек в корпусе и сменных основаниях, а также окружности конусообразных поверхностей сменных элементов и их отверстий концентричны между собой. Кроме того, во время контроля межосевого расстояния непараллельности и скрещивания осей отверстий кронштейн с закрепленным в его пазу отсчетным узлом со своими шкалой и наконечником поворачиваются на 360o относительно поверхности отверстия, при этом наконечник отсчетного узла прослеживает по элипсообразной образующей отверстия нижней головки шатуна. Стрелка шкалы отсчетного узла при этом отклоняется вправо или влево от "0" отметки, причем максимальное значение будет считываться на шкале при непараллельности отклонениями межосевого расстояния в момент нахождения наконечника отсчетного узла на продольной оси шатуна, а максимальное значение при скрещивании оси отверстия будет наблюдаться при нахождении наконечника отсчетного узла на оси отверстия нижней головки шатуна, пересекающейся с продольной осью под 90o, кроме того, настройка устройства перед измерениями шатунов осуществляется за счет образцового шатуна, стрелку шкалы отсчетного узла при этом устанавливают на "0" отметку.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображено устройство в разрезе А-А.

На фиг. 2 изображен его вид сверху.

Устройство для контроля межосевого расстояния непараллельности и скрещивания осей отверстий шатунов двигателей состоит из корпуса 1 с выточкой 2, отверстия 3, расположенного на продольной оси корпуса, кронштейна 4, установленного в отверстии 3 с возможностью поворота на 360o относительно поверхности отверстия 3, при этом кронштейн 4 контактирует своим нижним торцем 5 с плоскостью подпятника 6, смонтированного в нижней части отверстия 3, а на верхнем торце 7 кронштейна 4 выполнен паз 8 с возможностью установки и закрепления в нем винтом 9 отсчетного узла 10 в виде индикатора ИРБ с наконечником 11 и шкалой отсчета 12, а для перемещения кронштейна 4 на 360o при измерении шатуна 13 служит ручка 14, прикрепляемая к кронштейну 4, кроме того, к корпусу 1 выточками 15 присоединяются болтами 16 сменные основания 17, в состав которых входят большое количество установленных на них пальцев 18, имеющих бурты 19 для базирования при измерении шатунов 13 своими отверстиями 20 верхних головок 21 в зависимости от их типоразмеров, а нижняя головка 22 шатуна 13 своим отверстием 23 при этом укладывается на конусную поверхность 24 сменных элементов 25 в виде колец в зависимости от типоразмеров измеряемых шатунов 13, причем сменные элементы расположены в выточке 2 корпуса 1, для настройки устройства перед измерениями шатунов 13 служат образцовые шатуны, стрелку шкалы для этого устанавливают на "0" отметку.

Устройство работает следующим образом - попеременно измеряемые типоразмеры шатунов 13 своими отверстиями 20 верхних головок 21 базируют на пальцах 18 с буртами 19, смонтированными на сменных основаниях 17, присоединяемых выточками 15 и болтами 16 к корпусу 1, а в это же время отверстия 23 нижних головок 22 шатунов 13 укладываются на конусную поверхность сменных элементов 25 в виде колец, устанавливаемых на выточке 2 корпуса 1. В дальнейшем отсчетный узел 10, установленный в пазу 8 и закрепленный винтом 9 к верхнему концу кронштейна 4, своим наконечником 11 прослеживает по образующим отверстиям 23 нижних головок 22 шатунов 13 и в это же время на шкале 12 отсчетного узла 10 считываются результаты измерений, так, например, максимальные отклонения при непараллельности межосевого расстояния регистрируются на шкале 12 при нахождении наконечника 11 отсчетного узла 10 в месте прохождения продольных осей шатунов 13, а максимальное значение отклонений скрещивания осей отверстий будут считываться на шкале 12 в тот момент, когда наконечник 11 будет находиться на поперечных осях отверстий 23 относительно продольных осей шатунов 13. При измерительных процессах кронштейн 4 совместно с отсчетным узлом 10, его наконечником 11 и шкалой 12 поворачивается на 360o за счет ручки 14 относительно отверстия 3 и плоскости торца подпятника 6 корпуса 1, взаимодействующего с нижним торцем 5 кронштейна 4. Перед проведением измерений осуществляется настраивание устройства за счет образцового шатуна, при этом стрелка шкалы 12 отсчетного узла 10 устанавливается на начало отсчета "0"-ую отметку.

Похожие патенты RU2148786C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ДЕФОРМАЦИИ И ОБНАРУЖЕНИЯ ТРЕЩИН В ПОЛЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЯХ С ОПОРНЫМИ БУРТАМИ 1995
  • Синельников Борис Иосифович
  • Бекмагамбетов Марат Махметович
RU2127864C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР 2001
  • Синельников Борис Иосифович
  • Бекмагамбетов Мурат Махметович
  • Дъяченко Александр Прокопьевич
RU2235656C2
Устройство для контроля шатунов 1989
  • Синельников Борис Иосифович
  • Беспалов Юрий Алексеевич
  • Сагитаев Ернур Копанович
  • Суранчиев Мурат Турганович
  • Шумейко Сергей Григорьевич
  • Шилов Геннадий Тимофеевич
SU1702162A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Синельников Борис Иосифович
  • Бекмагамбетов Мурат Махметович
RU2242553C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ ПОВРЕЖДЕННЫХ ТОНКОЛИСТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ 1998
  • Синельников Борис Иосифович
  • Бекмагамбетов Мурат Махметович
  • Могильный Валерий Валентинович
RU2193939C2
Устройство для контроля расположения осей отверстий деталей 1985
  • Беломесяцев Борис Васильевич
  • Бойко Леонид Сергеевич
  • Заглада Евгений Александрович
  • Левченко Виталий Иванович
SU1377569A1
Устройство для измерения отклонений от соосности осей отверстий 1990
  • Синельников Борис Иосифович
SU1747868A1
Способ ориентации шатуна на расточном станке 1991
  • Манухин Валерий Алексеевич
  • Болдырев Александр Викторович
  • Согачев Валерий Семенович
  • Ларин Александр Васильевич
  • Калужских Евгений Васильевич
  • Лосев Вячеслав Васильевич
SU1816561A1
Прибор для измерения отклонений угла профиля резьбы 1975
  • Чеканов Владимир Ермолаевич
SU702234A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Синельников Борис Иосифович
  • Бекмагамбетов Мурат Махметович
RU2248424C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 148 786 C1

Реферат патента 2000 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ МЕЖОСЕВОГО РАССТОЯНИЯ, НЕПАРАЛЛЕЛЬНОСТИ И СКРЕЩИВАНИЯ ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ ШАТУНА ДВИГАТЕЛЯ

Устройство содержит корпус, в отверстии которого установлен кронштейн с возможностью поворота на 360o. На верхнем торце кронштейна закреплен отсчетный узел. Нижний торец кронштейна контактирует с подпятником, смонтированным в отверстии корпуса. Элемент для установки нижней головки шатуна выполнен сменным в виде кольца с конусообразной наружной поверхностью. К корпусу присоединено сменное основание, на котором в зависимости от типоразмеров измеряемых шатунов установлены базовые детали в виде пальцев. Устройство обеспечивает достижение высокой универсализации и повышение точности измерений. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 148 786 C1

Устройство для контроля межосевого расстояния, непараллельности и скрещивания осей отверстий шатуна двигателя, содержащее корпус, а также элемент и базовую деталь для установки на них отверстием соответственно нижней и верхней головок шатуна, и отсчетный узел, отличающееся тем, что в корпусе выполнено отверстие с возможностью поворота в нем на 360o кронштейна, на верхнем торце которого выполнен паз с возможностью закрепления на нем отсчетного узла, а нижний торец контактирует с подпятником, смонтированным в отверстии корпуса, элемент для установки на него отверстием нижней головки шатуна выполнен сменным в виде кольца с конусообразной наружной поверхностью, а к корпусу присоединено сменное основание, на котором в зависимости от типоразмеров измеряемых шатунов установлены базовые детали в виде пальцев.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2148786C1

Приспособление для контроля шатуна 1979
  • Галкин Михаил Сергеевич
SU846992A1
Устройство для изготовления изделий из бетонных смесей 1983
  • Гаврищук Олег Тарасович
  • Лутошкин Евгений Иванович
SU1093565A1
Устройство для измерения межосевого расстояния отверстий 1985
  • Кондратьев Анатолий Николаевич
SU1359641A1
Устройство для контроля межцентрового расстояния отверстий 1989
  • Кафтанатьев Владимир Георгиевич
  • Баканова Любовь Викторовна
SU1634978A1

RU 2 148 786 C1

Авторы

Синельников Борис Иосифович

Даты

2000-05-10Публикация

1995-08-08Подача